Интерактивные технологии
статья по математике

Развитие навыков анализа и критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon interaktivnye_tehnologiii.ppt266.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивные технологии

Слайд 2

Дай человеку рыбу, и он будет сытым один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сытым всю жизнь. Восточная мудрость Осуждают то, чего не понимают Квинтилиан

Слайд 3

Чему учить современных выпускников? Выпускников, настроенных на карьеру, нужно учить: профессиональной компетенции; навыкам ведения организационной политики; действиям по инструкциям; соответствию корпоративным стандартам исполнения функций; умениям делиться профессиональным опытом и знаниями; взаимодействию в команде; освоению соответствующими типами и моделями поведения; сотрудничеству и партнёрским отношениям.

Слайд 4

Как учат в других странах Так, например, пятидневная программа «Финансы для нефинансовых руководителей» транснациональной американской корпорации включает в себя обзорные лекции (50% времени), индивидуальные задания и их разбор с инструктором (20%), групповую деловую игру (30%). Трёхдневная программа по охране труда той же компании состоит из видеоматериалов (10%), лекций инструкторов (10%), индивидуальных заданий (20%), групповых упражнений (20%), деловых игр (40%).

Слайд 5

Эффективность обучения Исследователи установили, что: при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, в то время как: при использовании ситуационного анализа – 50%, в дискуссионном обучении – 75 %, а в деловой игре – около 90%. Это динамический подход, однако, при отсутствии инвариантного (неизменного) подхода, как показывает практика, у обучаемых не формируются базовые, ключевые компетентности.

Слайд 6

Деятельностное обучение То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я запоминаю. То, что я делаю сам, я понимаю. Конфуций Игровые технологии можно применять: до начала лекционного курса – для мотивации и диагностики знаний «на входе» в учебный процесс, во время занятий (вкрапление в лекции) – для проверки усвоения теоретического материала; после лекционного курса – для отработки практических умений и диагностики знаний «на выходе».

Слайд 7

Адаптивное обучение Современный процесс обучения - это изменение поведения или деятельности в результате приобретения новых компетентностей и опыта. Необходимо адаптивное обучение, включающее в себя действие, обратную связь и синтез , использующее экспериментирование, принятие рисков, совершение ошибок и их развёрнутый анализ ( post factum или «разбор полётов»), изменение через разработку и реализацию новых стандартов, проектов. При таком обучении превалирует открытое групповое общение, партнёрские отношения и активный информационный обмен.

Слайд 8

Новая роль преподавателя Роль преподавателя меняется , границы между ним и обучаемым становятся прозрачными, что способствует сотрудничеству. Возрастает роль самого обучаемого , который участвует не только в получении знания, но и использует общие ресурсы в его поиске, развитии , трансформации в практические умения и навыки. Интерактивное обучение предполагает как внутригрупповую , так и межгрупповую активность обучаемых.

Слайд 9

Общее коммуникативное пространство Равноправие, диалог, построенный на партнёрских взаимоотношениях и обучаемых и обучающего, его открытость, осуществление обратной связи «здесь и сейчас», реализация интересов и смыслов поддерживают на интерактивной игре высокую сконцентрированность, активность и мотивацию участников. Открывают общее коммуникативное и смысловое поле , требующее единого понимания проблемы и разговора как бы на «одном языке».

Слайд 10

Виды интенсивных технологий Методы активизации занятий : Активная учебная лекция (вводная сессия) – включает вопросы, мини-кейсы и элементы дискуссии, небольшие задания; бинарная лекция. Семинар: групповая дискуссия; техника « 3-D » (трёхмерный анализ проблемы: ситуация, включённые в неё люди, вы (участник)) - позволяет определить несколько возможных вариантов действий и обосновать выбор. Техника GROW – вопросы, направленные на конкретизацию цели, анализ проблемы и предполагаемых действий; затем с помощью следующих вопросов исследуются практические варианты действий; далее - осуществление действий по реализации предполагаемого решения и дискуссия по результатам.

Слайд 11

Интеллект - карты Интеллект-карты (картирование мышления) – метод представления информации, структурирование мыслительного процесса, создание индивидуальной или групповой ментальной карты позволяет: объединить информацию; отобразить взаимосвязи; визуализировать мысли. Суть в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определённым понятием, причём каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой на отдельной строке. В центре образ (эмфаза), затем от него ветки-линии для ключевых слов или значений. Используется не более 3-х цветов, стрелки (показ связей между элементами), кодирование информации, иерархия мыслей.

