МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Отличники и отличницы»
методическая разработка по математике (8, 9, 10 класс)

 Игра  проводится  по  аналогии  с  телевизионной  игрой  «Умники  и  умницы»,  сопровождается  красочной  презентацией.

Из  числа  успешных  обучающихся выбираются  2∙3=6 человек  (в  каждом  агоне  участвуют  по  3  умника),  которые  идут  по  3  дорожкам: красной (2  вопроса,  нет  возможности  ошибаться),  синей  (3  вопроса,  возможна  одна  ошибка),  зеленой  (4  вопроса,  возможны  2  ошибки).

Дорожки  игроки - умники  выбирают  по результатам  решения  поставленной  перед  ними  задачи,  первым  имеет  право  выбирать  тот,  кто  решил  быстрее  всех,  второй  решивший  выбирает  вторым,  третий  решивший – третьим. 

За  столами  сидят  команды  теоретиков,  которые  имеют  возможность  зарабатывать  ордена  умника,  если  ответят  на  вопросы, с  которыми  не  справились  идущие  по  дорожкам.  Каждую  команду  теоретиков  курирует  классный  руководитель,  который  направляет  работу  обучающихся.

Правильность  и  полноту  ответов  оценивает  высокий  ареопаг  (жюри).

Обучающиеся, успешно  прошедшие  по дорожкам  и  команда  теоретиков,  набравших  наибольшее  количество  орденов,  получают  призы, остальные  идущие  по  дорожкам – дипломы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otlichniki_i_otlichnitsy_2021_g.docx74.37 КБ
Office presentation icon otlichniki.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «НОЗДРАЧЕВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»  КУРСКОГО  РАЙОНА  КУРСКОЙ  ОБЛАСТИ

Дисциплина: «Математика»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО  МЕРОПРИЯТИЯ «Отличники и отличницы»

                   

  Автор  

 учитель математики

Тинькова  Анна  Вячеславовна                                                                                                              

Курск

2021

Игра-соревнование

«Умники  и  умницы»

Цели:

- развитие  математических  способностей, сообразительности, любознательности, логического  мышления, укрепление  памяти  обучающихся;

- развитие способности адекватной оценки  своих  возможностей,  познавательной и творческой деятельности обучающихся; привитие навыков самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждение их любознательности;

- развитие культуры коллективного умственного труда,  развитие  коммуникативных  возможностей  обучающихся  в процессе подготовки  и  в  ходе  внеклассного   мероприятия;

- формирование и развитие интереса обучающихся к занятиям математики, расширение их кругозора.

Формируемые  компетенции

       Учебно-познавательные: умение логически мыслить, ставить вопросы  к  рассматриваемым   ситуациям, находить причины и видеть  следствия;  осуществление анализа  собственной деятельности,  выдвижение  гипотез  при решении  задач.

 Коммуникативные: умение  работать  в  группе, представлять  результаты  своей  работы,  владение  различными  видами  речевой  деятельности  (монолог, диалог).

  Информационные: умение  самостоятельно  отбирать  и  анализировать,   необходимую  для  решения  задач   информацию, представлять  ее  окружающим.

Место проведения: актовый зал.

      Форма проведения:  ролевая  игра.

      Оборудование: презентация; компьютер; мультимедийный проектор; переносная  доска; дорожки: красная, синяя  и желтая; три  лабиринта  на  ватманах; ордена умников; шляпы, деньги, зеркало (для сцены); колпаки (2 зеленых  и 2 черных); вопросы  с  ключами  для  жюри; дипломы  победителям  и  участникам.

Участники  игры  «Умники  и  умницы»

       Для  участия  в  игре  приглашаются:

-три  умника  из  числа  успешных  обучающихся  9  класса,  три    умника  из  числа  учеников  8  класса;

-две  команды  по  семь  человек  из  8  и  9  классов;

- классные  руководители;

- члены  жюри (зам. директор  по  УВР,  зам. директор  по  ВР, учитель  математики);

- ведущий  игры - ученица  10  класса;

- консультанты  и  помощники (4  человека)

Правила  игры

 Игра  проводится  по  аналогии  с  телевизионной  игрой  «Умники  и  умницы»,  сопровождается  красочной  презентацией.

