«Понятие обыкновенной дроби» 5 класс
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Познакомить  с  понятием  доли,  обыкновенные  дроби. Научить  определять  числитель, знаменатель дроби.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx101.4 КБ

Предварительный просмотр:

Название урока: «Понятие обыкновенной дроби»

Класс: 5

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

УМК: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобр. организаций /  Никольский  

Технологическая карта

Тема  учебного  занятия . класс

Урок инклюзивного обучения по математике в 5 классе

Тема урока: «Действия с десятичными дробями».

Цель

Познакомить учащихся с понятиями « обыкновенные дроби, доли», научиться определять числитель и

знаменатель дроби, понимать, что такое доля, половина, треть и четверть.

Задачи

Образовательные: формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания. Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной формах работы.

Формируемые УУД

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, умение объективно оценивать труд одноклассников;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия

обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, черта дроби (дробная черта)

Формы организации

учебной деятельности

фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения

Наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

Планируемые результаты

Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; начать формирование умения решать задачи, содержание дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: формировать        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Ресурсы

УМК: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобр. организаций / С.М.Никольский , М.К.Потапов, Н.Н.Решетников;.

2) Мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных

результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организацион ный этап

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята. Все ли готовы к уроку? Присаживайтесь.

Приветствуют учителя, садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество       с

учителем        и

сверстниками. Регулятивные: организация        своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения

2.Актуализация знаний учащихся Цель: Актуализация опорных знаний и способов действий.

Учитель

Ребята, давайте решим устные упражнения на повторение

Устно: назовите все  делители  числа 24 ; 36; 12

НОД ( 6; 12)=

НОД ( 11; 13)=

НОД ( 12; 18)=

НОК ( 6; 12)=

НОК ( 11; 13)=

НОК ( 12; 18)=

Учащиеся устно решают и повторяют правила  и понятия

Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать        и планировать учебное сотрудничество        с учителем.

Регулятивные: контроль        и        оценка процесса                        и

результатов деятельности.

Личностные:

оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока.

Цель: Обеспечение мотивации учения                детьми, принятие                        ими тему        и                целей урока.

Учитель        читает стихотворение (можно показать мультфильм)

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька — для ежа,

Эта        долька        —        для стрижа,

Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура!

Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда! Валя пригласила на свой день        рождения        подруг. Она разрезала торт на 8 равных частей

Вера взяла одну часть, а Катя — две. Какую часть торта получила Вера и какую — Катя?

Для записи долей используется специальная запись. А вот как она называется, мы с вами узнает, если отгадаем ребус:

  • Правильно, это дробь.
  • Ребята, открываем наши тетради и запишем в них

Учитель:

У  меня есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Попробуйте разделить поровну 1 яблоко на четверых.

- Приведите свой  жизненный пример

деления одного целого предмета на части.

В беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на вопросы (Вера – одну восьмую, а Катя – две восьмых)

Отгадывают ребус, тем самым знакомятся с новым понятием – дробь.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

сегодняшнее число.

  • А теперь скажите мне, чем же мы будем сегодня, по-вашему, изучать на уроке?
  • Действительно, тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби». Запишем ее в тетрадь.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

4. Этап изучение

Просмотр ролика

Учащиеся предлагают

Учатся

Познавательные:

нового материала.

мультфильма «Апельсин»

свои варианты ответов,

понимать,

самостоятельное

Цель:        введение

- Какой фрукт делили

потом обсуждают

что такое

решение проблемы,

понятия

звери? (апельсин)

вместе с учителем.

«доли», что

построение

обыкновенная

- Из чего он состоит? (Из

Отвечают на

показывает

логической цепи

дробь,        на

долек)

поставленные вопросы

числитель

рассуждений;

имеющихся

- А какие дольки в

дроби,

Личностные:

знаниях        из

апельсине? (равные)

знаменатель

формировать

начальной        школы

- Значит, что такое доли?

дроби,

способность к

и подведение их к

(Доли – это равные части)

учатся

эмоциональному

самостоятельной

- Молодцы!

записывать

восприятию

формулировки

- На сколько частей надо

обыкновенн

математических

доли        и

разделить апельсин, чтобы

ые дроби.

рассуждении.

обыкновенные

все звери получили

Регулятивные:

дроби.

