Открытый урок "Шкалы и координаты"
методическая разработка по математике (5 класс)

Урок по развитию  функциональной грамотности  " Шкалы  и  координаты  "  5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryttttttttttttttttt7.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок "Шкалы и координаты"

Математика

 Класс 5      

Дидактическая цель – способствовать развитию универсальных учебных действий в процессе изучения нового материала в системе формирования математической функциональной грамотности учащихся 5–6-х классов.

Тип урока – урок изучения нового материала

.

Планируемые результаты (цели занятия по содержанию):

1) предметные: восстановление навыков чтения показаний на шкалах различного вида; интерпретация прочитанных на приборе данных; применение знаний о делении отрезков на равные части для  градуирования  шкал;

2) метапредметные: анализировать тексты задач; извлекать необходимую информацию из текста задачи: выделять условия, требования задачи; определять, достаточно ли условий для решения задачи; выполнять классификацию задач по способу решения; строить простейшие логические цепочки, оценивать полученный ответ обнаруживать эффективные приемы работы с учебным текстом (приемы работы с объяснительным текстом, приемы работы с текстом задачи); оценивать полноту извлеченной информации, точность воспроизведения информации; развивать индивидуальные приемы контроля и оценки по ходу выполнения работы и по конечному результату;

3) личностные: сравнивать личный опыт с рассуждениями, содержащимися в учебнике; накапливать опыт для последующего обобщения и формирования внутрипредметных  и  межпредметных связей; развивать индивидуальные приемы наблюдения, анализа, сравнения.

Метод обучения – исследовательский.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

 дидактические материалы (тест); средства самоконтроля.

Ход урока

Компоненты урока

Действия учителя

Действия учащихся

Целеполагание и мотивация.

Актуализация знаний.

Изучение нового материала

Организует целеполагание и мотивацию в процессе актуализации знаний.

Проводит фронтальную беседу, обращаясь к опыту учащихся:

– Вспомните, с какими измерительными приборами вы встречались? Что общего у всех этих приборов? Как прочитать показания прибора? А если стрелки нет?

Отвечают:

– термометр; спидометр; часы; весы; линейка;

– есть деления; делениям соответствуют числа.

Посмотреть, что показывает стрелка.

???

Осуществляет постановку первичной учебной задачи с целью установления связей между возникшей ситуацией и имеющимися у обучаемых знаниями.

– А как наносят деления? Вспомните, каким образом нанесены эти деления на термометре?

Ставит новую учебную задачу для определения источника информации, с которым учащиеся будут работать.

– А как нанесены штрихи на других приборах? Существуют ли какие-то общие приемы?

Сформулируйте цели занятия.

– К какому источнику информации можно обратиться для того, чтобы преодолеть возникшее затруднение?

Организует операционально-познавательную работу на уроке с целью разрешения проблемной ситуации об устройстве шкал.

– Сравните известные вам действия с теми, что предложены в учебнике математики. Найдите в тексте учебника соответствующее описание.

Учитель с помощью учащихся дает комментарий по поводу полноты и законченности каждого предложенного фрагмента

???

– На уроках окружающего мира мы изучали устройство термометра. 00 – температура замерзания воды; 1000 – температура ее кипения; а дальше расстояние от 0 до 100 расчертить на 100 одинаковых делений.

???

Узнать, как нанести штрихи на приборах.

Об этом можно узнать из учебника, а можно из Википедии.

Читают текст учебника. Предлагают для обсуждения свои гипотезы – отрывки текста, которые наилучшим, по их мнению, образом соответствуют поставленной задаче

Проводит диагностику первичного (ориентировочного) усвоения материала с целью структурирования учащимися субъективно новой информации в форме сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра:

– Представьте себе, что вы учитель и хотите познакомить учащихся с данной темой. Предложите свой план изучения этой темы

Составляют план изучения темы:

1. Название темы («Шкалы»).

2. Как построить шкалу:

(– построить луч; – обозначить начало луча; – выбрать единичный отрезок на луче).

3. Выполнить упражнения на построение шкал

Осмысление уровня усвоения новой учебной информации в структурированном виде.

А теперь прочитайте еще раз текст учебника по разработанному вами плану. Проверьте, верна ли предложенная в плане последовательность построения шкалы.

Диагностика понимания объяснительного текста учебника.

Проверьте себя. Выполните тест по теме «Шкалы»

Обучающий тест по теме «Шкалы»

Отметьте верные утверждения знаком «+» ; неверные «–».

  1. Шкалы нужны

а) для чтения показаний измерительных приборов;

б) выполнения измерений;

в) выполнения измерений и для чтения показаний измерительных приборов.

2. Алгоритм построения шкалы: а) отметить точку начала отсчета;

б) определить направление отсчета;

в) указать единичный отрезок.

 3. Основные типы задач по теме «Шкалы», представленные в объяснительной части текста учебника математики:

а) задачи на чтение показаний измерительных приборов;

б) задачи на построение шкалы;

в) задачи на определение координат точки на шкале;

г) задачи на определение цены деления шкалы.

4. Все типы задач из пункта 3 представлены в учебнике математики на с. 23.

Организует подведение итогов тестовой работы (можно с помощью интерактивной доски).

