Правдоподобность дистракторов педагогических тестов
статья по математике

Буланова Ирина Николаевна

Рассматриваются особенности тестовых заданий закрытого типа. Проводится анализ привлекательности дистракторов тестовых заданий, применяемых для мониторинга по математике на всех этапах обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravdopodobnost_distraktorov_pedagogicheskih_testov.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВДОПОДОБНОСТЬ ДИСТРАКТОРОВ  

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

 

Рассматриваются особенности тестовых заданий закрытого типа. Проводится анализ привлекательности дистракторов тестовых заданий, применяемых для мониторинга по математике на всех этапах обучения.

 

Ключевые слова: тестирование, задания закрытого типа, дистракторы, равномерность распределения.

 

Для массового аттестационного тестирования наиболее широко используется закрытая форма тестового задания (задание с выбором одного или нескольких ответов) [1]. Это объясняется ее универсальностью, так как содержание практически любой дисциплины можно трансформировать в задание с выбором ответа. Кроме того, привлекательность закрытой формы связана с быстротой тестирования, с широтой охвата материала и с простотой подсчета итоговых баллов обучаемых.

Задание закрытой формы состоит из основного текста, содержащего постановку задачи, и различных вариантов ответов, где правильные варианты носят название «райтеры», а неправильные – «дистракторы».  

Разработка заданий с выбором, несмотря на их кажущуюся простоту, является сложной задачей. Особые требования предъявляются как к постановке задачи, так и к вариантам ответов.  

Основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов. Она должна иметь простую синтаксическую конструкцию: не более одного предложения из семи-восьми слов. В формулировке недопустима какая-либо неясность или двусмысленность. Из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки.

Подбор дистракторов имеет не меньшее, а в какой-то степени и большее значение для качества тестового задания. При формулировке ответов не рекомендуется использование выражений «все перечисленные», «ни один из перечисленных» и т. д., а также слов «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т. п., так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа. Не рекомендуется включать ответы, вытекающие один из другого. Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины и являться элементами одного множества, одного гомологического ряда (принцип однородности). Дистракторы должны отвечать принципу равновероятной привлекательности и достаточно высокой правдоподобности [2].

Количество дистракторов может варьироваться в зависимости от предпочтений составителя теста или от специфики дисциплины, по которой проводится тестирование. Оптимальное число неправильных ответов – четыре-пять. Уменьшение этого числа ведет к повышению вероятности угадывания правильного ответа, а увеличение – к громоздкости теста. Кроме того, погоня за количеством дистракторов может существенно снизить качество тестового задания, так как в этом случае неправильные ответы формируются некорректно, теряют привлекательность и, следовательно, не выполняют свою функцию. Дистрактор, который никто не выбирает в качестве правильного ответа, называют неработающим. Он подлежит удалению из числа ответов или корректировке.

Процесс создания равновероятно привлекательных, «работающих» дистракторов технически сложен, поэтому к нему иногда привлекают самих обучаемых. Им выдается задание в открытой форме (диагностическая, самостоятельная работа), а затем проводится анализ допущенных ошибок и полученных при этом ответов.

Правдоподобность дистракторов, мера их привлекательности оцениваются после первой эмпирической проверки на любой репрезентативной выборке с помощью подсчета долей испытуемых, выбравших тот или иной неправильный ответ. Идеальная ситуация, когда каждый из дистракторов выбирается одинаковым количеством тестируемых, практически недостижима. Поэтому допустимо несущественное отклонение отдельных долей от идеала в сторону уменьшения или увеличения [3].

Правдоподобность дистракторов является одной из характеристик теста, оказывающих влияние на его надежность и валидность, поэтому проведение дистракторного анализа необходимо для организации качественного процесса педагогического тестирования [5].  

Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что тестовые методы мониторинга успеваемости обучающихся с каждым годом расширяют свои границы. Тесты становятся неотъемлемой частью учебного процесса, на всех его этапах: от осмысления и закрепления учебного материала, до контроля его усвоения.  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев. – М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. – 191 с.
  2. Ким В.С. Тестирование учебных достижений: Монография. – Уссурийск: Изд-во

УГПИ, 2007. – 214 с.: ил.

  1. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов:

Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.: ил.

  1. Рыбанов А.А. Анализ качества дистракторов для тестовых заданий // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2009. – № 6

(10). – С. 137–140. 

  1. Аванесов В.С. Дистракторный анализ // Педагогические измерения. – 2013. – № 1. – С. 70–78. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для педагогических работников для проведения письменного квалификационного испытания с целью установления соответствия занимаемой должности

Уважаемые коллеги! Данный тест составлен для проведения письменного квалификационного испытания с целью соответствия занимаемой должности  педагогического работтника по предмету "Технология". Баз...

Педагогический тест требования к разработке и применению

Обычно с понятием тестирования связывают любой вид проверки или испытаний. На языке науки тестирование, это исследовательский метод, в основе создания и использования которого лежат определенные прави...

Педагогический тест по теме "Уравнения с одним неизвестным для учащихся 7 класса"

На сегодняшний день проблема тестирования в образовании достаточно актуальна. Обусловлено это тем, что введены ГИА-9 и ЕГЭ, которые учащиеся ОУ сдают в конце 9 и11 классов, но навыки работы с тестами ...

Практическая грамматика немецкого языка: педагогические тесты с ключами

Разработка тестов «Практическая грамматика» представлена в формате Microsoft Office Word. К тестам прилагается программа «Репетитор: Грамматика немецкого языка в схемах и таблицах&ra...

Основные этапы разработки педагогического теста

Источник: Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В, Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. Современные средства оценивания результатов обучения в школе Педагогическое общество России, Москва, 2007...

Статья "Ключ к решению тестового задания- дистракторы"

В данной статье проведен небольшой анализ дистракторов, используемых в математике....