Технологическая карта урока по теме: «Старинные русские меры»
методическая разработка по математике (5 класс)

Чуркина Марина Витальевна

Технологическая карта урока по теме "Старинные русские меры" разработана  для обеспечения эффективного и качественного преподавания математики. Технологическая карта урока обеспечивает планирование педагогического взаимодействия учителя и обучающихся и допускает возможность достижения планируемых результатов освоения  программ, в соответствии с ФГОС. Данная разработка может быть полезна учителям при проведении итогового повторения в 5 классе, либо при проведении внеурочных занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx251.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: « Старинные русские меры»

Предмет – математика. Класс - 5.

Тип урока -  урок открытия новых знаний.

Форма урока  – Урок-ярмарка

Место урока в системе планирования – Итоговое повторение курса математики 5 класса.

Цель урока:

- познакомить учащихся со старинными русскими мерами, научить пользоваться различными мерами;

- развивать воображение, внимание, логическое мышление, интеллект; формировать культуру речи; формировать культуру поведения;

  - способствовать воспитанию таких качеств личности, как способность к преодолению трудностей, взаимопомощь, ответственность,   трудолюбие, патриотизм;

  - формировать отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии и

расширить знания по истории своего государства.

Задачи урока:

  • личностные
  1. воспитание осознанной гражданской позиции, патриотизма, уважения к Отечеству;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. формирование умений контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  4. формирование умений самостоятельно работать с различными источниками информации;
  5. формирование умений взаимодействовать с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
  6. формирование критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.
  • предметные
  1. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать  и применять необходимую информацию);
  2. формирование представлений осознания значения математики в повседневной жизни человека;
  3. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  4. определение практически значимых математических умений и навыков, их применение к решению математических  задач.
  • метапредметные
  1. формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с другими участниками образовательного процесса; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  2. формирование умения правильно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  3. формирование умения обрабатывать и анализировать полученную информацию;
  4. формирование умения понимать и использовать математические средства наглядности (карточки, картинки, таблицы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Формирование УУД:

  • Познавательные УУД

Формирование у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и  анализировать информацию, представленную в различных величинах и формах, производить расчеты. Учиться отличать новое от известного, применять в различных ситуациях.

  • Регулятивные УУД

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения.

  • Коммуникативные УУД

Принимать участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; уметь строить свои монологические и диалогические высказывания с учетом конкретных речевых задач.

  • Личностные УУД

Формирование эстетических потребностей

Планируемые результаты: Учащиеся познакомятся со старинными мерами измерения, повторят современные меры, закрепят навыки действий с натуральными числами и десятичными дробями.

Этап урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(в роли  посетителей ярмарки)

УУД (формирование универсальных учебных действий)

1. 

Организационный этап

         Цель:

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Включение учащихся в учебную деятельность.

Словесный метод

Фронтальная работа

Создаёт

  благоприятный психологический настрой на работу.

– Добрый, всем, день. Давайте отправимся в прошлое. На 200 лет назад. Приглашаю вас на ярмарку. Знаете ли вы, что такое ярмарка?

Как вы думаете, как математика может помочь при посещении ярмарки?

Рассаживаются по группам.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание.

Отвечают на вопросы.

 (Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 (Познавательные УУД)  

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других.

2.

Актуализация учебных знаний

Цель:

- осознать потребность в получении новых знаний

Входят гости – 2 купца и дочери 1 купца.

1 купец: Сегодня мы проводим в нашей губернии ярмарку. Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, быстроту мышления, умение считать.

2 купец: А чтобы вы, добры молодцы и красны девицы,  смогли сделать покупки, мои дочки помогут вам в этом.

Выступают дочери купца, используя таблицы мер.

Старшая дочь: рассказывает о старинных мерах веса.

Средняя  дочь: рассказывает о старинных мерах длины.

Младшая дочь: рассказывает о старинных мерах деньгах.

Наглядный метод

Фронтальная работа

Приглашает гостей.

Помогает разместить на доске таблицы мер.

Слушают гостей.