Из  числа  успешных  обучающихся выбираются  2∙3=6 человек  (в  каждом  агоне  участвуют  по  3  умника),  которые  идут  по  3  дорожкам: красной (2  вопроса,  нет  возможности  ошибаться),  синей  (3  вопроса,  возможна  одна  ошибка),  зеленой  (4  вопроса,  возможны  2  ошибки).

Дорожки  игроки - умники  выбирают  по результатам  решения  поставленной  перед  ними  задачи,  первым  имеет  право  выбирать  тот,  кто  решил  быстрее  всех,  второй  решивший  выбирает  вторым,  третий  решивший – третьим.  

За  столами  сидят  команды  теоретиков,  которые  имеют  возможность  зарабатывать  ордена  умника,  если  ответят  на  вопросы, с  которыми  не  справились  идущие  по  дорожкам.  Каждую  команду  теоретиков  курирует  классный  руководитель,  который  направляет  работу  обучающихся.

Правильность  и  полноту  ответов  оценивает  высокий  ареопаг  (жюри).

Обучающиеся, успешно  прошедшие  по дорожкам  и  команда  теоретиков,  набравших  наибольшее  количество  орденов,  получают  призы, остальные  идущие  по  дорожкам – дипломы.

Ход игры

        

      Добрый день, уважаемые преподаватели  и  участники  интеллектуальной  игры!

Сегодня мы собрались, чтобы в состязаниях ума выделить самых сообразительных, внимательных.

И сделает это наше жюри – высокий  ареопаг, в состав которого входят  …………………………..

1 агон

    Итак, начнём! К барьеру приглашаются…………..(3  человека)

    Перед вами 3 дорожки. Красная - она самая короткая, но на ней нельзя ошибаться ни разу.  Синяя,  на ней можно ошибаться лишь раз. И желтая, на ней можно ошибаться два раза, но она, как вы видите, и самая длинная.

И чтобы выиграть право 1- ым выбирать себе дорожку вы должны выбраться из лабиринта, который некогда построил царь о. Крита Минос для ужасного чудовища с телом человека и головой быка - Минотавра.

    Ищите выход  и  маркером  изображайте  путь.  Время пошло!

    Первым закончил ...

    Проверите, правильно ли он нашёл выход из лабиринта? (консультанты  проверяют  правильность  решения)

    Какую дорогу вы себе выбираете?

    Вторым закончил ...

    Третьим закончил ...

    Вы выбрали  красную  дорожку, ещё раз напоминаю, вы, чтобы её пройти с победой не можете ошибиться ни разу.

Красная дорожка

Первый вопрос

Пифагор – древнегреческий  философ  и  математик, создавший  целую  школу. Самой знаменательной теоремой, опубликованной пифагорейцами стала теорема, гласящая что: «Сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника равна площади квадрата, построенного на его гипотенузе».

Получающуюся при этом картинку, с давних пор, называли пифагоровыми штанами.

Изобразите их.  На это у вас 30 секунд

(игрок  отвечает)

    Высокий  ареопаг,  ответ  принят?        

(если да – вы переходите  на  следующую  ступень

Если  нет – какая  из команд – теоретиков  готова ответить  на  этот  вопрос? (отвечают)

Высокий  ареопаг,  ответ  принят?

Если  да – вы получаете  орден  шелкового  умника

Если нет - вы не получаете  орден  шелкового  умника)

       Правильный ответ:

C:\Users\SUPER\Desktop\Пифагор.png

 

  Вы выбрали синюю  дорожку, чтобы пройти по ней с победой вы можете ошибиться не более одного раза.

Синяя дорожка

      Первый  вопрос

     Как от куска материи в  2/3 м отрезать полметра, если нет ничего, чем её можно было бы измерить? Время  на  размышление - 30 секунд 

Правильный ответ: сложить в 4 раза и отрезать одну четверть куска.  

2/3 : 4 = 1/6,  остаток 1/2

Вы выбрали   желтую дорожку.  Вы можете ошибиться 2 раза.

Желтая дорожка

       Первый  вопрос

      (Играет  румба)  

Румба – один  из самых  прекрасных  и  романтичных  танцев  латиноамериканской  программы  бального  спорта.  Движения  его  разнообразны,  но  есть  закон  которому  подчиняются  все  тренирующиеся и   выступающие  пары  великих  спортсменов  и  начинающих,  не  соблюдение  которого,  строго  карается  судьями  на  турнирах.

