Технологическая карта урока по математике
план-конспект урока по математике (6 класс)

Технологическая карта урока по математике "Координатная плоскость" для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_6_kl_koordinatnaya_ploskost.docx588.97 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Технологическая карта урока математики

ФИО учителя: Лодягина Ю.А.

Программа: Бунимович Е. А., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др. Математика. 6 класс

УМК: Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Г.В.Дорофеева.

Тема: «Координатная плоскость»

Тип урока: урок введения новых знаний

Цель урока:

Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся через усвоение понятия координатной плоскости, умения пользоваться системой координат для определения положения точки на плоскости.

Задачи урока:

Образовательные

• ознакомить с прямоугольной системой координат на плоскости;

• научить свободно ориентироваться на координатной плоскости, строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

• формировать умение воспринимать на слух координаты.

Развивающие

• развивать правильную и четкую, аргументированную речь учащихся;

• учить четко и аккуратно выполнять геометрические построения;

• развивать творческие способности школьников.

Воспитательные

• воспитание интереса к предмету;

• воспитание трудолюбия и самоконтроля.

Планируемый результат:

УУД

Личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством.

Регулятивные: формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов.

Коммуникативные: эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы

учебник, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Методы:

  • словесный (рассуждение, беседа);
  • практический (построение точек на плоскости);
  • репродуктивный (воспроизведение имеющихся знаний).

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный

Задача: создать благоприятный психологический настрой на работу

Доброе утро!

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой стране «Математика».

Учащиеся успокаиваются, включаются в учебную деятельность.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний, подготовка к изучению нового материала

Задача: актуализация опорных знаний и способов действий.

Давайте вспомним материал предыдущих уроков.

1. Какая прямая называется координатной прямой?

2. Что можно сказать о соответствии между точками и числами на координатной прямой? 

3. Сколько точек соответствует числу на прямой?

4. Сколько чисел соответствует точке на прямой?

Учащиеся отвечают на вопросы.

1. Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичны отрезком и направлением называют координатной прямой

2. Точки располагаются на координатной прямой.

3. Числу на координатной прямой соответствует одна точка.

4. Точке на координатной прямой соответствует одно число

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.

Подготовительный этап Фронтальная работа

Определите координаты точек на координатной прямой. Достаточно ли одного числа, чтобы определить положение точки на плоскости?

Постановка проблемы.     

А как определить положение точки, не лежащей на координатной прямой?

У нас возникла проблема, которую необходимо решить. Попробуйте сформулировать её.

Учитель, совместно с детьми, сообщает тему, цели урока

А(3), С(-5), А(3), F (?)

Одного числа недостаточно, чтобы определить координату точки F.

                                                     

Как определить положение точки вне координатной прямой?

«Координатная плоскость»

Сравнение, обобщение, формулирование вывода (познавательные УУД)

4.

Введение новых знаний

«Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» - будет эпиграфом нашего урока.
И я желаю вам сегодня на уроке удачи, новых открытий и точных построений.

– Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты"( географические координаты). Для чего?

- В каком городе мы с вами живем?

- А вы знаете его географические  координаты?

А где еще в жизни мы встречаемся с ними?

-А еще с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов

-Действительно, суть координат заключается в том, что мы можем определить положение того или иного объекта.

Для этой цели на плоскости проводят две взаимно перпендикулярные прямые х и у, О- начало координат.

Координатная плоскость.

Система координат на плоскости- это две взаимно перпендикулярные прямые (оси) с выбранным началом отсчета, единичным отрезком и направлениями – положительным и отрицательным.

Обозначаются оси:

горизонтальную-ось ОХ (или ось абсцисс)

вертикальную- ось ОУ (или ось ординат)

Такая система координат на плоскости была предложена французским ученым, философом и математиком Рене Декартом. Она носит название Декартовой системы координат или координатной плоскости.

Ребята, какую учебную задачу мы уже достигли?

- Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел АБСЦИССА и ОРДИНАТА. Записывают точка А(х;у).

И наоборот, каждой паре чисел на координатной плоскости соответствует единственная точка, координатами которой они являются.

Записывают число, тему урока в тетрадь.

Чтобы человека было легко найти. 

В городе Миллерово

- место в зале кинотеатра

- игры

- место ученика на экзамене

Чертят в тетради.

Учащиеся слушают учителя

Дали определение координатной плоскости.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.

Формирование умений по применению новых знаний

Задача: установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

-Давайте вернемся к началу урока и определим координату точки F

Задание1.Назовите координаты точек, отмеченных на координатной плоскости.

Ребята, что сейчас мы с вами делали? Какую учебную задачу выполнили?

Задача 2. Выполним задание по карточке.

(Приложение 1)

С заданием мы справились. Молодцы!

Чем мы сейчас занимались? Решили ли мы еще одну учебную задачу?

Учащиеся называют координату точки F

Учащиеся фронтально называют координаты точек.

Сейчас мы определили координаты точек, выполнили вторую учебную задачу.

Учащиеся строят в тетрадях, по одному выходят к доске и показывают местоположение точки.

По окончании проверяют по готовому слайду.

Просматривают видео о созвездиях Большой и Малой Медведицах. C:\Users\User\Desktop\совр урок\коорд пл\кудикова\679566466.gif

Cейчас мы научились строить точку на координатной плоскости по заданным координатам.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6.

Физкультминутка

Устали? Давайте немного отдохнем.

( различные задания-примеры)

Учащиеся встают и выполняют определенные упражнения.

7.

Контроль понимания изученного

Работа в группах

Задача: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

На столе разложены карточки, дети поочередно вытягивают карточки и садятся на свои места.
Учащимся предлагается карточки с координатами точек вида (-1;3), (1;11), (-5;-45),(45;-1) (в каждой группе по 5 учеников). Учащимся пятой группы (наиболее сильные учащиеся) необходимо раздать карточки типа (1;0), (0;-4), (-5;0), (0;-11) (соответственно их группа имеет название: «точки, лежащие на координатных осях») 
- Почему вы вместе?
Эта группа сегодня назначается моими помощниками, вы будете помогать в случае затруднений.

- Совсем скоро наша страна отметит 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Вам, ребята, надо гордиться подвигами своего народа выигравших неимоверными усилиями войну, и знать их историю. Это праздник всей нашей страны. И в честь победы в Великой Отечественной войне произведём наш “ Звёздный салют Победы”.

(Приложение 2) Замечательно, вы хорошо усвоили новый материал.

Ребята выполняют практическую  работу, в случае затруднения обращаются к помощи учителя или учащимся 5-й группы.

- мы точки I четверти;
- мы точки II четверти;
- мы точки III четверти;
- мы точки IV четверти;

- а мы точки, лежащие на координатных осях

Выполняют практическую работу. Работая в группах, дети создают свой индивидуальный рисунок салюта. Определяют координаты звездочек.

Соединяют из четвертей общую координатную плоскость.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

8.

Задание на дом

Задача: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Прочитать параграф11.5, выполнить № 978, 990, стр.255

Записывают задание в дневники.

9

Подведение итогов урока

Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Внимание на следующий слайд

Оценивает и комментирует работу учащихся на уроке.

Вставляют пропущенные слова.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

10

Рефлексия

(Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе).

Если вы считаете, что поняли тему урока, то прикрепите звездочку в … четверть.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то прикрепите звездочку в … четверть.

Если вы считаете, что немного затрудняетесь, то прикрепите звездочку в … четверть.

Если вы считаете, что узнали что-то новое, то прикрепите звездочку в … четверть.

3 четверть

4 четверть

1 четверть

2 четверть

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике, 5 класс

Сегодня в образовании самая актуальная и обсуждаемая тема - это введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Цель ра...

Технологическая карта урока по математике в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Сравнение чисел" (ФГОС)....

Технологическая карта урока по математике для 5 класса в соответствии с ФГОС "Смешанные числа"

технологическая карта урока по математике для 5 класса  в соответствии с ФГОС  тема урока " Смешанные числа"...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Объем прямоугольного параллелепипеда».Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной...

Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме: «Отрезок. Длина отрезка». Линия УМК «Математика. 5 класс» Г. К. Муравина, О. В. Муравиной

Технологическая карта урока.    Тема урока: Отрезок. Длина Отрезка.   Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.   Оборудование: д...