Рассматривают таблицы.

Задают вопросы, при необходимости

(Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Познавательные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других.

(Личностные УУД)

Формирование эстетических потребностей

3.

Целеполагание

Цель:  определить цели и задачи урока

Постановка цели урока

Дискуссия

Фронтальная работа

- О чем мы сегодня будем говорить? Что сможем повторить?

 Какие знания применять?

Какова цель нашего занятия?

Что мы получим в качестве результата нашей с вами работы в конце урока?

Отвечают на вопросы, формулируют цели  занятия, используя фразы «действия с натуральными числами и  десятичными дробями, знакомство со старинными мерами, которые встречаются в художественной литературе»

(Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

(Познавательные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

(Коммуникативное УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4.

Обобщение усвоенного материала и включение в систему ранее усвоенных ЗУН

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с выступающими и учащимися

Физкультминутка

Цель: здоровьесбережение

1-й торговец  (Овощи-фрукты): Добры молодцы, красны девицы,

Вы на ярмарку пришли,

Много денег принесли,

А мы товару припасли,

Покупая наш товар, знай:

Там задача ждет тебя.

2-й торговец: В нашем краю, словно в раю,

Ягоды, грибы корзинами бери…

Кладу на весы 2 фунта еды,

За фунт плати полтину.

3-й торговец(ткани-одежда):

Продается модный жилет. Модный жилет, с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет? Покупайте!

4-й торговец(рыба-мясо):

Продается чебак на золотой цепочке,

Всем чебакам чебак,

1 фунт чебака стоит 4 гривенника,

За цепочку золотую прошу 5 рублей с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар?

2-й торговец: Продаются, в лесопарке, два ежонка, два крота. Налетай, покупай!

Прейскурант цен прилагается.

1-й торговец: Капуста не пуста, Сама летит в уста.

Готовьте деньги на покупку кочана в 3кг, если 1 кг стоит полтину.

3-й торговец: Продаю папаху боярскую. Стоит без 4х грошей – 6 рублей с полтиною.

4-й торговец:  Продается курица, 3х фунтов весом,

несущая яйца,

Не простые яйца, а золотые.

Фунт курицы стоит рубль с полтиной, без двух грошей.

Налетай, покупай. Пока не поздно.

Скоро время обеденное.

2-й торговец: В этой клетке два ежа, два мышонка, два ужа.  Налетай, покупай!

3-й торговец: Продаю лисий хвост. Отдаю за две полтины с пятиалтынным.

1-й торговец: В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продаю по 4 гривенника с двумя грошами за фунт, а другую половину продам  по полтине за фунт.

Торговцы: Товар продан! Товар продан! Ярмарка закрывается.

Словесный наглядный и игровой  методы

Фронтальная, групповая работа

Просит открыть тетради, записать число и тему.

- Ребята, покупая товар, вам  надо перевести старинные деньги в копейки, пользуясь таблицей.

- За верное решение вы получаете жетон.

- По окончании ярмарки, подсчитаем, какая группа получила наибольшее количество жетонов.

- Очень жарко на ярмарке. Давайте отдохнем.

Организовывает учащихся:

Море волнуется раз, 
Море волнуется два, 
Море волнуется три,
Морская фигура замри.

- Продолжаем покупки.

Записывают, в тетрадях, число, тему занятия. Знакомятся с торговцами в палатках.

Обсуждают решение в группах.

Решают задачи, записывая решение  в тетрадях.

Предлагают торговцам полученные ответы для покупки товара.

Поднимают руки, показывая волнения моря, расслабляются.

Рассаживаются по местам.

Продолжают покупки.

(Регулятивные УУД)

Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь проговаривать последовательность действий

(Познавательные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

(Коммуникативное УУД)

Согласовывать действия с одноклассниками.

Уметь оформлять свои мысли в  письменной форме.

Контроль на этапе окончания учебной деятельности

Цель: выявить уровень усвоения материала

Карточки для подведения итогов «Определи лишнюю величину» (для каждой группы)

«Определи лишнюю величину»

Групповая работа

Раздает каждой группе карточки с мерами.

