Технологическая карта урока по математике в 6 классе
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Технологическая карта урока по теме "Сравнение чисел" (ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka_po_matematike_6_klass.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  по математике  в 6 классе

Учитель математики МАОУ «СОШ №55» г. Набережные Челны

Валиев Зиряк Хакимьянович

Тема: «Сравнение чисел».

Тип урока: урок открытия нового  знания.

Цель:

Развивать представление о числах, развивать  правила сравнения положительных и отрицательных чисел; учить сравнивать числа.

Задачи урока:

  1. Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
  2. Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  3. Предметные: развивать понятие изображения чисел на координатной прямой; выведение  правил сравнения положительных и отрицательных чисел; формировать умение  сравнивать числа, приводить примеры.

Основные понятия:  координатная прямая, модуль числа, положительные  и отрицательные числа, противоположные  числа.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Сравнение чисел», карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме, смайлики для рефлексии, модель координатной прямой, карточки для рефлексии,  инструменты для работы в группах.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-групповая,

-парная,

-коллективная (фронтальная).

Литература: Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М.: «Просвещение» 2013. Рекомендовано МО и РФ.

Этапы урока.

Цель этапа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

обеспечить благоприятный климат для работы на уроке, создание психологического комфорта, психологическая готовность учащихся к общению

-Добрый день! Математика, подобно жернову, перемалывает то, что под него засыпают, и как, засыпав лебеду, вы не получите пшеничной муки, так, исписав целые страницы формулами, вы не получите истины из ложных предпосылок. Гексли

Как вы понимаете  эти слова?

У нас сегодня урок открытия новых знаний. Желаю быть внимательными, активными!

Мнения, высказывания учащихся.

Математику необходимо учить осознанно. Не просто знать формулы, а уметь их применять при решении любых математических и практических задач.

Личностные:

 -самоопределение, регулятивные:

-волевая саморегуляция

2.Актуализация

Цель:

Актуализировать  учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

Актуализировать мыслительные операции, сравнение, анализ, обобщение; мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление

Зафиксировать индивидуальное затруднение в выполнении пробного учебного действия или его обосновании

--Какую тему изучали на предыдущих уроках?

 –Приведите примеры положительных чисел.

-Приведите примеры отрицательных чисел.

– Чем отличаются друг от друга положительные и отрицательные числа?  

-Что можно сказать про число 0?  (слайд №2,3)

-Письменно на листочках (слайд № 3,4).

1. Из чисел 17; -9,2; 0; 51; -51 выпишите:

а) положительные числа;

б) отрицательные числа;

в) число, которое не относится ни к положительным, ни к отрицательным.

2.Решить уравнение

|x|=2 ;  |x|=25;      |x|=-14;

 Проверить и подвести итог (слайд № 5):

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4 "+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

Повторим про координатную прямую (слайд № 6).

- Дайте определение координатной прямой.

-Что называется координатой точки на прямой?

Письменно на листочках:

2. а) Запишите координаты отмеченных точек.

http://festival.1september.ru/articles/588813/img1.gif

б) Отметьте на координатной прямой точки М(4); N(-3,5); Р(2,5);К(-2).

Проверить и подвести итог (слайд № 7, самооценка):

  • 9 "+" отметка 5,
  • 8-7 "+" отметка 4 ,
  • 5-6 "+" отметка 3.

Повторим о противоположных числах, модуле числа (слайд № 8).

- Дайте определение противоположных чисел и приведите примеры.

- Что называется модулем числа а?

- Чему равен модуль положительного числа? Пример.

- Чему равен модуль отрицательного числа? Пример.

- Чему равен модуль 0?

3. Запишите:

а) Из данных чисел   -2,5;  2,07;  2,4;

  -2,23;  2,63 выберите то, которое

  имеет наибольший модуль.

б) Вычисли:    

|-4| ∙ 1,5;     34 - |- 16|;     |+23| + |-8|.

в)положительные числа, модули которых равны: 8; 0,32; ⅝;

г)отрицательные числа, модули которых равны 2; 3,5; ⅛

Проверить и подвести итог (слайд № 9,10):

  • 5 "+" отметка 5,
  • 4"+" отметка 4 ,
  • 3 "+" отметка 3.

