Применение заданий по функциональной грамотности
тренажёр по математике (5 класс)

Кадырова Зарема Казимовна

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_gramotnost.docx538.61 КБ

Предварительный просмотр:

Применение заданий по функциональной грамотности на уроках

математики в 5-А классе.

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность и готовность использовать приобретённые знания в различных жизненных ситуациях. Одной из составляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учитель математики Кадырова З.К. старается применять задания на развитие математической грамотности на каждом уроке математики в 5 классе. На каждом этапе урока она ставит задачи на формирование критического мышления обучающихся, что даёт возможность развивать функциональную грамотность в процессе учебной деятельности.

Все задачи по развитию функциональной грамотности можно разбить на разделы:

  • прикидка и оценка
  • чтение текста
  • работа с графическими представлениями информации и таблицами
  • экономика
  • геометрия

Прикидка и оценка

Эти задания связаны с формированием чувства числа что необходимо при проверке ответа. Такие задания включены в экзаменационные работы, т.к. они необходимы человеку в повседневной жизни. Умение прикидывать часто не менее важно, чем умение получить точный ответ. Эти задания позволяют находить ошибки, принимать решения о покупке или не покупке, определять достоверность данных. Примеры заданий используемых учителем:

1. Установите соответствие между величинами (при изучении мер длины)

А) высота дерева                                        1) 50 км

Б) длина карандаша                                2) 1 м 20 см

В) расстояние между двумя городами                3) 17 см

Г) рост пятиклассника                                4) 3 м

2. Соотнесите картинку со значением скорости (при решении задач на движение)

https://color-drive.ru/800/600/https/ds02.infourok.ru/uploads/ex/01e5/000447a4-47b1facd/img9.jpg

        Чтение текста.

        Один из первых и самых ключевых навыков функциональной грамотности в математике – чтение сложных текстов, умение понимать прочитанное, выделять из прочитанного необходимую информацию для решения задачи. Умение решать задачи, в которых не всегда очевидно, что именно требуется найти в задаче. В 5-6 классах важно научить детей гибкому чтению, т.к. даже при хороших вычислительных навыках обучающиеся допускают ошибки из-за невнимательного чтения условия задачи или нахождения ответа не на тот вопрос, который предлагался в задаче.

Задание:

А теперь прочтём письмо от барона Мюнхгаузена и найдём в нём ошибки 

«Проснулся я и посмотрел на часы. Стрелки показывали 6 метров утра. Быстро позавтракав, я со своим другом поехал в ближайший лес, расположенный от нашего города в двадцати килограммах. Утро было холодное. Температура не превышала 7 литров тепла. Чтобы согреться, мы быстро шли лесом в среднем по градусов в час. Вскоре мы вышли на поляну, где росло 25 белых грибов. Наибольший из них весил свыше 400 граммов. На расстоянии 200 гектаров была другая поляна, на которой мы тоже собрали не менее 2 вольтов грибов. Прекрасное было настроение, и мы отлично отдохнули в тот день. Через 4 мили мы возвратились к своему автомобилю и уехали домой». 

        Работа с графическим представлением информации и таблицами

Задания:

Задача

https://s1.slide-share.ru/s_slide/e001597450a5668ee7ea27195d1e912c/a05aeab5-dbf3-4687-9d8a-c1c142dd3af7.jpeg

        Геометрия

        Функциональная грамотность в геометрии – одно из важнейших блоков. Сама наука геометрия произошла запросам повседневной жизни. Геометрия окружает нас повсюду, поэтому важно развивать геометрическую интуицию и уметь применять геометрические методы на практике.

Задания:

               

Нарисуй на циферблате стрелки так, чтобы часы показывали время: 3ч, 6ч, 2ч. 30мин., 4ч. 15 мин. Измерь полученные стрелками углы и запиши их вид.

Картинки по запросу часы без стрелок        Картинки по запросу часы без стрелок         ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу часы без стрелок         ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу часы без стрелок

Задача: Квартира состоит из двух комнат, кухни и подсобных помещений. Размеры первой комнаты 4х5м, второй – 3х5м, кухни 4х3м, а площадь подсобных помещений 10 м2. Определите общую площадь квартиры.

        Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для обучающихся с ОВЗ. В современном обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь. Уроки математики учителя Кадырова З.К. направлены на формирование математической грамотности обучающихся. Она стремится к тому, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание по функциональной грамотности в 6 классе.

Данный материал по функциональной грамотности хорошо использовать на уроках литературы при изучении рассказа "Конь с розовой гривой" В.П.Астафьева....

Урок английского языка по теме «Sport in my Life» для 8 класса к УМК «English-8» под ред. Кузовлева В.П. (с использованием заданий на функциональную грамотность)

Данная разработка является учебным материалом к уроку английского языка по теме «Are you fond of sport?» (Unit 4) для 8 классов общеобразовательных учреждений, которые изучают английский я...

Разработка заданий по функциональной грамотности (для 6-7 класса)

В наши дни под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем ...

Методические разработки заданий по функциональной грамотности

В данной методической разработке представлены задания по функциональной грамотности, которые могут быть использованы на уроках географии в 8 классе....

Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 класса по комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя

Подойдет для уроков изучения комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя. Задания с описанием критериев....