Главные вкладки

    Технологическая карта урока по математике на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"
    учебно-методический материал (5 класс) на тему

    Городничева Елена Алексеевна

    Технологическая карта урока по математике  на тему : "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_po_matem.doc112.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выполнила:Городничева Е.А.., учитель математики;

                                                                                                                                        МОУ «СОШ № 2»  г. Мценска

    Технологическая карта урока

    Предмет: математика

    Класс: 5

    Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина

    Тема урока: умножение десятичных дробей на натуральное число.

    Цели урока:

    1. Обеспечить осознанное усвоение алгоритма: « Умножения десятичных дробей на натуральное число.»
    2. Формировать способность практического применения алгоритма.
    3. Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.

    Тип урока: изучение нового материала

               План урока:

    1. Организационный момент
    2. Актуализация опорных знаний
    3. Изучение нового материала
    4. Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач
    5. Самостоятельная работа. Самопроверка.
    6. Домашнее задание.
    7. Итог. Рефлексия.

         

    Необходимое оборудование: таблица «Натуральные числа и десятичные дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.

    Вид планируемых учебных действий:

    Предметные: 1) уметь в процессе реальной ситуации использовать умения умножать десятичные дроби на натуральные числа..

    2)умение решать основные типы задач с использование умений умножения десятичных дробей на натуральные числа.

    Регулятивные: 1)самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном. 

    2) планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

    Познавательные: закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме .

    Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

    Личностные: формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    Вводно-мотивационная часть урока(5 мин)

    1

    Организационный момент. (1мин)

    Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

    Озвучивает тему и цель урока

    - Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)

         Натуральные числа                                           Десятичные дроби                                                                        

       Запись                                                                       Запись, перевод

       Сравнение                                                                       Сравнение          

                                                          

                                             Сравнение      

            Сложение                                                                 Сложение

                                                                               

                                              Сложение      

                                             

                Вычитание                                                       Вычитание

                                          Вычитание

       Умножение

       

                                          ?      

                   

    - Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями и натуральными числами? (Умножение дес. дробей на натуральное число)

    - Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм умножения  десятичных дробей  натуральное число)

    - Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)

    Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

    Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

    Личностные: самоопределение, смыслообразование.

    Регулятивные: планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.

    Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

    2

    Актуализация знаний.(4мин)

    Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: умножение десятичных дробей на натуральные числа.

    Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

    - Начнем с устной работы.

    Задание 1.

    -Запишите в тетради натуральные числа: 1) двадцать пять;2) триста семь

    -Выполните умножение натуральных  чисел.

    -Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски)

    -Сформулируйте умножения натуральных чисел

    Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.

    Основная часть урока (операционная) (25 мин)

    3

    Изучение нового материала.(15 мин)

    Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

    - Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.

    Задание 2.

    Мама купила 2,7 кг яблок, а бананов в 3раза больше. Сколько кг бананов купила мама?

    - Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин.

    ПЛАН:

    Яб. – 2,7 кг

    Бан. – ? в  3 раза больше, чем яблок    

    2,7 х 3 = ?

    - Проблема: как умножить десятичную   дробь на натуральное число?

    - Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(умножение натуральных чисел)

    - В чем сложность?

    - Каким другим действием можно заменить это произведение (сложением трёх слагаемых равных  2,7)

    - Хорошо! Откройте учебник на с.204.

    - Найдите и прочитайте алгоритм умножения десятичных дробей.

    - Расскажите алгоритм друг другу.

    - Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)

    Задание 3.

    3,7 х 25 = ?

    1) перемножить числа , не обращая внимание на запятую;

      3,7

      25

    185

    74_

    925

    2)в полученном произведении отделить справа столько знаков, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

      3,7

      25

    185

    74_

    92,5

    Теперь мы можем ответить на вопрос задачи 2: 

    2,7 х 3= 8,1(кг)  бананов купила мама.

                                                                                                    Ответ:8,1 кг.

    Задание 4

    8,75х100= 875

    Чтобы умножить десятичную дробь на 10,100, 1000 и т.д. надо перенести запятую на столько знаков вправо сколько нулей стоит в множителе после единицы.

    95,37 х 10=953,7

    13,509 х 1000 = 13509, =13509

    13,7 х 100 = 1370, = 1370

    Читают текст задачи.

    Обсуждают.

    Составляют план.

    Называют правила, которыми  будут пользоваться при выполнении данного задания.

    Выполняют действие в тетради.

    Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.

