Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Подвигу жить в веках»
методическая разработка по математике (10, 11 класс)

Петрушина Валентина Владимировна

Цели и задачи:

1. Развивать интерес к математике и математическим наукам;

2. Вспомнить и узнать новые термины военной тематики, через логические, математические задачи;

3. Вспомнить об учёных-математиках, внесших свой вклад в победу в Великой Отечественной войне

4. Выявить роль ученых-математиков в годы Великой Отечественной войны.

5. Определить, какие задачи приходилось решать математикам в тяжелые военные годы.

6. Продолжить формирование у студентов интереса к предмету, активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к историческому прошлому нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Брейн - ринг109.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

Методическая разработка  

внеклассного мероприятия по математике 

«Подвигу жить в веках»

Подготовила преподаватель математики

Петрушина Валентина Владимировна

 

 

2023 

 

 

Математический брейн-ринг: «Подвигу жить в веках»

Красоту, что дарит нам природа,

                                                                     Отстояли солдаты в огне,

Майский день сорок пятого года

                                                                                  Стал последнею точкой в войне.

Цели и задачи:

1. Развивать интерес к математике и математическим наукам;

2. Вспомнить и узнать новые термины военной тематики, через логические, математические задачи;

3. Вспомнить об учёных-математиках, внесших свой вклад в победу в Великой Отечественной войне

4. Выявить роль ученых-математиков в годы Великой Отечественной войны.

5. Определить, какие задачи приходилось решать математикам в тяжелые военные годы.

6. Продолжить формирование у студентов интереса к предмету, активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к историческому прошлому нашей Родины.

Оборудование: 

2 настольные лампы (с красным и зелёным лампочками), удлинители, 2 скатерти (красная и зелёная), ножницы, листы, пазлы, монеты и раздаточные вопросы.

Формы деятельности:

  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

 Средства обучения:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация в Microsoft Power Point,
  • раздаточный материал.

Использование элементов педагогических технологий:

1)  Здоровье сберегающие технологии (чередование видов деятельности)

2) Технологии развивающего обучения.

3) Обучение в сотрудничестве

4) Игровые технологии.

5) Личностно-ориентированного обучения.

Основная часть.

Ключевой идеей данной игры является развитие у подрастающего поколения компетентных навыков, связанных с событиями Великой Отечественной Войны, средствами предметной области «Математика».

Роль математики в военном деле велика.   В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Например, на кафедре теории вероятностей МГУ были рассчитаны таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолета. Они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам.
Обратимся к фактам прошлого.
 

Война требовала от авиации больших скоростей самолётов. Увеличение скорости полета самолетов зависело не только от повышения мощности двигателей, но и от выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов. 

Великая Отечественная война была масштабна и по количеству солдат, и по единицам техники. Бои шли и на суше, и в воздухе, и на воде, и в тылу ковали Победу.

Музыкальный фрагмент «Бомбы».

На фоне музыкального фрагмента идет чтение следующих строк:

Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом.

Дети войны – и дыбом волосы.

На челках детские седые волосы…

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Правила игры:

Играют две команды «Эрудит» и «Математик» по 6 человек. Каждая команда выбирает капитана.

(Эмблемы - капитанам). Капитан определяет игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос, то есть выбирает версию ответа.

Игроки должны ответить на 12 вопросов, на обсуждение которых дается 1 минута.

 Команда, которая даёт ответ досрочно, имеет право дополнительную минуту. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко. Ответ должен быть чётким и при необходимости с пояснением.  Команда, которая готова ответить раньше минуты, подаёт сигнал, путём поднятия флажка. Если команды за столами не могут дать ответ, то берётся помощь болельщиков. И балл засчитывается той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.

За не корректное поведение болельщиков, выдается команде штрафной жетон (синий, при этом каждый штрафной жетон снимает с команды 0,5 баллов).

Могут выпасть вопросы для болельщиков, тогда правильный ответ болельщиков засчитывается команде.

Игроки занимают свое место в кабинете, жюри получают инструкции.

Начинается игра, счет 0:0.

Ход игры:

1вопрос:

Представьте в стандартном виде:

  • 27000000
  • 0,125
  • 42,5

Ответ:

  • Советских людей погибло в годы ВОВ, около 27000000 
  • В блокадном Ленинграде, нормы выдачи хлеба с 20.11.41-25.12.41 служащим, иждивенцам и воинам, не находящимся на передовой, — 0,125кг
  • Масса реактивного снаряда на установке "Катюша" равна 42,5 кг

2 вопрос

В кабинете разведшколы несколько стульев с четырьмя ножками и трехногих табуретов. Когда на каждом стуле и на каждом табурете сидит по разведчику, в кабинете 39 ног. Сколько в кабинете стульев и сколько табуретов?

