урок здоровья
план-конспект урока по математике (9 класс)

Мартыненко Светлана Ивановна

воспитание ценностного отношения к своему здоровью, стремление к ведению здорового образа жизни через учебную деятельность по предмету математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zdorovya.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Математика повсюду»

для учащихся 8 – 9 классов

Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к ведению здорового образа жизни через учебную деятельность по предмету «Математика»

Задачи:

Обучающие:

- повторение, закрепление приобретенных знаний учащихся.

- умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.

- развивать вычислительные навыки.

Коррекционные:

- коррекция и развитие мыслительной деятельности ( операции анализа и синтеза).

- развивать устную речь: давать полные ответы на вопросы, включать в речь математические термины, комментировать решение задач.

- коррекция развития личностных качеств учащихся, их эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои мысли).

Воспитательные:

- научить ценить, уважать и беречь свое здоровье;

- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;

- формировать негативное отношение к пагубным привычкам для человека.

Прогнозируемые результаты:

Предметные:

- уметь решать текстовые задачи с дробями и процентами различными способами;

- знать основы и составляющие здорового образа жизни;

- знать, как сохранить и улучшить свое здоровье.

Личностные:

-осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности

-уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

Оборудование:  Компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки с  ответами), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Все задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы обучающиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий обучающиеся   выяснят преимущества здорового образа жизни о своем, сумеют взглянуть на основные жизненные процессы глазами математики

Содержание занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап 

Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие

прием «Аквариум настроения».

Прозвенел звонок веселый,

                                     Всех зовет он на урок.

                                     И задания сегодня

      Выполнить должны мы в срок.

                                     Оглянитесь, улыбнитесь,

                                     Тихо по местам садитесь.

                                     Все готовы как всегда,

                                     Мы начнем урок, друзья!

А сейчас громко протяните три раза «И». Мы создали колебания в голове, прочистили каналы (звук «И» создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши, вибрирует голосовые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух).

Затем проводится медитация с пожеланием успеха на занятии: Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе».

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки.  Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя по критериям, которые указаны в листе самооценки (приложение 1)

Учащиеся готовятся к началу работы.

 II. Целеполагание и мотивация

1. Игра «Верно-неверно»

Перед вами 8 утверждений, определите верно ли каждое и поставьте +, если согласны, - , если нет.

 Проверьте ответы, докажи свой выбор:

Задание

Выбор

Буква

Верно

Неверно

8дм. х 2дм = 19 кв.дм

+

З

5дм. Х 30см. =150кв.дм

+

Д

300см. х 3м.  = 900 кв.см

+

О

3м. х 3м. =9 кв. м

+

Р

Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению

Длины, ширины и высоты

+

О

Длина -5м, ширина – 6м., высота -3м. Объем равен 100 куб.м

+

В

Скорость равна расстояние умножить на время

+

Ь

Расстояние -15 км., время движения -3 ч. Скорость равна 5км/ч

+

Е

Молодцы, все буквы открыты! Прочитайте  ключевое слово, которое у нас открылось.

2. Как вы думаете, о чем мы будем говорить,  на сегодняшнем занятии?

- Попробуйте сформулировать тему.

Верно. Сегодня мы будем говорить о здоровье с точки зрения математики.

3. Постановка проблемы.

Упражнение «Ассоциация».

Как вы думаете, что человеку необходимо, чтобы быть здоровым? Предлагаю вам выполнить упражнение «Ассоциация». На экране фраза: «Здоровье-это…». У каждого из вас есть возможность назвать по одной ассоциации на слово «здоровье». 

Ответы ребят обобщаем и выделяем главное:

1 Отсутствие вредных привычек

2 Чистый воздух

3 Занятия спортом

4 Здоровая пища и  т. д.

Проблема:  «В чём секрет сохранения здоровья  и может ли математика помочь здоровью?»

Цель нашего занятия: – не только получить представление о том, что такое здоровый образ жизни, но и задуматься о необходимости быть здоровым. А поможет нам в этом математика и наши знания – решение задач с целыми и дробными числами.

Поставьте задачи для решения проблемы занятия.

Какие знания нам для этого нужны?

Минута отдыха «Ребята, берегите глаза»

Игра «Бинокль»

Представьте, что нам необходимо отыскать арифметические знаки, которые куда-то исчезли. Возьмите в руки бинокли (сложить руки перед глазами в виде бинокля). Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль.

Далее следует упражнение с использованием тренажера по Базарному.

Оцените свою деятельность   согласно критериям, указанным в листе самооценки

III. Основная часть. Применение знаний в новых ситуациях.

Раунд 1: «Математика и вредные привычки».

Задача 1: В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?

Ответ: 210000 человек.

Задача 2:  Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеваниями легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек. 

Ответ: 400 человек

Вывод:  Курение – вредная привычка, мерзкая для обоняния, вредная для мозга и опасная для легких. 

