Математическая игра "Сияние разума"
материал по математике (7, 8 класс)

Абулханова Диана Рафаилевна

Предложен вариант урока в виде игры для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая игра «Сияние разума»

(7-8 классы)

Мотивация познавательной деятельности, развитие сообразительности, любознательности,  логического и творческого мышления.

Развитие и укрепление интереса  к математике, содействие развития культуры коллективного труда, формирование доброжелательных и дружеских отношений.

ХОД ИГРЫ:

Сегодня наше внеклассное мероприятие будет посвящено царице наук - математике. И действительно, с математикой мы встречаемся на каждом шагу, с утра и самого вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час, в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчетами. В школе вы изучаете основы всех наук, причем математикой занимаетесь почти каждый день и всегда открываете в ней что-то новое. Надеемся, что после этого мероприятия вы также узнаете для себя много нового и интересного.

Наше мероприятие будет проходить в форме игры, в которой будут участвовать две команды по 6 человек. За ходом игры будет следить жюри. В игре также будут принимать участие все болельщики. У них будет возможность поддержать свою команду и заработать для нее дополнительные баллы.

А теперь, я предоставляю слово командам. (Команды объявляют свое название и объясняют его).

Итак, обе команды заняли свое место за игровыми столами. И я объясняю правило игры.

Игра состоит из нескольких туров.

Название туров:

Разминка

Что? Где? Когда?

Клуб смекалистых

Блеф-клуб

Поле чудес

Тесты

Конкурс капитанов (+ игра команды)

Устами младенца

Гонка за лидером

Разминка

1 команда

1. Петя съел 2 пряника и еще хотел съесть 3 пряника. Сколько всего пряников съел Петя?

( 2 пряника)

2. На какое число все числа делятся без остатка? (на 1)

3. У девочки в левом кармане 8 конфет, а в правом 12 конфет. Сколько надо переложить из правого кармана в левый, чтобы стало поровну? (2 конфеты)

4. Сколько получится, если сложить наименьшее двузначное число с наименьшим трехзначным?

(10+100=110)

5.Когда сумма двух чисел будет в два раза больше слагаемых? (когда слагаемые равны)

2 команда

1. Вера спросила своего брата: «Я старше тебя на 3 года На сколько я буду старше тебя через 5 лет?»

( на 3 года)

2. Любое ли число делится само на себя? (нет, 0)

3. Сколько получится, если сложить наибольшее трехзначное число и наименьшее однозначное? (999+1=1000)

4. У линейки 4 угла. Если отрезать один угол, то сколько останется углов? (5 углов)

5. Можно ли утверждать, что после умножения мы всегда получаем число больше того, которое было?

(нет, 5·1=5; 5·0=0; 5·=2,5)

Что? Где? Когда?

В черном ящике находится «счетная машина», которую в Древнем Китае наз. «суан-пан», в Японии- «сорубан». Как называют эту счетную машину в России?

Через 1 мин. Назовите то, что лежит в черном ящике. (счеты)

В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова означающего в переводе «игральная кость». Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленькими детьми. Что в черном ящике? (кубик)

Клуб смекалистых

Обеим командам предлагается решить задачу:

Петр Петрович, получая на завтрак кофе, уже знал, что в полной чашке ровно 6 глотков. Однажды утром просматривая газету, Петр Петрович торопливо сделал первый глоток кофе из наполненной чашки и заметив, что кофе без сливок, попросил дополнить чашку сливками. Следующие два глотка также не доставили удовлетворения Петру Петровичу, и он попросил вновь дополнить чашку сливками. Теперь Петр Петрович отпил половину чашки кофе, вновь дополнил ее сливками и на этот раз выпил всю чашку с удовольствием.

Чего больше выпил Петр Петрович- кофе или сливок?

(поровну)

Блеф- клуб

Верите ли вы, что до Пифагора его теорема была известна?

(да, в настоящее время установлено, что эта важная теорема встречается в вавилонских текстах написанных за 1200 лет до Пифагора)

Верите ли вы, что слово «трапеция» греческого происхождения означавшее в древности «столик»

(да, слово «трапедзион» в переводе с греч. обозначает столик, обеденный стол)

Верите ли вы, что ноль принадлежит множеству простых чисел?

(нет, первое простое число 2)

Верите ли вы, что детская комната С.В.Ковалевской была оклеена желтыми обоями?

