Открытый урок "Метод координат" в 5 классе
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Ильина Любовь Васильевна

Данный урок можно провести в 5 класссе (по учебнику А. Босовой). К конспекту создана презентация, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc100.5 КБ
Office presentation icon презентация 2.69 МБ
Файл карточки "Декарт"59.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Метод координат»

        Цель:

Обучающая:

познакомить учащихся с методом координат, как форма числового кодирования графической информации

усвоить понятие система координат

освоить основные приемы построения изображений в системе координат.

Развивающая:

развитие логического мышления, внимания, усидчивости.

Воспитывающая:

повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа.

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания – 5 минут.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала и повторение основных понятий прошлого урока – 5 минут.

Организационный момент.(1 мин)

Я рада всех приветствовать на нашем открытом уроке. Открытый он потому, что у нас присутствуют гости, пусть вас это не смущает, не сковывает. Я всем желаю удачи, хорошего настроения. Давайте как-раз и проверим у кого какое сейчас настроение. У вас на партах кружочки. Выберите один из них. Красный – будет означать, что у вас прекрасное настроение. Синий – нормальное. Зеленый – плохое.

Ребята, а что мы сейчас использовали? Код! Мы закодировали таким образом ваше настроение. Надеюсь к концу урока оно ни у кого не ухудшится.

 Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели многообразие окружающих нас кодов, научились сами кодировать и декодировать информацию.

Учитель задает Вопрос:

Давайте вспомним: что такое код?

Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

 Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.

А зачем кодировать информацию? Чтобы придать ей удобную форму, чтобы засекретить ее.

А от чего зависит  выбор способа кодирования информации? 

От цели, ради которой используется кодирование.

А теперь сыграем в игру “информация-код”.

Учитель называет вид информации – ученики, используемые знаки.

Музыка - ноты, управление движением на дороге – дорожные знаки, речь человека - буквы, обозначения явлений природы в календаре погоды – рисунки, значки,

математически выражения - цифры, язык немых людей – жесты, азбука слепых людей – азбука Брайля, знания ученика – оценка(число), сообщение по рации – азбука Морзе, обозначения на циферблате часов – цифры арабские или римские, обозначения века в учебнике истории – римские цифры,

На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:

Графический  - с помощью рисунков и значков.

Числовой  - с помощью чисел.

Символьный  - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.

Молодцы!

4. Установка познавательной задачи- 2 мин.

Изложение нового материала

Графическая информация может быть представлена в виде чисел. Графический объект можно представить как некоторое количество точек на плоскости.

Положение точки на плоскости будет определять Код.

Вы должны сегодня научиться связывать числа и точки в пространстве. Для этого используется одна из форм представления графической информации. Чтобы узнать какая, я предлагаю вам разгадать головоломку:

ГОЛОВОЛОМКА.

 Каждой букве алфавита поставлена в соответствие цифра и буква: первое число - номер столбца, а второе - номер строки. Пользуясь данной таблицей, расшифруй головоломку:

 Первое слово: (3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)

 Второе слово: (1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)

В головоломке зашифровано 2 слова: МЕТОД КООРДИНАТ.

На каком уроке вы слышали похожие слова: координата, координатная прямая? На уроке математики.

На математике вы изучали числовую ось. Это простейшая система координат, представляющая собой  прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и положительным направлением.

 Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Что она собой представляет?

Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси. Таким образом, мы получили прямоугольную систему координат. ЕЕ используют, для того, чтобы связать числа и точки.

 Горизонтальная ось называется осью OX, вертикальная - осью OY.

 Место пересечения осей ОХ и ОY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 ("ноль").

 Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес.

 Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе - по оси ОY.

А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома:

 сначала мы заходим в подъезд (по оси ОХ), а затем поднимается на нужный этаж (по оси ОY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на координатной плоскости.

Как же определить координату точки (её “адрес”)?

Сначала определяем на какую величину отстоит точка от О по оси OХ, а затем поднимаемся вверх вдоль оси OY.

В жизни мы часто сталкиваемся с методом координат.

Если вспомнить, как выглядит шахматная доска, то принцип определения положения фигур на ней будет тот же. В нижней строке определяем букву, соответствующую положению фигуры, вдоль левого края находим соответственную цифру.

 Давайте определим положение шахматных фигур на доске.(слайд)

Наверное вам знакома игра «Морской бой», которая тоже построена по принципу метода координат. Примерами этого метода могут служить многоэтажные дома, расположение парт в классе, мест в кинозале.

Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Нам удобней работать в первой координатной четверти, т. к. направления её положительное и по оси ОХ и по оси ОУ.

1. Давайте попробуем определить на координатной плоскости положение нескольких точек:

1 (2,3), 2 (2,9), 3 (8,9), 4 (8,3)

Если последовательно соединить эти точки, то получится квадрат.

2. А теперь задание наоборот. Дана фигура треугольник, а вам нужно определить координата вершин треугольника.(слайд)

Перед тем как вы выполните практическую работу, давайте немного отдохнем.(физкультминутка)

Метод координат, о котором мы сегодня говорим, был открыт одним из выдающихся математиков, имя которого мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.

