Математика 6 класс
план-конспект урока по математике (6 класс)

Горожанкина Светлана Яковлевна

Открытый урок по математике в 6 классе на тему: "Сложение чисел с разными знаками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk.ur_.-6klslozhenie_chisel_s_razn.znak_.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по математике

Тема:    Сложение чисел с разными знаками

Цель урока: формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Задачи: сформировать навыки сложения чисел с разными знаками.

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная в парах, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно - практической работы, листы самооценки.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно - практической работы, листы самооценки.

Технологическая карта

Этап урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

1.Организационный.

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки.

Аутотренинг.

Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.

Настраиваются на рабочий лад.

Л: умение выделять нравственный аспект поведения

Р:  способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности товарищей.

К:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

2.Мотивационный

Актуализация знаний

Фронтальная работа.

Предлагает  ответить на поставленные вопросы, на устном счете повторить материал по теме «Положительные и отрицательные числа». Подготовить учащихся к изучению  новой темы.  После проведения проверки  результатов, учащимся предлагается выдвинуть предположение о теме урока, о цели урока.

   Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).

 Выдвигают предположение о теме урока.

Контролируют правильность ответов, информации, выработка собственного отношения к изученному материалу.

Записывают тему урока в тетрадь.

.Повторить модуль числа, положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение отрицательных чисел.

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. 

П:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта                                      

3.Планирование действий по достижению цели.

Фронтальная работа.

    Выясняет у учащихся, какие качества необходимы им для достижения цели, как достичь цели, что для этого будем делать?

Предлагает выполнить лабораторно-практическую работу.

     Перечисляют качества личности: настойчивость, силу воли, дисциплинированность….

     Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять  намеченный план.

Умение применять знания полученные ранее для изучения нового.

Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование.

Р: составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала.

К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения.

П: умение осознанно строить речевое высказывание.

4.Реализация намеченного (изучение нового материала).

Работа в группах.

Предлагает поработать в парах, выполнить практическую работу в  группах.

Выполняют практическую работу. Формулируют правило, работают по учебнику, сравнивают со своей формулировкой, придумывают и разбирают свои примеры. Проговаривают свои предположения, выслушивают варианты одноклассников, делают выводы,

применяют полученные знания на практике.

Умение понимать и формулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль», применять правило при решении примеров.

Л: независимость и критичность мышления;  развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция.

П: поиск и выделение необходимой информации. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение

5.Первичное осмысление и закрепление знаний.

Организует работу по составлению алгоритма сложения чисел с разными знаками. Предлагает решить пример, который не смогли решить в начале урока.

Предлагает выполнить задание на нахождение ошибок в решении примеров.

Выполняют задание на нахождение ошибок в решении примеров.

Умение применять правило сложения чисел с разными знаками при проверке решения примеров.

Л: смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

 6.Закрепление изученного.

 Организует отработку навыков сложения чисел с разными знаками №1066 в тетрадях и на доске.

 Предлагает решить самостоятельную работу с последующей самопроверкой. (На интерактивной доске).  Организует воспроизведение и коррекцию опорных знаний обучающихся

Выполняют задание, сравнивают с решением на доске, оценивают свое решение.

Выполняют самостоятельную работу, выполняют самооценку.

Применять правило сложения чисел с разными знаками при решении задач.

Л: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления.

Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. Коррекция.

П: сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь.

К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

7.«Творческое применение  знаний».

Работа в группах.

Предлагает найти наиболее удобный способ решения примера в несколько действий на применение правила сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел.

Работают в группах, ищут различные способы решения примера,  осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты высказываний, выбирают наиболее точный.

Применять правило сложения чисел с разными знаками и отрицательных чисел при решении задач.

Л: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Р: принимать и осуществлять учебную задачу

П: сравнивать и анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение

К: слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, строить понятные для собеседника высказывания.

8.Домашнее задание.

Объясняет домашнее задание. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания.

Работают дома с текстом.

Знать правило сложения чисел с разными знаками, уметь применять его при решении практических задач.

