Раздел внеклассная работа ;Применение графов к решению задач. (конспект занятия)
план-конспект урока по математике (5 класс)

Цель занятия ;1.научить учащихсявидеть граф в условии задачи и грамотно переводить условие на язык  теории графов.

                          2. показать учащимся, как графы облегчают решение задачи, делая его более простым, наглядным, доступным, интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_grafov_k_resheniyu_zadach.docx273.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Применение графов к решению задач»

Дмитриева Елена Александровна, учитель математики,

г. Москва, школа №962

Раздел: внеклассная работа по математике в 5-6 классах

Цель занятия:

  1. научить учащихся видеть граф в условии задачи и грамотно переводить условие на язык теории графов;
  2. дать теорию;
  3. показать учащимся, как графы облегчают решение задачи, делая его простым, наглядным, доступным.

Ход занятия

  1. Организационный момент и пропедевтика нового.

Задача

Я задумала число. Если его разделить на 2, полученное частное уменьшить в 3 раза, а потом результат разделить на 5, и, наконец, полученное частное уменьшить в 10 раз, то получится число 1.

Решение

Исходя из рисунка видим, чтобы найти задуманное число надо выполнить обратные действия.

1∙10=10; 10∙5=50; 50∙3=150; 150∙2=300

2 способ

Видно, что решать задачу следует с конца, заменяя каждое действие на обратное ему.

Ответ: 300.

Задача

Несколько друзей встретились на автовокзале, чтобы поехать за город. При встрече все они поздоровались друг с другом за руку. Сколько друзей поехало за город, если всего было 10 рукопожатий.

Решение

Выполним рисунок. Точки будут изображать друзей, а отрезки – рукопожатия.

Мы видим, что встретились 5 друзей.

Фигуры, получившиеся при решении этих 2-х задач, состоят из точек и линий, соединяющих эти точки. Такую фигуру называют графом. Линии называют ребрами, точки – вершины. В графе необязательно, чтобы каждая вершина была соединена с остальными.

Например

Если в графе ни одна часть не является замкнутой линией, то такой граф называют деревом.

Графы помогают решать задачи.

  1. Решение задач

№1. В первом матче футболисты «Факела» забили в ворота противника половину мечей, забитых или во втором матче и ещё один мяч. Во втором матче они забили вдвое меньше мячей, чем в третьем матче, и ещё один мяч. Сколько мячей забили футболисты за 3 матча?

Решение

№2. Дядя Петя принёс корзину груш на базар. Первому покупателю он продал половину всех груш и ещё 1 грушу. Второму – половину остатка и ещё 1 грушу, третьему – половину нового остатка и ещё одну грушу и т.д. Последнему седьмому покупателю он также продал половину оставшихся груш и еще 1 грушу, причем оказалось, что он продал все груши. Сколько груш принёс дядя Петя на базар?

Решение

  1. Составим граф

Решаем обратно.

Ответ: 254 груши.

№3 На вопрос путника «Сколько у тебя в стаде голов скота?» - пастух ответил: «Если к моему стаду добавить одну корову, то третью часть всего стада составляли бы овцы и козы. Если бы к имеющимся овцам и козам добавить одну овцу, то седьмую часть их составляли бы козы, в которых третья часть есть лишь один маленький козлёнок». Сколько голов скота было бы в стаде?

Решение

Составим граф к условию задачи.

Решаем обратно:

Ответ: 59 голов.

№4. В таблице приведены расстояния между четырьмя поселками. Если пересечение строки и столбца пусто, то между поселками дороги нет. Изобразите схематически приведенную дорожную систему. С помощью графа определите кратчайший путь из A в D.

A

B

C

D

A

3

B

3

4

8

C

4

6

D

8

6

Решение

Поставим произвольно точки по количеству A, B, C и D.

Соединим указанные точки линиями и подпишем числовые значения. Лучше, чтобы ребра в графе не пересекались.

Из A в D существуют два пути:

A – B – C – D = 3 + 4 + 6 = 13

A – B – D = 3 + 8 = 11 – кратчайший путь из A в D.

№5. Сколько существует трехзначных чисел, составленных из цифр 8, 5, 4, при условии, что каждая цифра используется только один раз?