У вас на столах карточки, их шесть.(скачать) В каждой карточке закодирована буква, именно из этих букв мы и составим фамилию ученого, создателя прямоугольной системы координат.

Из букв на доске составляет слово: Декарт!

Сообщение о Декарте.

Рене Декарт – французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат,.

Рене Декарт происходил из старинного дворянского рода. Его мать умерла от туберкулеза, когда ему исполнился 1 год. Отец Декарта был судьей и он мечтал видеть своего сына юристом. В возрасте 10 лет мальчик поступает в школу, а после ее окончания учится в Университете в Пуатье. Получив звание бакалавра и лицензию юриста, Рене выполнил желание отца, но в своей жизни он никогда не занимался юридической практикой. Он хочет видеть мир и открывать истину.

Посещая парижские театры, он не уставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, вызываемыми отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в которой каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе.

Научное описание прямоугольной системы координат Рене Декарт впервые сделал в своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году. Поэтому прямоугольную систему координат называют также — Декартова система координат.

Работа на ПК(карточки)

Практическая работа

На координатной плоскости отметьте координаты, соединив их. Получится картинка.

Картинка №1

(3;5), (3;7), (2;9), (3;10), (5;7), (8;7), (7;9), (10;9), (11;7), (13;7), (15;5), (11;5), (9;1), (6;1), (8; 5), (3;5)

Картинка №2

(1;2), (1;3), (2;4), (3;4), (3;8), (7;8), (7;6), (9;6), (9;8), (10;8), (10;6), (11;6), (11;4), (12;4), (13;3) (13;2), (12;1), (2;1) (1;2)

Картинка №3

(1;1), (1;8), (2;10), (3;8), (5;8), (5;12), (7;14), (9,12), (9;8), (11;8), (12;10), (13;8), (13;1), (8;1), (8;5), (7;7), (6;5), (6;1), (1;1)

Итог урока:

Таким образом, сегодня на уроке мы работали с декартовой системой координат.

Закрепили умение  определять положение точек на плоскости и выстраивать по ним фигуры.

Мы меняли  форму представления информации с числовой на графическую или символьную.

ВОПРОСЫ. (устно)

  1. О каких основных способах представления (кодирования) информации ты сегодня узнал?
  2. Используя какой метод можно представить графическую информацию с помощью чисел?
  3. Кто предложил всему миру метод координат?
  1.  Если выбрать любую точку на плоскости, то сколько чисел ставится ей в соответствие? Как они называются?
  2. Как правильно записываются координаты точки? Приведи пример координаты точки.
  1.  Где с методом координат вы сталкиваетесь в быту?
  2. Известны ли вам игры основанные на методе координат?

 д/З пар 1.8, 3.7(для любознательных) упр5, с34 По точкам  восстановить координаты(ключ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

карточка № 1                 ____________________________________

Соедините последовательно точки

  1. (40,10)
  2. (20,10)
  3. (20,30)
  4. (170,30)
  5. (170,10)
  6. (150,10)
  7. (150,20)
  8. (40,20)
  9. (40,10)
  10. (50,30)
  11.  (50,80)
  12.  (140,80)
  13.  (140,30)
  14.  (120,30)
  15.  (120,70)
  16.  (70,70)
  17.  (70,30)

__________________________________________________________________________________

карточка № 2 _____________________________________________

Соедините последовательно точки

  1. (20,10)
  2. (20,80)
  3. (140,80)
  4. (140,70)
  5. (50,70)
  6. (50,50)
  7. (120,50)
  8. (120,40)
  9. (50,40)
  10.  (50,20)
  11.  (140,20)
  12.  (140,10)
  13.  (20,10)

Карточка  № 3                                        ___________________________________________________

Соедините последовательно точки

  1. (20,10)
  2. (20,80)
  3. (40,80)
  4. (40,50)
  5. (100,80)
  6. (140,80)
  7. (50,40)
  8. (140,10)
  9. (100,10)
  10.  (40,30)
  11.  (40,10)
  12.  (20,10)

______________________________________________________________________________________________

Карточка  № 4                _______________________________________________

Соедините последовательно точки

  1. (20,10)
  2. (60,80)
  3. (100,80)
  4. (140,10)
  5. (110,10)
  6. (90,70)
  7. (70,70)
  8. (50,10)
  9. (20,10)

и точки

  1.  (55,30)
  2.  (105,30)
  3.  (100,40)
  4.  (60,40)

Карточка  № 5                _________________________________________________________________

Соедините последовательно точки

  1. (20,10)
  2. (20,80)
  3. (120,80)
  4. (140,70)
  5. (140,50)
  6. (120,40)
  7. (50,40)
  8. (50,10)
  9. (20,10)

и точки

  1.  (50,50)
  2.  (50,70)
  3.  (120,70)
  4.  (50,50)

______________________________________________________________________________________________

Карточка  № 6                                        _________________________________________________

Соедините последовательно точки

  1. (60,10)
  2. (60,70)
  3. (20,70)
  4. (20,80)
  5. (140,80)
  6. (140,70)
  7. (100,70)
  8. (100,10)
  9. (60,10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)

Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...