Критическое мышление школьников на уроках математики
статья по математике (6 класс)
Критическое мышление школьников на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Критическое мышление школьников на уроках математики
«Рефлексивное преподавание предполагает критические размышления над тем, что изучили учащиеся, что в свою очередь требует исследования, записи и оценивания поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Данные навыки будут очевидно проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств».
Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.
На базовом уровне процесс критического мышления включает:
- сбор информации;
- оценку и критический анализ доказательств;
- гарантированные выводы и обобщения;
- пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.
На своих уроках процесс критического мышления в классе я организовала через:
- отбор и сортировку полученной информации;
- постановку вопросов по изученной теме;
- анализ и синтез полученных результатов (составление карты опыта);
- применение полученной информации для исследовательской работы.
Основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.
Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.
- наблюдение;
- анализ;
- вывод;
- интерпретация
- Что я делала на практике?
На практике я организовывала процесс критического мышления с целью:
- повысить эффективность восприятия информации;
- повысить интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- уметь критически мыслить;
- уметь работать в сотрудничестве с другими.
Развитие критического мышления в серии четырёх уроков.
На первом уроке я использовала отбор и сортировку предложенных фигур на основе визуальных свидетельств. Учащиеся, работая в группах, распределяли геометрические фигуры по каким-то признакам. Отбор и сортировка полученной информации послужила мотивацией для выполнения последующих заданий. Для выполнения этого задания учащиеся применяли ранее полученные знания.
Для достижения успешности критерия (Я могу распределить виды четырехугольников по их признакам и свойствам) применена стратегия «Свободное обсуждение» (беседа – опрос) и составление таблицы.
Лев Выготский, русский психолог, написал что речь и мышление тесно связаны друг с другом. Речевой процесс помогает нам учиться путем произношения наших мыслей и развития концепции, используемой для понимания мира. Коммуникация и понимание улучшаются с практикой. Следовательно, возможность говорить очень важна для развития понимания.
На втором уроке я использовала стратегии «Карусель» и заполнения кластера. Каждой группе выдаются 4 текста разного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом, записывая в тетрадь опорный конспект или план своего рассказа.
На третьем уроке я использовала исследовательскую работу. Учащиеся первую часть задания выполняли в паре, далее они соединяли части, чтобы получился связный текст (работают всей группой). В следующем задании учащиеся должны были сформулировать свои выводы по исследовательской работе, где синтезировали полученную ранее информации, и в конце они должны были доказать теорему. При этом они исследовали – искали пути решения.
На четвёртом уроке я использовала творческое задание, где учащиеся должны были составить кроссворд на тему «Четырехугольники». При выполнении этого задания ученики исследовали, доказывали, чтобы далее применять свои знания в дальнейшей работе.
- Что из этого вышло?
Учащиеся, выполняя это задание, научились выполнять творческую работу, применяя знания, приобретенные по разделу «Четырехугольники». У них развивалась речь, мышление, кругозор, пополнялся словарный запас слов.
На практике в серии уроков была оказана помощь в выстраивании понимания детьми их собственных процессов обучения, включая
- Оценку
- Объяснение
- мышление
Известно, что у большинства учеников есть трудности восприятия информации и формулировaния целей. Оценивaние своей деятельности помогaет преодолеть эти трудности.
После проведения серии последовательных уроков я сделала выводы своей рaботы: нa одном уроке можно применять рaзличные приемы, которые помогут более эффективно рaзвивaть умения рaботы с текстом и aктивизировать деятельность учaщихся нa уроке.
Применение стратегии критического мышления обеспечивaет сaмостоятельность, aктивность учеников в их совместной рaботе в учебном процессе; рaзвивaет критическое мышление.
Критическое мышление способствует учащимся:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Критическое мышление способствует учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330905-1383154244.jpg)
Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности
Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...
«Развитие критического мышления школьников на уроках географии»
В статье раскрыт опыт использования технологии критического мыщления на уроках географии.Данное выступление было представлено на педагогических чтениях....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788835-1462640327.jpg)
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-319550-1392906851.jpg)
Методические рекомендации для молодых специалистов по теме: «Использование технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»
Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.Задачи:1. Познакомить молодых учителей с методами технологии РКМЧП.2.Углубить знания молодых педагогов о методах и прием...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/24/picture-1149114-1566646051.jpg)
Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы.
Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/26/picture-942568-1679863954.jpg)
ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕМИНАР Формирования критического мышления школьников на уроках математики посредством решения нестандартных задач
Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной ситуации и находить нужное за короткий про...