Средства активизации познавательной активности на уроках математики
методическая разработка по математике

Нестандартные формы уроков математики помогают систематизировать познавательную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства активизации познавательной активности на уроках математики

1. Уроки-путешествия

Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

2. Математические уроки-сказки

Известный математик А.И. Маркушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря сказке ребёнок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического мышления. Нужны сказки и в 5-6 классах при изучении геометрического материала, который требует развитого воображения, умения обдумывать предложенную ситуацию, выявлять и использовать необходимую информацию для принятия решения. На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Для возбуждения интереса к математике, для развития творческого мышления можно предложить учащимся самим создавать математические сказки. Сочинение математических сказок не является заменой обучения. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью, а также уверенное владение математическими понятиями. Сочинение математических сказок – занятие, которое увлекает детей различного возраста, однако в средних классах возрастают не только возможности, но и трудности: как лучше построить сюжетную линию, чтобы не нарушать целостности сказки и не прийти в противоречие с математическими понятиями. Самостоятельно придуманная сказка с применением в сюжетной линии математических понятий позволяет прочнее и полнее запомнить эти понятия. Предлагая сочинить математическую сказку, учитель ставит задачу – развивать математическое творчество учащихся, умение выражать свои мысли логично и последовательно.

3. Веселые задачи в стихах

Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения.

Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках.

4. Математические загадки

Немаловажное значение на уроках математики имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление. Загадка — это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а также определять предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности.

5. Задачи занимательного характера

В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием. Эти задачи способствуют развитию интереса к математике, углублению и расширению математических знаний, осознанию силы и практической значимости математики. Одна из важнейших задач - развитие у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения нужны для изучения учебного материала на протяжении всего школьного обучения.

6. Головоломки

Большое значение имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления. Задания на смекалку и на сообразительность следует предлагать для самостоятельной работы, и только при затруднении большинства учащихся учитель анализирует со всем классом во внеурочное время.

7. Кроссворды

Слово "кроссворд" в переводе на русский язык означает "переплетение слов". Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки.

8. Логические задачи

Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям.

Мегаграммы. В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться.

Логогрифы. В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в начале. Затем, в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.

Числовые головоломки.

Цифры, соединившись в числе и участвуя в математических действиях, образуют весьма причудливые числовые комбинации. Для успешного выполнения заданий с числовыми головоломками нужны изобретательность, догадка, упорство.

Логические задачи. При изучении геометрического материала активизируют мыслительную деятельность детей, повышают интерес загадки, стихи о геометрических фигурах.

Так же широко используются ребусы, пословицы, поговорки. Пословицы, поговорки и ребусы оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.

Для того чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание.

Таким образом, занимательность на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведении на занятиях игр, в конструировании различных геометрических фигур, в организации коллектива своих товарищей, а также в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.

9. Математические эстафеты

В 5 – 6 классах внимание учащихся нестойкое. Возникает необходимость на уроке переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает математическая эстафета. Лучший результат дают эстафеты, проводимые в конце урока. Эта форма работы также очень эффективна и в начале урока, когда надо или быстро перестроить мысли учащихся на рабочий лад, или повторить определённую тему, или оценить степень усвоения того или иного материала, или с пользой (и удовольствием) «скоротать» время, пока кто-нибудь из учеников выносит на доску важный момент домашней работы. Эстафету можно применять при изучении новых тем.

Задания эстафеты могут содержать не только материал, предусмотренный школьной программой, но и дополнительный, причем самого разного уровня сложности, а также включать вопросы нематематического характера (это делает эстафету ещё более привлекательной для ребят). Количество заданий в одной эстафете может быть разным. При подборке материала руководствоваться следует и уровнем подготовки конкретного класса.

10. Исторические сведения

Изложение новой темы, нового раздела математики необходимо начинать с вводной части, возбуждающей интерес и внимание учащихся. Вводной частью может и должен быть 3 – 5-минутный увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Это даст возможность показать учащимся при изучении каждого раздела или темы, что математика как наука возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства, правила, теоремы есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Педагогический процесс всегда связан с взаимодействием учащегося не только с учителем, но и с «явно не присутствующим учителем». В качестве «отсутствующих» учителей успешно выступают различные выдающиеся деятели науки и культуры, в том числе ученые-математики. Изучая жизнь и деятельность ученого-математика, учащиеся имеют достойный пример для подражания, который побуждает их к творческой деятельности, к исследовательской работе при изучении нового материла.

11. Олимпиады, конкурсы и соревнования

Использование таких нестандартных форм как олимпиады и конкурсы способствуют повышению познавательной активности учащихся по математике и развитию их творческих способностей. Проведение данных форм готовится заранее: составляется план проведения, учащимся раздаются задания. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них интерес к учебному предмету. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся. Характер, широта и глубина подготовки к ним позволяют косвенно оценить стиль работы учителя, уровень его творческих и организаторских способностей.

Часто учителя беспокоит угасание у детей активности на уроке, потеря интереса к общим правилам, порядку, безответственность. В этом случае может прийти на помощь один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей – соревнование.

Соревновательность заложена в самой психике человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования.

У соревнования как метода большие воспитательные возможности:

  • оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, например, в учебной деятельности детей, особенно если деятельность длительная и уже «потускнела» ее привлекательность;
  • соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности учащихся, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;
  • соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу.

Но если соревнование организованно методически неверно, то это может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство и жадность. Возникает ложное чувство товарищества или начинаются ссоры и конфликты. Вот почему организация соревнования требует соблюдения важных педагогических условий:

  1. Соревнование организуется в связи с конкретной педагогической задачей. Например, оно может сыграть роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, в которой детей нужно привлечь, или помочь завершить трудную работу, снять напряжение.
  2. Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования.
  3. Особой методики требует соревнование в учебной деятельности учащихся. В качестве предмета не следует выбирать отметки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих проигравшими. Стоит помнить, что каждая конкретная учебная отметка несет в себе такое множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможности, способности ребенка, его интерес к предмету, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя.
  4. Из соревнования детей ни на минуту не должен уйти дух игры, товарищеского общения.

Соблюдая эти условия, можно избежать плохой дисциплины на уроке, повысить интерес к предмету, развивать уровень познавательной активности учащихся.

Также на уроках математики можно применять методы и приемы проблемного обучения и создания проблемных ситуаций способствуют повышению познавательной активности учащихся. Это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. А также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, энциклопедиями, таблицами, графиками, картами. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.

В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...

Проектная деятельность учащихся на уроках географии, как средство активизации познавательной активности школьников

Метод проектов способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, органично вписывается в систему личностного и ориентированного обучения. Главная идея метода проектов, на м...