Оцените свою деятельность   согласно критериям, указанным в листе самооценки

Раунд 2 : «Математика и правильное дыхание».

 Как человек должен правильно дышать? Почему вдох должен выполняться через нос?

Задача 1: Если бы реснички в носу не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет жизни в легкие попало бы примерно 70 кг. Пыли. Сколько пыли могло бы попасть в ваш организм за 14 лет?

Ответ: 5 кг : 70 х 14 = 1кг.

Вывод: дышать необходимо носом – воздух согревается и очищается от пыли. 

Историческая справка: В 1846 году на судне «Мэри Сомс» погиб батальон солдат, укрывшихся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.

Как вы думаете, почему погибли солдаты?

Да, действительно, без воздуха человек погибает через 3-4 минуты, тренированные люди могут обойтись без воздуха 6-7 минут.

Задача 2. Давайте представим, что наш класс это трюм корабля, т.е. воздух к нам не поступает. Посчитайте  на сколько часов нам хватит воздуха, если в классе 15 человек, а на одного человека на 1 час необходимо 2 куб. м. воздуха.

Объем класса вы уже считали.  Кто вспомнит? Подсказка на доске.

Ответ: 15 х 2 куб. м = 30 куб. м

             90 куб.м : 30 куб. м = 3 часа

Вывод: Помещение  необходимо проветривать в любое время года, чтобы все дышали чистым воздухом и не чувствовали усталости.

Оцените свою деятельность   согласно критериям, указанным в листе самооценки

 Физминутка.  Дыхательная гимнастика (надувание  воздушного шарика)

Раунд 3: «Математика и спорт».

Историческая справка:  Почти 2500 лет назад лучшему воину – скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал 42 км 195 м за 3 часа. Крикнув: «Мы победили!» - упал мертвым.

Задача 1. Используя данные исторической справки, вычислите скорость воина – скорохода.  

Ответ: 42,195 : 3 =14 км/ч

В наше время эту дистанцию пробегают спортсмены – марафонцы за 2 часа 2 минуты 50 секунд.

Задача 2: Вычислите скорость спортсмена – марафонца и насколько увеличилась скорость?

Ответ: 42 км : 2ч = 21 км/ч

21 км/ч – 14 км/ч = 7 км/ч

Вывод: Для достижения хороших результатов необходимо постоянная тренировка.

Оцените свою деятельность   согласно критериям, указанным в листе самооценки

Физминутка 

Вокруг вас на стенах кабинета есть необычные карточки. Поворачиваясь вокруг себя, найдите ответы на мои вопросы.

  • Выразите 13 % десятичной дробью
  • Назовите дробь большую 1
  • Назовите правильную дробь
  • Найдите 10% от 1000р
  • Назовите скорость движения человека

Чтобы работа была успешной, мозг работал быстрее, потрите ладони друг о друга так, чтобы ощутить прилив тепла, а затем сделайте такое движение, словно вы моете руки.                                                                                                                          

Раунд 4: «Математика и правильное питание». Работа в группах.

Вспомним правила работы в группах:

  • Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
  • Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
  • Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
  • Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
  • Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
  • Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана
  • Модератора группы выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
  • Выступать от имени группы почетно. От него зависит качество защиты.

Итак, у нас работает 3 группы, в каждой группе по 5 человек. Проблема обозначена. Успехов вам!

Нужна ли человеку соль?

Справка: Ученые, которые занимаются вопросом здорового питания, доказали, что человеку в день необходимо 3 г соли.

Задача 1. Используя данные приведенные ранее, вычислите, сколько соли необходимо семье из 3 человек на год?

Ответ: 3 х3 х 365 = 3285 г = 3 кг 285 г

Справка: Человек без пищи может прожить около месяца, а без воды 3-4 дня. Как вы думаете, почему?

В организме человека содержится 60 -80 % воды. Воды больше в мозгу, в крови. Меньше в костях, волосах, ногтях.

Задача 2. Суточная норма потребления сахара составляет:
Дети (2-3 года)        12 г
Дети (4-8 лет)        15 г
Дети (9-13 лет)        20 г
Взрослый        23 г
Сколько сахара в год потребляет семья из 4 человек (мама, папа, сын 7 лет, дочь 3 лет)?

Ответ: (23 +23+15+12) х 365= 26 645(г)= 26 кг 645г

Задача 3: Вычислите, сколько воды содержится в организме человека массой 40 кг. Вычислите массу воды в вашем организме.

Ответ: 40000 : 100 х 80 = 32000г = 32кг.

Вывод: вода жизненно необходима человеку.

