рабочая программа курса внеурочной деятельности
рабочая программа по математике (6 класс)

Валентина Михайловна Рудачева

           Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны быть мотивированы  к обучению математики, стремиться развивать математическую грамотность. Текстовые задачи в школьном обучении всегда занимают особое место. Работа с задачами развивает смекалку и сообразительность, готовит школьников к дальнейшему обучению.

Рабочая  программа  развивает  у обучающихся умение  самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу, развивать математическую грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родниковская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО
на заседании МО

Руководитель МО:

Т.Ф. Лещёва /_____________

Протокол № ____ от ______2022

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

Л.В. Земляная _______________

«_____ » ________2022г.

УТВЕРЖДАЮ

директор ОУ

А.А. Юферева /__________

приказ № _________
от «_____ » ______ 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

внеурочной деятельности

«Решение математических задач»

6 класс

Программу составила

Рудачёва Валентина  Михайловна,

учитель математики

С. Родники

2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение математических задач» для 6-го класса составлена на основе нормативно-правовых документов для базового уровня и разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.
  • Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.  Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.
  • Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
  •  Учебным планом МБОУ Родниковской СОШ на 2022-2023 учебный год.

           Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны быть мотивированы к обучению математики, стремиться развивать математическую грамотность. Текстовые задачи в школьном обучении всегда занимают особое место. Работа с задачами развивает смекалку и сообразительность, готовит школьников к дальнейшему обучению.

Рабочая программа развивает  у обучающихся умение  самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу, развивать математическую грамотность.

           Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Цель

  • повышение уровня математической грамотности обучащихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, рассмотрение практических задач.

        

Задачи:

  • Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;
  • Развитие мотивации к изучению математики;
  • Развитие творчества;
  • Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;
  • Способствовать развитию математических способностей;
  • Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.

- Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.

Основные виды деятельности учащихся:

- Фронтальная работа

- Работа в группах

- Работа в парах

Формы организации учебных занятий:

  • Лекция,
  • Беседа,
  • Мультимедиа-урок,
  • Проблемный урок,
  • Конференция,
  • Комбинированный урок.

Урок рефлексии:

  • Практикум,
  • Самостоятельная работа,
  • Комбинированный урок.

Планируемые результаты

Личностные

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать ложные и истинные высказывания;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

-соотносит полученный результат с эталоном;

- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные :

Регулятивные УУД

  • умение определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности
  • умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • смысловое чтение. Обучающийся сможет находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 Предметные:

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
  •  умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  • умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

1

Текстовые задачи.

3

2

Задачи на дроби и  проценты.

5

3

Задачи на движение

6

4

Задачи на совместную работу

6

5

Задачи на сплавы, смеси и растворы.

6

Итого:

26

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема занятий

Основное содержание по темам

Всего часов

Дата

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся

план

факт

  1. Текстовые задачи. 3 часа

1.

Понятие «текстовая задача». Задача и ее функции.

Понятие текстовой задачи.

История использования текстовых задач в России.

Этапы решения текстовой задачи.

Наглядные образы как средство решения математических задач.

Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.

Арифметические и алгебраические способы решения текстовой задачи.

1

Обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);

личностно-деятельностный  подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Предметные:

решать простейшие текстовые задачи; составлять математические модели текстовых задач.

Личностные:

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения

Метапредметные:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Арифметические и алгебраические способы решения текстовой задачи.

1

Повторение связи отношений «больше на  », «меньше на».

1

2. Задачи на дроби и  проценты.  5  часов

1

4.

Знакомство с понятиями темы: «Задачи на дроби и проценты».

Типы задач на проценты;

процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).

1

Обучение через опыт и сотрудничество;

учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);

личностно-деятельностный  подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие)

Предметные:

Уметь решать текстовые задачи на проценты; формулу процентов и сложных процентов.

Личностные:

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения

Метапредметные:

формирование общих способов интеллектуальной деятельности

Увеличиваем число на процент.

Отработка навыка при решении задач с увеличением числа на процент.

1

Уменьшаем число на процент.

Отработка навыка при решении задач с уменьшением числа на процент.

1

7

Решение задач процентное отношение двух чисел  

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

1

8.

