Внеклассное мероприятие "Сильное звено"
методическая разработка по математике (10 класс)

Методическая разработка внеклассного занятия для 10 классов. Содержит модуль задач с практическим содержаниям по материалам ЕГЭ, логические задачи, презентацию об ученых разных эпох.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие к неделе математики. 10-й класс

Сильное звено

  • Христич Марина Михайловнаучитель математики

Цель: Развивать логическое мышление и познавательный интерес школьников к предмету математика.

Задачи:1. Решать задачи ЕГЭ ,2 Решать догические задачи,3.Развивать общий, и в том числе математический, кругозор учащихся.

Разделы: МатематикаВнеклассная работа

Класс: 10

Оборудование:

  1. Презентации с портретами математиков.
  2. Презентации конкурс «Веришь не веришь».
  3. Раздаточный материал на столы к конкурсу «На смекалку»
  4. Призы для игры со зрителями
  5. Листы жюри

План проведения мероприятия

1. Приветствие команд
а) название команды;
б) девиз.

2. Представление Жюри

3. Конкурс «Разминка»

4. Конкурс «Веришь – не веришь»

5. Конкурс «На смекалку»

6. Конкурс «Игра со зрителями»

7. Конкурс «Сильное звено»

8. Конкурс «Игра со зрителями»

9. Подведение итогов

Ход занятия

1. Приветствие команд. (Название команды, девиз)

2. Представление Жюри

3. Конкурс Разминка.

1. Равнобедренный треугольник, основание которого равно боковой стороне, является…

2. Условный знак для обозначения чисел – это…

3. Единица измерения объема нефти.

4. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

5. Часы с боем делают 3 удара за 4 секунды. За сколько секунд они сделают 9 ударов?

6. После снижения цены на 20 % товар стоит 480 рублей. Сколько стоил этот товар до снижения цены?

4.Конкурс «Веришь – не веришь» (презентация)

Каждый команде по очереди будет предложен вопрос, он будет на слайде презентации.

Надо ответить, веришь (да) или  не веришь (нет). На несколько вопросов надо дать обоснованный ответ.

5. Конкурс «На смекалку»

Команды получают одинаковые наборы задач. За 10 минут надо решить как можно больше задач. Каждая правильно решенная задача принесёт 1 балл.

1.     На палке отмечены поперечные линии красного, жёлтого и зелёного цвета. Если распилить палку по красным линиям, получится 15 кусков, если по жёлтым  — 5 кусков, а если по зелёным  — 7 кусков. Сколько кусков получится, если распилить палку по линиям всех трёх цветов?

2.     В корзине лежит 40 грибов: рыжики и грузди. Известно, что среди любых 17 грибов имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 25 грибов хотя бы один груздь. Сколько рыжиков в корзине?

3.    На поверхности глобуса фломастером проведены 12 параллелей и 22 меридиана. На сколько частей проведённые линии разделили поверхность глобуса?

Меридиан  — это дуга окружности, соединяющая Северный и Южный полюсы. Параллель  — это окружность, лежащая в плоскости, параллельной плоскости экватора.

4.   В обменном пункте можно совершить одну из двух операций:

1)  за 3 золотых монеты получить 4 серебряных и одну медную;

2)  за 6 серебряных монет получить 4 золотых и одну медную.

У Николы были только серебряные монеты. После посещений обменного пункта серебряных монет у него стало меньше, золотых не появилось, зато появилось 35 медных. На сколько уменьшилось количество серебряных монет у Николы?

5.     Улитка за день заползает вверх по дереву на 4 м, а за ночь сползает на 3 м. Высота дерева 10 м. За сколько дней улитка впервые доползёт до вершины дерева?

6.     Хозяин договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих условиях: за первый метр он заплатит им 4200 рублей, а за каждый следующий метр  — на 1300 рублей больше, чем за предыдущий. Сколько рублей хозяин должен будет заплатить рабочим, если они выкопают колодец глубиной 11 метров?

7.    Во всех подъездах дома одинаковое число этажей, а на каждом этаже одинаковое число квартир. При этом число этажей в доме больше числа квартир на этаже, число квартир на этаже больше числа подъездов, а число подъездов больше одного. Сколько этажей в доме, если всего в нём 110 квартир?  

8.     Про натуральные числа AB и С известно, что каждое из них больше 6, но меньше 10. Загадали натуральное число, затем его умножили на A, потом прибавили к полученному произведению B и вычли С. Получилось 186. Какое число было загадано?

9.    В магазине квас на разлив можно купить в бутылках, причём стоимость кваса в бутылке складывается из стоимости самой бутылки и кваса, налитого в неё. Цена бутылки не зависит от её объёма. Бутылка кваса объёмом 1 литр стоит 36 рублей, объёмом 2 литра  — 66 рублей. Сколько рублей будет стоить бутылка кваса объёмом 1,5 литра?

10.    Взяли несколько досок и распилили их (за один распил можно распилить только одну доску). Всего сделали 11 поперечных распилов, в итоге получилось 16 кусков. Сколько досок взяли?

11.    В доме всего пятнадцать квартир с номерами от 1 до 15. В каждой квартире живёт не менее одного и не более трёх человек. В квартирах с 1-й по 12-ю включительно живёт суммарно 14 человек, а в квартирах с 11-й по 15-ю включительно живёт суммарно 13 человек. Сколько всего человек живёт в этом доме?

12.   Среднее арифметическое шести различных натуральных чисел равно 8. Среднее арифметическое этих чисел и седьмого числа равно 9. Чему равно седьмое число?

13.    Если бы каждый из двух множителей увеличили на 1, их произведение увеличилось бы на 11. На сколько увеличится произведение этих множителей, если каждый из них увеличить на 2?

6. Конкурс “Игра со зрителями”.

Презентация

7. Конкурс “Сильное звено”.

Вопросы задаются поочередно членам команды, не ответивший игрок выбывает. 1 балл получает та команда, у которой осталось больше игроков.

Вопросы 1-й команде:

  1. Направленный отрезок (вектор).
  2. Фигура, образованная двумя лучами с общим началом (угол).
  3. Отношение прилежащего катета к гипотенузе называется… (косинус).
  4. Самая большая хорда в круге (диаметр).
  5. График обратной пропорциональности (гипербола).
  6. Часть окружности (дуга).
  7. Точка пересечения диаметров окружности (центр).
  8. Наглядное изображение функциональной зависимости (график).
  9. Как называется подкоренное выражение в формуле корней квадратного уравнения? (дискриминант).
  10. Какая цифра была введена в математике последней? (0).
  11. Результат вычитания (разность).
  12. Выражение, находящееся над дробной чертой (числитель).
  13. Угол с вершиной в центре окружности (центральный).
  14. Взаимно перпендикулярные отрезки в ромбе (диагонали).
  15. Что находится выражением 2ПR? (длина окружности).

Вопросы 2-й команде:

  1. Правило, последовательность выполнения каких-либо действий (алгоритм).
  2. Третья степень числа (куб).
  3. Сформулируйте теорему синусов.
  4. Независимая переменная (аргумент).
  5. Сотая часть числа (процент).
  6. Назовите стороны прямоугольного треугольника (катеты и гипотенуза).
  7. Точка пересечения осей координат (начало координат).
  8. Отношение противолежащего катета к гипотенузе (синус).
  9. Как называется многоугольник с наименьшим числом сторон? (Треугольник.)
  10. Наименьшее натуральное число (1).
  11. Как называется результат умножения? (произведение).
  12. Не положительное и не отрицательное число (нуль).
  13. Прямая, имеющая с окружностью две общие точки (секущая).
  14. Что находится выражением ПR2? (Площадь круга).
  15. График квадратичной функции (парабола).