- Надо определить данную систему мер и назвать лишнюю единицу, не входящую в данную систему.

Определяют систему мер, выбирают выступающего от группы.

(Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий

(Познавательные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

(Коммуникативное УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме.

6.

 Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

- формировать умения оценивать свою деятельность на уроке.

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Облачка и стикеры для заключительной рефлексии

Метод «Облако успешности»

Фронтальная работа

 -  Группа, совершившая наибольшее количество удачных покупок, победила! Все участники группы получают «5».

Рефлексия.

- Сегодня вы научились  решать задачи с использованием старинных мер, познакомились с новыми понятиями. Сейчас они не используются, но знать их полезно,  когда  вы встретите эти слова в художественной литературе или при просмотре какого-то фильма. И, главное, мы совершенствовали вычислительные навыки.

А сейчас, вы можете оценить свою деятельность на занятии, прикрепив стикер на облачко, которое соответствует вашему состоянию.

Подводят итоги урока, выясняя чему научились, повторили, достигли ли заданных целей.

Считают количество жетонов.

Проводят самооценку результатов своей деятельности, прикрепив стикер на облачко.

(Познавательные УУД)

Формировать у учащихся функциональную  грамотность – умение воспринимать и критически анализировать информацию.

(Регулятивные УУД)

Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения.

(Коммуникативные УУД)

Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Оборудование:

1.Надписи на палатках «Мясо-рыба», «Ткани-одежда», «Овощи-фрукты».

2. Прейскурант цен (для каждой группы): гусенок-полтина с алтыном, цыпленок-3 пятиалтынных, поросенок- 3 полтины, мышонок- 2 деньги, крот- 8 полушек, ёж- 2 алтына, уж – алтын с полушкой, черепаха – гривенник.

3. Тексты задач (для каждой группы)

4. Таблицы для наглядности, с переводом мер:

МЕРЫ ДЛИНЫ

МИЛЯ = 1600м

ВЕРСТА = 500саженей =1,07км

САЖЕНЬ = 3 аршина =7 футов= 2,13м

АРШИН = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12см

ДЮЙМ = 10линий = 2,54см

ЛИНИЯ =10точек = 2,54мм

МЕРЫ ВЕСА

ЛАСТ = 72пуда = 1,2тонны

КАДЬ = 14пудов = 230кг

БЕРКОВЕЦ = 10пудов = 1,64ц

ПУД = 40фунтов = 16кг

ФУНТ = 454г

БЕЗМЕН = 96золотников = 409,5г

ЗОЛОТНИК = 4.3г

ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ

РУБЛЬ = 2 полтины

ПОЛТИНА = 50копеек

ПЯТИАЛТЫННЫЙ =15 копеек

АЛТЫН = 3 копейки

ГРИВЕННИК = 10 копеек

2 ДЕНЬГИ = 1 копейка

ГРОШ = 1/2копейки

ПОЛУШКА = 1/4 копейки

5.Карточки для подведения итогов «Определи лишнюю величину» (для каждой группы):

  • Старинные меры веса. Кадь, безмен, ласт, пуд, дюйм.
  • Старинные меры длины. Аршин, метр, верста, дюйм, миля.
  • Старинные деньги. Полушка, аршин, алтын, грош, деньга.
  • Метрическая система мер длины. Метр, миллиметр, линия, километр, сантиметр.
  • Современная система мер веса. Пуд, тонна, грамм, килограмм, центнер.
  1. Облачка и стикеры для заключительной рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

Технологическая карта урока. 5 класс " Старина город Помпеи и его судьба"

Формирование ключевых языковых компетенций на уроке английского языка.Формирование культурных компетенция учащихся посредством их ознакомления с другой культурой в иной исторической реальности....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС...

Технологическая карта урока музыки «Мир старинной песни»

Сценарий урока предусматривает применения ЦОР.  Расичтан для учащихся 6 класса...

Исследовательская работа по теме "Старинные русские меры длины"

Исследовательская работа для 5 класса. Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на урока...