Развитие компетенций педагога
статья по математике

Глобальная компетентность как компонент функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kompetentsiy_pedagoga.docx383.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся

РОССИЙСКАЯ ОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

КОНСЕРВИРУЕМ ОБРАЗЦЫ

• РЕШАЕМ ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ

• ГОТОВИМ ПРОРЫВ 2025 года «СКИЛЛИСИЗАЦИЯ!»

 «Софт скиллз» (универсальные компетенции- «мягкие» навыки, метапредметные, надпрофессиональные компетенции, «гибкие» компетенции ) профессиональные компетенции, «жесткие» – "хард скиллз"(hard skills). digital skills —владение «цифрой» «ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ», УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ», «УУД», МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, «4К» Рособрнадзор создал экспертную рабочую группу по оценке и формированию гибких компетенций- soft skills; 2019-2020 учебный год- 14 регионов в оценке качества образования по исследованию PISA , к 2024 году все регионы РФ пройдут исследование

Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам. Планируемые результаты  В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные. Предметные результаты  Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Метапредметные и личностные результаты  Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: • гражданско-патриотическое; • духовно-нравственное; • эстетическое; • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; • трудовое; • экологическое; • ценность научного познания. Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий: • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль. В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Содержательный раздел ООП

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов

внеурочной деятельности, учебных модулей;

• программу формирования УУД;

• рабочую программу воспитания.

Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися:

• межпредметные понятия - формирование и развитие основ читательской компетенции, навыки работы с информацией и приобретение опыта проектной деятельности.

 • и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

На формирование инновационного направления мониторинга повлияли вызовы глобализации. В современных условиях появились новые подходы к содержанию образования, нацеленные на универсальные навыки. Приказ Министерства просвещения России № 219 от 06.05.2019 (совместно с Рособрнадзором) «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» показывает значение ориентации национальной системы образования на международные требования. Формируется глобальное образовательное пространство с едиными образовательными ориентирами и появляется возможность целенаправленно использовать эти ориентиры для совершенствования национальных образовательных стандартов, для организации деятельности образовательных учреждений и учителей. Российские школьники могут продемонстрировать свои образовательные достижения на международном уровне.

Однако результаты участия российских школьников в международных исследованиях качества общего образования не являются самоцелью. Более существенные результаты связаны с реализацией потребностей социализации личности в современном мире.

Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность - человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills).

В профессиональной сфере успех человека на 85% зависит от мягких компетенций, и на 15% от жестких, поэтому частенько на собеседовании просят пройти тесты или задают вопросы, не имеющие практически ничего общего с профессиональными навыками, присущими определенной деятельности. Согласно последним исследованиям, усиливается интерес работодателей к «мягким навыкам», что составляет 93%. Это можно объяснить изменением экономики и развитием информационных технологий.

Soft skills («мягкие навыки») - рассматриваются как приобретенные навыки, которые получил человек, через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности. Вот почему эти навыки так ценятся на рабочем месте, а также при приеме на работу

Унифицированные навыки, т.е. soft skills, в отличие от hard skills, требуют последовательной проработки ситуаций, которые вынуждают человека принимать самостоятельные решения. Отсюда можно сделать вывод, что использование унифицированных навыков намного сложнее, чем профессиональное владение hard skills.

Hard skills - это способность выполнять определенные задачи; технические навыки, которые можно продемонстрировать наглядно. Hard skills - это все навыки, непосредственно связанные с той деятельностью, которой на данный момент занимается человек. Например, если сотрудник -программист, то для него hard skills (твердые компетенции) - это все то, что связано с программированием, а если человек работает на заводе, то hard skills навыки - это его техническая деятельность

Hard skills

  • Для овладения важны логика и интеллект, которые измеряют уровнем IQ
  • Наличие и уровень «твердых» навыков проверяют при помощи экзаменов и аттестаций.
  • Практически не изменяются, не зависимо от того, в какой среде  находится человек.
  • Приобретается путем анализа и запоминания готового материала.

Soft skills

  • Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ.
  • Проявление «мягких» навыков сложно отследить, измерить или показать.
  • Требуют адаптации под конкретную аудиторию и ситуацию
  • Формирование навыков в основном основано на личном опыте.