Слайд 12

«Папка» с входящими документами Метод разбора деловой корреспонденции (работа с документами и бумагами (труд менеджера, секретаря и пр.) для диагностики и оценки уровня компетентности обучаемых; для знакомства с документами (налоговые документы, для предпринимательской деятельности, по анализу конфликтов. Участники делятся на команды, получают одинаковый набор документов, выступают в роли лица, принимающего решение. Цели: быстрое чтение и понимание видов деловой документации; анализ документов, систематизация; распределение документов по параметрам; подготовка решений и осуществление действий.

Слайд 13

Баскетметод (информационный лабиринт) Цель: изучить определённую ситуацию и в различных пунктах выбрать одно из множества альтернативных действий, то есть пройти своеобразный лабиринт. Процедура: раздаются листы с различными ситуациями и вопросами, касающимися профессиональной сферы или межличностных отношений. После выбора и принятия решения - переход к следующей ситуации и так далее до конечного результата. Можно выбрать свой путь, сделав наименьшее количество шагов. Неразвитая компетентность приведёт к неправильным решениям и заставит идти обратно . Публичная презентация решений и результатов. Дискуссия. «Разбор полётов». Игра успешна через компьютер и индивидуальные мониторы.

Слайд 14

Метод анализа ситуаций (action learning)

Слайд 15

Практические компетентности Включение обучаемых в активную деятельность, позволяет развить практические компетентности: базовые умения, навыки и готовность к действию, ибо, как заметил Тацит: «Упражнения рождают мастерство». Цели технологии анализа ситуаций: развитие навыков анализа и критического мышления; соединение теории и практики; представление примеров принимаемых решений и их последствий; демонстрация различных позиций и точек зрения; формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.

Слайд 16

Ситуационные технологии К технологиям, активизирующим учебный процесс, построенным на анализе ситуаций, относятся : метод ситуационного анализа, включающий (ситуационные задачи (СЗ), ситуационные упражнения (СУ) и анализ конкретных ситуаций (АКС); метод кейсов, кейс-стади; метод «инцидента»; метод «разыгрывания» ситуации в ролях.

Слайд 17

Ситуационный анализ и его виды При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по её состоянию на определённый момент времени в конкретной социально-экономической системе. Задачей обучаемых является необходимость принять рациональное решение (или проанализировать уже принятое) , действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, то есть интерактивного взаимодействия.

Слайд 18

Учебная ситуационная задача Предпосылки для анализа могут быть разные : а) оптимальное решение уже имеется у преподавателя, участникам анализа остаётся самим найти его и обосновать , показать каким образом они его нашли (например, при расчётах) и как его реализовать; б) обучаемый должен проанализировать готовый вариант решения (ответа), предложенный автором-разработчиком ситуационной задачи; в) предлагается несколько вариантов правомерных решений; г) имеется многоальтернативное решение .

Слайд 19

Аспекты анализа Ведущий занятие, ставит перед обучаемыми разнообразные вопросы, которые позволяют выявить специфические признаки проблемы , её истоки, причинно-следственные связи и свойства, развивают способность рассматривать проблему с различных сторон и точек зрения и в разных аспектах: управленческом, психологическом, юридическом, нравственном, экономическом .

Слайд 20

Традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС) формируются следующие компетентности: развитие аналитического мышления, привитие практических навыков работы с информацией: вычленение, структурирование и ранжирование по значимости проблем; продвижение и развитие управленческой концепции, выработка управленческих решений; освоение современных технологий принятия решений, стимулирование инноваций, повышение мотивации на изучение теории; расширение коммуникативной компетентности, формирование способности выбора оптимальных вариантов эффективного взаимодействия; разрушение стереотипов мышления, освобождение от «рудиментов» авторитарного опыта; демократизация процесса обучения.