Л:  принятие социальной роли обучающегося

Р: адекватно осуществляют самооценку.

П: осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

К: слушают учителя

9. Рефлексия.

 Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы.

 Предлагает осуществить самооценку достижений по предложенному алгоритму.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на заранее подготовленные вопросы.

Делают выводы, осуществляют самооценку достижений по предложенному алгоритму.

Л: независимость и критичность мышления;

Р: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать будущую деятельность

П: анализировать степень усвоения нового материала

К: выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.

План-конспект урока по математике

Тема:    Сложение чисел с разными знаками

Цель урока: формирование навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Задачи: сформировать навыки сложения чисел с разными знаками.

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить ;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

 Вступительное слово  учителя:      

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Французский философ Жан Жак Руссо    ( родился в Женеве в 1712 г) однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:  (текст на мультимедийной доске)  Слайд (1)                                                                                                           Я хороший,                                                                                                                                                 Я всё знаю,                                                                                                                                                     Я всё умею,                                                                                                                                                  Я буду стараться,                                                                                                                                       У меня всё получится.

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки.  В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки.

 (приложение 1)

-Высказывания детей.

-Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.

2  Актуализация знаний.

  • Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы. (Слайд2)
  • А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.                 Даны числа:                   -15; -2; -17; -9

                                                     8; -16; -26; 28

                                                     3,2;  -1,9;  -3,9;  0

 а) назовите модуль каждого числа;

 б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

 в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.

  • Вычислить,  подтверждая действие правилом (Слайд 3-5)

1)-15+ (-23)     -41+(-32)       -2,6+(-8,7)      0+(-12,3)

2) -6 + 8;     10 +(- 14);          -8 +11

3) -456+ 287

Удобно складывать числа -456 и  287 по координатной прямой?

.

Как же нам быть в подобных случаях?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.  (Слайд 6)

Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов.

-Положительные, отрицательные., ноль;

               дробные, целые.

-Сравнивать, находить модуль, складывать

-Отвечают на вопросы.

 

-Складывают отрицательные числа, проговаривают правило

-Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут.

Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать

-Найти правило, которое нам поможет.

-формулируют тему.

-Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.

-Записывают тему урока.

-Оценивают себя  и одного одноклассника .

3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?  Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым  вам захотелось бы поработать  над решением проблемы?  Как достичь цели, что для этого будем делать?

Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки.

-Сообща.

-Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…

-Можно найти в учебнике, в интернете,…

-Оценивают себя  и одного одноклассника.

4. Изучение нового материала

Молодцы.  Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками.

Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.

 Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

Поработайте в парах, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.

-Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы.

Работают в парах, сравнивают формулировки,  решают примеры товарищей, оценивают.

      5. Первичное осмысление и закрепление знаний.  

         

Давайте вернемся к примеру     -456+ 287

Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать?  Поработайте по парам по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.

-12+11=23                      34+(-30)=-4                    

 47+(-38)=-9                  -53+48=-15                          Ответы: 1)-1; 2)9; 3)4; 4)-5.                                                                                 Выпишите модули ответов.                                                    (1945)

 Что означает эта дата в истории нашей страны?  

Не забывайте про самооценку.

Физкультурная  минутка.

-проговаривают правило, решают пример.

-ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски.

-Выставляют баллы.

        6. Закрепление полученных знаний.

Работа по учебнику: выполнить № 1066 у доски и в тетрадях.

Обучающая самостоятельная работа с последующей самопроверкой  (индивидуальная работа)   (слайд 8-10)

1. Определите знак суммы:

 а) (-12) + (-7);     в) (+15) + (-8);       д) (-24) + (+19);       ж) (+3,7) + (-8,4);

 б)(-8) + (+3);       г) (-6)+ (-11);           е) (+53) + (-35);        з) (-245) + (+300).

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.

2. Выполните действия:                                         Ответы:

 а)-19 + 40                                                               1)59;   2)-59;   3)-21;  4)21.

