Доклад на тему "Математическое развитие дошкольников на основе использования инновационных игровых технологий".
статья по математике

Горшкова Юлия Михайловна

Доклад представляет собой обобщённый опыт работы детского сада "Фонтанчик" по теме "Формирование математических представлений через развивающие игровые инновационные технологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ  ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития  уделяется большое внимание.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  в качестве одного из принципов  рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах  деятельности. Кроме того стандарт  направлен на развитие  интеллектуальных качеств  дошкольников. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного  образования очерчивают  ряд достаточно  серьёзных требований  к познавательному развитию  дошкольников, частью  которого является формирование элементарных математических представлений.

 Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, развития интеллекта и его познавательных способностей,  развития памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В  образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т,С. Комарвой, М.А.Васильевой «Формирование математических  представлений» отнесено к образовательной области «Познавательное развитие»

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ в образовательной области «Познавательное развитие» - это

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

         В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям, и.т.д.)

  Переход от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым периодом для ребенка.   Дошкольные образовательные учреждения по своему назначению выполняют одну из основных функций подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. И на сколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец и др). Приоритетной задачей детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода обучения и воспитания детей постепенно закладывать основы его готовности к обучению в школе.        

В мае 2017г в конце учебного года  был проведен мониторинг  математического развития  у детей старшего дошкольного  возраста, который  показал, что  математические представления  детей развиты  недостаточно, высокий  уровень  19% детей,  средний - 61%, низкий - 20%.

       По   результатам мониторинга,   сделали  вывод, что дети старшего дошкольного  возраста не могут  применять знания  и умения в решении  проблемно-игровых и практических  задач, у них  недостаточно сформированы представления о математических  свойствах и закономерностях; дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам, слабо устанавливают логические связи и закономерности, у многих детей быстро пропадает  интерес на НОД.

На основании проведенного  мониторинга  определилась необходимость  активизации работы  в данном направлении. 

       -изучение научно-теоретических основ развития логического мышления у дошкольников;

- построение развивающего образования, через организацию видов деятельности, способствующих развитию логического мышления и детского творчества;

- создание развивающей образовательной среды.

Одним из средств реализации данных направлений является создание наиболее эффективных условий для организации инновационных  игровых технологий в деятельности детей дошкольного возраста.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение положительного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

Применение игровой технологии обусловлено тем, что у детей дошкольного возраста  ведущей деятельностью  является игра. Именно поэтому использование  инновационной  игровой технологии является эффективным способом реализации задач по развитию математических представлений  у детей дошкольного возраста.

        Исходя из выше сказанного выявилась необходимость   разработать и внедрить систему  по  формированию математических представлений через развивающие  игровые инновационные  технологии

Цель данной системы: создание  условий для  развития математических способностей как  способов познавательной деятельности у дошкольников  через  использование инновационных  игровых технологий.

Основные задачи:

- развитие у детей логико-математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;

- освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);

- формирование у детей представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация), развитие активности и инициативности детей в познавательной деятельности;

- способствовать развитию у детей  умению общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;

- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

- воспитание настойчивости, ответственности в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Разработанная система реализуется в непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД),  в совместной образовательной деятельности взрослого и ребенка в режимные моменты и свободной самостоятельной деятельности детей.

Образовательная деятельность протекает в виде игр с игровым материалом

Для реализации образовательной деятельности по логико-математическому развитию с игровыми материалами созданы определенные условия:

- в содержание НОД по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)  включают (как часть НОД)  логические игры , при этом педагоги используют сказочных персонажей, героев; проводят НОД в форме фантазийных путешествий, игровых  экспедиций, занятий-детективов; интеллектуальных марафонов, различных приключений, викторин; КВН, КВЕСТОВ и.т.д.).                                                                                                              

- совместная образовательная деятельность с игровыми материалами определена в циклограммах всех групп (два раза в неделю в утренний и вечерний отрезок времени) и проводится индивидуально или небольшими подгруппами.

- самостоятельная  игровая деятельность детей реализуется ежедневно в центрах Сенсорики,  Математики, Экспериментирования» и др., ее характер и продолжительность зависят от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, осуществляется под наблюдением воспитателя.

 Планирование образовательной деятельности с использованием  развивающих игр отражены в образовательной программе дошкольного образования. Развивающие игры включены во все виды планирования образовательного процесса:

-  перспективное планирование;

- календарное  планирование.

        Перспективное планирование представлено  в таблицах «Распределение содержания образовательной деятельности по логико-математическому развитию детей» и картотеках «Логико-математических игр» для всех возрастных групп.

 Календарное планирование составляется на неделю в соответствии с  циклограммой. 

