Разработка урока по теме «Трапеция»
план-конспект урока по математике

Разработка урока по теме «Трапеция»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_trapetsiya.docx46.1 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме «Трапеция»

Предмет: геометрия

Класс: 8

Тип урока: урок изучения нового.

Цель деятельности учителя: создать условия для введения понятий «трапеция», «равнобокая трапеция», «прямоугольная трапеция»; для рассмотрения решения задач, в которых раскрываются свойства трапеции.

Цели урока:

деятельностная  развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, классифицировать объекты       по какому-либо признаку; развитие речи (расширение математического словаря); соотнесение вербального значения с математическими символами.

содержательная формирование у учащихся понятия “трапеция”; умений называть элементы и виды трапеции; умений доказывать свойства трапеции и применять эти свойства при решении простейших задач.

воспитательная – воспитание навыков контроля и самоконтроля при работе в парах; воспитание правильной самооценки.

Метод: эвристическая беседа.

Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, парная.

Термины и понятия: трапеция, основания трапеции, боковые стороны.

Планируемые результаты.

Предметные умения: умеют объяснять, какой многоугольник называется трапецией, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии.

Универсальные учебные действия:

познавательные: проводят информационно-смысловой анализ, осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, умением устанавливать причинно-следственные связи, поиск и выделение информации из ранее изученного материала, выявлять собственные затруднения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, формулирование способов нахождения элементов трапеции; составление последовательности необходимых шагов, осознание полученных результатов при решении конкретной задачи;

коммуникативные: умеют применят индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач, формирование сотрудничества с учителем и одноклассниками, оценка собственной работы и работы одноклассников;

личностные: умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности, уметь осознавать свои возможности в учебном процессе.

Оборудование урока:

  • компьютер, проектор, экран;
  • разрезной материал для составления трапеции у каждого ученика на парте;
  • карточки для самостоятельной работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат взаимодействия

Орг. момент

Приветствие учащихся.

Сегодняшний урок хотелось бы начать с таких слов «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».                                      Ф. Сет

Эпиграф на слайде.

Слушают учителя.

Создание благоприятного психологического климата.

Актуализация знаний

Цели: развитие умений классифи-цировать объекты; выделение главных и второстепенных признаков при классификации.

На слайде: разноцветные четырехугольники.

http://festival.1september.ru/articles/310567/img1.gif

Задает вопросы, дает задания.

  • В царство каких фигур мы попали?
  • Разделите фигуры на классы по какому-либо признаку.
  • Дайте определение фигурам известного класса.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Вспоминают несущественные (цвет) и существенные (количество пар параллельных сторон) признаки классификации.

Дают определение параллелограмма, называют его виды.

Повторение (учеником) и проверка (учителем) исходных знаний по теме урока, выявление и разрешение индивидуальных затруднений учеников

Постановка проблемы

Цель: создание условий для возникновения вопроса или проблемы

Какие четырёхугольники вам не знакомы?

По какому признаку можно объединить оставшиеся четырёхугольники?

(параллельность 2 сторон)

Пробуют выполнить предложенное учителем задание, в ходе обсуждения возникает проблема.

Развитие умений классифицировать объекты, выделение главных и второстепенных признаков при классификации.

Поставлена индивидуальная учебная цель

Изучение нового.

1. Определение         трапеции и ее элементов.

Цели: научить учащихся давать определение трапеции; называть ее элементы; развитие ассоциативной памяти.

2. Свойство углов трапеции.

Цели: развитие ассоциативной памяти; развитие умений обобщать; развитие познавательного интереса.

3. Виды трапеции.

Цели: развитие двигательной памяти, умений разбивать трапецию на известные фигуры, необходимые для решения задач; развитие умений обобщать, сравнивать, давать определение по аналогии, выдвигать гипотезы.

Приставляет к верхнему основанию трапеции плакат, на котором нарисована крыша.

Называет элементы трапеции:

АD || BC – основания;
АD – нижнее основание;
BC – верхнее основание;
AB, CD  – боковые стороны

На слайде:

http://festival.1september.ru/articles/310567/img5.gif

Задает вопросы:

  • Будут ли эти фигуры трапециями?
  • Назвать элементы трапеции.

Предлагает поиграть в игру “Ассоциации” и вспомнить все, что учащиеся могут связать с 180°.

Открывает на доске листы по ходу ответов учащихся. На слайде появляется картина:

http://festival.1september.ru/articles/310567/img6.gif

Будут ли какие-либо углы трапеции связаны этим свойством?

Предлагает найти неизвестные углы.

http://festival.1september.ru/articles/310567/img7.gif

Раздает ученикам разрезные фигуры и предлагает сложить из них трапеции.

На слайде показано, что получилось, спрашивает название частей.

http://festival.1september.ru/articles/310567/img8.gif

Задает вопросы:

  • Что общего у фигур № 1 и № 2?
  • Как называется треугольник с прямым углом?
  • Как можно назвать такую трапецию?
  • Что общего у фигур № 3 и № 4? Измерьте боковые стороны этих фигур. Вспомните, как называли треугольник, у которого две стороны равны. Назовите трапецию.

Чертят трапецию в тетрадях.

Дают определение трапеции, записывают его с помощью математических символов.