(нет, комната была оклеена бумагой с записями лекций по высшей математике русского ученого Михаила Васильевича Остроградского)

Верите ли вы, что простые числа открыли математики 16 века?

(нет, их знали еще древнегреческие математики)

Верите ли вы, что ноль был придуман математиками 17 века.

(нет, ноль впервые был придуман в Вавилоне примерно 2 тыс. лет тому назад.)

Поле чудес

О каком древнегреческом ученом-математике, создателе мощных катапульт, основателе гидростатики, гигантских кранов, защитнике Сиракуз идет речь в этом стихотворении:

Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не помнит, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

(От руки римского солдата в день падения Сиракуз погиб древнегреческий ученый Архимед.)

Тесты

1) Что в переводе с греческого языка означает слово «геометрия»?

1. Наука 3. Измерение

2. Изучение 4. Землемерение.

2) Назовите древнегреческого ученого-математика, имя которого носит геометрия, изучаемая в школе.

1. Архимед 3. Евклид

2. Пифагор 4. Аристотель.

3) Кто впервые ввел буквенную символику в алгебру, в частности буквенные обозначения для неизвестных?

1. Пифагор 3. Лейбниц

2. Диофант 4. Виет.

4) Купцы какой страны называли цену товара, взяв друг друга за руки и нажимая на определенные суставы пальцев. Не оттуда ли пошли слова «ударить по рукам», означавшее заключение торговой сделки?

1. Китай 3. Греция

2. Россия 4. Египет

5) Учителя математики часто говорят: «Разжевали теорему, только проглотите». В одном из литературных произведений встречаются такие слова: «Каждая теорема с тщательным доказательством переписывается на тоненькой облатке чернилами из микстуры от головной боли. Ученик глотает облатку натощак и в течении трех следующих дней не ест ничего, кроме хлеба и воды. Когда облатка переваривается, микстура поднимается в мозг, принося с собой туда же и теорему»

В какой книге описывается этот способ обучения математике?

1. «Алиса в стране чудес» 3. «Путешествие Гулливера»

2. «Приключения Тома Сойера» 4. «Остров сокровищ»

Конкурс капитанов

Вы знаете, что треугольник содержащий тупой угол называют тупоугольным, содержащий прямой угол – прямоугольным, а как называют треугольник содержащий развернутый угол?

( не существует)

2. Верно ли утверждение, что если два угла равны, то они вертикальные? ( нет)

3. Верно ли утверждение, что если смежные углы равны, то они прямые? (да)

4. Найдите градусные меры двух смежных углов, если один из них в два раза больше другого.

( 60º и 120º)

5. Найдите градусную меру угла, смежного с углом, равным половине прямого угла. (135º)

Вопросы команде:

Найдите неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если сумма трех углов равна 220º.

Что такое геометрия? Чем отличается планиметрия от стереометрии?

Что больше: 1020 или 2010

Устами младенца

Вопросы на видео.(текст читают учащиеся младших классов). Внимательно послушайте и назовите, о какой математической величине идет речь в рассказах малышей.

1. Она бывает разная и ее можно измерить. У одних она бывает больше, а у других меньше. Она бывает и у нас. Вот когда мы спешим в школу она становится больше, а когда возвращаемся из школы домой, она становится меньше. А когда мы спим, ее совсем не бывает. А еще она бывает у самолета и у ракеты. У ракеты она больше, а у самолета она меньше. А еще она бывает у машины. Машина, у которой она больше становиться впереди, а машина, у которой она меньше находиться сзади. (Ответ: скорость)

2. Его можно увидеть дома и в школе. Он такой ровный, гладкий. У него есть углы, они такие прямые, все одинаковые. Вот у него такие стороны, они так сделаны, что одна сторона похожа на другую, а третья на четвертую. Его можно сделать из бетона, стекла, дерева и других материалов. Если внимательно посмотреть, то его можно увидеть и в нашем классе.