Слайд 21

Метод ситуационных упражнений (СУ), ситуационных задач (СЗ) Целью применения СУ является усвоение знаний и приобретение профессиональных навыков и умений на основе деятельности в условиях, приближённых к реальной практике . Обучаемым предлагается текст с подробным описанием сложившейся в организации ситуации или задача, требующая решения, иногда в тексте предлагаются уже осуществлённые менеджером действия, для анализа их правомерности, результаты проведённого исследования, формы статистической отчётности и др. Обучаемый должен осуществить какие-либо процедуры, связанные с аналитической деятельностью: систематизация проблем, их ранжирование, произведение расчётов, сравнительных действий, затем принятие решения, обоснование,

Слайд 22

СЗ может не иметь однозначного решения. Ситуация, лежащая в основе задачи, может предполагать множество решений, более или менее близких к оптимальному. Многообразие вариантов возможных решений, принятых обучаемыми, используется в дискуссии для анализа и оценки различных подходов к решению. Встречаются СЗ, когда вообще нет решения, снимающего проблему, тогда решением считается установление противоречий, определение направленности необходимых действий в сложившейся обстановке.

Слайд 23

Признаки ситуационной задачи: более чёткая постановка задачи, как с качественной, так и с количественной точек зрения, анализ реальных данных конкретной организации при недостатке исходной информации для имитации вероятностного характера деятельности; необходимость со стороны обучаемых выполнения расчётов – экономических, математических, технических и др.; представление результата решения в виде количественных показателей, графиков, формул, графически изображённых структур; многовариантность возможных решений.

Слайд 24

При использовании метода СУ и СЗ больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и её решению, чем групповому. Поэтому данный метод чаще используется при освоении экономических, юридических, маркетинговых, управленческих аспектов менеджмента и бизнес-практики в рамках семинара или практического занятия.

Слайд 25

Метод ситуационного обучения (кейс-стади) Предлагается сложная, реальная ситуация для которой нет однозначного ответа. Цель: - активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле, многоаспектно оценить предлагаемые варианты решений. Развитие системы ценностей , профессиональных позиций, жизненных установок. Вместо готовых знаний предлагается их выработка, активная позиция каждого, сотворчество всех участников, равноправие всех со всеми в процессе обсуждения, поддерживается эмоциональное напряжение в игровых группах, создаются условия для конкуренции и соревнования.

Слайд 26

Кейс-стади имеет следующие признаки: 1) наличие модели социально-экономической системы , состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем; 2) возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений; 3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы , взаимный обмен информацией; 4) многоальтернативность решений , принципиальное отсутствие единственного решения; 5) наличие системы группового оценивания деятельности; 6) организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

Слайд 27

Группа может подготовить: перечень ключевых событий во времени; таблицу задач и принимаемых решений; диаграмму последствий; графики изменения технико-экономических показателей; визуально оформленные решения в виде символов; классификационные группы действий и событий, таблицы и графики. Предварительное обсуждение ситуации в аудитории проводится для того, чтобы преподаватель убедился в хорошем усвоении материала и правильном понимании всеми обучаемыми проблем, поставленных в ситуации.

Слайд 28

Метод удобен тем, что требует значительно меньше времени, чем деловые игры. Рассмотрение ситуаций может проводиться с разделением участников занятия на малые группы (по 3 – 7 человек). Это определяется масштабами и важностью ситуации, ее новизной и количеством обучаемых. Как правило, на рассмотрение ситуации требуется от 30 минут до 2 часов учебного времени. Целесообразна самостоятельная работа с ситуацией в домашних условиях. Продолжительность занятий зависит от масштабов ситуации и глубины знания у обучаемых. Преподаватель контролирует ситуацию и выполняет роль координатора и руководителя дискуссии , а при необходимости - оппонента и критика, активизируя и направляя дискуссию.

Слайд 29

Метод анализа кейсов, казусов Разновидностью метода кейс-стади является метод анализа кейсов, казусов (от лат. casus – запутанный или необычный случай) наиболее приемлемая интерактивная технология для краткосрочного обучения, так как направлена скорее на формирование новых психологических качеств и умений, чем на освоение знаний. При использовании метода кейсов участникам обучения предоставляют краткую запись ( письменно или устно) набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной либо воображаемой ситуации в виде микропроблем (микроситуаций ), обычно в несколько строк, которые необходимо прочитать и проанализировать («случилось… или произошло…») и в случае необходимости « действовать «по обстановке», по типу: Ваши действия? Эта информация может быть изложена в документальной форме (например, сообщение) или может представляться при помощи вербальных или визуальных средств (таких, как видео и/или показ слайдов).

