Рабочая программа курса по выбору "Изображение пространственных фигур" для 10 класса
рабочая программа по математике (10 класс)

Степченкова Маргарита Васильевна

Данна программа разработана для обучающихся 10 класса для проведения внеурочных занятий по математике с целью развития их пространственного воображения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения курса…………………………..3
  2. Содержание курса……………...……………………………………..5
  3. Тематическое планирование…………………………………………6

         Курс по выбору является частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Программа  курса по выбору рассчитана на изучение в течение года по 1 часу в неделю, всего 34 часа. Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической литературы.

         Курс по выбору  «Изображение пространственных фигур» имеет прикладное и общеобразовательное значение.

        Решение пространственных задач по геометрии, как правило, требует выполнения чертежа, и от того, насколько правильно он сделан, во многом зависит успешность получения результата.

        В настоящем курсе рассматриваются способы изображения пространственных фигур с использованием различных проекций: параллельной, ортогональной, центральной.

        Основная цель – познакомить учащихся с законами восприятия окружающих их предметов, сформировать необходимые практические навыки, пространственные представления.

Задачи:

  • рассмотреть способы изображения пространственных фигур с использованием различных проекций: параллельной, ортогональной, центральной;
  • выполнять различные задачи на построение в объёме предусмотренных тем;
  • научить строить чертёж по заданному условию конкретной задачи;
  • сформировать навык конструирования чертежа к задаче: подбор более удобного ракурса;
  • показать возможности применения полученных знаний в профессии художника, архитектора, инженера-строителя;
  • вовлечь учащихся в практическую, проектную деятельность как фактор личностного развития.

Планируемые результаты освоения   курса

Личностные

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
  • понимание роли математических действий в жизни человека;
  • интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
  • понимание причин успеха в учебе;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Метапредметные

  • Регулятивные:
  • принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
  • выполнять действия в устной форме;
  • учитывать выделенные учителем   ориентиры   действия в учебном материале;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи,   представленной на наглядно-образном уровне;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • принимать установленные правила  в  планировании  и контроле способа решения;
  • осуществлять  пошаговый контроль  под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной   деятельности.

  • Познавательные:
  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;
  • использовать рисуночные и символические варианты математической записи; кодировать информацию в знаково-символической форме;
  • на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;
  • строить небольшие математические сообщения в устной форме;
  • проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;
  • выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
  • проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
  • в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
  • строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

  • Коммуникативные:
  • принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
  • допускать  существование различных точек зрения;
  • стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;
  • использовать простые речевые  средства для  передачи своего мнения;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

  • изображать плоские фигуры с использованием различных проекций: параллельной, ортогональной, центральной;
  • изображать пространственные фигуры с использованием различных проекций: параллельной, ортогональной, центральной;
  • выполнять грамотный чертеж к задаче;
  • применять определения и свойства геометрических фигур для построения чертежей при решении задач;
  • применять аксиомы и теоремы для построения сечений;
  • логически обосновывать свой выбор;
  • использовать возможности персонального компьютера (ПК) для самоконтроля и отработки основных умений, приобретенных в ходе изучения курса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • исследовать и моделировать несложные практические ситуаций на основе изученных правил и свойств фигур;
  • приемам исследовательской деятельности.

Содержание  курса

Изображение пространственных фигур на плоскости. Сечения. (16 ч)

        Использование аксиом стереометрии и их следствий при построении простейших сечений многогранников.  Параллельное  и  центральное  проектирование,  определение,  свойства, построение проекций плоских фигур. Метод следов. Метод внутренних проекций. Построение сечений многогранников.

Скрещивание прямых в пространстве. (10 ч)

Признак скрещивания прямых в пространстве, основные свойства. Методы вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми.

Экстремальные задачи в геометрии (8 ч)

        Основные  принципы  решения  экстремальных  задач  в  геометрии.  Планиметрические        задачи на наибольшее и наименьшее значения. Стереометрические задачи на наибольшее  и наименьшее значения.

Тематическое планирование

Тема занятия

количество часов

1

Параллельное и центральное проектирование, свойства

1

2

Проекции плоских фигур

1

3

Изображение многогранников на плоскости

1

4

Простейшие плоские сечения многогранников

1

5

Использование аксиом стереометрии и их следствий при построении простейших сечений многогранников

1

6

Сечение многогранников методом следов: первая опорная задача

1

7

Сечение многогранников методом следов: вторая опорная задача

1

8

Сечение многогранников методом следов: третья опорная задача

1

9

Сечение многогранников методом внутренних проекций

1

10

Сечение многогранников и круглых тел методом внутренних проекций

1

11

Сечения многогранников, параллельные заданной плоскости

1

12

Сечения многогранников, перпендикулярные заданной плоскости

1

13

Сечения многогранников, параллельные заданной прямой

1

14

Сечения многогранников, перпендикулярные заданной прямой

1

15

Построение сечений многогранников

1

16

Задачи на построение сечений

1

17

Скрещивающиеся прямые

1

18

Признак скрещивания прямых

1

19

Свойства скрещивающихся прямых

1

20

Методы вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми

1

21

Расстояние между скрещивающимися прямыми как длина общего перпендикуляра

1

22

Расстояние между скрещивающимися прямыми как расстояние между параллельными плоскостями, содержащими исходные прямые

1

23

Расстояние между скрещивающимися прямыми как расстояние отточки пересечения одной из прямых с перпендикулярной ей плоскостью до проекции второй прямой на эту плоскость

1

24

Метод вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми с использованием развертки

1

25

Стереометрические задачи на вычисление расстояний

1

26

Задачи на вычисление расстояний

1

27

Экстремальные задачи в геометрии

1

28

Основные принципы решения экстремальных задач в геометрии

1

29

Планиметрические задачи на наибольшее значение величины

1

30

Планиметрические задачи на наименьшее значение величины

1

31

Стереометрические задачи на наибольшее значение величины

1

32

Геометрические задачи на наибольшее и наименьшее значения

1

33

Геометрические задачи

1

34

Итоговая проверочная работа на промежуточной аттестации

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...

рабочая программа курса ОБЖ для 5-10 классов

на основании ФГОС 2004 года разработана рабочая программа курса ОБЖ для 5-10 классов по комплексной программе А.Т. Смирнова....

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса

Название курса "Способы и методы решения уравнении и неравенств"...