– Какие пункты теста вы отметили знаком +?

– Сколько неверных утверждений в данной работе?

– Достигли ли мы первоначальной цели нашей работы?

Читают еще раз текст учебника и выполняют задания

Выполняют тест

Выполняют проверку результатов теста, адекватности самооценки, контроль целереализации.

Все.

– Их здесь нет.

– Да, мы изучили, как построить шкалы;

– на определение цены деления шкалы (108; 110);

– на определение координат точки на шкале (108; 110);

– на построение шкалы

№ 111

Организует решение задач в соответствии с классификацией:

Проанализируйте текст задачи 109.

1. Что требуется определить?

2. Что известно?

3. Достаточно ли данных для ответа на вопрос?

Дайте ответ на поставленные вопросы.

– Чем похожи задачи 108 и 109? В чем их отличия?

– Какие дополнительные действия по сравнению с задачей 109 надо выполнить, чтобы ответить на вопросы?

1. Требуется узнать, на сколько градусов изменится температура воздуха за ночь.

2. Известно, что каждое деление составляет 2 0С.

3. Данных достаточно, поэтому, чтобы ответить на вопрос задачи, надо 20 умножить на количество делений и прочитать в учебнике, опустился или поднялся столбик термометра.

(Ответы: а) температура повысилась на 60; б) температура понизилась на 80; в) температура понизилась на 120; г) температура повысилась на 100.)

Сходство: обе задачи о показаниях термометра.

Различия:

а) в № 109 известно, что одно деление – 20С, а в № 108 надо по рисунку понять, сколько градусов составляет 1 деление;

б) в № 109 одно требование, а в № 108 – 2, сначала надо ответить, сколько градусов показывает термометр, а потом – сколько будет показывать.

Ответы: а) 350, будет 320; б) 150, будет 210; в) 200, будет 140; г) 230, будет 250.

Сходство: обе задачи о показаниях термометра.

Различия:

а) в № 109 известно, что одно деление – 2 0С, а в № 108 надо по рисунку понять, сколько градусов составляет 1 деление.

б) в № 109 одно требование, а в № 108 – 2, сначала надо ответить, сколько градусов показывает термометр, а потом – сколько будет показывать.

Ответы: а) 350, будет 320; б) 150, будет 210; в) 200, будет 140; г) 230, будет 250

– Составьте вопросы, отвечая на которые можно решить задачу № 110

Сколько делений между числами 10 и 30 на рис. 25? (20)

Сколько единиц соответствует одному делению? (1)

Сколько единиц составляет каждое длинное деление? (5)

Каковы координаты точек на рисунке? [C(15), A(20), B(25), D(28)]

Закрепле-

ние нового материала

- Вспомните, о каких типах задач мы говорили в начале занятия?

– Какой из этих типов не решили? Найдите среди упражнений в тексте учебника такую задачу. Составьте план ее решения

а) Задачи на чтение показаний измерительных приборов;

б) задачи на построение шкалы;

в) задачи на определение координат точки на шкале;

г) задачи на определение цены деления шкалы.

На построение шкалы № 111

1. Определить цену одного деления (2, потому что длина отрезка 24, а делений 12).

2. Начертить шкалу.

3. Чтобы поставить число 6, надо от нуля отложить 3 деления; 7– 3 целых деления и еще половинка; 10 – 5 делений; 11 – 5 с половиной делений. № 137 – на построение шкалы;

№ 143 – на чтение показаний на шкале.

Нет задач на определение координат точки и определение цены деления

Рефлексия

Организует рефлексию по содержанию и способам действия (классификации типов задач и их решения). Предлагает записать домашнее задание

Записывают домашнее задание

– Откройте с. 26 и проанализируйте упражнения для домашней работы. Какие типы задач представлены? Какие отсутствуют?

Дома: 1) выполните № 137, 143, укажите тип этих задач;

2) в разделе «Повторение» на с. 124 и 161 найдите задачу по изученной теме и решите ее;

3) письменно ответьте на вопросы:

а) Все ли изученные типы задач по теме «Шкалы» представлены в домашней работе?

б) Всегда ли на приборах шкала начинается с нуля?

Организует оценку достижения запланированных результатов:

– Оцените свою работу на уроке.

Продолжите предложения:

1. Сегодня на уроке я изучил(а) тему…

2. На уроке я изучил(а) алгоритм …

Он состоит из … шагов:

а)...

б)…

в)…

3. У меня хорошо получается…

4. При выполнении домашней работы мне надо обратить внимание на то, как я…

 Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Метод координат" в 5 классе

Данный урок можно провести в 5 класссе (по учебнику А. Босовой). К конспекту создана презентация, карточки....

Открытый урок "Координаты на прямой"

Открытый урок " Координаты на прямой", 6 класс...

Открытый урок по информатике "Метод координат"

"Метод координат" - познакомить учащихся с методом координат, как форма числового кодирования графической информации, усвоить понятие система координат, освоить основные приемы построения изображений ...

Открытый урок “ Декартовы координаты на плоскости. Координаты середины отрезка”

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА с использованием слайд-презентации...

Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца....

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дидактические материалы. Б.Г. Зив...