3 вопрос

Составьте за 1 минуту, как можно больше слов из слова

ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ, и дайте значение этому слову.

Ответ

Демобилизация-  (от фр. démobilisation — отмена, mobiliser — приводить в движение) — процесс перевода вооруженных сил и экономики государства с военного положения на мирное.

 Демобилизация — это процесс прямо противоположный мобилизации.

4 вопрос

«Пазлы»

Каждой команде, собрать из отдельных частей, единое целое: портрет ученого – математика внесшего свой вклад в победу в Великой Отечественной войне.

(Андрей Николаевич Колмогоров, Мстислав Всеволодович Келдыш)

5 вопрос

Составьте за 1 минуту, из максимального количества геометрических фигур, 1 рисунок (предмет, объект) военной тематики.

6 вопрос

Попробуйте за 1 минуту , из  тетрадного листа сложить письмо с фронта.

Ответ

Музыкальный фрагмент «Скорбь».

На фоне музыкального фрагмента идет чтение следующих строк:

Как воздух математика нужна

Одной отваги мало.

Расчёты! Залп! И цель поражена

Могучими ударами металла,

И воину припомнилось на миг

Как школьником мечтал в часы ученья

О подвиге, о шквалах огневых,

О яростном порыве наступленья.

Но строг учитель был, и каждый раз

Он обрывал мальчишку резковато:

«Мечтать довольно! Повтори рассказ

О свойствах круга и углах квадрата!»

И воином любовь сбережена

К учителю далёкому, седому.

Как воздух математика нужна

Сегодня офицеру молодому!

7 вопрос

В сентябре 1945 года, три воскресенья выпали на чётные числа. Какой день недели 7 числа этого месяца?

8 вопрос

Анаграмма — это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Решите анаграммы определив четыре военных слова и отметь лишнее  слово :

АТОР; КТНА; ДВВОЗ; ДОЯРТ

Ответ

РОТА; ТАНК; ВЗВОД; ОТРЯД

9 вопрос

Ответ

ПОЛКОВНИК

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

Отгадайте ребус

Ответ: автомат

10 вопрос

Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца:

А) Масса пули                                  1) 1,6 г

B) Масса танка                                 2) 3,8∙103 г

C) Масса пороха заряда патрона   3) 4,4∙106   г                                                

D) Масса автомата Калашникова   4) 7,9 г 

11 вопрос

В группе диверсантов 32 человека. Их забрасывают на оккупированную врагом территорию в несколько приёмов по 4 человека за рейс. Порядок, в котором вертолёт перевозит диверсантов, случаен. Найдите вероятность того, что снайпер Людмила Павличенко, полетит пятым рейсом вертолёта.

Павличенко Людмила Михайловна

самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, имевшая на своём счету 309 подтверждённых смертельных попаданий в солдат и офицеров нацистских оккуационных войск. Участвовала в боях в Молдавии, в обороне Одессы и Севастополя. 

12 вопрос

Авиационная бомба среднего калибра дает при взрыве воронку диаметром 6 м и глубиной 2 м. Какое количество земли (по массе) выбрасывает эта бомба, если 1 м3 земли имеет массу 1650 кг?

Ответ: составим математическую модель задачи. Так как диаметр воронки равен 6 метров и глубина 2 метра, то радиус полученного конуса составляет 3 метра, а высота – 2 метра.

Найдем объем конуса:

V=

Масса выброшенной земли составляет М=18,84

13 вопрос

В то время в городах, близких к фронту, приходилось делать светомаскировку. В одной из квартир, когда пришла пора затемнять окна, не нашли шторы для квадратного окна размером 120·120 (см2). Под рукой ничего не оказалось, кроме прямоугольного листа фанеры, площадь которого была равна площади окна, но размеры были 90·160 (см2). Поразмыслив, жильцы, с помощью линейки, расчертили прямоугольный лист фанеры на 2 части, из которых составили квадратный щит нужного размера для затемнения окна. Покажите, как они это сделали.

Ответ

14 вопрос

Небольшой отряд солдат подошел к реке, на берегу которого была маленькая лодка и два мальчика. Как с помощью мальчиков и лодки отряд переправился на другой берег, если в лодку может сесть один солдат или два мальчика?

