План работы с одаренными детьми
материал по математике

Решетникова Лия Александровна

Работа с одаренными детьми

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarenymi.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Хадарская СОШ им. С.Д. Флегонтова

Работа с одаренными детьми

Учитель математики Решетникова Л.А.


Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации, связанные именно с одаренными молодыми детьми.

Цель: выявление одаренных детей и формирование исследовательской компетенции школьников

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).

3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • спецкурсы.(план)

План работы с одаренными учащимися

Характеристика учеников: дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Цель: формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; углубление знаний по математике, совершенствование навыков работы в решении задач; развитие творческого потенциала и навыков исследовательской деятельности.

При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих рекомендаций:

1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Особенно большую роль играют недели математики, включающие различные формы работы: конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д., где творческие, талантливые дети раскрывают свои способности в полной мере. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения. Навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, придают этим видам деятельности мотивированный характер. А ведь именно на этом этапе следует предлагать как можно больше занимательного и интересного материала. Важна и самостоятельная работа ребенка, т.к. в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.

Выявила одаренных детей и начала заниматься, участвуют в различных олимпиадах, конкурсах и др.

5класс – Артемьев Дьурус, Мишкина Дайаана, Степанов Валера.

7класс – Рязанский Миша, Герасимов Айтал.

8 класс – Климов Валентин.

9 класс – Олесов Яша, Константинов Сеня

План работы с одаренными детьми по математике

на 2018 – 2019 учебный год

п/п

Содержание мероприятия

Сроки проведения

1.

Изучение Практические занятия интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости. Формирование списков обучающихся.

Сентябрь

2.

Разработка тематики исследовательских работ, составление плана исследований.

Сентябрь

3.

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Сентябрь-октябрь

4.

Подготовка к районному этапу Всероссийской олимпиады школьников

Октябрь -ноябрь

5.

Подготовка учащихся к участию в дистанционных конкурсах различного уровня (заочные олимпиады и викторины по математики).

в течение года

6.

Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе.

в течение года

7.

Обучение работе со справочной, дополнительной литературой, интернет - ресурсами.

в течение года

8.

Работа над исследовательскими работами и их публикации.

Сентябрь - январь

9.

Защита исследовательских и проектных работ на школьной конференции "День Науки"

февраль

10.

Подготовка и проведение Международного математического конкурса – игры «Кенгуру»

Март

11.

12.

Подготовка и проведение Недели математики

Март

13.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей

В течение года

14

Создание в кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности

В течение года

15

Индивидуальные занятия.

В течение года

16

Анализ работы с одаренными учащимися за 2018 – 201 учебный год, перспективы в работе на 2019-2020 учебный год.

май





Источники:

Ӏ.Нормативно-правовая  база  организации работы с одарёнными детьми .

1 Электронный ресурс  Министерства образования и науки. сайт http://standart.edu.ru/.

2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден  приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт http://standart.edu.ru/.

3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».http://standart.edu.ru/.

4. Концепция поддержки одаренных детей. Режим доступа: [http://www.menobr.ru/materials/164/30058/

ӀӀ. Основные понятия: индивидуальность, способность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей.

1. Азарова Л.Н. Работа с одаренными детьми. - Москва, 2010

2.Иванова Е. А Психологические особенности одаренных детей и их психолого-педагогическое сопровождение. -  Москва 2006 год.

3. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов.  Начальная школа.- 2003.-№ 1

4. Савенков А.И. Проблемы и психология детской одаренности. - М., 2010.

5. Уласевич С.А. Одарённые дети. - Москва. 2008 год.

6. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...