Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
материал по математике (6 класс)

Задесенцева Светлана Петровна

Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnaya_geometriya-6_klass.docx133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Программа внеурочной деятельности  

 «Наглядная геометрия»

6 класс

2022-2023 учебный год

Составитель: Задесенцева С.П.

учитель математики высшей

 квалификационной категории

Нижневартовск, 2022

Пояснительная записка

    В рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» ориентирована на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися 6 классов. В основе преподавания данного курса лежит системно – деятельностный подход, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- овладение универсальными учебными действиями;

- активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

   В курсе наглядной геометрии основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенства фигур и симметрии. У обучающихся формируются общие представления о геометрических фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. Это готовит их к изучению систематического курса геометрии в 7 классе.

   При изучении этого курса ученики используют наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.

      На изучение наглядной геометрии  в 6 классе отводится 34 часа.

Планируемые результаты изучения курса наглядной геометрии.

Учащийся должен достичь следующих результатов

личностные:

   ответственное отношение к учению, готовность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению индивидуальной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

   целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общества;

   умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

   критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

   креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

   способность к эмоциональному (эстетическому)восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

   умение самостоятельно ставить цели, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

   умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в окружающей  жизни;

   умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения геометрических проблем, представлять её в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы, рисунка, модели и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;

   умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

предметные:

   представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, о её значимости в жизни человека;

   умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую информацию);

   владение некоторыми основными понятиями геометрии, знакомство с простейшими плоскими и объёмными геометрическими фигурами;

   владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы к условию задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объёмов некоторых геометрических фигур.

 

Содержание курса наглядной геометрии

6 класс

Фигурки из кубиков и их частей. (2 часа)

Метод трёх проекций пространственных тел. Составление куба из многогранников. Сечения куба.

Параллельность и перпендикулярность. (2 часа)

Параллельные и перпендикулярные прямые на плоскости и в пространстве. Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью линейки и чертёжного угольника. Построение прямой, параллельной и перпендикулярной данной, с помощью циркуля и линейки. Параллельные и перпендикулярные и скрещивающиеся  рёбра куба. Скрещивающиеся прямые.

Параллелограммы. (1 час)

Параллелограмм, ромб, прямоугольник. Некоторые свойства параллелограммов. Получение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью перегибания листа. Свойства квадрата и прямоугольника, полученные перегибанием листа. Золотое сечение.

Координаты, координаты, координаты… (2 часа)

Определение местонахождения объектов на географической карте. Определение положения корабля в игре «Морской бой». Координатная плоскость. Координаты точки на плоскости. Полярные координаты: угол и расстояние. Декартова система координат в пространстве.

Оригами. (3 часа)

Складывание фигур из бумаги по схеме.

Замечательные кривые. (1 час)

Конические сечения конуса: эллипс, окружность, гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида. Кардиоида. Циклоида. Гипоциклоида.

Кривые Дракона. (1 час)

Правила получения кривых Дракона.

Лабиринты. (1 час)

Истории лабиринтов. Способы решения задач с лабиринтами: метод проб и ошибок, метод зачёркивания тупиков, правило одной руки.

Геометрия клетчатой бумаги. (1 час)

Построение перпендикуляра к отрезку с помощью линейки. Построение окружности на клетчатой бумаге. Построение прямоугольного треугольника и квадрата по заданной площади.

Зеркальное отражение. (1 час)

Получение изображений при зеркальном отражении от одного и нескольких зеркал.

Симметрия. (2 часа)

Осевая симметрия. Зеркальная симметрия как частный случай осевой. Центральная симметрия. Использование кальки для получения центрально – симметричных фигур.

Бордюры. (2 часа)

Бордюры – линейные орнаменты. Получение симметричных фигур: трафареты, орнаменты, бордюры. Применение параллельного переноса, зеркальной симметрии, поворота и центральной симметрии.

Паркеты. (2 часа)

Плоские орнаменты – паркеты. Выделение ячейки орнамента. Построение орнаментов и паркетов.

Симметрия помогает решать задачи. (2 часа)

Построение фигур при осевой симметрии. Расстояние от точки до прямой. Свойство касательной к окружности.

Одно важное свойство окружности. (2 часа)

Вписанный прямоугольный треугольник. Вписанный и центральный угол.

Задачи, головоломки, игры. (2 часа)

Экскурсии. (2 часа)

История создания архитектурного объекта, определение формы его деталей, рисование отдельных деталей и всего здания в целом в разных ракурсах. Конструирование моделей этих сооружений, придумывание новых.

Защита творческих проектов. (3 часа)

Резерв. (2 часа)

Тематическое планирование курса наглядной геометрии в 6 классе.

Тема занятия

Количество часов

Примерные

сроки изучения

Характеристика основных видов деятельности.

1

Фигурки из кубиков и частей.

2

1 -2 неделя сентября

Конструировать тела из кубиков. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путём предметного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры.

2

Параллельность и перпендикулярность.

2

3-4 неделя сентября

Распознавать взаимное расположение прямых (пересекающихся, перпендикулярных) в пространстве. Приводить примеры расположения прямых на кубе. Строить параллельные и перпендикулярные прямые с помощью циркуля и линейки.

3

Параллелограммы.

1

1 неделя октября

Моделирование параллельных и перпендикулярных прямых с помощью листа бумаги. Исследовать и описывать свойства ромба, квадрата и прямоугольника, используя эксперимент, наблюдение, измерение и моделирование.

4

Координаты, координаты, координаты…

2

2,3 неделя октября

Находить координаты точки и строить точку по её координатам на плоскости.

5

Оригами.

3

4 неделя октября, 2-3 неделя ноября

Конструировать заданные объекты из бумаги. Работать по предписанию, читать чертежи и схемы.

6

Замечательные кривые.

1

4 неделя ноября

Строить замечательные кривые (эллипс, окружность, гиперболу, параболу, спираль Архимеда, синусоиду, кардиоиду, циклоиду и др.) от руки с помощью вспомогательных средств.

7

Кривые Дракона.

1

1 неделя декабря

Осуществлять поворот фигуры на заданный угол в заданном направлении, рисовать от руки и по предписаниям.

8

Лабиринты.

1

2 неделя декабря

Решать задачи с помощью методов: проб и ошибок, зачёркивания тупиков и правила одной руки. Применять методы прохождения лабиринтов.

9

Геометрия клетчатой бумаги.

1

3 неделя декабря

Применять свойства фигур при решении задач на клетчатой бумаге. Строить фигуры на клетчатой бумаге с учётом их свойств. Использовать клетчатую бумагу как палетку.

10

Зеркальное отображение.

1

4 неделя декабря

Наблюдать за изменением объекта при зеркальном отображении. Строить объекты при зеркальном отображении.

11

Симметрия.

2

2-3 неделя января

Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры. Строить центрально – симметричные фигуры с помощью кальки. Определять на глаз число осей симметрии фигуры.

12

Бордюры.

2

4-5 неделя января

Конструировать бордюры, изображая их от руки и с помощью инструментов. Применять геометрические преобразования для построения бордюров.

13

Паркеты.

2

1-2 неделя февраля

Конструировать паркеты, изображая их от руки и с помощью инструментов. Использовать геометрические преобразования для составления паркета.

14

Симметрия помогает решать задачи.

2

3-4 неделя февраля

Строить фигуры при осевой симметрии, строить рисунок к задаче, выполнять дополнительные построения.

15

Одно важное свойство окружности.

2

1-2 неделя марта

Решать задачи на нахождение длины отрезка, периметра многоугольника, градусной меры угла, площади прямоугольника и объёма куба.

16

Задачи, головоломки, игры.

2

3-4 неделя марта

Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи.

17

Экскурсия по теме «Симметрия в архитектуре усадьбы графа Шереметева».

1

1 неделя апреля

Развивать наблюдательность, учить видеть разнообразие геометрических форм в окружающем мире.

18

Экскурсия по теме «Геометрия современной архитектуры».

1

2 неделя апреля

Развивать наблюдательность, учить видеть разнообразие геометрических форм в окружающем мире.

19

Защита творческих проектов.

3

3-4 неделя апреля, 1 неделя мая

Максимально раскрыть творческий потенциал учащихся: проявить себя индивидуально, в группе, приложить свои знания, силы, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

20

Резерв.

2

3-4 неделя мая

Итого

34

Используемая литература:

1. Л.Н. Ерганжиева,  О.В. Муравина «Математика. Наглядная геометрия». Методическое пособие. Москва. Дрофа. 2017 г.

2. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия. 5 – 6 классы» Учебник. Москва. Дрофа. 2018 г.

3. Т. Г. Ходот, А. Ю. Ходот, О.А. Дмитриева «Математика. Наглядная геометрия. 5 – 6» Книга для учителя. Москва. «Просвещение». 2018 г.

4. В.А. Смирнов, И.М. Смирнова, И.В. Ященко «Наглядная геометрия». Рабочая тетрадь (№1 - №4). Москва. Издательство МЦНМО. 2015 г.

5. В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева, Н.Б. Лобаненко, И.И. Середенко «Математика. Наглядная геометрия. 5 – 6 классы» Учебное пособие. Москва. «Просвещение».2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия 5-6 класс"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Основной...

Программа курса "Наглядная геометрия" в рамках внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной ...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Геометрию"

Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли....

Программа внеурочной деятельности по математике для 5-6 кл. "Путешествие в Страну Геометрию"

Программа кружка "Путешествие в Страну Геометрию" относится к общеинтеллектуальному направлению  реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Программа позволяет ознакомиться со многими важне...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Наглядная геометрия» 5 класс.

Программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" предназначена для реализации в 5-6 классах, и имеет общеинтеллектальную направленность. Способствует развитию пространственного воображения учащ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5 класс

Цели курса “Наглядная геометрия”Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:·...