Работа с одарёнными детьми по развитию математических способностей
статья по математике (5 класс)

Семенова Наталия Леонтьевна

Работа с одаренными детьми по развитию математических способностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми по развитию математических способностей

(  из опыта работы).

Н.Л.Семенова, учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №27»г.Чебоксары.

   

   

   Каждый человек талантлив. Но добьется он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, представится ли ребенку возможность реализовать свою одарённость.
  Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить человека, отличающегося высоким уровнем творческих способностей.  

   Способность человека быть творцом  воспитывается, прежде всего, в школе. Самостоятельное выполнение  задания – это уже творческий процесс. Первая ступень к созданию своего, нового, проявления индивидуальности».
  Понятие «индивидуальность» обозначает неповторимость и уникальность определенных признаков, присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных. Условием формирования индивидуальности является среда, в которой ребенок растет, ассоциации, накопленные в детстве, особенности воспитания. Быть индивидуальностью – значит уметь думать по-своему, вносить что-то новое.

   Сегодня большие надежды связаны с развитием одарённых детей. Одарённость – это опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству. Одарённый ребенок отличается оригинальностью мышления, нестандартными решениями. Пытливость ума, любознательность, способность комбинировать, желание  преодоления трудностей – вот что присуще одарённому ребенку.

  Задача учителя – используя диагностику и методы обучения, выявить таких учеников и сделать процесс обучения максимально полезным для поддержания и развития одарённости каждого ребенка.

  Одной из форм развития одарённости является индивидуализация учебной деятельности – урочной и внеурочной.

  Предмет математики позволяет внести в процесс обучения все необходимое для такого развития: новизна, элементы творчества, формирование идей. Все это можно сделать элементами урока. Увлечь учеников, подвести каждого ученика к практике открытий, помочь при погружении в тему.

   Основной  формой организации учебной деятельности является урок.  
   Методы работы с одаренными учащимися на уроке.
   Проблемный метод.

    Обучение, в основе которого лежит проблемный метод, носит название проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
   Поисковый метод.

    Один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.
  Эвристический метод.

Название метода  переводится как «отыскиваю, нахожу, открываю». Эристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового. Основные цели:
– создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
– освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с
собственными результатами;
– выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.
  Исследовательский метод – это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Основные составляющие метода: выявление проблем, выработка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
  Главная цель исследовательского метода – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  
   Проектный метод.

   Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя – помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
  Метод творческих и нестандартных заданий.

   Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых детей. Чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.
  Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:
– развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;

– имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;
– формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при
любых исходных данных;
– развивают логическое мышление, аналитические способности.
  Метод развития критического мышления.

Под понятием критического мышления подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
   При работе на уроках  математики можно использовать следующие моменты:

     Решение одной задачи разными способами.

   «Крупное научное открытие даёт решение крупной проблемы, но и в решении любой задачи присутствует крупица открытия. Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательными если вы решите её собственными силами, то вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы».Д.Пойя.

  Перед решением задачи можно поставить цель – найти три или четыре способа решения данной задачи. Сначала ученики предлагают более стандартное решение. Получив ответ, ребята начинают рассуждать, предлагать свои варианты решения. Находится второй способ решения и интерес к задаче возрастает. В процесс нахождения нескольких решений включаются все. Самые нестандартные решения возникают неожиданно. Возрастает желание решить задачу несколькими способами и выдать самый интересный результат. Это так увлекает ребят, что далее при выполнении самостоятельных и контрольных работ, ребята дают два и более способа решения одной задачи.

   Дополнительные вопросы.

Одаренные дети отличаются наблюдательностью и упорством. При решении стандартных заданий можно заранее подготовить дополнительные вопросы. Придумать дальнейшее развитие. Поставить задачу для тех, кто видит на «шаг вперед». Обязательно нужно заложить ситуации, когда задания решаются с учетом всех условий разными способами.

   Наглядность.

Особое внимание при разборе заданий необходимо обращать на схемы, краткую запись и детальный разбор условия задачи. Если есть возможность наглядно продемонстрировать условия задачи, то это облегчает понимание и приводит к нахождению простых и красивых решений.

   Развитие одаренного ребенка – это развитие его внутреннего потенциала. Радость открытия, способность стать автором решения или входить в творческую группу – все это помогает активизировать деятельность ребенка, помогает ставить новые цели и искать способы решения.

  Талантливый ребенок талантлив не потому, что делает быстро и правильно. Его решения всегда отличаются изобретательностью и нестандартным подходом. Задача учителя проявить внимание и чуткость. Превратить таких детей в помощников. Давать показывать свое решение, развивать чувство собственной значимости.

   Работа с одаренными детьми во внеурочное время-это дополнительные занятия, кружки, проектно-исследовательская деятельность, участие в олимпиадах.

  В своей деятельности можно использовать следующие методы:

  Творческие практические мастерские.

  При изучении каждой темы придумать практическое применение знаний.

Разработать цикл практических работ по многим темам.

  Придумать свое задание.

  При изучении многих тем дается дополнительное задание придумать что-то интересное. Задание должно быть простым или сложным, но своим. Многие ребята увлекаются и потом уже сами проявляют интерес к составлению своих заданий.

  Конкурсы и олимпиады.

  Участие в различных конкурсах по предмету помогают ученикам в реализации своих лидерских качеств, своих творческих способностей и умению работать в команде. Участие в олимпиадах, достижение результатов являются сильным стимулом к приобретению новых знаний.

  Подготовка к олимпиаде осуществляется и при проведении урока, и во внеурочное время по индивидуальному плану развития. Подбор заданий осуществляется индивидуально. Участие учеников во всех олимпиадах обязательно отмечается среди учеников. Особенно отмечаются победы как результат совместного труда. Это позволяет вовлечь в олимпиадное движение новых ребят.

   Работа с одаренными детьми, развитие способностей каждого,  сохранение и развитие интереса к математике – главные задачи учителя на сегодняшний день.

Литература.

1.Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе. Методические
рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области; авт.-сост. О. В. Сереженкова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020.

2.Как задавать вопрос?(О мат.творчестве школьников): Тучнин Н.П. Кн.для учащихся.-М.:Просвещение,1993.

3.Одарнный ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя.-М.:Просвещение.2008.Шумакова Н.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на математических кружках

Проводится подробный анализ всех типов задач ГИА и ЕГЭ по математике, на основе этого анализа созданы авторские программы 2-х математических кружков - для 9-х и 10-11-х классов....

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

2016 г. Мастер-класс на ГМО. «Работа с одарёнными детьми как средство развития коммуникативной компетенции учащихся (из опыта работы)»

В течение 2 лет я вела занятия с детьми по подготовке к олимпиадам разного уровня. Приказ управления образования г. Покачи  от 26.06.2015 г. «О создании и организации деятельности пред...

Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»

Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка  и литературы, и внеурочной деятельности»...