«Блочно-событийные погружения» как способ повышения результативности предметной подготовки учащихся по математике
проект по математике

Практика показывает, что содержание математического образования

остается формальным и оторванным от жизни. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Только 50% учащихся имеют положительную мотивацию к изучению математики.
В «Концепции развития математического образования в РФ (Приказ МОН РФ от 03.04.2014 №265) подчеркивается, что «получение математических знаний учащимися должно стать осознанным и внутренне мотивированным процессом».     А одна из задач развития математического образования в Российской Федерации направлена на «обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2  имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Валерия Николаевича Кубасова»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы : Варакин Дмитрий Сергеевич

____________________/Подпись/

                                                                « ____» ____________ 2019 года

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 «Блочно-событийные погружения» как способ

повышения результативности предметной подготовки учащихся по математике

Вязники. 2019

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ        5

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА        6

РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ        10

РАЗДЕЛ 4. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА        12

РАЗДЕЛ 5 КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ        12

Введение

          Успех нашей страны, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математического образования. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации.
         
В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года  № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  подчеркивается необходимость внедрения «на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс» (пункт 5б).
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. ФГОС ООО направлены  на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, способствующей  их социальной  самоидентификации  посредством личностно значимой деятельности.

           Практика показывает, что содержание математического образования

остается формальным и оторванным от жизни. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Только 50% учащихся имеют положительную мотивацию к изучению математики.
В «Концепции развития математического образования в РФ (Приказ МОН РФ от 03.04.2014 №265) подчеркивается, что «получение математических знаний учащимися должно стать осознанным и внутренне мотивированным процессом».     А одна из задач развития математического образования в Российской Федерации направлена на «обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации».
           Данные мониторинга качества образовательной подготовки обучающихся 9-х классов Вязниковского района по математике не вполне соответствуют стандартам. В 2018 году 8,52% выпускников 9-х классов Вязниковского района не справились с государственной итоговой аттестацией по математике в форме ОГЭ. Процент учеников школ Вязниковского района, не справившихся с всероссийскими проверочными работами по математике, также выше среднеобластных и всероссийских показателей – 17%,  38% учеников школ Вязниковского района не справляются с районными диагностическими работами.

 

С учетом вышесказанного, актуальность данного проекта определяется противоречием между требованием к выпускнику школы, который владеет математическими знаниями в соответствии с требованиями ФГОС, и низкой мотивацией обучающихся, непривлекательностью урока математики для разных групп учащихся. 

         Перед нами встает вопрос: как повысить привлекательность учебного процесса на уроках математики, показать личностную значимость предмета?

       Таким образом, чтобы решить эту проблему, нам необходимо реализовать проект. Мы ориентируемся на увеличение доли учащихся, справившихся с основным государственным экзаменом, всероссийскими проверочными работами, с районными диагностическими работами по математике. По нашему мнению, достичь этого невозможно без увеличения доли учащихся, имеющих положительную мотивацию к изучению математики. В течение трех лет мы должны увеличить количество данных учащихся.

Решение поставленных в проекте задач позволит:

- уменьшить долю выпускников основной школы, не справившихся с ОГЭ по математике, не менее чем на 4%;

- уменьшить долю учащихся, не справившихся с ВПР по математике, не менее чем на 5%;

- уменьшить долю учащихся, не справившихся с районными диагностическими работами по математике, не менее чем на 13%;

- увеличить долю учащихся, имеющих положительную мотивацию к изучению математики, не менее чем на 15%.

Раздел 1. Общие положения

Наименование проекта

«Блочно-событийные погружения» как способ повышения результативности предметной подготовки учащихся по математике

Краткое наименование проекта

«Блочно-событийные погружения» учащихся

Предпосылки реализации проекта

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018г.№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г №1644 об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Постановление правительства РФ от  31.10.2018 №1288 (ред. От 03.01.2019 г) «Об организации проектной деятельности в правительстве Российской Федерации»

Письмо ДО-2017-02-07 от 16.01.2018 «О проведении мониторинга качества образовательной подготовки обучающихся 9 и 11 классов по математике в 2018 году»

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Утверждена Постановлением Правительства от 26.12.2017 №1642)

Концепция развития математического образования в РФ (Приказ МОН РФ от 03.04.2014 №265)

Федеральный государственный образовательный стандарт на уровне основного общего (п. 5)

(приказ Минобразования РФ от 6 октября 2009 г. № 413)

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»  (постановление  Правительства РФ от  26.12.2017  № 1642)

Срок начала и окончания проекта

17.06.2019г. – 31.08.2022 г.

Куратор проекта

Руководитель районного методического объединения учителей математики

Функциональный заказчик

Руководитель муниципального органа управления образования

Руководитель проекта

Заместитель директора по учебной работе

Исполнители проекта

Директора школ, заместители директоров по учебной работе, учителя

Разработчик паспорта проекта

Авторы проекта

Раздел 2. Содержание проекта

Целью проекта является повышение образовательных результатов  в предметной области математика через внедрение «блочно-событийных погружений» .  

