Семейный бюджет
план-конспект занятия по математике (6 класс)

Кораблина Ольга Александровна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_byudzhet.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

О.А Кораблина, boa77@inbox.ru

МБОУ «СОШ №20 им. А.А.Хмелевского» г. Курска

Сценарный план внеурочного занятия

Тема занятия: «Семейный бюджет».

Класс: 6.

   Цель урока: сформировать у учащихся представление о необходимости правильного составления семейного бюджета, закрепить умение решать задачи на проценты разными способами.

Задачи:

Личностные: формирование основ мотивированного обучения, создание условий для формирования уважительного отношения к собеседнику.

Метапредметные:

Регулятивные: определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий);  учиться высказывать свое мнение; планировать семейный бюджет.

Познавательные: учить применять правила и пользоваться алгоритмом, учить структурировать информацию,  осуществлять смысловое чтение, использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: способствовать развитию умения договариваться при работе в группах, умению распределять роли в группе, развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи; выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Предметные: обобщить изученный материал по теме «Задачи на проценты»; научиться применять приобретенные знания, умения, навыки для решения практических задач в жизненных ситуациях; расширить представления о практическом применении математики.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,  карточки за заданиями.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

2. Актуализация знаний.

- Как вы понимаете слово «Бюджет»? ( Высказывания детей)

- Давайте посмотрим объяснение этого слова в словаре Ожегова («Смета доходов и расходов, государства, предприятия, семьи»)

-Из чего будет состоять семейный бюджет? (Из доходов и расходов семьи).

-Таким образом, бюджет семьи - структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).

-Давайте подумаем, а из чего   складывается доход семьи? (Доход – это деньги, которые поступают в семью. Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д.).

- Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д.).

- Что является основным доходом семьи?» (зарплата)

- Что такое зарплата? (плата за труд)

-Для того чтобы человек получал достойную зарплату, должен овладеть профессией. Профессия должна быть востребована на рынке труда. Но, выбирая ее, вы должны учитывать свои способности, интересы, возможности.

  1. Деловая игра

-На сегодняшнем занятии мы не только поговорим о семейном бюджете, о формировании понятия финансовая грамотность, но и закрепим навыки решения задач на проценты.

-Такие задачи мы научились решать ещё в 5 классе. Сколько способов решения задач на проценты вы уже знаете? (3 способа)

 - Сейчас вы владеете  3 способами решения этих задач. Какие?

(Нахождение 1 %, переводя проценты в десятичную дробь и используя понятие пропорции).

-Но сегодня мы будем не просто решать задачи из учебника, а задачи связанные с финансовой грамотностью.

-А что такое финансовая грамотность? (Это умение управлять доходами и расходами, правильно распределять деньги).

- Итак, у нас есть две семьи, состоящие из трёх человек. Надо узнать, кто живет, в какой семье, решив задачи. Всего таких задач будет 6, каждая про определенного человека. В каждой задаче один и тот же вопрос: «Чему равен семейный бюджет?»  В каждой семье он определённый, то есть, найдя ответы на вопросы задач, мы узнаем, семейный бюджет семьи этого персонажа и определим,  кто в какой семье проживает. Решите задачи любым из трёх известных вам способом.

Учитель раздаёт ребятам каждому случайным образом по одной задаче из шести возможных. Кто первый решает свою задачу верно, показывает её решение на доске. Те ученики, которые получили одинаковые ответы и образуют семью.

Задачи:

  1. Олег потратил на проезд в футбольный клуб  960 рублей, что составило 1,5% семейного бюджета. Чему равен бюджет этой семьи?
  2. Папа Сергей Васильевич  заплатил разовый налог на машину 5 % семейного бюджета, что составило 3425 рублей. Чему равен бюджет этой семьи?
  3. Папа Николай Иванович вкладывает в семейный бюджет 55%. Папа вложил в семейный бюджет 35200 рублей. Чему равен бюджет этой семьи?
  4. Мама Марина Николаевна  сняла проценты с банковского счета 7535 рублей, что составило 11% семейного бюджета. Чему равен бюджет этой семьи?
  5. Маша потратила на проезд  в театральную студию  2% семейного бюджета, что составило 1370 рублей. Чему равен бюджет этой семьи?
  6. Мама Елена Петровна заплатила налог на недвижимость 2240 рублей, что составило 3,5% семейного бюджета. Чему равен бюджет этой семьи?

Ответ:

  1. Семейный бюджет 64 000 рублей. Олег, мама Елена Петровна, Папа Николай Иванович.

  1. Семейный бюджет 68 500 рублей. Маша, мама Марина Николаевна, папа Сергей Васильевич.

- Вот мы образовали две семьи. Теперь предлагаю тем ребятам, которые попали в одну семью, решить задачу, связанную с данной семьёй.

Дополнительные задачи:

  1. Сколько  осталось денег на счете Марины Николаевны, если процентная ставка составляет 5,5%? ( 137000 р)
  2. Сколько  рублей составляет заработная плата папы Николая Ивановича до удержания у него 13% подоходного налога? (ответ округлить до сотых) (40459 р.77 к)

- А теперь давайте подумаем. Могут ли расходы в этих семьях составлять 67 000 р.? ( В семье Николая Ивановича нет, а в семье Сергея Васильевича возможно). С чем это связано?

- Расходы не должны превышать доходы.

-Такая ситуация называется дефицит бюджета.

Итак:

- если доходы равны расходам, бюджет сбалансированный.

- если расходы превышают доходы, бюджет имеет дефицит.

- если доходы превышают расходы, бюджет избыточный.

-Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Какой из вариантов предпочтительнее? (последний)

4. Подведение итогов.

-Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.

В семье можно иметь хозяйственную книгу, где можно отражать поступление средств и их расходование.

-А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Лотерея, премия.)

А непредвиденные расходы? (Если кто-то заболел, или появилась необходимость в -покупке обуви, техники, мебели, подарка и др.)

-Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

-Итак, давайте подведём итог нашего занятия.  Вспомним, что такое семейный бюджет?

 - Из чего складывается семейный бюджет? (дети отвечают на вопросы). Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.

Домашнее задание: Дома вы можете побеседовать с родителями, определить свой семейный бюджет. Рассчитать какой процент семейного бюджета идёт на ваши личные нужды.

Рефлексия.

Для чего нужно изучать эту тему?

Чему мы должны были научиться на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по математике на тему: «Пополнение семейного бюджета»

  Во время мирового кризиса и экономического положения нашей страны очень актуальным является экономичное ведение подсобного хозяйства в сельской местности. Я хочу показать выгоду ис...

«Семейный бюджет. Кошелёк моей семьи»

Внеклассное занятие, из раздела - Экономика, для учащихся старших классов коррекционных школ....

Презентация: Семейный бюджет

Презентация к уроку по экономике...

Презентация к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет"

Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет" (цели, задачи, задания к уроку)...

Распределение средств семейного бюджета

Распределение средств семейного бюджета. Исследовательская работа 8 класс....

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ В ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТВ ПЕРИОД МИРОВОГО КРИЗИСА...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...