Сложение и вычитание десятичных дробей
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» является первым уроком математики большого раздела для учащихся 5 класса. Подготовка к этому уроку требует особой тщательности и ответственности. Впечатления учащихся, полученных на первом уроке, влияют на их отношение в целом и, как следствие, на результативность обучения. Так как методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, то в ходе проведения урока предполагается использование информационных и коммуникационных технологий и активных форм деятельности учащихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.59 КБ | |
| 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Колмогорцева Ирина Владимировна
учитель математики
МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска
Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» является первым уроком математики большого раздела для учащихся 5 класса. Подготовка к этому уроку требует особой тщательности и ответственности. Впечатления учащихся, полученных на первом уроке, влияют на их отношение в целом и, как следствие, на результативность обучения. Так как методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, то в ходе проведения урока предполагается использование информационных и коммуникационных технологий и активных форм деятельности учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: вывод алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей.
Планируемые результаты:учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
развивающие (формирование регулятивных УУД) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование: 1. Компьютер, интерактивная доска, проектор.
2. Презентация к уроку.
- Организационный момент.
Задача: организация мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание благоприятного настроя.
(Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает детей на деловой ритм)
Учитель:- Здравствуйте дети! Мы начинаем урок. Девизом нашего урока будут такие слова:
Думать - коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
И всё будет у нас - замечательно!(Выделенные на слайде слова дети говорят хором) (слайд 1)
Учитель: - Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь». (слайд 2)
- В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку?
- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.
2. Актуализация знаний.
Задача: отработка навыков устного счета, проверка усвоения пройденного материала.
Учитель: - Ребята, с какими дробями мы познакомились на прошлых уроках? (десятичными дробями) А что мы научились с ними делать? (сравнивать десятичные дроби). Давайте вспомним, как сравнить две десятичные дроби. Ребята, у вас на партах лежат листочки с заданием, выполнив это задание вы узнаете кто пришел к вам на урок за помощью. Внимательно посмотрите на этот листочек. Ваша задача соединить точки непрерывными линиями, причем дроби которые подписаны над каждой точкой располагаем в порядке возрастания. Как вы понимаете в порядке возрастания? Задания выполняем в парах. (слайд 3)
Учитель: - Молодцы! Покажите мне, что же у вас получилось? И кто же пришел к нам в гости? Да, правильно, это профессор Почемушкин. (слайд 4)
3.Изучение нового материала.
Задача: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма) устраняющего причину выявленного затруднения.
Учитель: - Ребята, а пришел профессор Почемушкин не только рассказать нам интересную историю. Ему срочно нужна помощь!
История профессора Почемушкина. – Ребята вы знаете зачем слону хобот? Хобот служит не только носом и губой, но и рукой. С помощью хобота слон кладет пищу в рот, пьет. Также, с помощью хобота слон может освежиться в жару, набрав им воду и выпустив ее на спину, как из душа. Хобот очень силен и гибок, так как в нем более 40000 мышц. Хобот способен поднять мелкую монету, сорвать пучок травы, вырвать дерево с корнем. Длина Хобота у взрослого слона 3,31 м, а длина хобота у маленького слоненка – 1,2 м. Ребята давайте поможем профессору Почемушкину узнать, на сколько хобот большого слона длиннее, чем хобот маленького слоненка? Что нам для этого надо сделать? (из большего вычесть меньшее) (слайд 5)
Проблемный вопрос: как вычесть десятичные дроби?
Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?
(- можем уравнять количество знаков после запятой)
3,31-1,20 = ?
(Можем записать данные дроби в виде смешанных чисел и вычесть)