Какому  закону  подчиняется  ритм  танца  «Румба»? (выходят  дети  и  танцуют  румбу)  Время  на  размышление – 30 секунд.

Ответ: в  ритме  танца  «Румба»   на  счет «раз»  всегда делается остановка  во  всех  фигурах.

           Красная дорожка

  Второй  вопрос

В очереди за мороженым стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра стоит раньше Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке должны стоять ребята? Время  на  размышление – 60 секунд.

Ответ: Коля, Юра, Оля, Ира, Саша

          Синяя дорожка

  Второй  вопрос

Прошу подумать в тишине

      Учтите, случай редкий:

   Сидела белка на сосне

      На самой средней ветке

                Потом вскочила вверх на пять

                   Потом спустилась на семь

            Затем проворно белка вновь

         Вскочила на четыре,

           Потом еще на девять

                    И уселась на вершине.

                  Сидит и смотрит с высоты

                На пни, березы и кусты

              А сколько веток у сосны

           Мы с вами выяснить должны.

Время  на  размышление – 30 секунд.

Ответ: 11∙2+1=23  ветки 

Желтая дорожка

Второй вопрос

Какой из рисунков нужно исключить и почему? 

Время  на  размышление – 30 секунд.

Ответ: 4 (поворот на 900)

  Синяя дорожка

Третий  вопрос

Человек смотрит  на  фотографию  и говорит “У меня нет братьев и сестер. Но отец этого человека – сын моего отца”. Какое отношение человек на фотографии   имеет к тому, кто смотрит на фотографию.

Время  на  размышление – 60 секунд.

Ответ: смотрит отец; на картине его сын.

Желтая дорожка

Третий  вопрос

На  первом  курсе добросовестно учатся 144 студента, а еще 16 человек «валяют  дурака». Сколько всего человек на  первом  курсе,  и  какой % из них «валяет дурака»?

   Время  на  размышление – 30 секунд.

Ответ:  160 человек;   10%.

Желтая дорожка

Четвертый  вопрос

(Помощники  разыгрывают  сцену)

В шляпную лавку заходит девушка.

X - Здравствуйте, как я рад вас видеть! Проходите, выбирайте!

(Клиент (1)  меряет, останавливается на 2-ой шляпе)

К (1) —Я хочу купить эту шляпу, сколько она стоит?

X - Очень недорого 30 рублей, это не цена для неё!

К (1) достает сто рублей (одной купюрой) и протягивает продавцу, тот смотрит в кассу)

X - У меня нет сдачи.

(Тут хозяин замечает, что в лавку зашёл клиент (2), он к нему)

X - Добрый день, вы не разменяете мне купюру?

К (2) - Сейчас посмотрим ...

(открывает портмоне  и  достаёт 2 купюры по 50 рублей, берёт 100 рублей и начинает их рассматривать).

X - Вот и очень хорошо, возьмите сдачу (отсчитывает) 70 рублей. (Клиент (1) одевает  шляпу и уходит).

К (2) - Да она фальшивая! Ваша 100- рублёвая бумажка фальшивая!

X - Не может быть, дайте посмотрю. Да, действительно,  фальшивая, что же делать?

К (2) - Отдайте мне мои деньги!

X - Придётся, возьмите ваши 100.

(Клиент (2) быстро уходит)

X - Убытки, одни убытки, никакой прибыли! (Садится за подсчёты)

Вопрос: помогите хозяину лавки подсчитать убытки.

Время  на  размышление – 60 секунд.

   Ответ:  200  рублей.

2 агон

      К барьеру приглашаются   ……………(3  человека)

Определим, кто по какой дороге пойдёт

(Ребятам  ставятся  3 стула, их сажают,  завязывают   глаза.  Одевают  на  них колпаки.)

      У меня 2 зеленых колпака  и 2 чёрных колпака. На вас одевают 3 из них. Сейчас, глядя на своих соперников и не задавая вопросов, скажите, какой  колпак  на  вас  одет?      

(Сначала   только  говорят, какой  колпак  на  них  одет, потом аргументируют).

      Первым  имеет  право  выбрать  дорожку……………………………………

      Вторым  имеет  право  выбрать  дорожку……………………………………

      Третьим  имеет  право  выбрать  дорожку……………………………………

      Вы выбрали  красную  дорожку, ещё раз напоминаю, вы, чтобы её пройти с победой не можете ошибиться ни разу. На каждый  вопрос  по  15  секунд.