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Во всех   возрастных группах определена развивающая предметно-пространственная среда для логико-математического развития детей. В каждой возрастной группе имеется «Центр  математики», в младшей группе –«Сенсорики», оснащенные логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, играми Воскобовича, и  другими играми развивающими детскую логику.  Подбор оборудования и материалов по логико-математическому развитию определяется в соответствии возрастом.                                             

      Для развития математических  способностей и познавательных интересов у дошкольников  педагоги  используют следующие   методы  и приемы при организации НОД:

1. элементарный  анализ (установление  причинно-следственных связей);                                                                  2. сравнение;                                                                                                                                                                        3. метод  моделирования и конструирования;                                                                                                                         4. решение логических задач;                                                                                                                                             5. экспериментирование и исследовательская деятельность;                                                                                                     6. воссоздание и преобразование;  

7   проблемные ситуации, творческие ситуации задачи, вопросы                                                                                                        а также использование  информационно  коммуникативных технологий (презентации, интерактивные игры)  и  здоровьесберегающие технологии (физминутки,  динамические паузы,  психогимнастика, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)                    

Основными дидактическими  пособиями логико-математического развития дошкольников в нашем детском саду  являются:

- логические блоки Дьенеша  и  цветные счетные палочки Кюизенера.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

Все формы организации деятельности  мы связывали с логическими  играми: начинали с простейших  игр,  начиная с младших  групп  - «Найди пару», «Что лишнее», «Запомни  узор», «Найди  свой домик», «Паровозик», «Сделай бусы», «Лото». и др.                                                                                                             Прежде чем приступить к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с играми, например,  с логическими блоками Дьенеша.  В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форма, размер, толщина), в выполнении таких заданий:

-найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);

-найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);

-назови какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

Затем дети 4-5лет овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и.т.д.), В этом возрасте детей необходимо знакомить со знаками - символами, со знаками отрицания. Предлагаются игры с обручами, игра «Цепочки», «Найди две ошибки», «Помоги муравьишкам» и др.

Дети 5-6 лет группируют блоки  по трем свойствам (цвет, форма и размер, форма, размер и толщина и.т.д.),

Например игра «Построй дом» У ведущего в мешке все блоки у игроков 8-10 детей карточки –домики., «Найди свой гараж», «Засели дом»                       

Дети 6-7 лет группируют  по четырем свойствам (цвет, форма, размер и толщина). Предлагаются такие игры как «Засели домик», «Логическое дерево», «Игра с тремя обручами».

ЦВЕТНЫЕ СЧЁТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА

Игры с палочками Кюизенера также заняли прочное место в развивающей среде детского сада. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

В  первой младшей группе педагоги знакомят детей с палочками  и их признаками (цвет, величина). Предлагаются игры по образцу по одному признаку, затем во второй младшей группе сочетают два признака (цвет и величина) например для большого медведя строим бордовую широкую дорожку, а для Мишутки голубую узкую и другие игры - «Построй заборчик» (дорожку, коврик и т.д.)

В возрасте 4-5 лет дети сравнивают палочки Киюзенера способом наложения, приложения, например, в игре «Длинные и короткие ленточки». Добавляются  игры, где ребенок овладевает сериацией (упорядочивание предметов по определенному признаку, например, по высоте, длине), например, игра «Заборчик для дома», игры в которых дети начинают упорядочивать числа, такие игры как «Построение лесенок, поезда, пирамидок и.т.д.»                         

С детьми 5-7 лет добавляется прием  сравнения с помощью предметов-посредников, счет и измерение, игровые упражнения на решение примеров и задач,  вычитания и складывания. Игры «Строим лесенку, Сломанная лесенка, Коврик для кошки, Составь числа из единиц и др.)

Кроме этих игр и упражнений с блоков Дьенеша и палочками Киюзенера широко используются в работе игры Воскобовича, квадрат Геоконт, Танграм, Круги Луллия, различные головоломки и лабиринты, загадки, шашки, элементы ментальной математики, настольно-печатные игры «Цвет и форма», «Сосчитай», «Логический поезд», геометрическое домино, геометрический конструктор, игры забавы и др.

Наш детский сад очень тесно сотрудничает с Погорельским ДДЮ. В течение всего этого времени с дошкольниками проводились занятия в объединении «Занимательная математика и информатика» от Погорельского ДДЮ. Занятия проводились в игровой форме, чтобы не вызывать усталости и нежелания учиться.  Основной формой занятий являлись сюжетно – ролевые и дидактические  игры, которые связаны с разными героями и сказочными персонажами, приключениями и календарными праздниками.

Занятия способствовали развитию математического мышления и общему умственному развитию.