- А нельзя ли проще выполнить вычисления?
- Составьте план действий.
- Хорошо! Откройте учебник на стр.191. Давайте с вами прочитаем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- Расскажите алгоритм друг другу. (слайд 7)
- Вместе проверим наш алгоритм на нашей задаче.
4. Закрепление изученного материала.
Задача: организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.
Задание 1. Выполните по образцу (слайд 8)
а) 4,52+2,3 = ? и 4,52-2,3 – разбираем вместе
б) 8,9021+0,68 – один ученик у доски
в) 13,75+0,116 – один ученик у доски
4. Физкультминутка. (слайд 9)
Мы сегодня повторяем, изучаем и считаем
Ох, устали мы немножко
Захотели пошалить.
Встали – сели, посидели.
Покрутили головой.
Нет нам времени играть – надо дальше изучать!
Задание 2.Работа по учебнику №1213 и №1214. «Змейка» - по одному выходим к доске и выполняем задание, при этом обязательно проговариваем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
5. Самостоятельная работа. Самопроверка. (слайд 11)
- Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. На парте у вас листочки с заданием и алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей. Работаем самостоятельно.
- А теперь обменяйтесь листочка со своим соседом по парте и переверните его. На экране правильные ответы. Напротив правильного ответа ставим «+», а напротив неправильного «-» (ребята проверяют ответы своих товарищей, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки).
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- В каком месте?
- Кто правильно выполнил задание?
- Оцените себя. Критерии оценки: «5» - 9-10 заданий, «4» - 7-8 заданий, «3» - 5-6 заданий.
- Встаньте те ребята, кто получил оценку «5» и «4». Молодцы! Хорошо поработали.
6. Домашнее задание. (слайд 12)
Домашнее задание будет практическое: 1. Вычислите общий рост вашей семьи.
2.№1255 (1ст), №1256 (1ст).
7. Рефлексия. (слайд 13)
Вот и подошел к концу наш урок. Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу вазу желтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными. (Учащиеся вставляют свои цветочки в вазу на плакате).
Литература.
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – 25-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
- А.П.Попов, Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я.Виленкина, - Москва «Вако», 2008
Приложение
Самостоятельная работа.
1 вариант | 2 вариант | Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей |
5,9+1,6 | 2,8+1,9 |
|
8,3+0,8 | 4,6+0,5 | |
8,9+4 | 8+2,6 | |
5,7+3,28 | 2,58+1,4 | |
10,09+0,308 | 0,906+12,8 | |
4,7-2,8 | 6,5-2,7 | |
12,1-8,7 | 11,2-9,6 | |
3-2,4 | 21-3,59 | |
6,5-4,837 | 7,3-4,568 | |
45,6-13 | 33,7-4 |
Ответы к самостоятельной работе.
1 вариант | 2 вариант |
7,5 | 4,7 |
9,1 | 5,1 |
12,9 | 10,6 |
8,98 | 3,98 |
10,398 | 13,706 |
1,9 | 3,8 |
3,4 | 1,6 |
0,6 | 17,41 |
1,663 | 2,732 |
32,6 | 29,7 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь».
Ваша задача соединить точки непрерывными линиями, причем дроби которые подписаны над каждой точкой располагаем в порядке возрастания.
Профессор Почемушкин
Ребята вы знаете зачем слону хобот? Хобот служит не только носом и губой, но и рукой. С помощью хобота слон кладет пищу в рот, пьет. Также, с помощью хобота слон может освежиться в жару, набрав им воду и выпустив ее на спину, как из душа. Хобот очень силен и гибок, так как в нем более 40000 мышц. Хобот способен поднять мелкую монету, сорвать пучок травы, вырвать дерево с корнем. Длина Хобота у взрослого слона 3,31 м, а длина хобота у маленького слоненка – 1,2 м. Ребята давайте поможем профессору Почемушкину узнать, на сколько хобот большого слона длиннее, чем хобот маленького слоненка? Что нам для этого надо сделать?
Сложение и вычитание десятичных дробей Колмогорцева Ирина Владимировна у читель математики МБОУ «Лицей « Политэк » г.Волгодонска
Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей № Алгоритм 4,52+2,3 4,52-2,3 1 Уравнять в дробях количество знаков после запятой 4,52 и 2,30 4,52 и 2,30 2 Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой 4,52 2,30 4,52 2,30 3 Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую + 4,52 2,30 6 82 - 4,52 2,30 2 22 4 Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях + 4,52 2,30 6,82 - 4,52 2,30 2,22
8,9021+0,68 13,75+0,116
Физкультминутка Мы сегодня повторяем, изучаем и считаем Ох, устали мы немножко Захотели пошалить. Встали – сели, посидели. Покрутили головой. Нет нам времени играть – надо дальше изучать!
Работа по учебнику №1213 и №1214.
Самостоятельная работа 5,9+1,6 8,3+0,8 8,9+4 5,7+3,28 10,09+0,308 4,7-2,8 12,1-8,7 3-2,4 6,5-4,837 45,6-13 2,8+1,9 4,6+0,5 8+2,6 2,58+1,4 0,906+12,8 6,5-2,7 11,2-9,6 21-3,59 7,3-4,568 33,7-4
Домашнее задание Вычислите общий рост вашей семьи. .№1255 (1ст), №1256 (1ст).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Сложение и вычитание десятичных дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

5 класс «Сложение и вычитание десятичных дробей» 6 класс«Сложение и вычитание отрицательных и положительных чисел»
Урок для РВГ...
Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Разложение десятичных дробей по разрядам»
Конспект урока. Особое внимание уделяется работе с текстом....

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"
Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...
