Правильные и неправильные дроби
план-конспект урока по математике (5 класс)

Анастасия Игоревна Павлова

Правильные и неправильные дроби. Урок разработан для ознакомления учащихся с правильными и неправильными дробями в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

№1. Прочитайте текс и ознакомитесь с таблицей.

Пётр Иванович выращивает морковь, лук и свеклу. Каждый овощ он выращивал на отдельном участке в течение четырёх лет. Пётр Иванович заносит в таблицу количество килограммов урожая, которое он получает с каждого участка за год.

Годы по порядку

Морковь

Лук

Свёкла

Первый год

750 кг

560 кг

690 кг

Второй год

760 кг

380 кг

740 кг

Третий год

630 кг

730 кг

680 кг

Четвёртый год

690 кг

710 кг

620 кг

 Определите, какие утверждения являются верными:

  1. За третий год Петр Иванович вырастил 690кг моркови.
  2. Во второй год урожай лука составлял ½ урожая моркови.
  3. За последний год было выращено 2020 кг овощей.
  4. Большего всего лука было выращено в первый год.

№2.  А) Выпишите, каким дробям соответствуют фигуры (рис.1).

Б) Рассмотрим рис.3. Там изображена пицца. Назовите, каким дробям могут соответствовать кусочки пиццы?

№5. Решите задачи.

а) В клетке сидело 18 птиц, из которых попугаи. Сколько попугаев в клетке?

б) В клетке сидело 18 птиц, затем к ним поместили еще несколько. Таким образом, в клетке стало птиц    от первоначального количества. Сколько птиц стало сидеть в клетке?

в) В автопарке 80 грузовых машин, что составляет    всех машин автопарка. Сколько легковых машин в автопарке? Сколько всего машин?

г) В автопарке было 60 машин, через год в автопарк закупили еще несколько машин. Сколько машин стало в автопарке, если  нынешнее число машин составляет    от числа машин, что было год назад?

Вариант 1

№1. Обведите все правильные дроби

№2. Выпишите дробь равную 1.

№3. Дробь будет а/7 неправильной, если

А) а=3; б) а= 9; в) а=1

(обведите правильный ответ)

Вариант 2

.

№1. Обведите все неправильные дроби

№2. Выпишите дробь равную 1.  

№3. Дробь будет ли  а/5 правильной, если

а) а=5; б) а= 9; в) а=2

(обведите правильный ответ)



Предварительный просмотр:

Правильные и неправильные дроби

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование понятий: «правильные и неправильные дроби»

Задачи:

Образовательные:

  • умение отличать правильные и неправильные дроби;
  • применение знаний о дробях для решения типовых задач.

Развивающие: 

  • создание условий для развития мышления, логики, познавательного интереса;
  • способности к конструктивному творчеству;
  • использование метапредметных связей в работе.

Воспитательные:.

  • Воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели;
  • воспитание ответственности за результаты своего труда;
  • воспитание уважения к мнению товарищей.

Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов:

  1. Личностных:
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • не бояться ошибок, развивать умение отстаивать свое мнение;
  1.  Метапредметных:

             Познавательные:

  • сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о дробях;
  • умение работать с различными источниками информации, включая цифровые;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

             Регулятивные:

  • понимание смысла поставленной задачи;
  • умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

             Коммуникативные:

  • сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
  • умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
  • умение оценивать свои учебные достижения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами повторим, что уже узнали о дробях и постараемся узнать что-то новое.

  1. Актуализация знаний. Ознакомление с темой урока. Постановка цели и задач урока.

№1. Прочитайте, пожалуйста, текс и ознакомитесь с таблицей.

Пётр Иванович выращивает морковь, лук и свеклу. Каждый овощ он выращивал на отдельном участке в течение четырёх лет. Пётр Иванович заносит в таблицу количество килограммов урожая, которое он получает с каждого участка за год.

Годы по порядку

Морковь

Лук

Свёкла

Первый год

750 кг

560 кг

690 кг

Второй год

760 кг

380 кг

740 кг

Третий год

630 кг

730 кг

680 кг

Четвёртый год

690 кг

710 кг

620 кг

 

Определите, какие утверждения являются верными:

  1. За третий год Петр Иванович вырастил 690кг моркови.
  2. Во второй год урожай лука составлял ½ урожая моркови.
  3. За последний год было выращено 2020 кг овощей.
  4. Большего всего лука было выращено в первый год.

Верные: 2,4

Остальные утверждения не верные. А какие синонимы есть у слов верно, не верно.

(Ответ: правильный и неправильный)

-Вот, и дроби у нас могут быть правильными и неправильными. Теперь откроем тетради, запишем число, классная работа. Затем тему урока.

Тема урока: Правильные и неправильные дроби.

Цель: изучить правильные и неправильные дроби.

Задачи: - дать определение правильным и не правильным дробям;

              - научиться отличать правильные и не правильные дроби.

-  Теперь послушайте стихотворение.

Каждый может за версту.
Видеть дробную черту.
Над чертой — числитель, знайте,
Под чертой — знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.

- Из чего же состоят дроби? Чем отличаются от натуральных чисел?

( числитель,  знаменатель, дробная черта)
- Какое действие соответствует дробной черте? (деление)

- Перед вами фигуры. Каким дробям они соответствуют? (Рис.1)

№2. Выпишите, каким дробям соответствуют фигуры.

Ответ: ¼, ½, 2/5.

3. Открытия нового знания 

В каждой фигуре закрашена какая-то часть, что и составляет числитель дроби, а то, на сколько всего частей поделена фигура – знаменатель.

Но что будет, если фигуру разделить на несколько частей и все их закрасить?

Можно ли тогда записать дробь?(4/4)

- Выйдет дробь с равным числителем и знаменателем(Рис.2(а)). Если же мы дробную черту рассмотрим как действие деление, то заметим , что выйдет 1. Таким образом, мы как бы выбрали все части составляющие число. Стоит отметить, что во всех случаях, когда числитель и знаменатель равные получается при делении 1.

- А можно ли изобразить дробь у которой числитель больше знаменателя? Например, 5/4? Как нам её изобразить с помощью квадратиков? (Рис. 2(b)).

                                                                 Рис.3

- Теперь рассмотрим рис.3. Там изображена пицца. Назовите, каким дробям могут соответствовать кусочки пиццы?

Ответ: 1/3 , 8/8, 11/8.

-А теперь подумайте, какие из дробей мы будем относить к правильным, а какие к неправильным?

Правильные дроби – Дроби, у которых числитель меньше знаменателя. Такие дроби меньше 1.

Неправильные дроби – дроби, у которых числитель больше или равен знаменателю. Такие дроби равны или больше 1.

ФИЗМИНУТКА

Встаньте из-за парт. Теперь давайте вспомним те фигуры, что мы недавно изучили. Изобразим прямоугольник, окружность, треугольник, квадрат. Теперь дали пять соседу и сели за парты.

№3. Из представленных дробей выпишите:

А) правильные дроби

Б) неправильные дроби

№4. Замените X на такое число, чтобы получилась

А) неправильная дробь (2 варианта);

Б) правильная дробь (2 варианта).

№5. Решите задачи.

а) В клетке сидело 18 птиц, из которых попугаи. Сколько попугаев в клетке?

б) В клетке сидело 18 птиц, затем к ним поместили еще несколько. Таким образом, в клетке стало птиц    от первоначального количества. Сколько птиц стало сидеть в клетке?

в) В автопарке 80 грузовых машин, что составляет    всех машин автопарка. Сколько легковых машин в автопарке? Сколько всего машин?

г) В автопарке было 60 машин, через год в автопарк закупили еще несколько машин. Сколько машин стало в автопарке, если  нынешнее число машин составляет    от числа машин, что было год назад?

Проверочная работа на листах:

Вариант 1

№1. Обведите все правильные дроби

№2. Выпишите дробь равную 1.

№3. Дробь будет а/7 неправильной. если

А) а=3; б) а= 9; в) а=1

Вариант 2

.

№1. Обведите все неправильные дроби

№2. Выпишите дробь равную 1.

№3. Дробь будет ли  а/5 правильной. если

А) а=5; б) а= 9; в) а=2

- Теперь обменяйтесь листочками с соседом и проверьте ответы.

- На полях нарисуйте шкалу, где отметьте числа от 1 до 5. После, выделите то число, которое соответствует вашей работе на уроке. Где 1- не слушал учителя, не работал активно, а 5- выполнял все задания с удовольствием, работал в полную силу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Обобщающий урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби , смешанные числа "

Тип урока :Повторительно-обобщающий с использованием игровых технологий.Задачи урока :-закрепление изученных на прошлом уроке понятий « обыкновенная дробь, правильная и неправильная дробь, смеша...

Открытый урок в 5 классе" Дроби.Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби"

Папка содержит разработку урока, приложения, презентацию. Урок разработан на основе урока учителя Лагуткиной Елены Александровны " Решение  уравнений и задач по теме"Обыкновенные дроби"" ....

Проверочная работа по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей".

Данная работа позволяет проверить уровень знаний по указанной теме....

Проверочная работа по теме "Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей".

данная работа позволит проверить полученные навыки по изученной теме...