Программа курса внеурочной деятельности по формированию математической грамотности "Интеллектуальный клуб " Математика для всех!"
рабочая программа по математике (6, 7, 8, 9 класс)

Загрядская Елена Павловна

Национальный проект «Образование» - сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024– это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

         В достижении данных целей немаловажную роль играет совершенствование системы образования. Одной из задач современной системы образования является формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных    исследований. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.

                 Результаты участия российских школьников в данных исследованиях прошлых лет свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности функциональной грамотности. В исследовании PISA-2018 российские школьники продемонстрировали средний балл, равный 479, что позволило Российской Федерации занять 31 строчку в рейтинге стран-участников исследования, в то время как средний балл первой десятки стран составил 526. PISA в своем мониторинге в 2022 году будет оценивать 6 видов функциональной грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую, критическое мышление и глобальные компетенции

             Следует учитывать, что сформировать функционально грамотную личность учащихся может учитель, сам обладающий ею, и готовностью к реализации реформ образования в условиях конкретного учебного заведения и контингента обучающихся. Для учителя-предметника актуальными являются следующие вопросы: Каково содержание функциональной грамотности? Какого гражданина России следует считать функционально грамотным? Насколько сам учитель готов к реализации задачи формирования и развития функциональной грамотности в рамках проведения международного исследования PISA?

             Я разработала программу методической работы учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся.

            Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся как необходимого навыка использования знаний и умений для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, также в межличностном общении и социальных отношениях.

               Задачи:

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности через освоение технологии формирования и оценивания функциональной грамотности
  2. Совершенствовать формы обучения для развития функциональной грамотности обучающихся.
  3. Применять в учебном процессе инструменты для формирования функциональной грамотности
  4. Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.
  5. Проводить информационно-просветительскую работу с родителями (законными представителями) обучающихся

 В результате системной методической работы мной была разработана программа курса внеурочной деятельности по формированию математической грамотности «Интеллектуальный клуб «Математика для всех» для учащихся 8 класса.

Цель курса: формирование математической грамотности, обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах

Задачи курса:

- распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики;

- развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера.

       Новизна данного курса состоит в том, что задания «Интеллектуальный клуб «Математика для всех»

  • Предназначены для формирования и оценки математической грамотности, которая изучается в международном сравнительном исследовании PISA – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
  • Содержат практико-ориентированные задачи, сформированные по принципу отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций.

Оригинальность программы состоит в том, что

  • Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность
  • Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ №16

____________О.В.Соколова

Приказ №_______/О от______

Рабочая программа по

внеурочной деятельности

Интеллектуальный клуб «Математика для всех»

8-Б класс

на 2020-2021 учебный год

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в год – 34

                              Учитель

Загрядская  Е.П.

го Клин

2020

Планируемые результаты освоения учебного курса

Невозможно представить без математики повседневную жизнь. Как правильно рассчитать проценты по кредиту или воспользоваться скидкой в магазине, какую модель нового гаджета выбрать, сколько магазинов должно быть в каждом районе или сколько автобусов нужно для нового микрорайона, как правильно накопить нужную сумму денег – этим и другим вопросам посвящены задания этого курса.

Национальный проект «Образование»- сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024 – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых целей:

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В последние десятилетия в России проводятся многочисленные исследования качества образования, в том числе математического.

Исследование PISA-2021 проверит функциональную грамотность российских школьников, в том числе и математическую грамотность.

В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение:

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».

В курсе учащимся предлагаются близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики.

Задания, для развития математической грамотности, включает три структурных компонента:

 контекст, в котором представлена проблема;

 содержание математического образования, которое используется в заданиях;

 мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.

Контекст задания  это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации. Выделены и используются 4 категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, и научная деятельность.

Математическое содержание заданий распределено по четырём категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределённость и данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями. Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой области.

В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы 15-летним учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их математического кругозора:

изменение и зависимости  задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;

пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;

количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;

неопределённость и данные  задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

Мыслительная деятельность: используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися:

–  формулировать ситуацию на языке математики;

–  применять математические понятия, факты, процедуры;

–  интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

Задания курса используются для подготовки школьников к участию в исследованиях, направленных на оценку математической грамотности – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Используя сюжеты заданий, каждый ученик может выполнить исследовательскую работу (индивидуально или в группе).

Новизна данного курса состоит в том, что задания курса

 Интеллектуальный клуб «Математика для всех»

  • Предназначены для формирования и оценки всех аспектов функциональной грамотности, которые изучаются в международном сравнительном исследовании PISA – способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
  • Содержат компетентностно ориентированные задачи, сформированные по принципу отработки общей математической модели. Все задания построены на основе реальных жизненных ситуаций.

Оригинальность программы состоит в том, что

  • Решение практико-ориентированных задач будет способствовать развитию математической грамотности учащихся, поможет в определении будущей профессии.
  • Задания данного курса помогают формировать умение осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения жизненных задач, развивают активность и самостоятельность учащихся, вовлекают их в поисковую и познавательную деятельность.

Широкий социально-экономический контекст заданий создаёт базу для формирования универсальных учебных действий:

 - познавательных: способность постановки реальных проблем и их решение средствами математики; умение определять и находить требуемую информацию;

 - коммуникативных: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- регулятивных: овладение навыками планирования, прогнозирования, контроля и оценки;

- личностных: обеспечение ориентации в социальных ролях и соответствующей им деятельности; объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

- Метапредметные:

Уровень анализа и синтеза

Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации

.

Ученик  получит возможность научиться:

• устанавливать причинно-следственные связи; строить логические

рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

• формировать учебную и общекультурную компетентность в

области использования информационно-коммуникационных технологий;

• видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

• выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

• выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;

• интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

• оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

.

Содержание курса 

Рабочая программа курса «Интеллектуальный клуб «Математика для всех»

для учащихся 8 класса составлена на основе авторской программы Т.Ф.Сергеевой  опубликованной в учебном пособии для общеобразовательных организаций «Математика на каждый день. 6-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций», М.: Просвещение, 2020, серии «Функциональная грамотность. Тренажер», направление общеинтеллектуальное развитие личности. Курс рассчитан на 34 учебных недели, 1 ч в неделю.

Цель курса: формирование математической        грамотности, обеспечивающей         способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах

Задачи курса:

- распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики;

- выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики;

- формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в контексте поставленной проблемы;

- развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера.

Тематическое планирование

Раздел 1. Математика в повседневной жизни

Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершения покупок, выбора товаров и услуг, организации отдыха и др.

Раздел 2. Математика и общество

Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: получение основного общего образования, соблюдение законов РФ, не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц; платить установленные налоги и сборы; бережно относиться к природе и др.

Раздел 3. Математика и профессии

Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознание своих интересов        и        профессиональной        направленности        личности. Демонстрация        возможностей        математики     для        оптимизации     решения профессионально ориентированных задач.

Раздел 4. Математика как язык науки

Использование математического языка для количественной обработки различной информации. Описание и интерпретация различных процессов и явлений окружающего        мира        на        языке        математики.        Формирование познавательного интереса учащихся к использованию математического языка для осуществления учебно-исследовательской деятельности.