Слайд 30

Варианты применения метода Мелкогрупповое взаимодействие. Диагностика проблемы. Диагностика одной или нескольких проблем и выработка участниками занятия методов их разрешения. Оценка обучаемыми предпринятых действий по решению проблемы и их последствий (проблема и её решение могут быть описаны в инструкции). Дискуссия. Аргументация и контраргументация. Метод не требует больших материальных или временных затрат и предполагает вариативность обучения.

Слайд 31

Области применения Метод кейсов наиболее приемлем для обучения в малых группах, в лабораторных условиях, без риска. Он даёт наибольшую эффективность в программах, ориентированных на развитие аналитических способностей (сбор и анализ информации, диагностика, прогнозирование). Это тренинги разрешения проблем ( problem - solving ), принятия решений ( decision - making ), ведения переговоров и взаимодействия с персоналом, по безопасности жизнедеятельности . Другие области применения – менеджмент, работа с клиентами, продажи и администрирование, политика, медицина, подготовка специалистов, работающих в экстремальных условиях.

Слайд 32

Метод «инцидента» Анализ инцидентов ( от лат. incidens – случающийся ) - случай, происшествие , столкновение, обычно неприятного характера . Этот метод отличается от предыдущего тем, что его цель – поиск информации для принятия решения самим обучаемым и научение его поиску необходимой информации: её сбору, систематизации и анализу. Обучаемые вместо подробного описания ситуации получают лишь краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-либо организации. Сообщение может быть письменным или устным по типу : «Случилось или произошло...».

Слайд 33

Для принятия обоснованного решения обучаемым умышленно предлагается явно недостаточная информация, поэтому необходимо, прежде всего: собрать информацию; разобраться в обстановке; определить, есть ли проблемы, и в чем они состоят; подумать, что надо делать; выяснить, что нужно знать для принятия того или иного решения. Обучаемые оказываются перед необходимостью поиска дополнительной информации, поэтому задают вопросы, преимущественно «восходящие – вопросы на развитие», то есть для получения новой, дополнительной информации: Что? Где? Когда? Почему? Как? Какой? Зачем?

Слайд 34

Процедура занятия Преподаватель рассказывает обучаемым о технологии анализа ситуаций методом «инцидента», затем даётся время 15-20 мин. и каждая команда отрабатывает свой вариант ситуации (взятый из книги, практической деятельности предприятий и т.п.) или работает с ситуацией, которую предложил преподаватель. Когда ситуации у всех команд будут разработаны (или проанализированы), тогда начинается процедура сбора информации : инцидент (случилось …); вопросы и ответы; принятие решения; презентация решения; его анализ авторами ситуации; затем другая команда действует в той же последовательности.

Слайд 35

Формы организации занятия могут быть разными : а) каждый запрос на дополнительную информацию обсуждается обучаемыми , и решается вопрос о её необходимости для принятия обоснованного решения; б) каждой подгруппе слушателей выдаётся вся информация, которую они запросили, а затем на общей дискуссии, при обсуждении принятых решений выясняется, какая из полученной информации оказалась использованной при выработке решения, а какой не хватает; в) производится как качественное (значимость информации для принятия решения), так и количественное её взвешивание (в очках, баллах) «стоимости» запрошенной информации по сравнению с ценностью принятого решения в тех же единицах. При этом «стоимость» информации заранее оговаривается, а оценку решений обучаемые производят коллективно.

Слайд 36

Метод проигрывания ролей (инсценировки) или метод «разыгрывания» ситуаций в ролях Цель проигрывания ролей ( role playing ) в том, чтобы создать в виде инсценировки перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучаемым возможность оценить поступки и поведение участников игры – исполнителей. При «разыгрывании» ситуаций в ролях участники исполняют роль так, как сами считают нужным, определяя самостоятельно свою стратегию поведения, свой вербальный репертуар и сценарий. Обычно обучаемые играют или самих себя, демонстрируя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.

Слайд 37

Игровое проектирование Один из распространённых способов интенсивного обучения таким дисциплинам, как финансовый и стратегический менеджмент, маркетинг, организация управления, организационная культура и поведение, проектирование и др. Его цель – процесс создания или совершенствования проектов. Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы , каждая из которых занимается разработкой своего проекта, например, новой организационной структуры аппарата управления или разработкой корпоративных принципов. Тему для разработки проекта обучаемые, в основном, выбирают самостоятельно . Вместе с тем, преподаватель может предложить какие-то варианты, в основном, для тех, кто не смог решить этот вопрос самостоятельно. В этом случае предлагается разработать проект полезный для практики.

