Десятичные дроби 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_desyatichnye_drobi.zip843.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    тема «Десятичная запись дробных чисел»

Выполнила учитель математики филиала МБОУ СОШ с.В.Ломов в с.Атмис

Павлова С.Н.

 1. Математика

 2. 5 класс

 3. Первый урок в теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»

 4.Учебник  Н.Я.Виленкин «Математика 5»

 5.Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы; обеспечить развитие умения записи и чтения десятичных дробей.

6.Задачи:

1)Личностные:

-развивать культуру математического мышления, интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики;

- расширять кругозор, прививать умение  совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

2)Метапредметные:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

3)Предметные:

-формировать  теоретическое представление  о десятичной дроби

-формировать умение применять изученные понятия для решения задач

-формировать умения использовать математические средства наглядности.

7. Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.

8.Формы работы учащихся:

-индивидуальная;

-фронтальная;

-исследовательская работа;

-работа в парах;

9. Оборудование:  презентация “Дроби”,  учебник «Математика. 5 класс»,  Н.Я.Виленкин и др., М.: «Мнемозина», 2014г.,

 цифровые и электронные образовательные ресурсы, исторический материал .

Ход урока

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

 1.Организационный момент (2 мин)

Приветствует  учеников, настраивает на работу.

Предлагает проверить готовность рабочего места.

Начинает урок, используя при этом оформленные в презентации высказыва

ния  из словаря С.И.Ожогова. Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть три попытки. В словаре  написано так:

                  (слайд 2)

  •  – это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;
  • – это частые прерывистые звуки, например “барабанная…”;
  • – она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.
  • Как сказал Р.Декарт: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”. Так будем же любознательными

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Высказывают свое мнение о ключевом слове урока.

Познавательные:

(умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы).

2. Сообщение темы и целей урока

(3 мин)

Создает проблемную ситуацию:

Такую дробь  могли получить 9-тиклассники на ОГЭ при решении заданий из первой части, их задачей было записать это число в бланк ответов (демонстрирует бланк ответов ОГЭ, акцентирует внимание на символах и знаках, доступных для записи ответов). Предположите, как это можно выполнить.

Как вы думаете,  какова тема нашего  урока?

Каких целей мы должны будем достичь на уроке?

Давайте спланируем нашу деятельность на уроке:

1.Изучить новый материал, вывести правило

2.Закрепить материал на примерах

3.Решить проблему

Итак, чтобы это выполнить мы должны познакомиться с новой записью дробных чисел, десятичной.

Запишите тему урока.

Но не для всех обыкновенных дробей мы сегодня научимся применять новую запись.

 Обратите внимание:

На( слайде 3) записаны дроби

-Прочитайте дроби

-Что интересного заметили?

(Слайд 4) 

 В 16 веке (1585г.) нидерландский математик Симон Стевин предложил такую запись дробных чисел, например:

Как записать это смешанное число? Ваши предположения.

Читают дроби, делят их на группы, делают предположение относительно записи ответов в бланк  ОГЭ.

Приходят к выводу, что старых знаний не достаточно, необходимо познакомиться с новой записью обыкновенных дробей.

 С помощью учителя формулируют тему урока и цели, планируют вместе с учителем работу на уроке

Записывают тему в тетрадь

Регулятивные: выдвигать

 гипотезу; составлять  план  и последовательность  действий.

Коммуникативные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

уметь вступать в диалог.

Личностные: смыслообразование, мотивация учения

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

3.Изучение нового материала (8 мин)

Обратимся к таблице (слайд 5)

Дробное число

Кол-во нулей в знаменателе

Десятичная дробь

Кол-во цифр после запятой

1

0,3

1

2

4,03

2

3

0,115

3

3

2,008

3

4

?

4

5

?

5

-Какую закономерность вы заметили?

Эти дроби перед вами

Полюбуйтесь ими сами

В знаменателе, смотри

Единицы и нули.

-Как же вы запишите последние числа?

Вернемся к предыдущему вопросу, как записать смешанное число  в виде десятичной дроби, запишем в тетрадь.

Итак, как записать обыкновенные дроби, смешанные дроби  со знаменателем 10,100,1000 и т. д. в виде десятичных:

-уровнять, если необходимо, число цифр после запятой;

-записать целую часть (она может быть равна нулю);

-поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной;

-записать числитель дробной части.

Обратимся к учебнику, проверим правильность наших предположений, найдем и прочитаем правило.

В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике «Арифметика». Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями  (слайд 6)

0,007 и

0,2 к

0,7 й

0,15 г

3,25 н

3,025 и

  20

100

0,07 ц

1,5 а

0,123 м

Магницкий Леонтий Филлипович – автор первого учебника математики «Арифметика» (1703г.), по которому учился М.В.Ломоносов

Учатся применять полученные знания в процессе фронтальной  работы.

Познавательные:

 Выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат.

Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их

в решении  задач

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

4.Физкультминутка

Давайте немного передохнём.

Поднимаем руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»

С силой их к плечам прижать – это «пять»

Всем ребятам надо сесть – это «шесть»

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

5. Закрепление нового материала

1.Организует работу в парах (слайд 7)

Работа в группах

                                                1 :  Представить в метрах:

7 дм =           28 см =             4 см =

                                                2 : Представить в центнерах:

4 кг =           23 кг =              5 г =               78 г =

                                                3 : Представить в часах:

20 мин =      3 мин =               17 сек =

2.Упражнение, направленное                                                                   

на формирование умения читать десятичные дроби.

Например:

5

,

0

2

8

3

3.Выполнение заданий по учебнику № 1147

Работают в паре, проверяют и оценивают  собственную работу и соседа  по парте

Несколько учеников берут в руки плакат с цифрой и один с запятой. Меняясь местами, составляют десятичные дроби, остальные дети их читают

Несколько учеников у доски, остальные в тетради

Личностные: уметь самоопределиться, осознать ответственность за работу пары

Познавательные: самостоятельно планировать свою деятельность, применять способы решения, прогнозировать результат, выстраивать логическую цепь рассуждений

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу

Коммуникативные: планировать сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывать мнение в паре,  в группе, координировать свои действия

6. Информация о домашнем задании

 

Сообщает домашнее задание

П.30 стр.181 №1166

Тесты (по желанию)

Подготовить сообщение о Магницком Л. Ф. (по желанию)

7. Подведение итогов

 Подводит итог урока.

Итак, какова тема нашего урока?

Какую цель мы преследовали?

Как вы думаете, достигли мы её?

Вернемся к проблеме нашего урока «Как записать дробь  в бланк ответов ОГЭ?»

В начале урока нам это было выполнить сложно, а теперь? Кто запишет эту дробь в бланк?

Как записать обыкновенную дробь со знаменателем 10,100,1000 и т. д.  в виде десятичной?

Оценивает работу учащихся на уроке.

Вспоминают тему урока, цель, делают вывод о её достижении. Возвращаются к проблеме урока, решают её

Личностные: проводить самооценку, учиться адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводить рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: использовать критерии для обоснования своих суждений

8. Рефлексия

Проводит рефлексию :

Учащимся дает индивидуальные карточки, в которых  нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

«Для меня сегодняшний урок…»

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше,

чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Заполняют карточку, дают оценку своей деятельности на уроке

Регулятивные: Проводить самооценку

9.Просмотр  слайдов 8-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"

Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...

Технологическая карта урока "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей.", 5 класс

Технологическая карта урокаПредмет:     МатематикаКласс:    5Тема урока:    "Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей."Тип урока: изучение и первичное ...