ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ «ПОГРУЖЕНИЯ»
статья по математике

Степанян Жанна Александровна

Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя оборачиваются безразличием и инертностью ученика. Любая педагогическая технология уникальна, воспроизводима и тиражируема. Ее основная функция – репродукция апробированного опыта для достижения адекватных результатов. Именно это качество делает технологию востребованной в современных условиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_printsipy_tehnologii_pogruzheniya.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ «ПОГРУЖЕНИЯ»

Жанна Александровна Степанян

учитель математики МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2» Республика Марий Эл

Аннотация. Реалии сегодняшнего дня таковы, что ученику при обучении необходимо не только задумываться и постигать, но самостоятельно применять знания на практике. Без этого все образовательные усилия учителя оборачиваются безразличием и инертностью ученика. Любая педагогическая технология уникальна, воспроизводима и тиражируема. Ее основная функция – репродукция апробированного опыта для достижения адекватных результатов. Именно это качество делает технологию востребованной в современных условиях.

Ученый, методист и педагог М.П. Щетинин в своей книге «Объять необъятное» впервые описал инновационную технологию «погружения». Уроки–погружения предлагают такие методы и приемы, которые позволяют ученикам освоить больший пласт информации и получить больше знаний по предмету, не увеличивая при этом сроки, отведенные на изучение той или иной темы.

Ключевые слова: урок–погружение; технологии; активные формы обучения; концентрированное обучение.

Урок–погружение — это урок активный, предполагающий концентрированное внимание и активацию резервов каждого ребенка. Его главная особенность в том, что он строится на внушении, а не на убеждении. Основные принципы, задействованные в такой модели: удовольствие, релакс, единство сознания и подсознания, двухстороння связь.

В методике принято выделять следующие компоненты, которые являются обязательными для уроков–погружений:

  • Активные формы обучения. Чаще всего во время урока–погружения используются групповые формы работы, приемы взаимообучения, игровые приемы.
  • Подача информации крупным блоком. Это относится, прежде всего, к выбору дидактического материала. Для урока-погружения эти материалы должны носить не детализированный характер, а обобщенный, т.е. способствующий комплексному восприятию — как говорится, и умом, и сердцем.
  • Артистические средства (паузы, игры, танцы, музыка, песни, картины и пр.) — важнейший элемент урока–погружения. Это такие средства, которые создают эмоционально–чувственную обстановку на уроке.
  • Контроль знаний проводится в зачетной форме. Хотя допускаются и задания творческого толка.

Модели погружения предлагаются разными методистами. Но все они строятся на базе теории, предложенной М.П. Щетининым:

  • Погружение в образ, или погружение в тему предполагает объединение нескольких уроков одной темой;
  • Межпредметное погружение позволяет построить урок по одному предмету через призму материала другого предмета;
  • Метапредметное погружение — это уже более практическое направление, когда урок строится на погружении в реальную среду. То есть, для восприятия новых терминов и понятий используются вполне жизненные ситуации;
  • Эвристическое погружение предполагает «не пройти программу, а организовать такую деятельность ребят, которая бы им была близка по духу и в которой они нe только бы изучили что–то новое, но и реализовали свой опыт и знания, получили и осознали свой личный результат;
  • Погружение в сравнение. направлено на то, чтобы было понимание сущности объектов через сравнение, осмысленное, а не интуитивное сравнение;
  • Погружение в культуру. позволяет приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры.

Алгоритм подготовки урока-погружения

  • Составление учителем понятийного словаря.
  • Оформление кабинета (если используется погружение в культуру или в образ).
  • Подготовка дидактического и артистического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия.
  • Разработка творческих и игровых заданий разного толка.
  • Выбор формы урока. Наиболее удобны для урока–погружения формы путешествий, прогулок, интеллектуальных соревнований.

Благодаря применению данной технологии, может быть связана воедино вся система компонентов учебно-воспитательной деятельности и мотивированы ученики на познание и обучение.

Литература

  1. Остапенко А.А, Концентрированное обучение: модели образовательной технологии. Краснодар, 1998 г.
  2. https://studwood.net/1062901/pedagogika
  3. https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_pogruzheniya/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Урок с применением проектной технологии. 10 кл."Основные принципы русской орфографии"

Урок с применением КСО. Класс разбит на две группы. Каждая из них должнв выполнить определенную творческую работу. К уроку заранее была создана презентация, которую надо было преобразовать. Конечный и...

Доклад на тему: «Основные принципы системно-деятельностного подхода. Интерактивные технологии обучения.»

Системно-деятельностный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности. Актуальность реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способс...

Публикация по теме "Технология блочно-модульного обучения иностранным языкам: основные принципы и преимущества"

В данной публикации представлена и подробно описана технология блочно-модульного обучения иностранным языкам, основные принципы и преимущества...

Основные принципы и инструменты реализации требований ФГОС ООО к результатам предметной области «Технология»

Журнал «Школа и производство» №7, №8 за 2015г.Бармина Вера Яковлевнаст. преподаватель кафедры теории и методики обучениятехнологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО,Плетенева Оксана Валерьевна, до...

Обобщение опыта по теме: «Современные образовательные технологии как реализация основных принципов системно-деятельностного подхода»

Поиск оптимальных и эффективных форм и методов организации деятельности учащихся, обеспечивающих творческое развитие личности, как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочной деятельности....

Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы.

Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы....