Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД
статья
Статья о том ,как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda.docx | 39.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология деятельностного метода на уроках математики
как средство формирования УУД (2018г.)
Ананьева О.В.
МКОУ Большеясырская ООШ
Воронежская обл. Аннинский район
В последние годы российская школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащимися определенного набора знаний, умений и навыков, а «формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личного, профессионального и карьерного роста молодежи». Сегодня «формируются современные представления о фундаментальности образования – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться».
Школа традиционно считала своей важнейшей целью передачу знаний. Поэтому учитель был спокоен, если все необходимые знания он изложил своим ученикам. Однако в условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности.
Зачем нашим ученикам необходимо учить математику, биологию, физику?
Наверное, ни одна мама на свете не ответит на этот вопрос словами: «Хочу, чтобы мой ребенок умел складывать дроби». Действительно, большинству наших учеников вне стен школы вряд ли когда-нибудь придется выполнять действия с дробями, вычислять значения синусов и косинусов, брать производные логарифмической функции. Информационный взрыв, произошедший повсеместно, помог осознать недостаточность любого объема знаний для успешной самореализации человека в жизни.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы.
А учит ли этому школа?
Родители часто обижаются на то, что школа не учит детей жизни, и, следовательно, дети не умеют решать именно жизненные задачи, с которыми сталкиваются практически ежедневно. А если мы посмотрим на структуру традиционного урока, на котором учились и мы сами! Кто был более активен на уроке? (наши отличники). А все ли они стали успешными в жизни? А кому приходится быть активным в жизни, чтобы решить то, с чем столкнулись в тот или иной момент?
Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
- в умении работать с информацией;
- в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
- в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным. Поэтому уже стандарт первого поколения нацелил не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика. Стандарт второго поколения говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате – развитии личности. Знание становится средством, а не целью.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, отвечая требованиям времени, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни?
Какие качества мы хотим видеть у своих учеников по окончании школы, чтобы в современной жизни они был успешны?
- Умение ставить цель и добиваться ее
- Умение общаться
- Умение адаптироваться к ситуации
- Умение ориентироваться в мире
- Самостоятельно добывать и применять знания
- Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
- Сохранить здоровье
Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов.
Новые цели образования:
- Умение самостоятельно решать новые задачи
- Умение работать с информацией
- Умение учиться в течение всей жизни
- Развитие коммуникативных навыков
Как учить?
Как отмечал Л.С.Выгодский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс доложен быть «деятельностным»: дети должны получать не готовое знание, а сами «добывать» его в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них эффективно формируются требуемые общеучебные умения и способности: умение ставить цель, делать выбор, принимать решения и доводить их до исполнения, рефлексировать и т.д., или другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения устанавливает требования к результатам обучающихся:
Предметным… метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
…включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия…, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Виды УУД, которыми должны овладеть обучающиеся:
- Регулятивные – обеспечивают организацию учебной деятельности
- Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование
- Личностные – ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма)
- Коммуникативные – ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности
Формировать и развивать УУД – значит:
- Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
- Передать способ выполнения метапредметного действия
- Научит встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.
С помощью чего учить?
Дидактическая система, разработанная в Ассоциации «Школа 2000…» дает ответ на вопрос о том, как обучать детей в деятельностной парадигме образования.
Высокое качество предметных и метапредметных результатов, заявленных в ФГОС обеспечивает непрерывный курс математики Л.Г. Петерсон «Учусь учиться» (образовательная система «Школа 2000...»), по которой занимаются ученики нашей школы уже несколько лет.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе «Школа 2000...» предложен следующий путь, который проходит каждый ученик :
1) вначале при изучении различных учебных предметов у обучающегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, ученик осваивает способ выполнения данного УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале обучающиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее ученики начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности данного УУД контролирует учитель.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:
- Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
- Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
- Урок обобщения и систематизации знаний
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
- Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Комплекс УУД, выполняемых обучающимися на уроках по ТДМ каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС второго поколения к формированию метапредметных результатов обучения.
Универсальные учебные действия, выполняемые обучающимися на уроках открытия нового знания по ТДМ (технологии деятельностного метода)
Чем же отличается стандарт второго поколения?
Стандарт – не содержательный, а целевой, деятельностный, развивающий! Стандарт результатов.
Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации ).
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Каким образом можно получить новый образовательный результат?
- Организовать учебный процесс таким образом, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
- Учить решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (умения, а не знания!)
- Учить учиться – способности к самоорганизации в решении учебных задач.
Технология деятельностного метода позволяет эффективно решать новые цели образования.
Литература
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2011.
- Л.Г. Петерсон. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000…» / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2010.
- Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. Переход к новому стандарту образования: проблемы и решения на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…».
- А.А. Фурсенко. «О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации.
5.Стандарт общего образования: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. − М.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...
Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД
Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни? Новый стандарт нацелен ...
Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе
Технология деятельностного метода на уроках математики в условиях введения ФГОС в основной школе. Типы уроков при деятельностном методе....
Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики
Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики...
Формирование универсальных учебных действий в системе технологии деятельностного метода на уроках математики в среднем звене при переходе к ФГОС ООО
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить...
Технология деятельностного метода на уроках математики как средство формирования УУД.
Статья о том ,как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни....
Технология деятельностного метода на уроках математики
Презентация "Технология деятельностного метода на уроках математики" раскрывает особенности урока при реализации ФГОС ООО, типы уроков и принципы деятельности системно-деятельностного подход...