Критическое мышление школьников на уроках математики
статья по математике (6 класс)

 Критическое мышление школьников на уроках математики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie_shkolnikov_na_urokah_matematiki.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Критическое мышление школьников на уроках математики

«Рефлексивное преподавание предполагает критические размышления над тем, что изучили учащиеся, что в свою очередь требует исследования, записи и оценивания поведений и навыков критического мышления, которые они демонстрируют. Данные навыки будут очевидно проявляться при выполнении заданий, требующих от них рассмотрения и обсуждения определенных доказательств». 

Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.

На базовом уровне процесс критического мышления включает:

  • сбор информации;
  • оценку и критический анализ доказательств;
  • гарантированные выводы и обобщения;
  • пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта.

На своих уроках процесс критического мышления в классе я организовала через:

  • отбор и сортировку полученной информации;
  • постановку вопросов по изученной теме;
  • анализ и синтез полученных результатов (составление карты опыта);
  • применение полученной информации для исследовательской работы.

Основы критического мышления могут быть развиты и в работе с маленькими детьми, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта.

Критическое мышление включает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учётом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решений.

  • наблюдение;
  • анализ;
  • вывод;
  • интерпретация

- Что я делала на практике?

На практике я организовывала процесс критического мышления с целью:

- повысить эффективность восприятия информации;
- повысить интерес, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- уметь критически мыслить;
- уметь работать в сотрудничестве с другими.

Развитие критического мышления в серии четырёх уроков.

На первом уроке я использовала отбор и сортировку предложенных фигур на основе визуальных свидетельств. Учащиеся, работая в группах, распределяли геометрические фигуры по каким-то признакам. Отбор и сортировка полученной информации послужила мотивацией для выполнения последующих заданий. Для выполнения этого задания учащиеся применяли ранее полученные знания.

Для достижения успешности критерия (Я могу распределить виды четырехугольников по их признакам и свойствам) применена стратегия «Свободное обсуждение» (беседа – опрос) и составление таблицы.

Лев Выготский, русский психолог, написал что речь и мышление тесно связаны друг с другом. Речевой процесс помогает нам учиться путем произношения наших мыслей и развития концепции, используемой для понимания мира. Коммуникация и понимание улучшаются с практикой. Следовательно, возможность говорить очень важна для развития понимания.

На втором уроке я использовала стратегии «Карусель» и заполнения кластера. Каждой группе выдаются 4 текста разного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом, записывая в тетрадь опорный конспект или план своего рассказа.

На третьем уроке я использовала исследовательскую работу. Учащиеся первую часть задания выполняли в паре, далее они соединяли части, чтобы получился связный текст (работают всей группой). В следующем задании учащиеся должны были сформулировать свои выводы по исследовательской работе, где синтезировали полученную ранее информации, и в конце они должны были доказать теорему. При этом они исследовали – искали пути решения.

На четвёртом уроке я использовала творческое задание, где учащиеся должны были составить кроссворд на тему «Четырехугольники». При выполнении этого задания ученики исследовали, доказывали, чтобы далее применять свои знания в дальнейшей работе.

- Что из этого вышло?

Учащиеся, выполняя это задание, научились выполнять творческую работу, применяя знания, приобретенные по разделу «Четырехугольники». У них развивалась речь, мышление, кругозор, пополнялся словарный запас слов.

На практике в серии уроков была оказана помощь в выстраивании понимания детьми их собственных процессов обучения, включая

  • Оценку
  • Объяснение
  • мышление

Известно, что у большинства учеников есть трудности восприятия информации и формулировaния целей. Оценивaние своей деятельности помогaет преодолеть эти трудности.

После проведения серии последовательных уроков я сделала выводы своей рaботы: нa одном уроке можно применять рaзличные приемы, которые помогут более эффективно рaзвивaть умения рaботы с текстом и aктивизировать деятельность учaщихся нa уроке.

Применение стратегии критического мышления обеспечивaет сaмостоятельность, aктивность учеников в их совместной рaботе в учебном процессе; рaзвивaет критическое мышление.

Критическое мышление способствует учащимся:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования учеников;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Критическое мышление способствует учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности

Развитие критического мышления школьников на уроках истории и обществознания как фактор профилактики конформности...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

        Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...

«Развитие критического мышления школьников на уроках географии»

В статье  раскрыт опыт использования технологии критического мыщления на уроках географии.Данное выступление было представлено на педагогических чтениях....

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ...

Методические рекомендации для молодых специалистов по теме: «Использование технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»

Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.Задачи:1. Познакомить молодых учителей с методами технологии РКМЧП.2.Углубить знания молодых педагогов о методах и прием...

Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы.

Технология развития критического мышления школьников на уроках математики. Стадии и методологические приемы....

ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕМИНАР Формирования критического мышления школьников на уроках математики посредством решения нестандартных задач

Уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации,  анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в нестандартной  ситуации и находить нужное за короткий про...