Среди множества страниц Второй Мировой войны особое место занимают Арктические конвои. Именно этим сложным путем в СССР доставлялись жизненно необходимые оборудование и вооружение.  К чести моряков стран Союзников, стоит отметить, что несмотря на постоянные помехи со стороны Германии, этот коридор поставок работал стабильно и почти без особых провалов. Почти – ибо один раз все-таки немцы смогли полностью разгромить конвой. 

Так в июле 1942 года, сформированный в Исландии конвой PQ-17, который состоял из 37 транспортных судов и 21 корабля охранения был полностью уничтожен гитлеровской авиацией, подводными лодками и надводными кораблями. 

В результате этой трагедии пришлось решать задачу: как лучше провести караван торговых судов по морю, в котором действуют вражеские подводные лодки? Каков должен быть размер каравана и частота их отправления, чтобы потери в случае встречи с подводными лодками противника были наименьшими?  

Конкурс капитанов.

Для капитана 1 команды.

Максимальная скорость танка Т-34 образца 1940 года 51,2 км/ч. Какое расстояние способен преодолеть танк по открытой местности в марше за неделю?

Ответ: 8601,6 км

Для капитана 2 команды

Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?

Ответ: 1500 машин

15 вопрос

Задание команды выполняют на листочках.

Командам необходимо назвать имена математиков, отличившихся на полях сражений Великой Отечественной войны и внесших большой научный вклад в дело технического оснащения военного производства.

Выигрывает команда, назвавшая наибольшее количество имен.

Музыкальный фрагмент «Священная война».

На фоне музыкального фрагмента идет чтение следующих строк:

И снова на помощь пришла математика. Ее методами были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими. В результате решения этой задачи советские войска получили за время войны несколько тысяч единиц боевой техники и десятки тысяч тонн продовольствия. И в этом большая заслуга академика Андрея Николаевича Колмогорова, который использовал свои исследования по теории вероятностей.

Заключительная часть.

Пока жюри подводит итоги, оформляют наградные материалы.

Музыкальный фрагмент «День Победы».

На фоне музыкального фрагмента идет чтение следующих строк:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке.

Константин Симонов

Заключение

Остались позади долгие годы тяжелых испытаний для многих стран мира. Советские люди, понесшие наибольшие людские и материальные потери, доказали свою жизнестойкость, проявив при этом мужество, героизм, и самопожертвование как на фронте, так и в тылу. Они не щадили себя ни на войне, ни в цехах заводов, на колхозных и совхозных полях, шли на любые испытания и жертвы ради достижения победы над врагом. Они подтвердили, что обладают огромной моральной силой, величием духа, твердой убежденностью в правоте борьбы с фашизмом. Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны должен помочь и нынешнему молодому поколению возвеличивать славу родного Отечества. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России так же сильны, как и боевое оружие.

Таким образом, я считаю, данное внеклассное мероприятие очень актуально в наши дни, особенно для студентов.

     Во – первых, она приближает математику к истории нашей страны, к жизни.

Показывает, что это не просто сухие цифры, это история, человеческие судьбы. Ведь от точности расчетов зависели человеческие жизни.

     Во – вторых, это мероприятие помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки.

Подведение итогов. Вручение дипломов и медалей!!!

Список используемой литературы.

  1. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.
  2. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.
  3.  Русская советская литература. Хрестоматия для 10 класса. Составители: С.Н. Громцева, П.Ф. Рощин, - М: Просвещение, 1983.
  4. Великая Отечественная война. Книга для чтения. Части 1. 2. Москва, Олма – Пресс, 2005
  5. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. События. Люди. Документы. Москва, Издательство политической литературы, 1990 г.
  6. 1418 дней. Из воспоминаний о Великой Отечественной. Москва, Издательство политической литературы,1990 г.

Интернет-ресурсы:
-www.shkolniki.at/rfn/ru/
-www.wikipedia.org
-www.fontanka.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в старших классах «Хочешь жить – умей вертеться».

Увлекательными и массовыми являются вечера физики.Их содержание помогает сплотить большой коллектив учащихся, обединиить их стремления и интересы. Во время этой работы раскрываются способности учащихс...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ РОССИИ XX ВЕКА"

Внеклассное мероприятие "Патриотические песни России XX века" направлено на формирование чёткой гражданской позиции учащихся по отношению к отечественной истории через уважение к военной ист...

Внеклассное мероприятие на тему: "Подвигу жить в веках"

Каждое поколение по- своему проходит определенное испытание на прочность.  Эхо Афганской войны и сейчас тревожит наши умы и сердце. Но Афган, как все другие войны, останется в народе неизгладимой...