ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по математике

ФОРМИРОВАНИЕ УУД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В настоящее время главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовывать развивающий потенциал основного общего образования, является формирование общекультурного, личностного, познавательного и профессионального развития, воспитание духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире. В новых стандартах универсальным учебным действиям уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся, применяя при этом современные педагогические технологии.

Актуальность темы заключается в изучении, использовании и применении новых методик обучения для совершенствования уроков математики. Современные педагогические технологии позволяют сформировать у обучающихся способность к самостоятельному усвоению новых знаний, умений, навыков, непрерывному образованию, саморазвитию в информационном обществе, а главное подготовить их к дальнейшему продолжению образования и профессиональной деятельности.

Целью моей работы является обновление и совершенствование учебного процесса через применение современных педагогических технологий, формирующих универсальные учебные действия.  

Под современными педагогическими технологиями понимается такое построение деятельности учителя, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, и направлены на достижение поставленной цели в рамках избранной технологии [1, стр.34]. Современные педагогические технологии это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, –  «это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».

Рассматривая основные причины возникновения новых педагогических технологий можно выделить следующие: необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых; осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом; возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагогов и школьников, обеспечивающих высокие результаты обучения.

Любая педагогическая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи; системы действий учителя и учащегося; критерии оценки результата. Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел; технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; поэтапное планирование; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

В своей практике, кроме традиционных педагогических технологий, я применяю следующие современные педагогические технологии.

Технология дифференцированного обучения предполагает разделение учащихся группы на звенья, где учитывается личностное отношение учащихся к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета [3, стр.73]. Создаются разноуровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения, а также для диагностики результатов обучения. 

Технология учебно-игровой деятельности делает занятия ярче, насыщеннее, интереснее. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. 

Технология проблемного обучения – это обучение, основанное на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях [2, стр.118].

В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением работать самостоятельно. В процессе такого обучения обучающиеся учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения. Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство. Именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению школьников в информационное общество. Компьютерные технологии стали не только неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, но и благодаря им, активно формируются универсальные учебные действия на уроках математики [5, стр.16].

Среди педагогических технологий очень важной является технология оценивания. Данная технология обеспечивает следующие образовательные результаты: регулятивные (умение определять, достигнут ли результат деятельности); коммуникативные (умение отстаивать свою точку зрения); познавательные (умение логически обосновывать свои выводы); личностные (толерантное отношение к иным решениям). Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного процесса, дают возможность учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.  

Подводя итог, стоит отметить, что в современном образовании не только стоит опираться на традиционные педагогические технологии, применять опыт прошлого, но и вводить новые педагогические технологии, поскольку именно они являются «двигателем» будущего, именно от них зависит успех качества образования наших детей, способных устранить проблемы информационного мира и продвинуть его на новый, более высокий уровень.

Список литературы

1. Левитес, Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. – Мурманск, 2013. – 96 с.

2. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 2009. – 258 с.

3. Осмоловская, И.М. Как организовать дифференцированное обучение. – М.: Сентябрь, 2011 – 160 с.

4. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дрофа, 2008. – 313 с.

5. Чупрасова, В.И. Современные технологии в образовании. – Владивосток, 2013. – 53 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках математики

Доклад на педсовет.  Из личного опыта работы учителя математики....

Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Использование современных педагогических технологий на уроке математики

Использование современных педагогических технологий на уроке математики (из опыта работы)...

Использование современных педагогических технологий на уроках математики

Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса. Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я д...