Красная дорожка

Первый вопрос

Подставьте цифры вместо звездочек таким образом, чтобы получилось верное равенство.

 **+***=****

Ответ: ответов может быть много, например, 98+974=1072

Вы выбрали синюю  дорожку, чтобы пройти по ней с победой вы можете ошибиться не более одного раза. На каждый  вопрос  по  15  секунд.

Синяя дорожка

Первый  вопрос

Как переводится слово геометрия?

A: Наука

B: Измерение

C: Изучение

D: Землемерие

Ответ: D

Вы выбрали   желтую дорожку.  Вы можете ошибиться 2 раза.  На каждый  вопрос  по  15  секунд.

Желтая дорожка

Первый  вопрос

Сколько треугольников на рисунке?

 викторина с ответами

Ответ: 4

   Красная дорожка

  Второй  вопрос

Посмотрите на картинку и дайте ответ на вопрос: сколько  четырехугольников на рисунке?

математическая викторина

Ответ: 9

Синяя дорожка

Второй  вопрос

Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?

Ответ: 8  часов

Желтая дорожка

Второй  вопрос

Сумма, произведение и частное каких двух чисел равны между собой?

Ответ: 0,5 и -1.

Синяя дорожка

Третий  вопрос

В какой стране впервые появились отрицательные числа?

Ответ: в  Древнем  Китае

Желтая дорожка

Третий  вопрос

Сколько осей симметрии имеет квадрат?

A: одну

B: две

C: три

D: четыре

Ответ: D

Желтая дорожка

Четвертый  вопрос

Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающая на две части». О чем идет речь? 

Ответ: о  биссектрисе.

(Помощники  идут   к  теоретикам  и  узнают, у какой  команды  наибольшее число орденов шелкового  умника.)

Игра  с  теоретиками

Первый  вопрос

    Какие числа являются сторонами египетского треугольника?

A: 6, 7, 8

B: 4, 8, 9

C: 3, 4, 5

     D: 10, 15, 20

     Высокий  ареопаг,  ответ  принят?

Орденом шелкового  умника  награждается  команда  группы…………..

Ответ: С 

     Второй  вопрос

    Ученый, который нашел отношение длины окружности к ее диаметру.

A: Евклид

B: Пифагор

C: Архимед

D: Фалес

      Высокий  ареопаг,  ответ  принят?        

Орденом шелкового  умника  награждается  команда  группы…………..

Ответ: С

    Третий  вопрос

    Кто из русских ученых является создателем неевклидовой геометрии?

A: Ковалевская

B: Лобачевский

C: Ломоносов

D: Магницкий

      Высокий  ареопаг,  ответ  принят?        

Орденом шелкового  умника  награждается  команда  группы…………..

Ответ: В

Ну а теперь подведём итоги.

Самой   умной  среди  теоретиков являются   команда  группы ...

Победителями   математической  игры   «Умники  и  умницы»  стали ... ………

Второе  место  заняли……….

Дипломом  за  участие   в  математической  игре   «Умники  и  умницы»   награждается…………………………………

На этом мы заканчиваем свою игру, всем спасибо!

Литература:

  1. Г.И. Григорьева. Математика. Предметная неделя  в  школе / Глобус 2008.
  2. Н.Х. Агаханов, Л.П. Купцов и др. Занимательные  задачи  по  математике/ М. Просвещение 2005
  3. Ю.В. Нестеренко, А.М. Слинько.  Учимся  играя / М. Просвещение 2000
  4. Гарднер Мартин Математические досуги. М., Мир, 1972.
  5.  Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М., Наука, 1991.
  6. Перельман Я.И. Живая математика. М., Наука, 1970.
  7.  Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. М., МИРОС, 1992.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отличники и отличницы

Слайд 2

Первый агон

Слайд 3

Вопрос 1 Самой знаменательной теоремой, опубликованной пифагорейцами стала теорема, гласящая: «Сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника равна площади квадрата, построенного на его гипотенузе». Получающуюся при этом картинку, с давних пор, называли пифагоровыми штанами. Изобразите их.

