Технологическая карта и самоанализ урока Треугольник и его виды 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Муравьева Лена Петровна

Технологическая карта и самоанализ урока Треугольник и его виды 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, УМК        Математика. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.

Класс        5   Муравьева Лена Петровна

Тема урока Треугольник и его виды

Тип урока Урок изучения нового материала

Формируемые результаты

Предметные: научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.

Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Планируемые результаты Учащийся научится классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.

Основные понятия Треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, правильный треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

1.Орг. момент. Этап мотивации к учебной деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия»

      (Ле Корбюзье)

 Включаются в деловой ритм урока. Желают соседу по парте удачи.

Пожелайте друг другу удачного урока.

Личностные:

Самоопределение

Регулятивные: умение организовывать себя, настраиваться на работу.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия знаний

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Решали задачи на построение многоугольников и нахождение их периметров.

Прямоугольник, квадрат, треугольник, пятиугольник, шестиугольник

Равные фигуры: две фигуры называются равными, если они совпадают при наложении

Сумма длин всех сторон.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

С какими фигурами мы познакомились?

Какие новые знания нами были получены?

Что такое периметр?

Найти   периметр прямоугольника

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

 обобщение знаний.

3. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

 Знакомит с информацией о Бермудском треугольнике.

Задает вопросы

Организует учебное исследование для выделения понятия

Воспринимают информацию

Отвечают на вопросы учителя

Треугольник

Мы будем изучать и строить треугольники

Проводят коллективное исследование, отвечают на вопросы учителю.

Три.

Цветом, размером, формой

По цвету-Шесть.

По форме, размеру

Цель урока: научиться различать треугольники

 В Атлантическом океане есть место. Загадочное, интересное. О нем снято много фильмов. Говорят, что в этом месте происходят таинственные исчезновения морских и воздушных судов. Оно расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется «бермудским треугольником», «дьявольским треугольником», «треугольником проклятых».

Название, какой геометрической фигуры прозвучало в моем рассказе.

Чем будем заниматься сегодня на уроке?

Где вы можете встретить треугольники?

На доске изображены различные треугольники

В чем они схожи, чем отличаются друг от друга?

Разбейте их на группы.

Сколько групп у вас получилось?

По какому признаку вы это делаете?

Как вы считаете можно ли эти треугольники объединить в другие группы?

По какому признаку  это можно сделать?

Какова цель нашего урока?

Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Логические: формулирование проблемы.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные: целеполагание.

4. Изучение нового материала

 Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изученных понятий. Организует работу учащихся.

Задаёт вопросы

Помогает сформулировать определения

Формулируют тему урока: «Треугольник и его виды»

Записывают тему в тетрадь.

Отвечают на вопрос учителя:

У треугольников углы острые, тупые и прямые.

Да

Есть

Остроугольные

У треугольников есть прямой или тупой угол.

Прямоугольные, тупоугольные.

Формулируют вместе с учителем определения:

  1. Если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником

  1. Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным  треугольником

  1. Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным  треугольником  

Три треугольника имеют разные стороны, два треугольника по две равные стороны, а у одной все стороны равны.

Да, треугольники можно различать не только по виду углов, но и по количеству равных сторон.

Совместно с учителем формулируют определения.

1)Если две стороны треугольника равны, то его называют равнобедренным треугольником.

 

2) Если три стороны треугольника равны, то его называют равносторонним треугольником.

3)Треугольник, у которого три стороны имеют различную длину называется разносторонним

 Итак, мы определили цель нашего урока, давайте сформулируем тему урока.

Давайте посмотрим на углы у изображенных треугольников. Что можно о них сказать?

Как вы думаете, мы могли бы различать треугольники по виду их углов?

Есть ли на рисунке треугольники все углы у которых острые?

Как вы бы назвали такие треугольники?

Посмотрите на оставшиеся треугольники, что вы можете заметить в этих треугольниках?

Как бы вы назвали такие треугольники?

Итак, мы разбили треугольники  

по виду их углов.

Давайте сформулируем определения.

Одновременно не забывайте проходить тестирование и проверять себя в электронном учебнике

Посмотрите внимательно на  треугольники.

Что вы заметили?

Поможет ли это различать треугольники? Обоснуйте свой ответ.

Давайте сформулируем определения.

Одновременно не забывайте проходить тестирование и проверять себя

 Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; логические -

анализ объектов с целью выделения признаков.

5. Первичное закрепление

Организует работу учащихся по электронному  учебнику.

Устанавливает правильность и осознанность изучения темы.

Выявляет  пробелы первичного осмысления изученного материала, ходит по классу и проверяет построения учащихся в ЖМ.

Организует работу учащихся, консультирует.

Ходит по классу и проверяет построения  и вычисления учащихся в тетради.

Организует работу в парах

Проговаривают определения

№ 338

Отвечают на вопросы задачи, определяют виды треугольников (фронтальная работа)

№ 339

Строят треугольники в тетрадях

№ 341

Решают задачу в тетради с последующей проверкой у доски.

№ 343

Строят треугольник в тетрадях производят измерения, находят периметр и сумму углов треугольника.

Выполняют измерения треугольника партнера и проверяют правильность нахождения периметра

Установите соответствие и проверьте себя

Учебник:

 № 338(устно)

Определите вид треугольника, изображенного на рисунке 121(учебник), в зависимости от вида его углов и количества равных сторон.

В тетради:

№ 339

Начертите:

а) разносторонний остроугольный треугольник;

2) равнобедренный прямоугольный треугольник;

3) равнобедренный тупоугольный треугольник.

№ 341

Найдите периметр треугольника со сторонами 16 см, 22 см и 28 см.

№ 343

Начертите произвольный треугольник, измерьте его стороны и углы, найдите периметр и сумму углов этого треугольника.

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями выполните измерения, построенного им треугольника, и проверьте, правильно ли он нашёл периметр

 Познавательные: классифицировать треугольники по количеству равных сторон и по видам их углов; логические – подведение под понятие.

 

Познавательные: изображать геометрические фигуры с помощью чертежных инструментов.

Коммуникативные: оценка действий партнёра

Познавательные: находить периметр треугольника.

6. Физкультминутка

Организует физкультминутку

Выполняют разминку

Гимнастика для глаз.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организует самостоятельную работу

Организует самопроверку по образцу

Работают в рабочей тетради № 1.

Проверяют свою работу по образцу

1.  Выполните задание № 147 (рабочая тетрадь № 1)

2.  Проверьте свои решения  

 Познавательные: распознавать на чертежах виды треугольников.

Регулятивные: контроль: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном. 

8. Включение нового знания в систему знаний

Организует обсуждение условия задачи

Читают условие задачи.

Включаются в обсуждение. Решают задачу в тетради.

Два, в зависимости от того какая сторона является основанием.

Задача от мудрой совы: Для изготовления модели кораблика тебе необходимо вырезать из ткани парус в форме равнобедренного треугольника. Известно, что одна из его сторон равна 15 см и  периметр 50 см. Найдите другие стороны паруса .

Сколько решений имеет задача? Проверьте свои решения .

Метапредметные: находить в тексте конкретные сведения.

Познавательные: выделять в условии задачи данные необходимые для её решения; анализ с целью выделения признаков.

Личностные: смыслообразование.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Инициирует рефлексию учащихся по поводу их деятельности

Осознают свою учебную деятельность на уроке, оценивают результаты своей деятельности и деятельности класса.

Какую задачу мы ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

10. Домашнее задание

Даёт пояснения к домашнему заданию

Записывают домашнее задание в дневник.

§ 14  вопросы 1–6, № 340, 342,

Самоанализ

Класс    5 в

Предмет             математика

Автор учебника  Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М. : Вентана-Граф, 2018г.

Тема урока Треугольник и его виды

№ п/п

Этапы анализа

Баллы

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

2

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)

2

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

2

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

2

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование УУД

2

4.3

Результаты продемонстрированые в виде универсальных учебных действий:

Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах.

Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать.

Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей

1

4.4.

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

2

5.

Содержание урока:

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям

2

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

2

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.

2

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

2

6.

Методика проведения урока:

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

1

6.2.

Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

2

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

2

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

1

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

2

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

1

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

1

6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

2

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

1

6.10.

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

1

6.11.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

2

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

1

7.

Психологические основы урока:

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

1

7.2.

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

1

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

1

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

1

8.

Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа,

2

9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

1

ИТОГО

47

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.

Ф.И.О., заполнявшего анализ урока   Муравьева Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по ФГОС урока немецкого языка для 5 класса

Открытый урок немецкого языка в 5 классе с использованием интерактивных модулей приложения Learning Apps   республиканского уровня проводилсяв рамках реализации программы опорно-методической площ...

Технологическая карта (с приложениями) урока немецкого языка в 5 классе "Bei Gabi zu Hause (У Габи дома)"

Уважаемые коллеги! Технологическая карта урока сопровождается всеми материалами, необходимыми к данному уроку ( видеоматериалы (в разделе видео), наглядность, рабочие листы)...

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 5 классе по теме:"Однородные члены предложения"

Планируемые результаты:Знать:Какие члены предложения являются однородными;Особенности интонации предложений с однородными членами;Знаки препинания между однородными членами предложения.Уметь:Нах...

Технологическая карта и план урока английского языка в 6 классе

План урока" Как пройти?" + технологическая карта  6 класс...

Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 5 классе на тему: «Знаки препинания в простом и сложном предложениях»

Технологическая карта урока с презентацией по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях», являющаяся уроком обобщения знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в 5 классе. Готовит обучаю...

Технологическая карта и самоанализ урока Умножение. Переместительное свойство умножения 5 класс

Технологическая карта и самоанализ урока Умножение. Перреместительное свойство умножения 5 класс...

Технологическая карта и самоанализ урока немецкого языка в 9 классе по теме "Das schmeckt gut"

Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Цель урока: Усвоение знаний в системе, обобщение и систематизация предметных знаний и универсальных учебных действий на основе других видов речевой дея...