Задачи на сложные проценты.

Практикум по решению задач по теме: «Проценты и дробь».

1

3. Задачи на движение. 6 часов

1

9

Встречное движение.

Виды движения по суше: встречное, в одном направлении, в противоположном направлении, вдогонку. Особенности каждого вида движения. Связь трех компонентов задачи (скорость, время, расстояние) при каждом виде движения.

Виды движения по воде: по течению, против течения, в стоячей воде

1

Обучение через опыт и сотрудничество;

учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);

личностно-деятельностный  подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Предметные:

Вычислять скорость движения по течению реки, против течения реки.

Определять в чем различие: движения по шоссе и по реке.

Личностные:

способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта

Метапредметные:

формирование общих способов интеллектуальной деятельности

10

Движение в одном направлении

1

11

Движение в противоположном направлении.

1

12

Движение по реке.

1

13

Движение по окружности

1

14

Задачи на закон сложения скоростей.

Графический способ решения задач на движение.

1

4. Задачи на совместную  работу. 6 часов.

1

15

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения.

Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче.

Название компонентов и результатов арифметических действий.

Задачи на время. Задачи на работу. Задачи на производительность труда. Задачи на «бассейн». Задачи на планирование.

1

Обучение через опыт и сотрудничество;

учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);

личностно-деятельностный  подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Предметные:

Определять объем выполненной работы. Находить время, затраченное на выполнение объема работы. Уметь решать задачи на «бассейн», наполняемый разными трубами одновременно, задачи на планирование.

Личностные:

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения

Метапредметные:

классифицировать; наблюдать; сравнивать, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста

16

Задачи на время.

1

17

Задачи на совместную работу.

Решение задач на раздельную работу

1

18

Задачи на производительность труда.

1

19

Задачи на производительность Наполнение бассейна.

1

20.

Практикум по решению задач по теме: «Задачи на совместную работу».

1

  1. Задачи на сплавы, смеси и растворы. 6 часов

1

21

Знакомство с понятиями темы: «Смеси и сплавы»

Задачи на смеси, растворы, сплавы. Задачи на последовательное выпаривание и высушивание.

1

Обучение через опыт и сотрудничество;

учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);

личностно-деятельностный  подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Предметные:

Уметь решать задачи химического содержания составлением математической модели

Личностные:

формирование качеств логического мышления

Метапредметные:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

22

Задачи на сплавы и смеси.

1

23

Задачи на понижение концентрации.

Задачи на повышение концентрации

1

24

Задачи на «высушивание»

1

25

Задачи на смешивание растворов разных концентраций

1

26

Практикум. Составление и решение задач.

1

ВСЕГО:

26

        Список литературы и интернет-источников

  1. Министерство образования РФ http://www.informika.ru/,http://www.ed.gov.ru/, http://www.edu.ru/ 
  2. Тестирование on-line: 5 - 11 классы  http://www.kokch.kts.ru/cdo/
  3. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое http://teacher.fio.ru
  4. http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru, http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.
  5. Новые технологии в образовании http://edu.secna.ru/main/
  6. Путеводитель «В мире науки» для школьников http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://mega.km.ru
  8. Сайты «Энциклопедий энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/
  9. http://www.encyclopedia.ru/
  10. Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
  11. Путеводитель «В мире науки» для школьников:  http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
  12. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
  13. Сайт энциклопедий:  http://www.encyclopedia.ru/
  1. http://school-collection.edu.ru хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где представлен широкий выбор электронных пособий.
  1. http://www.math.ru  удивительный мир математики –   Коллекция книг, видео-лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об олимпиадах, научных школах по математике. Медиатека.
  1. http://vischool.r2.ru–«Визуальная школа». Представлена информация об использовании визуальных дидактических материалов в учебном процессе, визуальные уроки, визуальные дидактические материалы.
  1. http://mathc.chat.ru – Математический калейдоскоп: случаи, фокусы, парадоксы. Математика и математики, математика в жизни. Случаи и биографии, курьезы и открытия.
  1. http://zadachi.yain.net«Задачи и их решения». Задачи и решения из разных дисциплин, в том числе по математике, программированию, теории вероятностей, логике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...