Признаки делимости 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

конспект урока признаки делимости

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Признаки делимости на 2, на 5 и на 10

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, создание условий для осознанного и уверенного владения навыками использования признаков делимости на 10, на 5 и на 2 при решении заданий.

Задачи урока:

Обучающие: с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися признаков, позволяющих без непосредственного деления определять делимость на 2, на 5 и на 10

Развивающие: развивать умение аргументировать собственное мнение, умение самостоятельно работать: анализировать, систематизировать; развивать логическое мышление; развивать умение работать в паре.

Воспитательные: способствовать выявлению и раскрытию способностей учащихся; воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи; воспитывать культуру общения, умения слушать других.

Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки с практическими заданиями по новой теме.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый.

Формы организации работы:

-групповая,

-коллективная (фронтальная).

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- формирование представлений учащихся о признаках делимости на 10, на 5 и на 2 и способах их доказательства;

- развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач;

Метапредметные:

- находить необходимую информацию в тексте;

- анализировать информацию;

- устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Личностные:

- развитие активности, находчивости;

умение общаться в коллективе и в паре;

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- делать проверку вычислений.

Литература:

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята! Долгожданный дан звонок! Начинается урок!

(Дети садятся)

Посмотри скорей дружок,

А ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ум и сердце в работу вложи

И каждой секундой в труде дорожи!!

У нас сегодня необычный урок!

Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: мотивация учения

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Поработаем устно

(2 слайд)

1.Среди данных чисел найдите лишнее (3 слайд)

1) 12, 18, 25, 26, 34 - 25

2) 5, 15, 30, 45, 35 - 30

3) 10, 20, 100, 120, 115 - 115

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы.

Коммуникативные: выражение своих мыслей

Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности

Даны выражения (4 слайд)

340: 10          3000:10

464:2             155:5

15:5               448:2

670:10           284:2

105:5             640:5

- На какие группы можно разделить данные числовые выражения? Почему?

Каким мы можем это установить? Делится или не делится число на 2, на 5 или на 10?

-А как можно это определить, не выполняя деление уголком?

Что для этого нам нужно знать?

Ребята, эти правила называются признаками!

Анализирует затруднение и предлагает сформулировать тему урока. (5 слайд)

Формулируют цели урока (6 слайд)

Формулируют тему урока самостоятельно и записывают в тетрадь

Тема урока: Признаки делимости на 2,на 5 и на 10

Формулируют самостоятельно цели урока

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Построение проекта выхода из затруднения

Очень часто при решении задач, нам приходится определять: делится ли то или иное число на 2, 5, 10. (7 слайд)

Как выяснить делится ли число на 2, без выполнения деления уголком?

125 869 874 268 : 2 = ?

Какие есть варианты?

Возможно ли выполнить деление? (8 слайд)

18 : 2 – Да

26 : 2 – Да

420 : 2 – Да

94 : 2 – Да

15 : 2 – Нет

Какую закономерность вы видите?

Что можно сказать о

последней цифре делимого?

Правило! (слайд 9)

Число делится на 2 только в том случае, если оно оканчивается четной цифрой (2, 4, 6, 8, 0)

Скажите, какие числа

приведенные ниже,

 делятся на 2?(слайд 10)

123,   14 678,

19 786,   13 356 777,

124 468,   765 770

Делится ли число на 5?(слайд 11)

1) 77,

2) 105,

3) 790,

4) 745,

5) 5 637

Попробуйте сформулировать признак делимости на 5 (слайд 12)

Какие из чисел

делятся,

а какие не делятся на 5? (слайд 13)

Задача 1 (слайд 14)

Из чисел 72; 312; 525; 480; 1196; 1230;785

Выписать те, которые:

а) делятся на 2;

б) делятся на 5;

в) делятся и на 2 и на 5

Что можно сказать о числе, которое делится и на 2 и на 5? (слайд 15)

Сформулируйте признак делимости на 10? )слайд 16)

Выходят из затруднения путем логических рассуждений

Числа заканчиваются четной цифрой

Она – четная

Записывают в тетрадь

14 678, 19 786, 124 468, 765 770

  1. 77 – нет
  2. 105 – да
  3. 790 – да
  4. 745 – да
  5. 5 637 – нет

Признак делимости на 5.

