Рабочая программа факультативного курса по математике 11 класс
рабочая программа по математике (11 класс)

Рыжова Алена Александровна

Рабочая программа факультативного курса по математике 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fk_izbrannye_voprosy_matematiki_11_klass.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

(МАОУ СОШ № 7)

Программа

факультативного курса по математике для учащихся 11 класса

«Избранные вопросы математики»

                              (35 часов)

                Составитель:

                                                                                                                                                                                          учитель математики

         МАОУ СОШ №7

         Рыжова А.А.

Когалым,

2021  г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Избранные вопросы Математики» для обучающихся 11 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 18.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480).
  3. Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №7 на 2021-2022 учебный год

Программа данного факультативного курса ориентирована на рассмотрение отдельных вопросов математики, которые входят в содержание единого государственного экзамена. Курс дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Основная идея данного факультативного курса заключена в расширении и углублении знаний учащихся по некоторым разделам математики, в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых при сдаче выпускного экзамена, а для некоторых школьников - необходимых для продолжении образования.

В процессе освоения содержания данного курса ученики овладевают новыми знаниями, обогащают свой жизненный опыт, получают возможность практического применения своих интеллектуальных, организаторских способностей, развивают свои коммуникативные способности, овладевают общеучебными умениями. Освоение предметного содержания курса и сам процесс изучения его становятся средствами, которые обеспечивают переход от обучения учащихся к их самообразованию.

Изучение курса предполагает обеспечение положительной мотивации учащихся на повторение ранее изученного материала, выделение узловых вопросов курса, предназначенных для повторения, использование схем, моделей, опорных конспектов, справочников, компьютерных тестов (в том числе интерактивных), самостоятельное составление (моделирование) тестов аналогичных заданиям ЕГЭ.

Методологической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных, приемов и  способов решения задач.

Цель данного курса: обеспечение индивидуального и систематического сопровождения учащихся при подготовке к единому государственному экзамену по математике.

Задачи курса:

  1. Расширение и углубление школьного курса математики.
  2. Актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по математике.
  3. Формирование        у   учащихся        понимания        роли        математических        знаний        как инструмента, позволяющего выбрать лучший вариант действий из многих возможных.
  4. Развитие интереса учащихся к изучению математики.
  5. Расширение научного кругозора учащихся.
  6. Обучение старшеклассников решению учебных и жизненных проблем, способам анализа информации, получаемой в разных формах.
  7. Формирование понятия о математических методах при решении сложных математических задач.
  8. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Место в учебном плане

Факультативный курс «Избранные вопросы математики» для учащихся 11 классов реализуется в объеме 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Личностные результаты обучения:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  2. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  3. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  4. навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  5. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  6. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
  7. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, а также отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты обучения:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения программы ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Организация на занятиях факультативного курса должна существенно отличаться от урочной: учащемуся необходимо давать достаточное время на размышление, приветствовать любые попытки самостоятельных рассуждений, выдвижения гипотез, способов решения задач. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, обзорные лекции, мини-лекции, семинары и практикумы по решению задач, предусмотрены консультации.

Методы и формы обучения определяются требованиями ФГОС СОО, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим определены основные приоритеты методики изучения факультативного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги, вне занятий - метод проектов);
  • личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).

Формы и методы контроля: тестирование, самопроверка, взаимопроверка учащимися друг друга, собеседование, письменный и устный зачет, проверочные письменные работы, наблюдение. Количество заданий в тестах по каждой теме не одинаково, они носят комплексный характер, и большая часть их призвана выявить уровень знаний и умений тестируемого.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п\п

Название модуля

Количест во часов

1

Модуль №1 «Уравнения, системы уравнений»

12

2

Модуль №2 «Производная и ее применение»

11

3

Модуль №3 «Стереометрия»

11

4

Итоговое занятие

1

Итого

35

Модуль «Уравнения»

Уравнения в целых числах.

Равносильность уравнений.        Уравнения вида P(x)·Q(x)=0. Уравнения вида


P(x) =0.

Q(x)

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Нестандартные приемы решения уравнений. Использование свойств функций для решения уравнений. Различные методы решения систем уравнений.

Определение параметра. Решение уравнений, содержащих параметры. Решение систем уравнений с параметрами.

Модуль «Производная и ее применение»

Физический и геометрический смысл производной. Производная и исследование функций. Возрастание и убывание функции. Экстремумы. Чтение графиков функции и графиков производной функции. Наибольшее и наименьшее значение функции.

Модуль «Стереометрия»

Прямые и плоскости в пространстве. Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями. Расстояние в пространстве.

Многогранники и их свойства. Площади поверхности и объемы тел. Соотношение между объемами подобных тел.