Слайд 4

Вопрос 1 Как от куска материи в 2/3 м отрезать полметра, если нет ничего, чем её можно было бы измерить? ОТВЕТ: Сложить в 4 раза и отрезать одну четверть куска. 2/3 : 4 = 1/6 , остаток 1 /2

Слайд 5

Вопрос 1 Какому закону подчиняется ритм танца «Румба»? ОТВЕТ: в ритме танца «Румба на счет «раз» всегда делается остановка во всех фигурах.

Слайд 6

Вопрос 2 В очереди за мороженым стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра стоит раньше Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке должны стоять ребята? ОТВЕТ: Коля, Юра, Оля, Ира, Саша

Слайд 7

Вопрос 2 Прошу подумать в тишине Учтите, случай редкий: Сидела белка на сосне На самой средней ветке Потом вскочила вверх на пять Потом спустилась на семь Затем проворно белка вновь Вскочила на четыре, Потом еще на девять И уселась на вершине. Сидит и смотрит с высоты На пни, березы и кусты А сколько веток у сосны Мы с вами выяснить должны. ОТВЕТ: 23 ветки.

Слайд 8

Вопрос 2 Какой из рисунков нужно исключить и почему? ОТВЕТ: 4, так как без него будет соблюдаться последовательный поворот на 90 градусов.

Слайд 9

Вопрос 3 Человек смотрит на фотографию и говорит “У меня нет братьев и сестер. Но отец этого человека – сын моего отца”. Какое отношение человек на фотографии имеет к тому, кто смотрит на фотографию? ОТВЕТ: смотрит отец, на фотографии его сын .

Слайд 10

Вопрос 3 На первом курсе добросовестно учатся 144 студента, а еще 16 человек «валяют дурака». Сколько всего человек на первом курсе, и какой % из них «валяет дурака»? ОТВЕТ: 160 человек; 10%.

Слайд 11

Второй агон

Слайд 12

Вопрос 1 Подставьте цифры вместо звездочек таким образом, чтобы получилось верное равенство. **+***=**** ОТВЕТ: ответов может быть много, например, 98+974=1072

Слайд 13

Вопрос 1 Как переводится слово геометрия? B : измерение A : наука D : землемерие C : изучение

Слайд 14

Вопрос 1 Сколько треугольников на рисунке? ОТВЕТ: 4

Слайд 15

Вопрос 2 Посмотрите на картинку и дайте ответ на вопрос: сколько четырехугольников на рисунке? ОТВЕТ: 9

Слайд 16

Вопрос 2 Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? ОТВЕТ: 8 часов

Слайд 17

Вопрос 2 Сумма, произведение и частное каких двух чисел равны между собой? ОТВЕТ: 0,5 и -1 0,5 и -1, 0,5 и -1,

Слайд 18

Вопрос 3 В какой стране впервые появились отрицательные числа? ОТВЕТ: в Древнем Китае 0,5 и -1, 0,5 и -1,

Слайд 19

Вопрос 3 Сколько осей симметрии имеет квадрат? B : две A : одну D : четыре C : три

Слайд 20

Вопрос 4 Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающая на две части». О чем идет речь? ОТВЕТ: о биссектрисе. 0,5 и -1, 0,5 и -1,

Слайд 21

Игра с теоретиками

Слайд 22

Вопрос 1 Какие числа являются сторонами египетского треугольника? B : 4, 8, 9 A : 6, 7, 8 D : 10, 15, 20 C : 3, 4, 5

Слайд 23

Вопрос 2 Ученый, который нашел отношение длины окружности к ее диаметру. B : Пифагор A : Евклид D : Фалес C : Архимед

Слайд 24

Вопрос 3 Кто из русских ученых является создателем неевклидовой геометрии? B : Лобачевский A : Ковалевская D : Магницкий C : Ломоносов

Слайд 25

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (интеллектуальная игра) по физике и информатике для учащихся 5-11 классов «Кто хочет стать отличником»

В игре участвуют все классы школы с 5 по 11, по 6 человек от каждого класса.  В командах 5-6 классов возможно присутствие родителей.Игра проводится на основе телевизионной игры «Кто хочет стать м...

"Пешеход-отличник" Методическая разработка

quot;Пешеход-отличник" методическая разработка по основам безопасности жизнедеятельности...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Кто хочет стать отличником по физике?»

Тип мероприятия: внеклассное мероприятие физической направленности.Форма проведения: интерактивная игра.Цель: формирования физической культуры, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявлени...