Методическая разработка урока 4К по математике по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
методическая разработка по математике (5 класс)

Низамиева Лада Вадимовна

Методическая разработка посвящена уроку математики в 5 классе при изучении темы «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» по учебнику Виленкина Н.Я. Ориентиром при создании данной методической разработки являлся федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Отличительной чертой нового стандарта является то, что он носит деятельностный характер. Требования к результатам обучения по выбранной теме урока сформулированы в виде личностных, метапредметных, предметных результатов и представлены ниже в виде таблицы. Для оформления и представления целостной картины современного урока в настоящее время используются технологические карты. По выбранной теме урока разработана технологическая карта. При подготовке к занятиям в условиях ФГОС на уроке должны активно использоваться информационные технологии, поэтому к уроку разработана презентация, слайды которых находятся в приложении 1. Потенциальными пользователями, кому может быть полезна данная разработка могут быть учителя математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh._karta_po_teme_umnozhenie_des._dr._na_nat._chisla.docx775.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6”

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка

урока по математике

по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»

Автор:

Низамиева Лада Вадимовна

учитель математики

МБОУ «СОШ» №6 Елабужского

муниципального района

Республики Татарстан

SidorovaLada13@mail.ru 

89083314343


Аннотация

Методическая разработка посвящена уроку математики в 5 классе при изучении темы «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» по учебнику Виленкина Н.Я. Ориентиром при создании данной методической разработки являлся федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения. Отличительной чертой нового стандарта является то, что он носит деятельностный характер. Требования к результатам обучения по выбранной теме урока сформулированы в виде личностных, метапредметных, предметных результатов и представлены ниже в виде таблицы. Для оформления и представления целостной картины современного урока в настоящее время используются технологические карты. По выбранной теме урока разработана технологическая карта. При подготовке к занятиям в условиях ФГОС на уроке должны активно использоваться информационные технологии, поэтому к уроку разработана презентация, слайды которых находятся в приложении 1. Потенциальными пользователями, кому может быть полезна данная разработка могут быть учителя математики.


Содержание

Аннотация        2

Введение        4

Технологическая карта урока        5

Характеристика этапов урока        7

Приложение 1. Слайды презентации к данному уроку        17

Приложение 2. Задание (карточка с пропусками) для самостоятельной работы        19


Введение

Актуальность данной работы заключается в том, современное образование отказывается от традиционного предоставления материала урока и склоняется к тому, что ученик сам в процессе своей деятельности  «открывает новые знания». Сегодня перед педагогом стоит задача вооружить учащихся таким умением как умение учится. Современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учащимися разрабатывается в виде технологической карты. Технологическая карта к уроку математики для 5 класса по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» разработана таким образом, что ученики сами формулируют тему урока, правило умножения десятичных дробей на натуральные числа. Практическая значимость работы заключается в том, что разработка технологических карт повышает профессиональную компетентность учителей при подготовке к уроку.

Цель методической разработки: разработать технологическую карту к уроку математики 5 класса по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».

Использование технологической карты позволяет учителю максимально оценить эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Разработанная технологическая карта позволит учителю осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».

Технологическая карта урока

1. Данные об учителе: __Низамиева Лада Вадимовна ______________________________________________

2. Предмет: _математика_________Класс:___5_________Учебник (УМК): __автор: Виленкин Н.Я.________

3. Тема урока:_Умножение десятичных  дробей на натуральные числа _________________

4. Тип урока:__урок открытия нового знания ___________________

5. Оборудование:_учебник, доска для мела, интерактивная доска, листы А4, маркеры____________________

6. Цель урока как планируемый результат обучения, планируемый уровень достижения целей:

- формировать навыки умножения десятичных дробей на натуральные числа;

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

- решают примеры, проговаривая способ решения  

- составляют алгоритм умножения десятичных дробей на натуральные числа

- решают задачи, применяя алгоритм

- знать правило умножения десятичных дробей на натуральные числа;

- уметь умножать десятичные дроби на натуральные числа;

- применять правило умножения десятичных дробей на натуральные числа при решении задач на практике.

Метапредметные

Регулятивные:

Совместно с учителем планируют учебные действия и осуществляют оценку результатов своей деятельности во время урока.

Коммуникативные: 

Решают примеры обсуждая способы решения в паре.

Познавательные:

Выдвигают гипотезы, предположения, предложения по решению незнакомой задачи, совместно с учителем формулируют тему урока.

Регулятивные:

- умение совместно с учителем планировать свою учебную деятельность и осуществлять самооценку.

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать с напарником в обсуждении способов решения заданий

Познавательные:

 - умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Личностные

Решают задачи, аргументируя свои рассуждения.

Оценивают деятельность напарника по решению поставленных задач в соответствии с установленными критериями.

- умение грамотно и аргументированно излагать свои мысли при решении поставленной задачи.

-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности в парной работе.


Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Задачи

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. 1.Организационный момент урока и мотивация к учебной деятельности

2

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Эпиграф нашего урока: (слайд 1)

«Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» (Цицерон)

Как вы понимаете это высказывание?

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (убеждение в значимости учения)

Фронтальная

Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Слушают учителя, настраиваются на работу.

Учащиеся выражают свое мнение по пониманию смысла эпиграфа урока.

2. Актуализация знаний

10

Организовать актуализацию знаний

Задумайте любое натуральное число, прибавьте к нему следующее за ним число, далее прибавьте к вашему результату число 9, после поделите на 2 и отнимите с вашего результата задуманное ранее вами число. Теперь поднимите руки те, кто получил в результате выполненных действий ответ 5. Я вам желаю получить сегодня всем оценку 5!