Решение

Составим граф.

Получим следующие числа: 854, 845, 584, 548, 485, 458.

№6. Из города M в город N ведут три дороги, а из города N в город C – четыре дороги. Сколькими способами можно проехать из M в C?

Решение

Представим условие задачи в виде графов.

Возьмём одну дорогу из M в N. Её можно проложить до C 4 разными способами. Тоже самое можно сделать с каждой из 2-х других дорог, ведущих из M в N. Всего из M в C через N можно проехать 3 ∙ 4 = 12 способами.

№7. Клоуны Бам, Бим и Бом вышли на арену в красной, синей и зелёной рубашках. Их туфли тоже были этих 3-х цветов. Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были синие, а рубашка нет. Каких цветов были туфли и рубашка у Бома и Бима?

Решение

Красные туфли

Бам

Красная рубашка

Синие туфли

Бим

Синяя рубашка

Зеленые туфли

Бом

Зелёная рубашка

Ответ: Бом – зеленые туфли и синяя рубашка, Бам – синие туфли и зеленая рубашка.

№8. Три друга после школы едут домой на различном транспорте: автобус, троллейбус и трамвай. Однажды после уроков Алеша пошел провожать своего друга до остановки автобуса. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе тетрадку!».

Решение

Нарисуем граф.

Лёша

автобус

Боря

трамвай

Витя

троллейбус

  1. Задание на дом

Использование теории графов для решения заданий ЕГЭ.

Между населенными пунктами A, B, C, D, E и F построены дороги, протяженность которых приведена в таблице (отсутствие числа означает, что прямой дороги нет). Определить длину кратчайшего пути между пунктами E и F (передвигаться можно только по построенным дорогам).

A

B

C

D

E

F

A

2

4

B

2

1

7

C

4

1

3

4

D

3

3

E

7

4

3

2

F

2


Список литературы

  1. Лекции по теории графов / Емилечев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. – М.: Наука, 1990. – 384 с.
  2. Оре О. Графы и их применение / Пер. с англ. Л. И. Головиной ; под ред. И. М. Яглома. — М. : Мир, 1965. — 175 с.
  3. Конечные графы и сети / Басакер Р., Саатл Т. – М.: Наука, 1973. – 363 с.
  4. Робин Уилсон. Введение в теорию графов. // СПб: ООО «Диалектика», 2019. — 240 с.
  5. Татт У. - Теория графов / Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 424 с.
  6. Задачи для внеклассной работы по математике в V—VI классах: Пособие для учителей/ Сост, В. Ю. Сафонова. Под ред. Д. Б. Фукса, А. Л. Гавронского. - М.: МИРОС, 1993.— 72 с
  7. Германович П.Ю. Сборник задач по математике на сообразительность. Пособие для учителей. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1960. — 224 c.
  8. Гарднер М. Есть идея – М.: Мир, 1982. – 304 с.
  9. Решу ОГЭ, сайт Д. Гущина - URL: https://oge.sdamgia.ru/
  10. Зубелевич Г.И. Сборник московских математических олимпиад. – М.: Просвещение, 1980.
  11. Севрюков, П. Ф. Подготовка к решению олимпиадных задач по математике / П. Ф. Севрюков. — Изд. 2-е. — М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2009. - 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование графов при решении задач ОГЭ

Рассмотрена методика решения задач № 3 и 11 ОГЭ с помощью графов....

Рабочая программа внеурочной деятельности. МАТЕМАТИКА. Теория графов для решения задач. 7 класс

Данная рабочая программа составлена для проведения занятий внеурочной деятельности для учащихся 7 классов, интресующихся областями за рамками содержания учебного предмета на уроках в классе. Реализаци...

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"

Конспект урока по теме "Ваше Сиятельство Граф или информационные модели на графах. Использование графов при решении задач"...

Информатика. Основная школа. 9 класс. Занятие-3. Графические модели. Графы. Использование графов при решении задач

План-конспект урока по информатике, базовый курс, 9 классВопросы урока-------------------------------------------------------------------------------------------------------------1. Виды графических и...

Применение графов при решении задач по информатике

В презентации показано как используются графы при решении задач по информатике....