  • Занятие 1  Тренировки стр. 6

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Неопределённость и данные

Применять

Научный

Вопрос 2

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 3

Неопределённость и данные

Формулировать

Общественный

Вопрос 4

Количество

Формулировать

Личный

  • Занятие 2.  Домашние задания стр. 8

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Неопределённость и данные

Применять

Научный

Вопрос 2

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Личный

  • Занятие 3.  На даче стр. 14

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 2

Количество

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 4

Количество

Формулировать

Профессиональный

  • Занятие 4.  Ученическое самоуправление стр. 16

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Общественный

Вопрос 2

Количество

Формулировать

Общественный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Общественный

Вопрос 4

Количество

Формулировать

Общественный

  • Занятие 5.   Каникулы стр. 22

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Общественный

Вопрос 2

Неопределённость и данные

Применять

Общественный

Вопрос 3

Изменения и отношения

Применять

Общественный

  • Занятие 6.  Родственники стр. 30

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 2

Количество

Применять

Личный

Вопрос 3

Количество

Применять

Общественный

  • Занятие 7.  Волонтёрское движение стр. 32

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Общественный

Вопрос 2

Количество

Применять

Общественный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Общественный

  • Занятие 8.   Поход стр. 46

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Научный

Вопрос 2

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Общественный

Вопрос 3

Изменение и зависимости

Формулировать

Общественный

Вопрос 4

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Общественный

  • Занятие 9.  Маршрут стр. 48

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Профессиональный

Вопрос 2

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Профессиональный

Вопрос 3

Изменение и зависимости

Интерпретировать

Профессиональный

Вопрос 4

Изменение и зависимости

Формулировать

Профессиональный

  • Занятие 10.  Телефон стр. 52

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Изменения и отношения

Интерпретировать

Общественный

Вопрос 2

Изменения и отношения

Интерпретировать

Личный

Вопрос 3

Изменения и отношения

Применять

Личный

  • Занятие 11.  Ноутбук стр. 54

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Изменения и отношения

Интерпретировать

Общественный

Вопрос 2

Изменения и отношения

Интерпретировать

Личный

Вопрос 3

Изменения и отношения

Применять

Личный

  • Занятие 12.  Комплексный обед стр. 60

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 2

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Личный

  • Занятие 13.  Видеокамера стр. 62

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 2

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Личный

  • Занятие 14.  Экскурсия стр. 64

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 2

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 3

Количество

Применять

Личный

  • Занятие 15.  Набор конфет стр. 66

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 2

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 3

Количество

Применять

Личный

  • Занятие 16.  Поездка за границу стр. 68

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 2

Количество

Применять

Личный

Вопрос 3

Количество

Применять

Личный

  • Занятие 17.  Вклад стр. 70

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 2

Количество

Применять

Личный

Вопрос 3

Количество

Применять

Личный

  • Занятие 18.  Упаковка стр. 72

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Форма и пространство

Применять

Профессиональный

Вопрос 2

Форма и пространство

Применять

Профессиональный

Вопрос 3

Форма и пространство

Применять

Профессиональный

  • Занятие 19.  Ангар стр. 74

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Форма и пространство

Применять

Профессиональный

Вопрос 2

Форма и пространство

Применять

Профессиональный

Вопрос 3

Форма и пространство

Применять

Профессиональный

  • Занятие 20.   Лавина стр. 76

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 2

Количество

Применять

Личный

Вопрос 3

Количество

Применять

Общественный

Вопрос 4

Количество

Применять

Общественный

  • Занятие 21.   Деревья стр. 18

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 2

Неопределённость и данные

Применять

Общественный

Вопрос 3

Неопределённость и данные

Применять

Научный

  • Занятие 22.  Животные стр. 20

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 2

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 3

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

  • Занятие 23.  Население стр. 24

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 2

Неопределённость и данные

Применять

Научный

Вопрос 3

Изменения и отношения

Применять

Научный

  • Занятие 24.  Конкурс стр. 26

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 2

Количество

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 4

Количество

Формулировать

Общественный