Число делится на 5

 только в том случае,

 если оно оканчивается

 или 5, или о.

135 - да

440 - да

5 554 - нет

73 209 - нет

908 015 - да

Ответы детей

а) на 2: 72; 312;  480; 1196; 1230;

б) на 5: 525; 1230; 785

в) на 2 и на 5:

480; 1230

Оно оканчивается нулем

и делится на 10

Формулируют признак делимости на 10

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные: формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, даёт рекомендации по выполнению. (слайд 17)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

Рук коленями коснитесь

Сели, встали, сели, встали

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностныеформирование ЗОЖ

Реализация построенного проекта

(закрепление формируемых знаний и умений)

Фронтальная работа, выдать листочки с заданием

Дети работаю у доски

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение .

Самостоятельная работа с самопроверкой

Предлагает выполнить самостоятельную работу последующей проверкой.

Слайд 18 и 19

Критерии оценивания – слайд 20

Работа в парах

Выполняют самостоятельную работу (листочки с заданиями на партах), после завершения меняются листочками и выполняют проверку

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: управление своим поведением

Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил

Домашнее задание

Выдано на листочках (слайд 21)

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.

Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке

Итоги урока

Каким сегодня был для вас урок и почему?

Что вы узнали сегодня на уроке?

Достигли ли вы поставленной цели? (слайд 22)

Ответы учащихся

Рефлексия

(слайд 23)

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.

Познавательныепостроение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности


Приложение

Задачи для урока

№1. Заполните таблицу (поставьте знак «+» в случае утвердительного ответа или знак «-» в ином случае).

Число

24

53

60

78

79

96

142

241

495

7 207

Четное число

№2. Из чисел 34, 467, 435, 860, 648, 5 465, 8 216, 2 405, 1 020, 246 370 выпишите те, которые делятся нацело:

  1. на 2; 2) на 5; 3) на 10.

№3. Запишите все нечетные значения x, при которых верно неравенство:

  1. 273 < x < 290;                2) 2 725 < x < 2 737.

№4. Найдите все значения x, кратные числу 5, при которых верно неравенство:

  1. 38 < x < 75;                2) 3 720 < x < 3 754

№5. Запишите все четырехзначные числа, кратные числу 5, для записи которых используют цифры 0, 3, 5, 7 (Цифры не могут повторяться).

№6(Дополнительно)

1)Докажите, что 35 934 кратно 113;        2) Докажите, что число 413 является делителем числа 83 839;        

3) Докажите, что 27 671 не кратно 88;        4) Докажите, что 88 не является делителем числа 45 685.

Домашнее задание:

№1. Какие из чисел 68; 395; 760; 943; 1 270; 2 625; 9 042; 7 121; 1 734:

  1. Не делятся нацело на 2; 2) кратны 10; 3) делятся нацело на 5, но не делится на 10.

№2. Найдите все значения x кратные числу 10, при которых верно неравенство:

  1. 279 < x < 320;                2) 1 465 < x < 1 510.

3

2.Постановка учебной задачи

3. «Открытие» детьми нового

4.Первичное закрепление

5.Физкультминутка

6.Самоанализ и взаимоконтроль

7.Применение новых знаний

8.Итоги урока.

9.Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 5 класса по теме "Признаки делимости"

Данный материал можно использовать при объяснении  нового материала. Презентация содержит  примеры на применения признаков делимости натуральных чисел на 2,3,4, 5, 9, 10....

ЦОР "Делимость. Признаки делимости"

Презентация по теме "Делимость. Признаки делимости"...

Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ

Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.

Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости чисел.

Данный материал предназначен для учащихся 7-ых классов,имеет большую практическую значимость для решения олимпиадных и конкурсных задач....

Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел.

Делимость чисел. Признаки делимости. НОД и НОК чисел....

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...