Показатели проекта и их значение по годам:

Показатель

Тип

показателя

Базовое

значение

2018

Период, год

2019

2020

2021

2022

Среднее по области

Среднее по району

Доля выпускников, не справившихся с ОГЭ

аналитический

4,15%

8,52%

8,5%

7%

5,5%

4%

Доля учащихся,  не справившихся с ВПР

аналитический

12%

17%

17%

15%

13%

12%

Доля учащихся,  не справившихся  с районными диагностическими работами

аналитический

-

38%

38%

33%

27%

25%

Доля учащихся, имеющих положительную мотивацию к изучению математики

диагностический

50%

55%

60%

65%

Результаты  проекта:

  1. Сформирован координационный совет проекта.
  2. Создан виртуальный методический кабинет с использованием облачных технологий.
  3. Переведены рабочие программы по математике в формат «блочно-событийных погружений».
  4. Создано «Положение о конкурсе на лучшую разработку «блочно-событийного погружения»».
  1. Разработана новая структура урока с использованием «блочно-событийных погружений».
  2. Разработаны блоки заданий для индивидуальной и групповой деятельности.
  3. Сформирован банк методик исследования уровня мотивации, гибкости мышления.
  4. Создан ресурс цифрового сопровождения проекта.

Цель проекта предполагает решение следующих задач:

  1. Переформатирование рабочих программ по математике 7-9 классов в «блочно-событийные погружения».
  2. Реализация технологии «блочно-событийных погружений» в процессе урочной деятельности.
  3. Обеспечение цифрового сопровождения «блочно-событийных погружений».

     

Решение первой задачи предполагает:

- освоение педагогами теоретических подходов «блочно-событийных погружений»,

- перевод рабочих программ в событийные тематические блоки,

- внедрение конкурсных механизмов.

   

 Решением второй задачи станет:

- Внедрение конкурсных механизмов,

- Проведение уроков по БСП,

- Самоанализ БСП на основе  обратной связи.

     

Для решения третьей задачи необходимо создание цифровой платформы  «Блочно-событийные погружения», которая содержит вкладки: личный кабинет школьника, личный кабинет родителя, личный кабинет учителя, диалоговое окно «Вопрос – ответ», новости.

Модель функционирования проекта

Описание модели функционирования результатов проекта

        На первом этапе по результатам анализа ОГЭ по математике определяются школы, которые будут внедрять в обучении новую технологию «Блочно-событийные погружения».

 Организационная составляющая проекта обеспечивается Координационным советом, системно реализующим управленческие процессы.

Координационный совет организует выполнение основных функций (прогнозирование, анализ, планирование, организацию, координацию и контроль внедрения проекта).

На первом этапе на Координационный совет возлагаются функции по выполнению организационных мероприятий, к которым мы относим:

- разработку нормативно-правовой базы, регламентирующей работу проекта;

- сопровождения и освещения хода реализации проекта.

На втором этапе организуется обучение педагогов через курсовую подготовку, серию вебинаров и работу творческой лаборатории. Результатом этого этапа является создание и размещение  «блочно-событийных погружений» (БСП) учителями в виртуальном методическом кабинете. Каждый педагог реализует и анализирует разработанные БСП в урочной деятельности. В конце четверти проводится заседание творческой лаборатории по обсуждению проведенных БСП, результатом которого станет корректировка рабочих программ по математике  и отслеживание рейтинга разработанных БСП.

        Параллельно с этой работой пополняется база данных на цифровой платформе «Блочно-событийные погружения», которая содержит информацию для родителей, учителей и   учащихся.

В целом реализация проекта может обеспечивать решение образовательных задач и в  других предметных областях.

Реестр заинтересованных сторон

п/п

Орган или организация

Представитель интересов (ФИО, должность)

Ожидание от реализации проекта

1

Управление образования администрации Вязниковского района

Начальник управления образования Рогова Г.А.

Повышение образовательных результатов по математике

2

Образовательные организации среднего профессионального образования

Руководители

 Максимов А.И., Лопухов Д.В.

Повышение качества подготовки абитуриентов

3

Управляющие Советы ОО

Председатели Советов

Повышение имиджа школы

Управление образования, образовательные организации среднего профессионального образования и управляющие советы образовательных организаций являются заинтересованными сторонами, так как решаются вопросы повышения качества образования по математике.

Раздел 3. Этапы и контрольные точки

Для более эффективного продвижения проекта, достижения показателей и результатов проекта определены этапы и контрольные точки проекта.

№ п/п

Наименование

Тип

(завершение этапа / контрольная точка результата / контрольная точка показателя)

Срок

1

Этап 1. Проект инициирован

1.1

Утвержден паспорт проекта, определены источники и механизмы финансирования

контрольная точка результата

17.06.2019

1.2

 Сформирован координационный совет проекта

контрольная точка результата

17.06.2019

1.3

Проведен установочный семинар для учителей математики муниципалитета

контрольная точка результата

18.06.2019

1.4

Создан виртуальный  методический кабинет

контрольная точка результата

24.06.2019

1.5

Размещено по одному «блочно-событийному погружению» каждого учителя математики в виртуальном методическом кабинете

контрольная точка результата

26.08.2019

1.6

Проведен семинар по обсуждению «блочно-событийных погружений»

контрольная точка результата

27.08.2019

1.7

Утверждены рабочие программы по математике на основе «блочно-событийных погружений»

контрольная точка завершения этапа

30.08.2019

2

Этап 2

2.1

Утверждено Положение о конкурсе на лучшую разработку  «блочно-событийного погружения»

контрольная точка результата

30.08.2019

2.2

Создан ресурс цифрового сопровождения проекта

контрольная точка результата

03.09.2019

2.3

Разработана новая структура урока с использованием «блочно-событийных погружений».

контрольная точка завершения этапа

10.09.2019

3

Этап 3

3.1

Проведен анализ качества знаний  учащихся  по математике на основе результатов ВПР за 2018-2019 учебный год

контрольная точка

показателя

15.09.2019

3.2

Проведен мониторинг результатов диагностических работ.  

 Доля учащихся,  не справившихся  с районными диагностическими работами, уменьшена  с  38 % до 25%

контрольная точка

показателя

Март 2020

Март 2021

Март 2022

3.3

Проведен мониторинг результатов ВПР .Доля учащихся,  не справившихся с ВПР, уменьшена  с 17  % до   12%

контрольная точка

показателя

Май  2020

Май  2021

Май 2022

3.4

Проведен мониторинг результатов ОГЭ

Доля выпускников , не справившихся с ОГЭ, уменьшена  с 8,5 % до 4%

контрольная точка

показателя

Июнь 2020

Июнь 2021

Июнь 2022

3.5

Доля учащихся, имеющих положительную мотивацию к изучению математики, увеличена с 50 % до 65 %

контрольная точка показателя

20.05.2022

3.6

Достигнуты целевые показатели проекта, осуществлен мониторинг показателей реализации проекта.

Проект завершен

31.08.2022

Раздел 4. Бюджет проекта

     Потребуются  средства муниципального бюджета на экспертизу  созданного  продукта,  создание  сайта проекта и ЦОР, выпуск печатных изданий  с  обобщением лучшего опыта  по реализации  проекта.  Предполагается   перераспределение имеющихся  ресурсов  организаций – участников проекта через корректировку муниципальных заданий, корректировку функционала педагогов –участников проекта, отдельных работников  и  положений  о стимулировании педагогов  по результатам реализации проекта.  Необходимо формирование  призового  фонда  для  поощрения  лучших  учащихся.

Финансово – экономическая составляющая проекта может меняться в зависимости от возможностей муниципалитета.  

Наименование

мероприятия

Объем финансирования

Источник

финансирования

Общие организационные мероприятия

1

Экспертиза материалов

50 000

МБ

2

Улучшение МТБ, создание сайта, разработка ЦОР

1000 000

МБ

- Стимулирующие выплаты  педагогам

3000 000

МБ

Выпуск печатных изданий

300 000

МБ

Призовой фонд для поощрения учащихся

250000

МБ, внебюджетные источники

ИТОГО

4 600 000

Раздел 5 Ключевые риски и возможности

К основным рискам реализации проекта мы относим:

- утверждение Министерством просвещения РФ единых рабочих программ и учебников по математике, не согласующихся с разработанными программами в рамках проекта;

- повышение минимального балла для получения удовлетворительной оценки при сдаче ОГЭ по математике.

В качестве путей минимизации непрогнозируемых изменений в образовании предлагаем продвижение проекта на региональном уровне (выступления на конференциях, практических семинарах, совещаниях), коррекцию проекта с учетом требований Министерства просвещения РФ.

Возможности проекта: В случае появления дополнительного финансирования появляется возможность изменения количественных и качественных показателей проекта:

 - обновление материально-технической базы образовательных организаций;

- расширение участников проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка" .

Работа учителя по повышению мотивации учебной деятельности учащихся на уроках английского языка....

Проблемное обучение как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся

Из опыта работы учителя математики: как  используя методы проблемного обучения повысить мотивацию к изучению математики....

«Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»

Мастер – класс на тему: «Словарно-орфографическая работа – эффективный способ повышения грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»...

Дифференциация обучения как способ повышения уровня математического развития учащихся.

Дифференцация обучения как способ повышения уровня математическогоразвития...

«Проектная деятельность, как способ повышения учебно-познавательной активности учащихся»

Содержание.  1.     Введение2.     Сущность метода проекта.3.     Выполнение проекта на уроках технологии.4....