поровну? (на восемь)

определение

- Какую часть получит

последовательности

каждый? (одну восьмую).

промежуточных

А сколько долек

целей с учётом

достанется трём зверям (3

конечного

доли), а пяти?

результата;

В математике долю

Коммуникативные:

принято записывать в

постановка

виде.. 1/8, 3/8, 5/8 – Такая

вопросов,

запись числа называется

инициативное

обыкновенной дробью.

сотрудничество.

- Для того, чтобы узнать

что такое «обыкновенная дробь» давайте обратимся к нашему помощнику – учебнику и прочитаем учебный текст на стр. 170 и приготовимся отвечать на вопросы к нему.

Работа с учебным текстом, фронтальная работа с классом.

  • Как же записать долю с помощью математических знаков?
  • Что показывает знаменатель? (на сколько долей делят целое)
  • Что показывает числитель? (сколько таких долей взяли).

У  вас  на  парте  лежат  круги. Ваша  задача . Сделать  сгиб пополам.

Какая  часть  круга  получилась?

Сделаем  сгиб  еще  пополам. И еще  пополам?

А  теперь  закрасим 2/ 8  части круга.

А  теперь  закрасим  на  обратной  стороне  ¾ круга.

- Какую часть круга

составляет доля на

каждом из кругов?

Прочитать дроби

1/2; 2\5; 4/9; 5/10

Работают с учебным текстом, отвечают на вопросы сначала самостоятельно, а затем фронтально, Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетрадях

- Делают запись в

a

тетради: Запись вида b

, где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b

– знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта

Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей.

Учащиеся читают материал учебника и отвечают на вопросы.

5. Физминутка.

Цель  сменить вид  деятельности

Учащиеся  делают  зарядку

6. Этап первичное осмысление и

закрепление знаний.

Цель:  мотивировать  учащихся  к  деятельности

Задание : определить  какая  часть  фигуры  закрашена?

1) Дорога  от  Фабричного до Ильинского  равна  8 км. Петя  прошел 3  км. Какую  часть  пути прошел Петя?

2)В  вазе  лежат 5  бананов и 4  груши. Какую  часть  от всех  фруктов  составляют бананы?

Отвечают на  вопросы

 № 728,729 (устно)

734 (а),735(а)

Умение  определять  дроби

7. Рефлексия (подведение итогов урока) Цель: оценить результаты собственной

деятельности

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания, но везде встречались обыкновенные дроби!

  • Кто узнал на уроке что- то нового для себя?
  • Что понравилось на уроке, а что нет?

Мнения ребят, кто лучше всех работал на уроке

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои впечатления.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Домашняя работа

№730,734(б,в),735(б,в)

Записывают домашнее задание в дневниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе "Понятие обыкновенной дроби".

На данном уроке учащиеся должны были усвоить такие понятия, как обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби. По типу урока, данный урок является уроком изучения нового материала, так ...

Конспект урока "Понятие обыкновенной дроби"

В ходе урока рассматриваются такие понятия, как обыкновенная дробь, правила записи дроби; сокращение дробей...

Понятие обыкновенной дроби

Конспект урока по теме: "Обыкновенная дробь" с использованием ЭОР....

Познавательные метапредметные умения. 5 класс "Понятие обыкновенной дроби"

Задания для текущего контроля сформированности познавательных метапредметных действий при изучении "Понятия обыкновенной дроби" 5 класс...

Конспект урока по математике по теме "Доли.Обыкновенные дроби" 5класс.

Конспект первого урока в изучении темы "Доли.Обыкновенные дроби".Цель урока: познакомить учащихся с понятием доля, дробь,научить читать дроби,применять знания на практике.Презентация поможет  пов...

Конспект урока по математике по теме "Доли.Обыкновенные дроби" 5класс.

Конспект первого урока в изучении темы "Доли.Обыкновенные дроби".Цель урока: познакомить учащихся с понятием доля, дробь,научить читать дроби,применять знания на практике.Презентация поможет  пов...

«Апельсиновые дроби» по теме: «Понятие обыкновенной дроби»

Познакомить учащихся с понятиями « обыкновенные дроби, доли», научиться определять числитель и знаменатель дроби, понимать, что такое доля, половина, треть и четверть....