  • Занятие 25.  Потребление воды стр. 38

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Изменение и зависимости

Формулировать

Научный

Вопрос 2

Изменение и зависимости

Применять

Научный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Научный

Вопрос 4

Количество

Формулировать

Общественный

  • Занятие 26.  Пеня стр. 40

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Изменение и зависимости

Формулировать

Общественный

Вопрос 2

Изменение и зависимости

Применять

Общественный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Общественный

Вопрос 4

Количество

Формулировать

Общественный

  • Занятие 27.  Новый микрорайон стр. 42

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Пространство и форма

Формулировать

Научный

Вопрос 2

Пространство и форма

Применять

Общественный

Вопрос 3

Пространство и форма

Применять

Общественный

Вопрос 4

Количество

Применять

Общественный

  • Занятие 28.  Фермер стр. 44

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Пространство и форма

Формулировать

Научный

Вопрос 2

Пространство и форма

Применять

Общественный

Вопрос 3

Пространство и форма

Применять

Общественный

  • Занятие 29.  Распродажа стр. 50

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Общественный

Вопрос 2

Количество

Применять

Общественный

Вопрос 3

Количество

Применять

Личный

  • Занятие 30.  Акция стр. 51

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Личный

Вопрос 2

Количество

Применять

Личный

Вопрос 3

Количество

Применять

Личный

  • Занятие 31.  Цветочная клумба стр. 56

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Изменения и зависимости

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 2

Изменения и зависимости

Применять

Профессиональный

Вопрос 3

Изменения и зависимости

Применять

Профессиональный

  • Занятие 32.  Панно стр. 58

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Изменения и зависимости

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 2

Изменения и зависимости

Применять

Профессиональный

Вопрос 3

Изменения и зависимости

Применять

Профессиональный

  • Занятие 33.  Цунами стр. 78

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 2

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 3

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

Вопрос 4

Неопределённость и данные

Интерпретировать

Научный

  • Занятие 34.  Поздравления коллег стр. 28

Задачи

Содержательная область

Ведущая познавательная деятельность

Контекст

Вопрос 1

Количество

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 2

Количество

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 3

Количество

Формулировать

Профессиональный

Вопрос 4

Количество

Формулировать

Общественный

Воспитывающий и развивающий потенциал курса

Значимость математической грамотности  как одного из основных компонентов функциональной грамотности и базового образования определяется ее ролью в научно-техническом прогрессе, в современной науке и производстве, а также важностью математического образования для формирования духовной среды подрастающего человека, его интеллектуальных и морально-этических качеств через овладение обучающимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, достаточными для изучения других дисциплин, для продолжения обучения в системе непрерывного образования.

. Воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета:

1. В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

2. В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  •  развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Межпредметные  связи курса:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • контекст задач, включающий разнообразные ситуации, органично связанные с окружающим миром современного подростка, позволяет ему «примерить на себя» различные социальные роли семьянина, гражданина, работника, субъекта общения и профессионального самоопределения и др

ФОРМЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА

Формы проведения занятий: - практические занятия; - самостоятельная работа (индивидуальная, парная и групповая).

В целях формирования математической грамотности задания могут быть дополнены вопросами, развивающими, уточняющими предложенную ситуацию или являющимися проекцией сюжета на реальную жизнь конкретных учащихся, жизнь класса, проблемы местного социума.

Задания выполняются и индивидуально, и в парах, и в группах, тогда у учащихся будет возможность обсудить сюжет, используя «коллективный» опыт, уточнить своё понимание ситуации, возможно, задать вопросы учителю. Это поможет выйти на выявление математической сути задания и адекватно сформулировать на языке математики, найти необходимые способы решения.

Обсуждение полезно и на этапе решения задачи, и на этапе интерпретации полученных результатов, чтобы понять, все ли необходимые условия учтены, можно ли решить иначе, проще, рациональнее, соответствует ли математическое решение контексту ситуации и т.п. Обсуждая с классом результаты выполнения задания, учитель должен акцентировать внимание на трёх моментах: как ситуация была преобразована в математическую задачу; какие знания, факты были использованы, какие методы и способы решения были предложены и обсудить их достоинства; как можно оценить полученное решение с точки зрения исходной ситуации.