ТОП самых необходимых soft skills компетенций

  • Базовые коммуникативные навыки, которые помогают человеку развивать отношения с людьми, поддерживать разговор. Эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими
  • Навыки self- менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время и процессы.
  • Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными
  • Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями любых бизнес- процессов.

Метапредметная компетентность учителя - способность на основе имеющегося педагогического опыта спроектировать и реализовать на высоком профессиональном уровне и в соответствии с требованиями процесс достижения обучающимися метапредметных результатов в рамках предмета/курса.

Метапредметные результаты освоения обучающимся ООП ООО включают:

 • освоенные обучающимися межпредметные понятия,

 • универсальные учебные действия –УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Проектирование процесса достижения метапредметных результатов образования

 • Изучить нормативные документы, определяющие цели и образовательные результаты функционирования ОО (ФГОС ООО, ПООП ООО) • Осознать необходимость достижения школой новых образовательных результатов – освоенной учеником системы универсальных учебных действий (УУД) • Разработать рабочую программу предмета/курса: -перечень УУД, -КТП как обобщенная модель процесса формирования УУД • Спроектировать уроки, направленные на достижение метапредметных результатов: -уроки в проектном модуле, -уроки вне проекта • Разработать дидактическое обеспечение к урокам (задания, направленные на формирование и/или диагностику УУД) • Осуществить процесс формирования УУД • Диагностировать уровень сформированности УУД • Осуществить оценку и рефлексию педагогической деятельности.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/302/301866/img3.jpg

Метапредметный подход говорит о необходимости того что бы ребенок не только овладевал системой знаний, но и осваивал универсальные способы действий и с их помощью мог сам добывать информацию о мире. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин. Педагогическая стратегия улучшения качества образования может реализоваться и через формирующее оценивание , то есть - совместную деятельность, направленную на удовлетворение потребности в оценке собственных достижений по сравнению с предыдущими.

Эффект «синергии» — это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, то есть отвечает требованию 1 + 1>2.

СИНЕРГИЯ (от греческого sinergia — сотрудничество, содружество) — совместная созидательная деятельность людей, в результате которой в процессе их взаимодействия создается качественно новое групповое отношение.

Создаётся также качественно новый совместный вид энергии, который превышает сумму всех слагаемых энергий. Яркий пример командной работы — это мозговой штурм. За счет коллективной работы и групповой динамики удается находить нестандартные идеи

Условием появления синергии является:

• создание эмоциональной вовлеченности людей,

• оптимальная структуризация группы,

• ролевое распределение ее членов.

Целью синергии является:

• активизация коллективного мышления,

• достижение эффекта синергии в группе посредством взаимоусиления участников коллектива.

Вот так в групповой работе создаётся такой удивительный эффект, причём возрастает творческая энергия каждого участника группы.

Основные свойства синергии в команде и пути их достижения:

- правильное распределение полномочий между участниками команды позволяет в короткий срок решать задачи участнику, при этом делать лучше, чем другие члены команды. Он должен иметь индивидуальные положительные способности (навыки). Пример: Если человек умеет лучше всех в команде считать в уме, то он наилучше справиться с этим заданием.

- правильное планирование задач и поэтапное решение их каждым членом команды (группы) с учетом тайм-менеджмента. Обсуждение планов и дедлайнов происходит с учетом пожеланий всех участников команды, но так чтобы это не мешало общему процессу. Так же, должен быть выработана система отчетов о проделанной работе, чтобы понимать, куда двигаться дальше.

- создание иерархии, в которой должен быть лидер. Он должен доказать свою нужность команде, а команда должна выбрать его и последовать за ним. Личность должна иметь выраженные лидерские качества, которые должны проявиться во время работы команды. Лидеру должно быть присуще хорошее чувство юмора и умение презентовать себя и команду. У него должны быть помощники (1-4), которые должны помогать в решение вопросов и координировать остальную команду. При этом каждый участник команды может сменить лидера при совместном обсуждении в коллективе. Помощников назначает лидер, но только после обсуждений со всей своей командой. Право любого участника предложить себя на роль лидера создает определенное положительное давление на действующего лидера, которое в итоге поможет быть эффективным в управлении командой.

- построение мини групп (2-5 человек), которые будут решать поставленные задачи. В группе должен быть ответственный (помощник лидера). Формирование групп позволяет создать аккумулятивный синергетический эффект в общем. Каждый член команды должен понимать, что не в одиночестве решает данную задачу, тем самым это должно ему помочь в достижении цели.

