Типы дифференцированных программ (доклад)
материал по математике

доклад по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie-2_2.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретический материал к теме по самообразованию: «Применение уровней дифференциации при организации контроля ЗУН учащихся».

Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – лёгкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Следовательно, перед каждым учителем стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

Решение этой проблемы определило цель исследования – проанализировать успех обучения при использовании методик внутриклассной дифференциации: как используются преимущества технологии внутренней дифференциации, которая обеспечивает каждому школьнику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учётом его индивидуальных особенностей.

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников.

Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость

осуществления дифференцированного подхода к учащимся - как к определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным ученикам. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход

становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не

должно сводиться лишь к эпизодическому добавлении в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.

В концепции школьного математического образования дифференциация рассматривается как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования, его перевода на новую культурообразующую базу.

Типы дифференцированных программ

По технологии Н.П.Гузика выделяются три типа дифференцированных программ («А», «В», «С») разной степени сложности. Между этими программами существует строгая преемственность, по каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт – минимальный, или репродуктивный. Здесь особенностью обучения является многократность повторения, умение выделять смысловые группы. Вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание и т.д.

Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый, прежде чем приступить к заданиям «В», «А».

Программа «В» - аналитико-синтетический уровень, обеспечивает приёмами умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Здесь кроме конкретных знаний вводятся дополнительные сведения, расширяющие материал уровня «С».

Программа «А» - творческий или продуктивный уровень, поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусмотрены развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование. Этот уровень позволяет учащимся проявлять себя в дополнительной самостоятельной работе. В связи с этим домашние задания тоже дозируются:

- программа «С» - точно соответствует обязательным результатам обучения (учебник)

- программа «В» - предполагает включение дополнительных заданий из учебника (учебник +вопрос из учебника)

- программа «А» - задания из вспомогательной учебно-методической или научной литературы (вопрос из учебника+дополнительный вопрос)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты, программы, доклады

Всемя перемен, новых технологий, новых подходов в решении назревших проблем воспитания...

Проекты, программы, доклады

Докады, отчеты, анализы..Всемя перемен, новых технологий, новых подходов в решении назревших проблем воспитания...

Доклад на тему: "Самостоятельная работа учащихся в процессе дифференцированного обучения"

На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного...

"Условные предложения трех типов. Их дифференцирование"

Представлена систематизация грамматического материала "Условные предложения трех типпов" и тесты для проверки усвоения материала....

Использование дифференцированных заданий индивидуального характера на разных типах уроков по химии

Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Ведь основная цель образования – создать условия для самореал...

«Типы ситуаций успеха».доклад

Успех легко измерить. Это расстояние между тем ,с чего вы начинали, и вашим последним достижением.Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно ...