Методическая разработка урока по ФГОС "Объем прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Воронкова Ирина Павловна

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математики в школе. Методическая разработка по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» посвящена изучению нового материала. Показывается методика изучения правил извлечения квадратного корня из произведения и дроби. Полезна данная разработка может быть учителям, преподающим в средней школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_razrabotka_obem_pryamoug_par-da_voronkova_ip.doc402.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математики в школе. Методическая разработка по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда» посвящена изучению нового материала. Показывается методика изучения правил извлечения квадратного корня из произведения и дроби. Полезна данная разработка может быть учителям, преподающим в средней школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 1

Методическая разработка урока по теме:

«Объем прямоугольного параллелепипеда»

Воронкова Ирина Павловна,

учитель математики,

педагогический стаж – 13 лет,

высшая квалификационная категория

Содержание

1

Введение

4

2

Основная часть

5

3

Заключение

13

4

Приложение

14

Введение

Выбранная тема урока – один из геометрических материалов для учащихся 5 класса. Это одна из интересных тем в изучении курса математики, поэтому очень важно доходчиво объяснить обучающимся данный материал, и подкрепить изучение примерами из реальной жизни.

Направленность разработки: предметная

Уровень разработки: базовый уровень

Цель разработки: создание условий для развития интереса учащихся к математике

Задачи разработки: активизация деятельности обучающихся; воспитание культуры коллективного общения.

Образовательная область: математика

Класс: 5, общеобразовательный

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Использованные методы и приемы: индивидуальная работа; индивидуально – коллективная работа (парами), использование ИКТ, фронтальная работа.

Методические рекомендации по проведению урока: необходимо заранее подготовить все материалы, которые должны быть распечатанными.

Технические средства: компьютер, презентация; мультимедийный проектор; экран.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные – высказывать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные - отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основная часть

Тема урока: «Объем прямоугольного параллелепипеда»

Форма проведения: урок проблемного обучения

Цели:

-  образовательная (предметная) – вывести формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда;

- развивающая – способствовать развитию математической речи, наглядно – действенного мышления;

- реализации ФГОС – формировать УУД: личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать свое предположение; коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Задачи урока:

1. Вывести самостоятельно формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда;

2. Создать условия для совместной деятельности учащихся по решению проблемы

3. Обучать умению аргументировать и предъявлять свою позицию

4. Организовать пространство урока, стимулирующее детей выдвигать свои версии, проверять и обосновывать их.

5. Подвести итоги по реализации целей учебно-образовательной деятельности.

6. Осуществить рефлексивную оценку учебной - личной и/или совместной деятельности на уроке.

Личностные результаты: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные  результаты: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Предметные результаты: уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда.

Оборудование и материалы для урока: раздаточный материал, параллелепипеды из картона и бумаги.

Структура урока, виды деятельности.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Результаты

1.

Погружение,

Создание условий

 для появления мотивации на учебную деятельность, организации совместной образовательной

деятельности

(3 минуты)

Учитель вводит учащихся в бытовую ситуацию: что необходимо знать для постройки дома. Наводящими вопросами подталкивает их к выводу, что необходимо знать, как вычисляется объем прямоугольного параллелепипеда.

Обсуждение

предъявленного материала, ответы на вопросы учителя.

Учащиеся

самостоятельно формулируют тему и одну из целей урока.

Коммуникативные:

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме

2.

Разворачивание совместной деятельности

2.1

Обсуждение хода

совместной деятельности по реализации целей: предметной, развивающей.

(2 минуты)

Учитель записывает тему на доске после формулировки её учащимися. Для актуализации знаний учитель предлагает найти площади различных прямоугольников, лежащих на партах перед учащимися.

Записывают тему в тетради, внимательно слушают задание.

Коммуникативные:

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме

Коммуникативные:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме

2.2

Подготовка к учебной совместной деятельности по достижению запланированных результатов урока.

(7 минут)

Учитель предлагает выполнить предложенное задание в парах вместе с соседом. Потом предлагает обсудить полученные результаты, и как вычисляли площадь ребята.

Разбиваются на группы с помощью учителя.

Выбирают парную работу.

Обсуждают полученные результаты и способы их получения.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

2.3

Организация учебной совместной деятельности по достижению запланированных результатов урока.

(7 минут)

Учитель предлагает вычислить объемы параллелепипедов, розданных учащимся.

Работают в группе, выбрав роли (генератор идей и активный слушатель).

Получают новый для себя учебный предметный (уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда) или метапредметный результат (уметь добывать новые знания).

Познавательные: умение добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);

Регулятивные:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

Предметные:

Уметь находить объем прямоугольного параллелепипеда;

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке);

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

2.4.

Обсуждение результата учебной деятельности, оценка результата.

(7 минут)

Учитель предлагает обсудить способы получения объема прямоугольного параллелепипеда

Обсуждают способы получения объема прямоугольного параллелепипеда

Регулятивные:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

2.5.

Предъявление результата – публичное.

(10 минут)

Воспринимает и оценивает полученный результат на основе преставления его членом группы.

Предлагает другим ученикам отнестись к результату и выводу со своим мнением. Предлагает сравнить полученный результат с научным эталоном.

Выбирают представителя группы для предъявления результата.

Представитель озвучивает результат (способ и формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда). Сравнивают с научным эталоном.

Регулятивные:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

2.6

Применение нового знания

(5 минут)

Возвращает учащихся к началу урока, к поставленной проблеме. Предлагает её решить, используя полученные знания.

Решают поставленную в начале урока задачу.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

Умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

3.

Осуществление рефлексии деятельности.

(4 минуты)

Предлагает способ рефлексии (устный и письменный в виде карточки с рожицами, оценивается отношение к уроку).

Заслушивает мнения учащихся.

Объясняет домашнее задание: найти объем своей комнаты и выполнить номера 840,841.

Осуществляют рефлексию индивидуально.

Высказывают свое мнение по уроку. Внимательно слушают и записывают домашнее задание.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности совместной деятельности; умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности совместной деятельности; уметь ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Ход урока

1. Погружение в проблемную ситуацию.

- Ребята, я рада приветствовать вас на нашем уроке. Часто в нашей жизни сталкиваемся с необходимостью ремонта квартиры или постройки дома. Для того чтобы покрасить стены дома, что нужно знать?

- Количество краски. А также площадь, которую надо покрасить.

- А что нам необходимо для того, чтобы построить дом?

- Брусья

- Кирпичи

-А форма у кирпича какая?

- Прямоугольный параллелепипед

- А что нам нужно узнать, чтобы выяснить, сколько кирпичей нам необходимо?

- Объем кирпича

2. Формулировка проблемы

Таким образом, у нас возникает проблема: чтобы выяснить количество кирпичей, которое нам необходимо для постройки дома, нужно вычислить объем кирпича и объем дома.

3. Формулировка темы и цели урока

- Итак, кто сформулирует тему урока?

- Тема урока «Объем прямоугольного параллелепипеда»

- Какие должны быть цели урока?

- Найти формулу для вычисления объема

4. Актуализация знаний

- У вас на парте лежат рисунки разных прямоугольников. Найдите, пожалуйста, их площадь.

- У нас получилось у первой фигуры 12, у второй фигуры – 8, у третьей фигуры – 18.

- Как вы её искали?

- Мы посчитали, сколько занимает клеток длина и ширина прямоугольника и потом их перемножили.

- А как еще можно её найти?

- Можно посчитать количество квадратиков (клеточек)  в каждом из них.

5. Работа с версиями

- Теперь посмотрите, пожалуйста, на рисунок параллелепипеда. Попробуйте вместе с соседом по парте найти его объем и  вывести формулу объема параллелепипеда.

- У нас получилось 20, мы посчитали количество кубиков.

- У нас получилось 72, мы посчитали количество клеточек длины, высоты и ширины и перемножили их.

- Таким образом, делаем вывод: чтобы найти объем прямоугольного параллелепипеда, нужно перемножить все его измерения – длину, ширину и высоту.

6. Сравнение с научным эталоном

- Теперь давайте посмотрим, правильно ли мы с вами нашли эту формулу. Откроем учебник  и сравним формулы.

- Все совпало.

- Запишем тогда эту формулу в тетрадь: V = a·b·c, где а – длина, b – ширина, с – высота прямоугольного параллелепипеда.

7. Применение нового знания

- Теперь давайте проверим, как формула работает. У Вас на столах лежат прямоугольные параллелепипеды, которые вы делали сами. Вычислите, пожалуйста, их объем.

- У нас получилось 12

- А в каких единицах измеряться будет объем?

- В кубических сантиметрах

- Вернемся к началу нашего урока. Мы с вами начинали с того, что нам надо вычислить объем дома и кирпича, чтобы узнать, сколько кирпичей необходимо купить, чтобы построить дом.

Решим задачу попроще. Давайте рассчитаем, сколько брусьев нам понадобится, чтобы построить конуру для собаки. Размеры конуры: ширина – 90 см, длина – 1 м, высота – 90 см. Размеры бруса: ширина – 50 см, длина – 60 см, высота – 10 см. В каких единицах будет измеряться объем?

- Конура: длина а = 1 м = 100 см, ширина b = 90 см, высота с = 90 см. Объем конуры V =90·100·90 = 810000 см3. Брус: длина а = 60 см, ширина b  = 50 см, высота с = 10 см. Объем бруса V =60·50·10 = 30000 см3. Количество брусьев: 810000:30000 = 27 штук.

- А теперь, кто скажет, как будет выглядеть формула для вычисления объема куба.

- V = a·a·a = a3, где а – сторона куба.

- Все верно.

8. Рефлексия

- Подведем итоги урока. Я вам буду говорить утверждение, а вы поднимайте руку, согласны вы с ним или нет:

- Я самостоятельно выдвигал версии

- Выдвигал версии с помощью

- Не смог выдвинуть ни одной версии

- Помогал выдвигать версии (обсуждал их)

- Спасибо. В целом все старались активно поработать на уроке.

- Сейчас я вам раздам карточку рефлексии с рожицей, а вы выделите ту, которая соответствует вашему настроению на уроке.

9. Итого урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как вычислять объем прямоугольного параллелепипеда

- Где можно применить полученные знания?

- При расчете количества материала, необходимого для постройки чего-либо.

10. Домашнее задание: найти объем своей комнаты и номера 841, 840.

Заключение

На данном уроке были поставлены следующие цели: - образовательная (предметная) – вывести формулу для вычисления объема прямоугольного параллелепипеда;

- развивающая – способствовать развитию математической речи, наглядно – действенного мышления; - реализации ФГОС – формировать УУД: личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать свое предположение; коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Цели были поставлены в связи с темой урока. Урок был организован таким образом для того, чтобы учащиеся сами попробовали вывести эту формулу. Ход урока и организация совместной деятельности совпадают с запланированными целями. Были получены следующие результаты: учащиеся умеют осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умеют оценивать правильность выполнения действия; умеют вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; умеют высказывать свое предположение; умеют оформлять свои мысли в устной форме; умеют слушать и понимать речь других; умеют совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умеют ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); умеют добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); умеют находить объем прямоугольного параллелепипеда.

Я считаю, что все получилось, дети работали активно, находили разные способы решения поставленной задачи.

Приложение 1

Объемные кубики для выполнения задания в парах

http://festival.1september.ru/articles/314461/image10.gif

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по математике «Прямоугольный параллелепипед» 5 класс

Вашему вниманию предлагаю конспект урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова с презентацией....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда"

Предлагаю вашему вниманию урок изучения нового материала - вывод формулы объёма прямоугольного параллелепипеда. Среди технологий, применяемых на уроке, ведущее место занимает проблемное изложение мате...

Открытый урок Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда» 6 класс

Открытый урок Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда»6 "А" класс...

Методическая разработка урока "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"

На данном уроке рассматриваются некоторые свойства прямоугольного треугольника и показано, как они применяются при решении задач...

Разработка урока по математике "Прямоугольный параллелепипед" для учащихся 5 класса

Разработка урока составлена по сингапурской методике обучения. Дети сидят в группах по четыре человека. На уроке применяются структуры РЕЛЛИ РОБИН, КОНЕРС, КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД  и т.д.Урок изучения но...

Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"

Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...

Методическая разработка урока по математике. Тема: «Параллелепипед»

Методическая разработка урока по математике для 1 курса студентов СПО....