Слайд 38

Игровое проектирование осуществляется с «функционально - ролевых позиций», воспроизводимых в игровом взаимодействии. Это предопределяет совершенно иной взгляд на изучаемый объект с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом. Функционально-ролевая позиция обусловлена совокупностью целей и интересов участников коллективного проектирования организационно-экономической системы. Поэтому сам процесс игрового проектирования должен включать в себя механизм согласования различных интересов участников . В этом и состоит суть процесса ИП и его отличие от любого другого процесса выработки решений (например, дискуссии), основу которых составляет мобилизация коллективного опыта.

Слайд 39

Интерактивная игра Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность обучаемых в соответствии с учебными целями. Происходит познание и понимание причинно-следственных взаимосвязей происходящего, групповых и межличностных проблем. Можно без риска обучиться новым способам поведения и проверить на практике новые идеи.

Слайд 40

Ролевая игра Игра ролевая – основная форма игры, деятельность, в которой обучаемые берут на себя должностные, социальные или игровые роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними. Игра вызывает глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством исполняемых ролей и теми чувствами и отношениями, которые складываются в ходе игры.

Слайд 41

Деловая игра Деловая игра – метод имитации принятия управленческого решения в различных производственных, хозяйственных, управленческих ситуациях путём пошаговой организации коллективной деятельности по заданным учебным целям, правилам и нормам, в условиях конфликта интересов и соревнования.

Слайд 42

Трёхуровневая модель обучения: приобретение демонстрация применение. В рамках каждой обозначенной модели используются вышеперечисленные методы: для приобретения знаний - предлагаются информация, мини-лекции, семинар, сообщение, книги, дискуссии; для демонстрации – ролевые игры, кейсы и кейс-стади, управленческие упражнения, задачи, живые иллюстрации и видеофильмы, мульти-медиа; для практического применения в будущей деятельности – ролевые и деловые игры, тренинги, имитационные технологии, игровое проектирование, баскет-метод, мозговые штурмы.

Слайд 43

Шаги проведения интенсивного занятия Обзор темы , обсуждение которой уже было или ещё предстоит. Решение проблемы , обычно с использованием методов и подходов, определённых в ходе предшествующих учебных занятий. Самоанализ обучаемых с помощью тестирования, диагностика компетентностей (на «входе»). Выполнение интерактивных заданий и упражнений на практическое применение навыков на определённых этапах учебного занятия. Проведение закрепляющих упражнений с использованием технологий обратной связи, заполнение опросных листов (для диагностики навыков «на выходе»). Самостоятельная работа .

Слайд 44

Личный план действий преподавателя Над какой из технологий мне следовало бы поработать в первую очередь? Почему? Для какой обучающей или развивающей цели, для какой темы моего курса я намерен (а) её использовать? Используя выбранную технологию, какого результата я хочу добиться? Какие обстоятельства могут помешать мне апробировать новую технологию? Что необходимо мне предпринять, чтобы успешно подготовиться и апробировать новую технологию активизации учебного процесса? Какими могут быть мои конкретные шаги? Как и когда мне следует оценить свой успех?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока с использованием элементов интерактивных технологий - компьютера и Интернета. « Реактивное движение. Освоение космоса.»

Цель: исследовать особенности и характеристики реактивного движения, историю его развития. Подготовить учащихся к распознаванию реактивного движения среди других видов движения, воспроизводить и приме...

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники д...

Интерактивная технология - технология проведения дискуссии.

Педагогическая технология проведения дискуссии дает возможность осознать глубину обсуждаемой проблемы - выработать общий подход, согласование, формирует навык соблюдения принятых правил совместной дея...

Использования интерактивных технологий в учебном процессе. Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся.

Использования интерактивных технологий в учебном процессе.Роль интерактивной доски в развитии познавательной деятельности учащихся. В современном мире для любой организации, в том числе и школы у...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

В данной курсовой работе описываются не только теоретические основы интерактивных технологий в обучении географии, но и их практическое применение на уроках....

Сценарий интерактивной игры "Занимательная математика" с использованием интерактивных технологий и технических средств обучения

Материал содержит план и сценарий интерактивной игры с использованием интерактивных технологий и технических средств обучения. Предназначен для проведения внеклассного мероприятия в 5 - 6 классах....