    Составляют схему действий.

    Комментируют выполнение задания.

    Личностные: самоопределение, смыслообразование.

    Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.

    4

    Закрепление. Формирование практических навыков решения задач. (8 мин)

    Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

    - Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. 

    № 1308

    - Прочитайте условие задачи. Перескажите.

    - Составим модель задачи на доске и в тетради.

    - Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

       Сторона шест.- 9,76 см

       Периметр -? см        

    Решение:

    9,76 х 6 = 58,56(см) – периметр.

    Ответ: 58,56 см.

                                               

    № 1306 (б,г, е)

    (три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

    - Прочитайте задание.

    - Выполните умножение десятичных дробей на натуральное число по алгоритму.

    Б) 3,75 х12=45

    Г) 10,45 х 42 = 43,9

    Е) 25,85 х 98 = 2533,3

    № 1307

    (два ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

    - Прочитайте задание.

    - Запишите сумму в виде произведения.

    - Выполните умножение десятичных дробей на натуральное число  по алгоритму.

    А) 3,69+3,69+3,69+3,69+3,69 = 3,69 х 5 = 18,45

    Б) 18,04+18,04+18,04+18,04+18,04+18,04 = 18,4 х 6 =  =108,24

    Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.

    Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.

    Личностные: осознание ответственности за общее дело

    Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

    Физпауза (2мин)

    Давайте немного отдохнем.

    Поднимает руки класс – это «раз».
    Повернулась голова – это «два».
    Руки вниз, вперед смотри – это «три».
    Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
    С силой их к плечам прижать – это «пять».
    Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

    Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

    Задание 5. (устно)

    - Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.

    - Вразброс даны части алгоритма умножению десятичных дробей на натуральное число. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам и удалите неверные  части алгоритма.

    Алгоритм

          1.В полученном произведении отделить справа столько знаков, сколько их отделено запятой в десятичной .

           2.Уравнять количество знаков после запятой.

           3.Перемножить числа , не обращая    внимание       на запятую;

         4.  Записать их друг под другом, чтобы        запятая была под запятой.

    Ответ:3,1 и неверные 2,4



    Работа в парах по восстановлению алгоритма.

    5

    Самостоятельная работа. Самопроверка. (5 мин)

    Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

    Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

    - Какое задание необходимо выполнить?

    - Заполните таблицы самостоятельно.

    1 вариант                                          2 вариант

    Х

    0,8

    1,2

    0,45

    х

    0,2

    1,5

    0,04

    12

    18

    10

    100

    - Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

    - У кого возникли затруднения при выполнении задания?

    - В каком месте?

    - Кто правильно выполнил задание?

    - Оцените себя.

    Осуществляют самопроверку.

    Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.

    Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

    Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.

    6

    Домашнее задание. (2 мин)

    Цель – обсудить и записать домашнее задание.

    Домашнее задание.

    - Запишите задание: №1330(а,б),№1333(а,г,ж).

    Даёт комментарии к домашнему заданию

    Записывают домашнее задание.

    Итог урока (рефлексивно-оценочная) (3 мин)

    Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

    Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

    - Удалось ли вам решить проблему урока?

    - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

    - Проанализируйте свою работу.

    (раздаются карточки рефлексии)

    1. Мне понятно, как умножать десятичные дроби на натуральное число ________________________
    2. Я смогу применить алгоритм умножения десятичных дробей на натуральное число ______________
    3. Мне понятно, как умножать десятичные дроби  на 10, 100, 1000 и т.д.__________________________
    4. Я смогу применить алгоритм умножения десятичных дробей  на 10, 100, 1000 и т.д.______________

    Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Коммуникативные: аргументация своего мнения


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики по теме: Умножение десятичных дробей на натуральное число

    Методическая разработка урка математики  в 5 классе пор теме: Умножение десятичных дробей по УМК под редакцией Виленкина с применеием ЭОР.Содержит план конспект урока....

    урок презентация по теме: "Умножение десятичных дробей на натуральное число"

    Урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний. Весь ход урока размещен на слайдах, отражены все этапы урока. Подобраны задания для организации устной работы, закрепления из...

    Презентация к уроку по математике в 5 классе на тему "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

    Данная презентация для изучения темы "Умножение десятичных дробей на натуральные чила". В презентации присутствует: 1. Анимация (правило переноса запятой в десятичной дроби); 2. Примеры на повторение...

    Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

    Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". В приложении дана мультимедийная презентация к уроку. Это урок изучения на у...