Дети из объединения участвовали во Всероссийской дистанционной Олимпиаде «Совенок» и в международной Олимпиаде «Вундеркинд»

Одним словом, использование игровой  технологии даёт нам  возможность так организовать процесс  образовательной деятельности, что  она представляет собой  систему специально подобранных развивающих, дидактических,  познавательных игр  и упражнений, которые   обладают характерными особенностями и строятся  в основном на действиях детей  с разнообразными предметами. Это  дает возможность детям  приобрести свой опыт  математических премудростей.

       Не  менее важным условием формирования  элементарных математических  представлений у детей  является активное участие  родителей в образовательном процессе. Чтобы  сделать родителей действительно  ответственными участниками воспитательно – образовательного процесса,  были поставлены цели:

1. Создание благоприятных условий  для  взаимодействия  с родителями.                                                           2. Установление доверительных  и партнёрских отношений  с родителями.                                                         3. Вовлечение семьи  в единое образовательное  пространство.

Для реализации  целей использовались  активные методы  и формы работы:                                                                  -открытые занятия;                                                                                                                                                                   - организация совместных праздников  и досугов;                                                                                                                                                           -дни открытых дверей;                                                                                                                                                    -родительские  гостиные;                                                                                                                                              -мастер-классы;                                                                                                                                                               -НОД с участием  родителей и детей;                                                                                                                          -семинары-практикумы;                                                                                                                                                 - выставки детских  работ, изготовленных  вместе с родителями;

       Руками родителей  было создано много методических игр  и пособий по ФЭМП  для занятий  в группе. Родителям  было предложено сделать с ребенком  мини-книжки с загадками  и пословицами, с логическими играми, альбомы с  математическими  сказками, лэпбуки, бизиборды.

После проведенной работы мы  провели контрольное исследования по  выявлению уровня математического  развития детей  старшего дошкольного  возраста с целью  определения эффективности проделанной  работы. Нами было выявлено: детей с высоким  уровнем математического развития – 55%,  со средним уровнем – 45 %,  с низким уровнем– 0 %.  

На протяжении всего года мы интересовались нашими первоклассниками, посещали с уроки в первом классе,  и результаты наших выпускников, закончивших 1 класс, нас очень порадовали.

47% детей показали  высокий уровень по математике, 53% детей  средний уровень; 0% - низкий уровень.  

Результатами реализации нашей системы  являются следующие показатели:

- ребенок осваивает, преобразует, изменяет информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

- овладевает системой познавательных действий (способов познания): обследует, сравнивает, группирует и классифицирует, уравнивает;

- обобщает, делает выводы, прогнозирует развитие ситуации, схематизирует, пользуется знаками и символическими замещениями;

- осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата;

- аргументирует  свои высказывания, способен к простому рассуждению, проявляет интерес к символическим языкам, самостоятельно выполняет задания по графическим схемам, составляет карты, схемы.

Также ребенок  осваивает Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы или первоклассника Программы «От рождения до школы»

-Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.

-Считает, вычисляет, измеряет, моделирует.

-Владеет математической терминологией

-Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление

-Владеет простейшими графическими навыками и умениями

-Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение)

       

Применявшаяся система использования инновационных игровых  технологий оказала положительное влияние на уровень математических и умственных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма заданий. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять игровые действия с материалом. Решающую роль при этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило нам стимулировать познавательные интересы детей к развивающим логическим играм.  

Наши дети старшей и подготовительной группы участвуют в районных математических олимпиадах и занимают призовые места, посещают кружки робототехники, легоконструирования, и.т.д.

ВЫВОД:

Таким образом, использование игровой технологии на данном возрастном этапе, является введением детей в специально организованную ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание.

        Разработанная система обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает нам возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, мы получаем характерный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.

         Введение инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать дошкольников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям, связанных с их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Литература

  1. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ / / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец //учебно-методическое пособие СПб.: Детство-Пресс.- 2011.-112 с.
  2.  Белая, К.Ю.Инновационная деятельность в ДОУ  / К.Ю.Белая // Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера.- 2012. – 64 с.
  3.   Батаева, Ю. А. Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 180-182
  4.  Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] /- М.: Владос - Пресс, 2016. – 153 с.
  5.  Чилинрова, Л.А. Играя учимся математике / Л.А Чилинрова, Б. В. Спиридонова //– М.: ТЦ Сфера.- 2013. -134 с.
  6.  Фидлер, М.А. Математика уже в детском саду.
  7. Михайлова З.А.,Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения школьников с нарушениями слуха на уроках математики и информатики»

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Еще А.С. Макаренко называл педагогический...

"Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "

Материал содержит информацию по теме "Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "...

доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Рассматриваются  образовательные технологии используемые в образовательном учреждении....

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»

laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...

Методический доклад на тему «Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе»

Инновационные теxнологии-алгоритм последoвательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата, альтернативные технoлогии, связанные с...

Доклад «Образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий в дополнительном образовании»

Объектом исследования данной работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии.Педагогическая иннова...