Полезно предложить учащимся провести анализ своей включенности в выполнение задания, отрефлексировать весь процесс и зафиксировать:

− какие идеи и соображения возникали, были ли они существенными и плодотворными, учтены ли в решении;

− какие возникли трудности и на каком этапе работы над заданием;

− удастся ли самостоятельно справиться с аналогичной ситуацией, если она повторится.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

План

Дата  факт

Тема

Примечание

1

Компетентностно -ориентированная задача «Тренировки»

2

Компетентностно -ориентированная задача «Домашние задания»

3

Компетентностно -ориентированная задача «На даче»

4

Компетентностно -ориентированная задача «Ученическое самоуправление»

5

Компетентностно -ориентированная задача «Каникулы»

6

Компетентностно -ориентированная задача «Родственники»

7

Компетентностно -ориентированная задача «Волонтерское движение»

8

Компетентностно -ориентированная задача  «Поход»

9

Компетентностно -ориентированная задача «Маршрут»

10

Компетентностно -ориентированная задача «Телефон»

11

Компетентностно -ориентированная задача «Ноутбук»

12

Компетентностно -ориентированная задача «Комплексный обед»

13

Компетентностно -ориентированная задача «Видеокамера»

14

Компетентностно -ориентированная задача «Экскурсия»

15

Компетентностно -ориентированная задача «Набор конфет»

16

Компетентностно -ориентированная задача «Поездка за границу»

17

Компетентностно -ориентированная задача  «Вклад»

18

Компетентностно -ориентированная задача «Упаковка»

19

Компетентностно -ориентированная задача «Ангар»

20

Компетентностно -ориентированная задача «Лавина»

21

Компетентностно -ориентированная задача «Деревья»

22

Компетентностно -ориентированная задача «Животные»

23

Компетентностно -ориентированная задача «Население»

24

Компетентностно -ориентированная задача «Конкурс»

25

Компетентностно -ориентированная задача «Потребление воды»

26

Компетентностно -ориентированная задача  «Пеня»

27

Компетентностно -ориентированная задача «Новый микрорайон»

28

Компетентностно -ориентированная задача «Фермер»

29

Компетентностно -ориентированная задача «Распродажа»

30

Компетентностно -ориентированная задача «Акция»

31

Компетентностно -ориентированная задача «Цветочная клумба»

32

Компетентностно -ориентированная задача «Панно»

33

Компетентностно -ориентированная задача «Цунами»

34

Компетентностно -ориентированная задача «Поздравления коллег»

Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение

  1. Функциональная грамотность. Тренажёр. Математика на каждый день. 6 – 8 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Т. Ф. Сергеева. Москва. Просвещение, 2020.
  2. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Под редакцией Г.С.Ковалевой, Л.О.Рословой.-М.;СПб.: Просвещение,2020 ( серия Функциональная грамотность. Учимся для жизни)

Согласовано.

Протокол №1 заседания

школьного методического объединения

учителей математики, физики и информатики

от ____ августа 20120г.

Согласовано.

Зам. директора по УВР  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов «Магия математики»

Программа курса внеурочной деятельности для 7-9 классов «Магия математики». Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создаёт основу дл...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ( общеинтеллектуального направления) «Математический калейдоскоп»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (общеинтеллектуального направления)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Математика и шахматы»

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и шахматы" позволит во внеурочной деятельности научить ребят игре в шахматы, разработке стратегий, развитию аналитического мышления....

Программа курса внеурочной деятельности «Математический клуб «Умники и умницы» 7 класс».

Данная программа создана для внеурочной деятельности учащихся 7 класса....

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Программа курса внеурочной деятельности по олимпиадной подготовке «Избранные главы математики» для учащихся 9-х классов

Данная программа является дополнителным этапом в обучении математики на профильном уровне. Изучение избранных тем олимпиадного характера предполагает работу с более одаренными учащимися, мотивированны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУТБОЛ ДЛЯ ВСЕХ

Программа внеурочной деятельности "Футбол для всех!"...