8. Конкурс “Игра со зрителями”.

  1. Он и острый, да не нос,
    И прямой, да не вопрос,
    И тупой он, да не ножик, –
    Что еще таким быть может? (Угол.)
  2. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (100 – сто.)
  3. Что это может быть: две головы, две руки, шесть ног, а идут или бегут только четыре? (Всадник на лошади.)
  4. Ноги очень интересны
    У таинственного друга:
    Если первая на месте,
    то другая ходит кругом! (Циркуль.)
  5. Назовите пять дней, не называя чисел и дней недели.
    (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  6. Что это может быть: имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест? (Вилка.)

9. Подведение итогов. Вручение призов.


Лист Жюри

1.Конкурс «Разминка»

Каждый правильный ответ 1 балл

Время обдумывания вопросов с 1 по 4 – 5 секунд

5,6 вопрос

Если команда на свою задачу даёт правильный ответ, то получает балл, если нет, то право ответа переходит соперникам, и они в случае правильного ответа получают балл. Время на размышление 30 секунд. Можно обсуждать.

10а

10б

1.

2.

3.

4.

5.

5.

6.

6.

2. Конкурс «Веришь – не веришь»  (презентация)

Правильный ответ 1 балл, не верный 0 баллов.

10а

10б

Если ответ с обоснованием, то 1 балл только за обоснованный ответ.

Предварительные итоги

10а

10б

Конкурс «На смекалку»

Каждая команда получит одинаковый набор задач на смекалку,  их надо за 10 минут решить и записать их решение и ответ на листах (которые лежат у участников на столах). Каждый лист подписан 10а или 10б. Одного члена жюри я попрошу следить за временем (засечь 10 минут по моей команде). Каждая правильно решённая задача 1 балл.

10а

10б

баллы

баллы

Игра со зрителем

1 балл прибавить команде, которая дала больше правильных ответов

4. Конкурс “Сильное звено”.

Каждая команда выбирает 5 участников для этого испытания.

Вопросы задаются поочередно членам одной команды, не ответивший игрок выбывает. Команда получает столько, баллов сколько осталось игроков в команде. Время на обдумывание ответа не более 5 секунд.

10а

10б

баллы

баллы

Итого

Итого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Веришь – не веришь Математическая игра

Слайд 2

Верите ли Вы, что 2 30 больше миллиарда? ДА! 2 30 =1 073 741 824

Слайд 3

Верите ли Вы, что 13! > 2 30 ? ДА! 13! = 6 227 020 800 2 30 = 1 073 741 824

Слайд 4

Верите ли Вы, что 3 400 > 4 30 0 ? ДА! 3 400 = 81 100 4 30 0 = 64 100

Слайд 5

Верите ли Вы, что > х? НЕТ!

Слайд 6

Верите ли Вы, что уравнение х 4 +5 х 2 +4=0 не имеет корней? ДА! уравнение t 2 +5 t+4=0 имеет только отрицительные корни, значит, исходное не имеет корней

Слайд 7

Верите ли Вы, что слово «трапеция» происходит от формы столика для трапезы? ДА! «Трапеция» - слово греческое, означавшее в древности «столик» (по гречески « трапедзион » означает столик, обеденный стол). Геометрическая фигура была названа так по внешнему сходству с маленьким столом.

Слайд 8

Верите ли Вы, что 2/3 числа не могут равняться 3/5 этого числа? НЕТ! Если число 0, то и любые части его равны.

Слайд 9

Верите ли Вы, что если половина – это 1/3 числа это число равно 1/6? НЕТ! Это число 1,5. 1,5*1/3=1/2

Слайд 10

Верите ли Вы, что с помощью двух прямых можно разделить 1 квадрат на 5 квадратов? ДА!

Слайд 11

Верите ли Вы, что 10 10 больше миллиарда? 1 млрд = 10 9 ДА!