(Ответ: прямоугольник)

Гонка за лидером

Вопросы 1 команде

1.Как называется отрезок, соединяющий точку окружности с центром? (радиус)

2. Может ли при делении получится 0? (да)

3. Как одним словом назвать сумму сторон прямоугольника? (периметр)

4.Процент- это (сотая часть)

5.О каких числах идет речь? Одни из них – долг, другие – имущество (отрицательные и положительные)

6.Кто автор слов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

(Ломоносов)

7. Как называется вторая координата точки на плоскости? (ордината)

8. Назовите самое маленькое простое число (1)

9. Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны . (медиана)

10. Как называется треугольник, у которого все стороны равны? (равносторонний)

Вопросы 2 команде

1. Назовите прибор для измерения углов (транспортир)

2. Как называется первая координата точки на плоскости? (абсцисса)

3. Как найти неизвестное делимое? (делитель умножить на частное)

4. Назовите наибольшее целое отрицательное число (-1)

5. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности, и проходящий через центр. (диаметр)

6. Назовите луч, делящий угол пополам. (биссектриса)

7. Как называется треугольник, у которого две стороны равны? (равнобедренный)

8. Утверждение, которое доказывается. (теорема)

9. Что лежит в треугольнике напротив прямого угла? (гипотенуза)

10. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? (хорда)

Вопросы для болельщиков.

1. Что есть общего у равнобедренного треугольника и степени. (основание)

2. Как называются две прямые, которые не пересекаются? (параллельные или скрещивающиеся)

3. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)

4. Назовите количество делителей простого числа. (два)

5. Назовите наименьшее простое число. (2)

6. Назовите одного из авторов учебника по геометрии. (Атанасян, Погорелов)

7. Назовите наибольшее отрицательное целое число. (-1)

8. У Марины было целое яблоко, 2 половины и 4 четвертинки. Сколько было у нее яблок? (3)

9. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 часов, 2000)

10. В каком случае верно равенство: 19+15=10? (время, 19 ч = 7 ч, 15 ч = 3 ч, 7 ч + 3 ч = 10 ч)

11. Чему равно произведение всех цифр? (0)

12. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь? (биссектриса)

13. Бутыль вина стоит 30 шиллингов. Вино стоит на 26 шиллингов больше, чем бутыль. Сколько стоит бутыль? (2 шиллинга)

14. Как можно одним мешком пшеницы, смолов ее, наполнить два мешка. Которые столь же велики, как и мешок в котором находиться пшеница? (мешок вложить в мешок)

15. В физике – это изменение положения тела относительно других тел с течением времени, а в геометрии – это поворот, параллельный перенос, симметрия, гомотетия. (движение)

16. На берегу собрались 12 черепах, возраст которых 30 и 50 лет. Число 30-летних черепах составляет половину числа 50-летних. Сколько было 30-летних черепах на берегу. (4 )

17. Это есть у уравнения и растения. (корни)

18. Когда 2 и 2 бывают больше 4? (число 22)

Список литературы.

1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2001. – 288 с.

2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл.сред.шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.

3. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 2002 г. №24 (Т.Сергеева «Великолепная семерка» с.29)

4. Математика. Приложение к газете «Первое сентября». 2003 г. №45 (С.Гладких. Игра «КВМ» с.19)

5. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Книга для учащихся 7 – 9 кл.сред.шк. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

6. Предметные недели в школе. Математика. Составитель Л.В.Гончарова. – Волгоград: «Учитель», 2002 г. – 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальное состязание "Игры разума"

Правила игры: На табло представлены карточки, на каждой из которой написан балл. Команды по-очереди выбирают карточку, под которой скрывается вопрос. Чем выше балл на карточке - тем сложнее вопрос. Ко...

Разум сердца.

Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. Так же цитаты изветсных поэтов,писателей,мыслителей о педагогике,воспитании и т.д.......

Программа учебного модуля «Игры разума» образовательной программы по математике летней математической школы «Интеллектуал – 2012»

Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Умение заинтересовать математикой –  дело непростое.  Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, ...

Математический кружок "Игры разума"

План работы кружка. Содержание. Презентации. План составлен для учащихся со слабой математической подготовкой....

Математическая викторина " Игра разумов" для 5 класса

Цели математической викторины:Повышение познавательного интереса к предмету математика.Способствовать развитию смекалки, эрудиции, умению быстро и четко излагать свои мысли.Способствовать развитию кру...

Физико-математическая игра для 8-х классов "Игры разума"

Играть дети любят. Почему-бы не поиграть используя знания по физике и математике....

Математическая викторина "Ум за Разум"

Математическая викторина "Ум за Разум"...