- в команде должна царить положительная среда общения. Члены команды должны отзывчиво относиться к друг другу, и поддерживать. Но при этом каждый участник должен понимать рамки дисциплины, за которые нельзя выходить, чтобы не навредить общему делу. Так же каждый участник обязан делиться опытом, если видит в этом необходимость для помощи другому участнику.

- в команде должна быть максимальная информированность. Т.е. все должны знать, что происходит в команде и не укрывать факты, которые могли бы нанести ущерб работе команды, либо наоборот помочь в решении вопроса.

- в команде должен происходить естественный отбор участников. Если по каким либо причинам член команды, на которого были возложены согласованные с ним задания не смог выполнить, то он либо должен быстро это исправить в короткий срок, либо сообщить о том, что он не компетентен и найти замену. Так будет лучше для всех и главное не бояться признаться в этом на ранней стадии работы.

- возможно внедрение поощрений за успешное выполнение задачи участником или группой. Например, следующим интересным заданием, или повышение по иерархии вплоть до лидера.

- создание эмерджентности в команде, которая позволяет получить новые способности и компоненты в работе, которых не было бы раньше, если не произошло эффективное объедение навыков и опыта каждого в отдельности члена команды. Тем самым образуется системный эффект в команде, который положительно влияет на работу и решение поставленных задач.

Подводя итоги вышеизложенному, хочу сказать, что одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, форм, способов организации учебного процесса. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

Контрольный тест 2

Что такое компетентностный  подход в образовании?

Выберите один ответ:

a. Комплекс системных изменений, направленных на разрушение классно-урочной системы

b. Система принципов в образовании, обеспечивающих компетентное преподавание педагогов.

c. Система принципов в образовании, обеспечивающих формирование компетентностей учащихся. Верно

d. Концептуальный подход, отвергающий значимость ЗУН, как результатов образования.

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: Система принципов в образовании, обеспечивающих формирование компетентностей учащихся.

Вопрос 2

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Что является основой формирования образовательной компетентности учащихся?

Выберите один или несколько ответов:

a. Что является основой формирования образовательной компетентности учащихся?

b. Успеваемость учащихся.

c. Регулятивные УУД. Верно

d. Наглядные методы обучения Верно

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильные ответы: Регулятивные УУД., Наглядные методы обучения

Вопрос 3

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Что является показателем сформированности социальной компетентности учащихся?

Выберите один ответ:

a. Знание социальных норм и правил, соответствующих уровню образования.

b. Точное и беспрекословное выполнение требований педагогов и родителей.

c. Система морально-нравственных ценностей как регулятор поведения в обществе Верно

d. Уровень социальной адаптации учащихся в одновозрастных и разновозрастных группах.

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: Система морально-нравственных ценностей как регулятор поведения в обществе

Вопрос 4

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Точное и беспрекословное выполнение требований педагогов и родителей.

Выберите один ответ:

a. Никак не связаны.

b. Полностью совпадают.

c. Как пересекающиеся множества.

d. Одно является частью другого. Верно

Отзыв

Ваш ответ верный.

Правильный ответ: Одно является частью другого.

Вопрос 5

Частично правильный

Баллов: 0,67 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Что является показателем сформированности социальной компетентности учащихся?

Выберите один или несколько ответов:

a. Знание социальных норм и правил, соответствующих уровню образования.

b. Система морально-нравственных ценностей как регулятор поведения в обществе. Верно

c. Уровень социальной адаптации учащихся в одновозрастных и разновозрастных группах. Верно

d. Точное и беспрекословное выполнение требований педагогов и родителей.

Отзыв

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 2.

Правильные ответы: Знание социальных норм и правил, соответствующих уровню образования., Система морально-нравственных ценностей как регулятор поведения в обществе., Уровень социальной адаптации учащихся в одновозрастных и разновозрастных группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ

В данной презентации представлены формы и приемы организации методической службы школы для повышения профессионального уровня учителя....

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч. (занятия 1-4)

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч....

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч. (занятия 5-6)

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч.  (занятия 5-6)...

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся

Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих программы общего образования, на основе анализа перспектив развития системы общего образования в РФ, ФГОС ООО-2021 как ресурса формирования...

Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...