Слайд 12

Игра со зрителями

Слайд 13

Верите ли Вы, что «бутылка Клейна», «сапог Шварца», «кладбище Серпинского », «бочка Диогена» - всё это математические объекты в топологии? НЕТ! Нет такого объекта «бочка Диогена»

Слайд 14

Верите ли Вы, что первый учебник по интегральному исчислению назывался «Стереометрия винных бочек»? ДА!

Слайд 15

Верите ли Вы, что Архимед был неоднократным олимпийским чемпионом по кулачному бою? НЕТ! Нет олимпийским чемпионом по кулачному бою был Пифагор (умер 495 до н.э.) шестикратный олимпийский чемпион

Слайд 16

Верите ли Вы, что логарифмы изобрёл английский барон? НЕТ! Шотландский математик, один из изобретателей логарифмов, первый публикатор логарифмических таблиц, астроном. 8-й лэрд Мерчистона . Джон Непер (1550-1617)

Слайд 17

Верите ли Вы, что даже полностью потеряв зрение, Эйлер продолжал заниматься математикой и за несколько дней до смерти вычислял скорости поднятия аэростатов? ДА! Эйлер умер 18.09.1783, а еще в начале сентября он надиктовал эту работу своему сыну.

Слайд 18

Верите ли Вы, что К.-Ф. Гаусс плохо учился в школе по математике? НЕТ! Карл Фри́дрих Га́усс (1777—1855) . Гаусс с малых лет обнаружил удивительные способности к математике

Слайд 19

Верите ли Вы, что Знаменитый математик Рене Декарт не только автор прямоугольной системы координат, но и автор современной нумерации кресел по рядам и местам в театре? ДА! Рене Декарт (1596 – 1650) Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике

Слайд 20

Верите ли Вы, что Слово «логарифм» означает говорящий в рифму НЕТ! « логас » - отношение, « арифмос » - число

Слайд 21

Верите ли Вы, что у знаменитого математика Даниила Бернулли, известными математиками были так же отец – Иоганн Бернулли, дед Якоб Бернулли и племянник Якоб II Бернулли. НЕТ! Якоб Бернулли его дядя.

Слайд 22

Верите ли Вы, что определитель матрицы в математическом анализе называется «якобиан» честь автора Якоба Бернулли НЕТ! его автор ЯКОБИ, КАРЛ ГУСТАВ ЯКОБ (1804–1851), немецкий математик. Родился 10 декабря 1804 в Потсдаме. Образование получил в Берлинском университете. С 1826 по 1844 – профессор математики Кёнигсбергского университета, затем профессор Берлинского университета.

Слайд 23

Сильное звено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Слабое звено" по теме "Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии"

Игра проводится анологично телевизионной передаче.9 обучающихся 9-х классов отбираются по результатам заранее проведенной викторины....

Организация внеклассной работы по экологическому воспитанию в МОУ «Лицей №1» в среднем и старшем звене.

"В современном сложном, многообразном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необход...

"Его имя помнит народ "- внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена

Мероприятие на военно-патриотическую тему. События афганской войны и участие в ней нашего земляка, выпускника Кинерской основной общеобразовательной школы Козловского района Чувашской Республики ...

"Сильное звено". Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса

«Сильное звено» (разработка предметного мероприятия) Мероприятие проводится в форме интеллектуальной игры, включающей в себя лексические задания и вопросы страноведческого характера.Ц...

Внеклассное мероприятие по физической культуре игра "Слабое звено."

Внеклассное мероприятие по физической культуре.Игра "Слабое звено"Петрова Светлана Валерьевна , учитель физической культурыМероприятие отнесено к разделу: Спорт в школе и здо...

Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене

В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Слабое звено"

Аңлатма:Авыл мəктəплəрендə фəн атналыклары γткəргəндə кайбер фəннəрне берлəштереп дəрестəн тыш чаралар γткəрергə була. Мəсəлəн физика, математика, информатика фəннəренə багышлаган «Көчсез звено...