На листочках подведите итог своей работы(11сл.). Оцените себя.

Рефлексия:

- Кто думает, что материал предыдущих уроков усвоил хорошо?

- Кто считает, что надо ещё поработать над этим материалом?

- Кто удовлетворён своими результатами? (показывают смайлики)

Положительные и отрицательные числа, координатная прямая, модуль числа, противоположные числа.

+2,+7,+10;

-3,-10,-12.

Положительные и отрицательные числа отличаются друг от друга знаками.

0 не является ни отрицательным, ни положительным числом, число 0 разделяет положительные и отрицательные числа.

Прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.

-Число, показывающее положение точки на прямой называют координатой точки на прямой.

-Два числа, отличающиеся только знаками, называют противоположными.

-Модулем числа а называют расстояние (единичных отрезках) от начала координат до точки А(а).

|+27|=27

|-61|=61

|0|=0

Познавательные:

-умение структурировать знания

-использование знаково-символических средств

-смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

-достаточно точное  и полное выражение  своих мыслей, учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

-фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

3.Выявление места и причины затруднения

Цель:

-организовать деятельность, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

Согласовать цель и тему урока

- Какие числа мы умеем сравнивать?

Устно: сравнить числа (сл. №12)

  • 75 и 72;
  • 13,7 и 8,6;
  • http://festival.1september.ru/articles/588813/Image8852.gif и http://festival.1september.ru/articles/588813/Image8853.gif;
  • 12,3 и 12,29;
  • -9 и 8; -12 и 0; -7 и 3.

- Почему мы не можем сравнить последнюю пару чисел?

- Как называются эти числа?

- Все ли числа мы умеем сравнивать?

- Тогда сформулируйте цели и задачи урока.

-Значит, тема нашего урока …

Натуральные числа, десятичные и обыкновенные дроби.

Т. к. -9 отрицательное число, 8 положительное. Мы не знаем правило сравнения положительных и отрицательных чисел.

-Сегодня на уроке мы должны научиться сравнивать положительные и отрицательные числа.

Тема нашего урока «Сравнение чисел».

Познавательные:

-анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей,

аргументация

-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4.Построение проекта выхода из ситуации затруднения

Решить последний пример поможет нам координатная прямая (слайд № 11). Что можно сказать о взаимном расположении на координатной прямой  данных чисел?

 Сделайте вывод о расположении больших положительных чисел и меньших положительных чисел на координатной прямой.

Замечаем, что по мере "продвижения" вправо от точки О положительные числа увеличиваются, а по мере "продвижения" влево к точке О числа уменьшаются до нуля. на горизонтальной координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой).

Значит, мы должны вывести правило сравнения чисел с разными знаками.

5.Реализация построенного проекта

Цель:

-организация самостоятельной исследовательской деятельности устраняющего причину выявленного затрудне

ния

В тетрадях начертите координатную прямую,

1)отметьте два положительных числа

1)отметьте  одно положительное число и одно отрицательное число. Сравните и сделайте вывод.

2)Отрицательное число и нуль. Сравните и сделайте вывод.

3)Положительное число и нуль Сравните и сделайте вывод.

4)два отрицательных числа. Сравните и сделайте вывод.

Теперь мы сможем сравнить последнюю пару чисел и объяснить почему.

Учащимся предлагается сформулировать правило сравнения рациональных чисел и записать его в тетрадь.

Физкультминутка  (включаю музыку).

(работа в группах).Из двух положительных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее.

Во всех случаях правее на координатной прямой расположено большее число, левее - меньшее. Следовательно, для отрицательных чисел на координатной прямой, сохраняется тот же порядок, что и для положительных. Из двух чисел больше то, которое на координатной прямой расположено правее, меньше то - которое левее

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске  и сборе информации, умение выражать свои мысли

Познавательные: построение логической цепи  рассуждений, обоснование

Регулятивные:

-познавательная инициатива

6.Первич

ное закрепление

Цель:

Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи

Открыли учебники и еще раз прочитайте правило сравнения чисел, проговорите друг другу в группах.

Выполним  №974 пользуясь таблицей, назвать города сначала в порядке возрастания их высоты над уровнем Мирового океана, а затем в порядке убывания. (межпредметная связь)

№976

Оцените свое  решение по эталону

  • 20 «+» «5»
  • 18-19 «+» «4»
  • 15-17 «+» «3»

Проговариваем правило сравнения  чисел в парах

Работа в группах

На листах оценивания ставят баллы

Познавательный:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

7.Самостоятельная работа

Цель:

Проверить свое умение применять правило сравнения чисел на основе сопоставления с эталоном для проверки, выявить качество усвоения и способы действия

-А сейчас каждый проверит себя, насколько он понял правило сравнения чисел

1) Из двух рациональных чисел больше то, которое на координатной прямой расположено -

    а) правее;   б) левее.

2) Из двух рациональных чисел меньше то, которое на координатной прямой расположено -

    а) правее;   б) левее.

3) Какое из данных чисел 0, -13, 11,

 -6 на координатной прямой расположено левее?

    а) 0;             б) -13;            

 в )11;         г) -6.

4) Какое из данных чисел 0, -9, -17, 4  имеет наименьший модуль?

    а) 0;             б) -9;              

 в )-17;        г) 4.

5) Запишите числа -5, 0, 11, - 2 в порядке возрастания.

   а)-5;-2; 0,11;          б) 11,-5; 0;-2

Тест

взаимопроверка по эталону

Регулятивные:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале,

-самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

Познавательные:

-анализ, синтез, использование общих правил

8.Включение в систему знаний

Цель:

Показать необходимость изученного материала в ходе решения задач по как математике, так и по географии

Сейчас мы с вами можем решить более сложные задания №980

Решение заданий в парах с самопроверкой по образцу

Познавательные:

-анализ, синтез, сравнение

-поиск и выделение необходимой информации

-умение структурировать знания

Личностные:

-осознание ответственности за общее дело

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения и позиции,

- учет разных позиций

9.Рефлексия учебной деятельности

Цель:

-зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; правило сравнения рациональных чисел

-оценить собственную деятельность на уроке

-зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности

-обсудить и записать домашнее задание

Подведем итоги урока:

Я предлагаю вам закончить предложения:

«Сегодня на уроке

Я повторил …

Я закрепил…

Я научился…

Я узнал …»

Оцените свою работу и результаты.

Домашнее задание: №995,997 письменно, используя интернет ресурсы подготовить сообщение из истории возникновения положительных и отрицательных чисел. (Инструктаж по выполнению домашнего задания).

Сравнение чисел.

Правило сравнения отрицательных чисел, сравнение чисел с нулем.

Сравнение отрицательных чисел с нулем, сравнение положительных чисел с нулем, сравнение чисел.

Самооценка по критериям

Познавательные

-рефлексия способ и условий действия

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

-адекватное понимание причин успеха или неуспеха,

-внутренняя позиция ученика

Коммуникативные:

- аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике, 5 класс

Сегодня в образовании самая актуальная и обсуждаемая тема - это введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Цель ра...

Технологическая карта урока по математике 5 класс: "Решение уравнений"

Технологическая карта урока по математике 5 класс...

Технологическая карта урока по математике 5 класс " Деление с остатком"

Технологическая карта урока по математике 5 класс " Деление с остатком", УМК Н.Я. Виленкин....

технологическая карта урока по математике 5 класс,УМК Н.Я. Виленкин

Технологическая карта урока по математике 5 класс,УМК Н.Я. Виленкин, по теме " Деление с остатком"....

Технологическая карта урока по математике.5 класс.ФГОС.

Тема:  «Деление десятичных дробей на натуральное число»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).Цели урока: создать условия для воспроизведения и коррекции опорных зна...

Технологическая карта урока по математике.5 класс." Сложение натуральных чисел. Сравнение чисел."

Урок общеметодологической направленности  по математике. 5 класс. Авторы: Мерзляк и др....

Технологическая карта урока по математике 6 класс. Учебник Виленкин Н.Я. по теме "Уравнения" ФГОС

Технологическая карта урока по математике 6 класс по теме "Уравнения". Учебник Виленкин Н.Я. ФГОС...