Сравнивают трапецию с домом, основание трапеции – с фундаментом, основанием дома.

Записывают элементы трапеции в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

Называют элементы трапеции.

Вспоминают и отвечают известные теоремы и свойства.

Находят внутренние односторонние углы при основаниях трапеции и записывают свойство этих углов при параллельных прямых.

Учащиеся отвечают с места.

Работают в парах, складывают фигуры.

Называют все фигуры, из которых сложена трапеция.

Ученики называют трапецию по аналогии прямоугольной.

Ученики называют трапецию по аналогии равнобедренной (равнобокой).

Гипотеза выдвинута, намечены возможные пути ее проверки (найти формулировку в учебнике)

Гипотеза подтверждена или опровергнута

Отрабатывают умение по признакам определять трапецию. Выделять её свойства.

Физкультми-нутка.

Цель: профилактические упражнения для глаз.

Упражнение 1. Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Упражнение 2. «Рисование». На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Учащиеся выполняют упражнения.

Первичное закрепление.

Цели: выдвижение по аналогии с равнобедренным треугольником гипотезы о свойстве равнобокой трапеции и доказательство ее с помощью учителя; развитие аналитических умений (сравнивать, выдвигать гипотезу, доказывать).

На доске чертит равнобокую трапецию,

просит учащихся начать построение трапеции

в тетради с прямоугольника. 
Задает вопрос о свойствах равнобедренного треугольника.

  • Какую гипотезу можно выдвинуть?

http://festival.1september.ru/articles/310567/img9.gif

На доске записывает условие и доказательство теоремы о равенстве углов при основании

равнобокой трапеции.

Дано:

ABCD – равнобокая трапеция.
AB = CD

Доказать:

< А = < D
< В = <С

Доказательство:

1. Рассмотрим http://festival.1september.ru/articles/310567/img10.gifАВВи http://festival.1september.ru/articles/310567/img10.gifDСС– прямоугольные.

http://festival.1september.ru/articles/310567/img10.gifАВВhttp://festival.1september.ru/articles/310567/img10.gifDСС1
<А = < D

2.

<А + < В = 180°
< D + <С = 180°

}

Следовательно: < В = < С

Предлагает ученикам провести диагонали равнобокой трапеции, измерить их.

Предлагает учащимся дома самостоятельно доказать это свойство.

Решить задачу:

Основания прямоугольной трапеции равны 4см и 7см, один из углов 600. Найдите большую боковую сторону трапеции.

Чертят равнобокую трапецию в тетради.

 

 

 

Выдвигают гипотезу о равенстве углов при основаниях равнобокой трапеции.

Ученики доказывают, что треугольники равны (по гипотенузе и катету).

Вспоминают это свойство углов трапеции.

Ученики измеряют длину диагоналей трапеций в своих тетрадях. Выдвигают гипотезу: диагонали равнобокой трапеции равны.

Записывают второе свойство трапеции, отмечают на полях домашнее задание.

Оформляют решение задачи в тетрадях.

Отрабатывают умения по признакам доказывать свойства трапеции, решать задачи на нахождение элементов трапеции.

Самостоятельная  работа с самопроверкой в классе

Цель: проверить усвоение учащимися новых знаний, воспитание правильной самооценки.

Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточках с дальнейшей самопроверкой.

Выполняет предложенные учителем задания.

Проверяет верность решений по записям на доске, корректирует неверные решения.

Развиваются навыки самоконтроля, грамотность математической речи.

Итог урока

Предлагает фронтально ответить на вопросы:

-С каким новым четырёхугольником мы познакомились?

-Какие виды трапеций узнали?

-Какими свойствами обладает трапеция?

Повторяют ключевые определения и свойства

Новые знания, полученные учеником на уроке, включены в систему знаний по теме: «Четырёхугольники»

Рефлексия. Д/з

Объясняет домашнее задание.

Оцените свою работу на уроке с помощью фраз:

- Сегодня на уроке я научился ….

- Я пока еще не умею ….

- Я стал лучше….

Если вы считаете, что поняли тему урока, то поднимите розовый  листочек. Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал – голубой листочек. Если вы считаете, что не поняли тему урока – желтый листочек.

Записывает задания для домашней работы.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Площадь трапеции"

Предмет: геометрия (преподавание по учебнику А.В.Погорелова «Геометрия 7-9»), урок изучения нового материала и его первичного закрепления....

урок по теме "Трапеция"

Урок изучения нового материала. Содержит элементы исследовательской деятельности....

План-конспект урока по теме "Трапеция"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Трапеция» Ф.И.О. Матвеева Наталья МихайловнаМесто работы: МКОУ Мокровская ООШ Гусь-Хрустального района.Должность: учитель математики.Предмет: геометрияКласс: 8Тема и номер ур...

Урок по теме "Трапеция".

Урок геометрии. 8 класс. УМК Смирновой И.М. , Смирнова В.А....

Урок по теме трапеция, 8 класс

Разработка урока геометрии по учебнику Погорелова содержит конспект урока, карточки для закрепления материала....

Технологическая карта урока по теме "Трапеция"

Технологическая карта урока по теме "Трапеция"...

Разработка урока по геометрии "Трапеция" (8 класс)

Разработка урока по геометрии "Трапеция" (8 класс)...