Векторы. Скалярное произведение, угол между векторами. Метод координат в пространстве.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

факультативного курса

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол- во часов

Формы занятий

Формы контроля

Модуль «Уравнения, системы уравнений» 12 часов

1

Уравнения в целых числах

2

Мини-лекция, практикум

Наблюдение,

тестирование

2

Иррациональные, показательные,

логарифмические уравнения

4

Практикум

Самопроверка, взаимопроверка

3

Системы уравнений

2

Практикум

Наблюдение,

4

Решение уравнений и систем уравнений с параметрами

4

Занятие-обсуждение, консультация, исследовательская работа,

работа с бланками ЕГЭ

Наблюдение, Тестирование, самопроверка,

зачет

Модуль «Производная и ее применение» 11 часов

5

Геометрический смысл

производной

4

Обзорная лекция, практикум

Наблюдение,

самопроверка

6

Исследование функции с помощью производной

4

Практикум, проектная работа

Наблюдение,

защита мини- проекта

7

Наибольшее и наименьшее значение функции

3

Занятие-обсуждение, практикум, консультация, работа с бланками ЕГЭ

Наблюдение, Тестирование, самопроверка,

зачет

Модуль «Стереометрия» 11 часов

8

Взаимное положение прямых

и плоскостей в пространстве

2

Обзорная лекция, практикум

Наблюдение,

взаимопроверка

9

Многогранники

2

Практикум, занятие-

конструирование

Наблюдение,

тестирование

10

Площади и объемы

Практикум, мини-проект

Наблюдение, Защита проекта

11

Векторы

2

Практикум

Наблюдение

12

Метод координат

2

консультация, работа с

бланками ЕГЭ

Зачет,

взаимопроверка

13

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

35

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Вольфсон Г. И. В координатах. – СПб.: СМИО-Пресс, 2015.
  2. Горштейн П. И. , Полонский В. Б. , Якир М. С. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, 2019 и последующие годы издания.
  3. Гордин Р. К. Планиметрия. Задачник. – М.: МЦНМО, 2017 и последующие издания.
  4. Ершова А.П. Голобородько В.В. Устная геометрия. 10-11 классы. М.: ИЛЕКСА, 2010.
  5. Зив Б.Г. Задачи по алгебре и начала анализа. - СПб.: Мир и семья, серия Магистр, 2018 и последующие издания.
  6. Зив Б.Г. Стереометрия. Устные задачи. 10-11 классы. СПб.: ЧеРо-на-Неве, 2016 и последующие издания.
  7. Зив Б.Г. Уроки повторения.- СПб: Мир и семья, серия Магистр, 2013.
  8. Некрасов В. Б. Вся школьная математика. Самое необходимое. – СПб.: СМИО-Пресс, 2017.
  9. Рыжик        В. И. ,        Черкасова        Т. Х. Дидактические        материалы        по        алгебре        и математическому анализу. – СПб.: СМИО-Пресс, 2018 и последующие издания.
  10. Смирнов В. А. Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ / под ред. Семёнова А.Л., Ященко И.В.— М.: МЦНМО, 2020.
  11. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике (10 класс). – М.: Просвещение, 2017.
  12. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике (11 класс). – М.: Просвещение, 2017.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  • Высоцкий        И.        Р.        Вопросы        и        ответы.        Аппеляция.

http://schoolmathematics.ru/apellyaciya-ege-voprosy-i-otvety-vysockij-i-r

  • Мордкович А.Г., Глизбург В.И., Лаврентьева Н.Ю. ЕГЭ.Математика. Полный справочник.Теория и практика.

http://4ege.ru/matematika/620-polnyj-spravochnik-po-matematike-k-egye.html

  • Лысенко Ф.Ф.   Математика.Тематические тесты.Геометрия,   текстовые задачи.

http://www.alleng.ru/d/math/math450.htm

  • Открытый банк задач ГИА:        http://mathgia.ru:8080/or/gia12/
  • Он-лайн тесты: http://uztest.ru/exam        и http://egeru.ru
  • Открытый банк заданий ЕГЭ по математике – http://mathege.ru
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ – http://www.ege.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – http://fcior.edu.ru
  • Электронный каталог образовательных ресурсов – http://katalog.iot.ru
  • Федеральный институт педагогических измерений – http://www.fipi.ru/
  • Московский центр непрерывного математического образования – http://www.mccme.ru/
  • Методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе – http://www.center.fio.ru/som
  • Сайт Интернет – школы издательства «Просвещение». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ –  http://www.internet-scool.ru
  • Сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений – http://www.intellectcentre.ru
  • Сайт учителя математики Шевкина Александра – http://www.shevkin.ru/
  • Образовательная платформа «Решу ЕГЭ»– http://www.mathnet.spb.ru/
  • Сборник нормативных документов – ege.edu.ru
  • Подготовка к ЕГЕ, новые бланки заданий, дидактические материалы, опорные схемы – ege.On-line.info
  • Система оперативного информирования о результатах ЕГЭ – fed.egeinfo.ru/ege
  • On-line тесты – www.uztest.ru
  • Материалы для подготовки к ЕГЭ (теория и практика) – www.ege100.ru
  • Интерактивная линия – internet-school.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...

Рабочая программа факультативного курса по математике "По ступенькам математики" для 6 класса

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю в общеобразовательных классах. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса, содержание программы, тематическое пла...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Коррекция вычислительных навыков" для специальных (коррекционных) классов VII вида (6 класс)

Рабочая программа рассчитана на преподавание 1 час в неделю, составлена для специальных (коррекционных) классов VII вида. Содержит разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения курса...

Рабочая программа факультативного курса по математике 5 класс "Математика для любознательных"

Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. «Математика для любознательных» включает в себя  задания, как углубляющего, так и...

Рабочая программа Факультативный курс по математике для 6 класса «Занимательные задачи по математике »

Факультативный курс предназначен тем, кто интересуется математикой и хочет узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, Он окажется полезным и тем, кто безразличен к мате...

Рабочая программа факультативного курса по математике для 5 класса "Занимательная математика"

Программа факультативного курса по математике для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 к...

Рабочая программа факультативного курса по математике для 7 класса "Клуб любителей математики"

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики.Предлагаемые факультативные занятия разработа...