Оцените свою деятельность   согласно критериям, указанным в листе самооценки  

Учащиеся решают, делают выводы, доказывают своё утверждение

Отвечают

1) неверно

2) неверно

3) неверно

4) верно

5) верно

6) неверно

7) неверно

8) верно

Проговаривают правило нахождения  объёма  прямоугольного параллелепипеда

Проговаривают правило нахождения  скорости движущегося тела

Читают ключевое слово

Формулируют тему

Высказывания учащихся

С помощью учителя, определяют задачи

Ответы учащихся

Выполняют зрительную гимнастику

Выполняют упражнение по тренажёру Базарного

Самооценка

Решают задачу, формулируют ответ

500 000: 100 х 42=210000 (ч.)

Решают задачу, формулируют ответ

500:100 х80= 400(ч.)

Делают вывод

Самооценка

Ответы учащихся

Решают задачу, формулируют ответ

 5 кг : 70 х 14 = 1кг.

Делают вывод

Сообщение учащегося

Отвечают на вопрос

Решают задачу, формулируют ответ

15 х 2 куб. м = 30 куб. м

90 куб.м : 30 куб. м = 3 часа

Делают вывод

Самооценка

Выполняют дыхательную гимнастику

Сообщение учащегося

Решают задачу, формулируют ответ

42,195 : 3 =14 км/ч

Решают задачу, формулируют ответ

42 км : 2ч = 21 км/ч

21 км/ч – 14 км/ч = 7 км/ч

Делают вывод

Самооценка

Решают, передвигаются по классу, находят карточки с правильным ответом

Учащиеся делятся на группы

Повторяют правила работы в группе

Каждая группа получает задание

1группа

Решают задачу, формулируют ответ

3 х3 х 365 = 3285 г = 3 кг 285 г

Делают вывод

2 группа

Ответы учащихся

Решают задачу, формулируют ответ

(23 +23+15+12) х 365= 26 645(г)= 26 кг 645г

Делают вывод

3 группа

Решают задачу, формулируют ответ

40000 : 100 х 80 = 32000г = 32кг

Делают вывод

Самооценка

IV. Итог урока. Рефлексия.

1. Наше занятие подошло к концу. Смогли ли мы сегодня с помощью математических задач ответить на вопрос «В чем заключается  здоровье?»

- Какие понятия и правила математики нам помогли доказать необходимость вести ЗОЖ?

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

Приём «Пять пальцев»

Большой – для меня тема была интересной и важной.
Указательный – узнал много нового.
Средний – я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым.
Безымянный – мне было неинтересно, эта тема для меня не важная.
Мизинец – обязательно расскажу родителям, друзьям.

В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок.

2. Заключение

Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

– Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, сохранять и укреплять своё здоровье. Спасибо за работу!

                             

Отвечают на вопросы, делают выводы

Оценивают свою работу на уроке

Приложение 1                                                                 Лист самооценки.

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

1

Формулировка темы урока, цели  и задач урока

Я сам смог определить тему, цель и задачи урока -2 балла

Я смог определить только тему урока - 1 балл

Я не смог определить тему и цель урока - 0 баллов

2

Раунд 1: «Математика и вредные привычки»

Я смог решить все задачи - 2балла

Я решил одну задачу– 1 балл

Я не смог решить ни одной задачи – 0 баллов

3

Раунд 2 : «Математика и правильное дыхание»

Я смог решить все задачи – 2 балла

Я решил одну задачу– 1 балл

Я не смог решить ни одной задачи – 0 баллов

Мой сосед по парте  мне помогал – 1 балл.

4

Раунд 3: «Математика и спорт».

 Верно решил  две задачи -1балл

 Верно решил менее половины заданий - 0 баллов.

5

Раунд 4: «Математика и продукты питания»

Работа в группах

Решил верно все задачи  сам-  3 балла.

Решил одну задачу– 1 балл

Я не смог решить ни одной задачи – 0 баллов

Поставьте себе оценку: если вы набрали  9-11 баллов  -  «5»;    6 - 8   баллов – «4»;  3 – 5 баллов – «3»

Приложение 2

Карточки с ответами

Задание

Карточка

Выразите 13 % десятичной дробью

0,13

Назовите дробь большую 1

1,354

Назовите правильную дробь

6/9

Найдите 10% от 1000р

100

Назовите скорость движения человека

5 км/ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок здоровья по информатике и ИКТ:"Курить - здоровью вредить"

Урок информатики с практической работой с электронными таблицами, охватывающий такую проблему как курение.Работа содержит презентацию, план урока и раздаточный материал....

Урок здоровья "Новое поколение за здоровый образ жизни!"

Урок предназначен для учащихся старших классов по теме "Здоровый образ жизни"...

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...

Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...

УРОК ЗДОРОВЬЯ «Докажем мы: на самом деле, здоровый дух – в здоровом теле!»

УРОК ЗДОРОВЬЯ«Докажем  мы: на самом деле, здоровый дух – в здоровом теле!» звучит песня о здоровье голос за кадром Сегодня праздник в 31-ой школе!Пусть возвестят ...

Классный час: Урок здоровья «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цели:1.     Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.2.     Показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание з...