Интегрированный урок по теме "Математика и литература. Бородино"
план-конспект занятия по математике (5 класс)

Гольтяева Наталья Сергеевна

Данную разработка может быть использована студентами физико -математических факультетов педагогических учебных заведений и учителями математики 5 классов. Материал содержит задачи, придуманные обучающимися 5 класса. Тема задач- Бородинское сражение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_i_literatura._borodino.doc47.5 КБ
Office presentation icon matematika_i_literatura.borodino.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и математике

Бородино в цифрах

Цель:

Обучающие: вспомнить вместе с детьми исторические события 1812 года и проанализировать текст Лермонтова «Бородино», посвященный этому событию.

Совершенствовать вычислительные навыки учащихся при решении примеров и задач, связанных с Бородинским сражением.

Развивающие: развивать кругозор учащихся, логическое мышление, пополнять словарный запас, прививать любовь к литературе.

Воспитательные: воспитывать у учащихся такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.

Оборудование:

-Презентация к уроку.

-Карточки с заданиями.

-Учебник по литературе.

-Тетради по математике.

Выставки книг, репродукций  и детских рисунков о Бородинском сражении.

Структура урока.

1.Художественное вступление.

2. Определение эпиграфа к уроку и темы урока.

3. Организационный момент: объяснение правил для команд.

4. История создания стихотворения + вычислительные действия с определением даты написания стихотворения.

5. Анализ стихотворения по строфам, сопровождаемый математическими расчётами.

6. История возникновения Триумфальной арки в Москве + математические вычисления.

7. Итог урока.

Ход урока.

Все отрывки из стихотворения «Бородино» дети рассказывают по желанию, наизусть.

Первый чтец:

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Второй чтец:

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Учитель: Ребята, сейчас прозвучали слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

А вот тему урока вы попробуйте определить самостоятельно

СЛАЙД№1, 2.

На экране появляются три портрета: Наполеона, Лермонтова и Кутузова.

Посмотрите на эти портреты. Назовите этих людей, что общего может быть между ними.

Обратите внимание на предметы, изображённые под портретами (линейка, циркуль, транспортир и разбросанные числа в виде дат 1812, 1814, 1841,..)

СЛАЙД № 3

Учитель. Попытайтесь теперь расшифровать код названия темы, решив примеры:

200 – 26 – 39 – 26 – 105 – 69 – 17 – 26  24  60 – 69 – 5 – 39 – 80 – 11

100+1/20 от  100 = Д

68:4 =Н

12*1/6 от 12 =В

1200:6 =Б

13 равно 1/3 этого числа=Р

120-1/2 от 120 =Ц

54+15 =И

89-63 =О

11-6 =Ф

20*1/5 от 20 =А

77:1/11 от 77 =Х

Слайд № 4

Бородино в цифрах – так звучит тема нашего урока, урока литературы и математики.

Слайд № 5

Цели урока

Научиться использовать правила математики для решения задач, связанных с литературно-историческим содержанием

СЛАЙД № 6,7

Попробуйте вспомнить историю создания «Бородино». Когда и почему было написано это произведение?

История создания этого стихотворения очень интересна. Ещё мальчиком Мишель, так называла Лермонтова бабушка, интересовался историей и о Бородинском сражении много читал, общался с очевидцами, ведь сам Лермонтов родился после этого события в 1814 году. Лермонтов затрагивал эту тему и в других своих произведениях, но данное стихотворение является лучшим из всех. Кто может ответить, в каком году было написано «Бородино»?

Слайды  8 

 Учитель

(Устный счёт) Год написания вы легко вычислите, выполнив эти задания.

1) В каком году была первая Отечественная война?

2) В каком году родился М.Ю. Лермонтов?

3) В каком году написано стихотворение «Бородино», если Лермонтову было 23 года?

Е. В. Литературный критик В. Г. Белинский писал: «Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии».

Давайте же окунёмся в мир поэтического слова. Но прежде чем работать с текстом проведём словарную работу и вспомним значение слов военной терминологии первой четверти 19 века.

СