Сложение и вычитание десятичных дробей
план-конспект урока по математике (5 класс)

Колмогорцева Ирина Владимировна

Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» является первым уроком математики большого раздела для учащихся 5 класса. Подготовка к этому уроку требует особой тщательности и ответственности. Впечатления учащихся, полученных на первом уроке, влияют на их отношение в целом и, как следствие, на результативность обучения. Так как методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, то в ходе проведения урока предполагается использование информационных и коммуникационных технологий и активных форм деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx24.59 КБ
Файл slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Колмогорцева Ирина Владимировна

учитель математики

МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска

          Урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» является первым уроком математики большого раздела для учащихся 5 класса. Подготовка к этому уроку требует особой тщательности и ответственности. Впечатления учащихся, полученных на первом уроке, влияют на их отношение в целом и, как следствие, на результативность обучения. Так как методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, то в ходе проведения урока предполагается использование информационных и коммуникационных технологий и активных форм деятельности учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: вывод алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей.

Планируемые результаты:учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:  «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):   умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД) развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Оборудование: 1. Компьютер, интерактивная доска, проектор.

                            2. Презентация к уроку.

  1. Организационный момент.

Задача: организация мотивации к учебно-познавательной деятельности, создание благоприятного настроя.

(Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, настраивает детей на деловой ритм)

Учитель:- Здравствуйте дети!  Мы начинаем урок. Девизом нашего урока будут такие слова:

Думать - коллективно!                

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

И всё будет у нас - замечательно!(Выделенные на слайде слова дети говорят хором) (слайд 1)

Учитель: - Начать урок мне бы хотелось со старой притчи. Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь». (слайд 2)

- В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку?

- Вот и мы с вами будем добывать знания сами.

  2. Актуализация знаний.

Задача: отработка навыков устного счета, проверка усвоения пройденного материала.

Учитель: - Ребята, с какими дробями мы познакомились на прошлых уроках? (десятичными дробями) А что мы научились с ними делать? (сравнивать десятичные дроби). Давайте вспомним, как сравнить две десятичные дроби. Ребята, у вас на партах лежат листочки с заданием, выполнив это задание вы узнаете кто пришел к вам на урок за помощью. Внимательно посмотрите на этот листочек. Ваша задача соединить точки непрерывными линиями, причем дроби которые подписаны над каждой точкой располагаем в порядке возрастания. Как вы понимаете в порядке возрастания? Задания выполняем в парах. (слайд 3)

Учитель: - Молодцы! Покажите мне, что же у вас получилось? И кто же пришел к нам в гости? Да, правильно, это профессор Почемушкин. (слайд 4)

3.Изучение нового материала.

Задача: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма) устраняющего причину выявленного затруднения.

Учитель: - Ребята, а пришел профессор Почемушкин не только рассказать нам интересную историю. Ему срочно нужна помощь!

История профессора Почемушкина. – Ребята вы знаете зачем слону хобот? Хобот служит не только носом и губой, но и рукой. С помощью хобота слон кладет пищу в рот, пьет. Также, с помощью хобота слон может освежиться в жару, набрав им воду и выпустив ее на спину, как из душа. Хобот очень силен и гибок, так как в нем более 40000 мышц. Хобот способен поднять мелкую монету, сорвать пучок травы, вырвать дерево с корнем. Длина Хобота у взрослого слона 3,31 м, а длина хобота у маленького слоненка – 1,2 м. Ребята давайте поможем профессору Почемушкину узнать, на сколько хобот большого слона длиннее, чем хобот маленького слоненка? Что нам для этого надо сделать? (из большего вычесть меньшее) (слайд 5)

Проблемный вопрос: как вычесть десятичные дроби?

Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?

(- можем уравнять количество знаков после запятой)

3,31-1,20 = ?

(Можем записать данные дроби в виде смешанных чисел и вычесть)

- А нельзя ли проще выполнить вычисления?

- Составьте план действий.

- Хорошо! Откройте учебник на стр.191. Давайте с вами прочитаем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу. (слайд 7)

- Вместе проверим наш алгоритм на нашей задаче.

4. Закрепление изученного материала.

Задача: организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

Задание 1. Выполните по образцу (слайд 8)

а) 4,52+2,3 = ?   и 4,52-2,3 – разбираем вместе

б) 8,9021+0,68 – один ученик у доски

в) 13,75+0,116 – один ученик у доски

4. Физкультминутка. (слайд 9)

Мы сегодня повторяем, изучаем и считаем

Ох, устали мы немножко

Захотели пошалить.

Встали – сели, посидели.

Покрутили головой.

Нет нам времени играть – надо дальше изучать!

Задание 2.Работа по учебнику №1213 и №1214. «Змейка»  - по одному выходим к доске и выполняем задание, при этом обязательно проговариваем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

5. Самостоятельная работа. Самопроверка. (слайд 11)

- Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. На парте у вас листочки с заданием и алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей. Работаем самостоятельно.

- А теперь обменяйтесь листочка со своим соседом по парте и переверните его. На экране правильные ответы. Напротив правильного ответа ставим «+», а напротив неправильного «-» (ребята проверяют ответы своих товарищей, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки).

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя. Критерии оценки: «5» - 9-10 заданий, «4» - 7-8 заданий, «3» - 5-6 заданий.

- Встаньте те ребята, кто получил оценку «5» и «4». Молодцы! Хорошо поработали.

6. Домашнее задание. (слайд 12)

Домашнее задание будет практическое: 1. Вычислите общий рост вашей семьи.

2.№1255 (1ст), №1256 (1ст).

7. Рефлексия. (слайд 13)

Вот и подошел к концу наш урок. Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу вазу желтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными. (Учащиеся вставляют свои цветочки в вазу на плакате).

Литература.

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – 25-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009.
  2. А.П.Попов, Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н.Я.Виленкина, - Москва «Вако», 2008

Приложение

Самостоятельная работа.

1 вариант

2 вариант

Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей

5,9+1,6

2,8+1,9

  1. Уравнять количество знаков после запятой.
  2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой.
  3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.
  4. Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

8,3+0,8

4,6+0,5

8,9+4

8+2,6

5,7+3,28

2,58+1,4

10,09+0,308

0,906+12,8

4,7-2,8

6,5-2,7

12,1-8,7

11,2-9,6

3-2,4

21-3,59

6,5-4,837

7,3-4,568

45,6-13

33,7-4

Ответы к самостоятельной работе.

1 вариант

2 вариант

7,5

4,7

9,1

5,1

12,9

10,6

8,98

3,98

10,398

13,706

1,9

3,8

3,4

1,6

0,6

17,41

1,663

2,732

32,6

29,7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Думать – коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! И всё будет у нас – замечательно!

Слайд 2

Голодный и оборванный человек подошел к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: «Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю». Человек оглянулся, вздохнул, нашел невод и, недоумевая, понес к морю. Рыбак пошел вслед за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек греб сначала неумело, а затем лучше и лучше, и наконец, сам привел лодку к месту. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу рыбак попросил человека набрать сухих веток и они вместе разожгли костер. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: «Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать все это?». Рыбак немного помолчал, а потом ответил: «В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь».

Слайд 3

Ваша задача соединить точки непрерывными линиями, причем дроби которые подписаны над каждой точкой располагаем в порядке возрастания.

Слайд 4

Профессор Почемушкин

Слайд 5

Ребята вы знаете зачем слону хобот? Хобот служит не только носом и губой, но и рукой. С помощью хобота слон кладет пищу в рот, пьет. Также, с помощью хобота слон может освежиться в жару, набрав им воду и выпустив ее на спину, как из душа. Хобот очень силен и гибок, так как в нем более 40000 мышц. Хобот способен поднять мелкую монету, сорвать пучок травы, вырвать дерево с корнем. Длина Хобота у взрослого слона 3,31 м, а длина хобота у маленького слоненка – 1,2 м. Ребята давайте поможем профессору Почемушкину узнать, на сколько хобот большого слона длиннее, чем хобот маленького слоненка? Что нам для этого надо сделать?

Слайд 6

Сложение и вычитание десятичных дробей Колмогорцева Ирина Владимировна у читель математики МБОУ «Лицей « Политэк » г.Волгодонска

Слайд 7

Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей № Алгоритм 4,52+2,3 4,52-2,3 1 Уравнять в дробях количество знаков после запятой 4,52 и 2,30 4,52 и 2,30 2 Записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой 4,52 2,30 4,52 2,30 3 Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую + 4,52 2,30 6 82 - 4,52 2,30 2 22 4 Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях + 4,52 2,30 6,82 - 4,52 2,30 2,22

Слайд 8

8,9021+0,68 13,75+0,116

Слайд 9

Физкультминутка Мы сегодня повторяем, изучаем и считаем Ох, устали мы немножко Захотели пошалить. Встали – сели, посидели. Покрутили головой. Нет нам времени играть – надо дальше изучать!

Слайд 10

Работа по учебнику №1213 и №1214.

Слайд 11

Самостоятельная работа 5,9+1,6 8,3+0,8 8,9+4 5,7+3,28 10,09+0,308 4,7-2,8 12,1-8,7 3-2,4 6,5-4,837 45,6-13 2,8+1,9 4,6+0,5 8+2,6 2,58+1,4 0,906+12,8 6,5-2,7 11,2-9,6 21-3,59 7,3-4,568 33,7-4

Слайд 12

Домашнее задание Вычислите общий рост вашей семьи. .№1255 (1ст), №1256 (1ст).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...