Далее выполняем устные упражнения   

(слайд 2-4)

Методы контроля (устный опрос)

Фронтальная

Организует устный счет учащихся на уроке  

Решают примеры, которые предложил учитель на интерактивной доске

2,5 – 1,6=…

1,8 + 2,5=…

3,2 – 1,4=…

2,7+ 1,6=…

Методы контроля (письменный контроль)

Парная

Раздает задания по рядам, для парной работы на уроке

Решают примеры, которые предложил учитель на листах А4 маркерами.

3. Фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Изучение нового материала

8

Создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия.

Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения

Организовать

деятельность учащихся по   изучению нового материала.

Слайд 6.

Задача. На детской площадке решили построить песочницу квадратной формы, сторона которой равна 1,23м. Определите периметр этой песочницы.

Что такое периметр? Давайте найдем периметр этой песочницы.

Найти способом сложения длин сторон.

1,23 + 1,23 + 1,23 = 1,23 = 4,92 (м)

А как по-другому можно было найти тот же периметр? (длину стороны умножить на 4)

Умножим числа, выражающие длины сторон, на 4. Мы решили задачу двумя способами,  поэтому и ответ у нас должен получиться одинаковый.

           1,23 · 4 = 4,92

Как называется число вида 1,23 (десятичная дробь), а число 4 (натуральное число)?

Какое действие  выражает запись 1,23*4 (умножили десятичную дробь на натуральное число)

Подумайте, что нужно нам сделать для того, чтобы научиться решать такие задачи.

 Итак, для этого нужно определить тему урока, составить и описать алгоритм, научиться применять его при решении задач, проанализировать результаты своей работы.

Давайте попробуем сформулировать тему урока:

«Умножение десятичных  дробей на натуральное число».

Откройте тетради и запишите  число и тему урока.

Вернемся к нашему примеру

1,23*4. Мы выяснили  что у нас записано умножение десятичной дроби на натуральное число, можем мы без знания необходимого правила выполнить его? Пока нет, давайте попробуем сформулировать правило умножения десятичной дроби на натурально число:

Умножим числа 123 и 4 не обращая внимание на запятую, у нас получилось число 492. Посчитаем количество чисел до запятой в числе 1,23. В полученном произведении отделим запятой справа столько же цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Почему запятую поставили именно на этом месте? Объясните? Сделайте вывод.

Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся (проблемно-поисковый)

Фронтальная

Задает вопросы учащимся по решению задачи.

Учащимся предлагается решить задачу (слайд 6).

Учащиеся предлагают два способа решения данной задачи.

Выдвигают гипотезы, предположения, предложения по решению незнакомой задачи.

Оформляют решение задачи в тетрадях и на доске.

Совместно с учителем планируют учебные действия

Формулируют тему урока

Умножают числа 123 и 4 не обращая внимание на запятую.

Формулируют правило умножения десятичных дробей на натуральные числа

4. Первичное закрепление знаний

15

Организовать

усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Давайте     еще раз повторим правило и закрепим его при  решении следующих задач (10-12).     

Рассматриваются примеры:

1. Лиса за неделю съедает 8,9 граммов мяса птицы сколько съест лиса граммов птицы за 6 недель?   

 8,9 · 6 = 53,4;              

2. Коза в день дает 3,75 литра молока. Сколько даст молока коза за 12 дней?  

  3,75 · 12 = 45;  

3. Черепаха за 1 час проползает 2,4 метра. Сколько метров проползет черепаха за 2 часа?   

   2,4∙2=4,8    

4. Одна утка весит 3,6 килограмма. Сколько килограммов весят 4 утки?

   3,6∙4=14,4      

Репродуктивные методы обучения

Фронтальная

 Организует работу учащихся у доски, следит за решением и оформлением задач.

Выполняют задания у доски и в тетрадях, грамотно аргументируя свои рассуждения при решении поставленных задач.

5. Контроль и самопроверка знаний

6

Организовать сам раб учащихся.

Учащимся раздаются листочки с самостоятельной работай (Приложение 2).

0,3∙2=

0,8∙3=

1,6∙5=

(слайд 13)

Выводятся на экран ответы по самостоятельной работе.

Слайд с критериями и правильными ответами

Самостоятельная работа

Индивидуальная и

парная

Организует сам раб учащихся.

Самостоятельно решают примеры на карточках и оценивают соседа по парте по установленным критериям.

6. Рефлексия

2

Организовать рефлексию, самооценку учебной деятельности.  

(слайд 14)

Давайте еще раз вспомним правило умножения десятичной дроби на натуральное число

 Продолжите предложение:

  • Мы сегодня узнали …
  • Больше всего мне понравилось…
  • Работать мне было…
  • Я затруднялся…

Дискуссия

Фронтальная

Организует рефлексию, объявляет оценки за ответы и работу на уроке.

Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку.

7. Домашнее задание

2

Сообщить задания домашней работы

(слайд 15)

Уровневые задания

Демонстрация

Фронтальная

Сообщает задания домашней работы

Записывают домашнее задание.

Приложение 1. Слайды презентации к данному уроку

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Приложение 2. Задание (карточка с пропусками) для самостоятельной работы

                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число

Методическая разработка урка математики  в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....

Технологическая карта урока по математике на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Технологическая карта урока по математике  на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Конспект урока по математике в 5 классе соответствует программе образовательных учреждений. Тип урока: изучение новой темы. На уроке используетс ядидактические методы обучения: проблемно- поисковый, м...

Методическая разработка по математике 5 класс "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Конспект и презентация по математике 5 класс "Умножение десятичных дробей"...