 б)-3,4 + 5,7                                                            1)2,3;   2)-2,3;  3)9,1;  4)-9,1.

 в)   -5,6 + (-3,5 + 5,6).                                                   1)3,5; 2)2,5;    3)-3,5;   4)-2,5.

3.Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами  -5,6 и 3,5.   (Слайд 11-12)                                     1)3;    2)-11;   3)-9;   4)-15.

-Учащиеся по порядку выходят к доске,  решают примеры, проговаривая правило.

-Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

       

7. «Творческое применение  знаний»        Работа в группах. (слайд 13)

Найдите наиболее удобный способ решения.

- 4,8 +3,4 +2,6 + (-7,5) + (- 3,4) + 4,8 + (- 2,6 ) + (- 2,5) = -10

-Выполняют задание в группах.

-Проводят самооценку.

      8. Домашнее задание.  (Слайд 14)

Вы можете записать  домашнее задание на выбор не менее двух номеров:

П.33 выучить правило.

  №1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа.

Оцените выбор домашней работы:                                                                                                           4 балла – выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера.

-Выбирают и записывают домашнюю работу.

-Оценивают свой выбор домашней работы.

      9. Рефлексия.

 В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем  вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите жёлтую  сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты – синюю сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту.

-Самооценка.  Выступают с оценкой одноклассника.

-Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.

                                                                                                                                         

Лабораторно-практическая работа в парах

Тема: «Сложение чисел с разными знаками»

Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.

                 Ход работы:      начертите координатную прямую.

                                               С помощью координатной прямой выполните сложение чисел:                                                                                                                                         Заполните таблицу:

 

Пример

Сравнить

Знак суммы

Ответ

-5 + 3=

|-5|       |3|

7+(-3)=

|7|         |-3|

-4 + 6 =

|-4|        |6|

-9 +10=

|-9|        |10|

-8 + 3=

|-8|        |3|

Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, какой знак может получиться?

________________________________________________________________________________________________________________

С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?____________________________________________________________________

                                          Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого?        

           Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, получается  знак числа модуль которого  _________________________________            

                                          Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?

           Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.

Основываясь на полученных выводах, не используя координатную прямую, сложите числа:

36 +(-33)=

-92 + 12=

15 + (-18)=

-44 +56=

Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:

1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;

                                                                         2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .

                                       Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника,  записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

Лист самооценки.

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Критерии оценки одноклассника

 

1

Формулировка темы урока, цели  и задач урока

Я сам смог определить тему, цель и задачи урока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.

Принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.

2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.

Принимал участие в планировании  действий для достижения цели урока -1 балл.Не принимал участие в планировании  действий цели урока 0 баллов.

3

Выполнение лабораторно - практической работы в паре.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

4

Работа в группе по закреплению правила .

Проверка решения примеров

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

5

Выполнение № 1066

Сделал все примеры сам 2 балла.

Сделал больше половины сам – 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

Справился у доски с заданием 1 балл.

Не справился у доски с заданием 0 баллов.

6

Выполнение самостоятельной работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл

Не оценивается

7

Выполнение творческого задания (работа в группе)

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

8

Выбор домашнего задания

4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только  2 номера.

Не оценивается

Поставьте себе оценку:

если вы набрали

                             9-11 баллов  -  «5»

                             6 – 8 баллов – «4»

                             3 – 5 баллов – «3»

                 «Не для школы, а                                                                                                                                                                                                                                                                          

  для жизни мы учимся»

                                                  Жан Жак Руссо

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения

Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика.  5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др.  - М: «Мнемозина», 2009. ...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения

Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика.  5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др.  - М: «Мнемозина», 2009. ...

урок по математике "Класс нашей мечты"

Имя урока: "Класс нашей мечты"Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.Цели урока: - закрепить практические умения при выполнении различных заданий по теме...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Интегрированный урок математики : класс

Интегрированный урок математики и экологии...

Промежуточная аттестация. Предмет: математика. Класс: 8

Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учащихся требованиям государственных общеобразовательных программ. На промежуточную аттестацию выносятся предметные ...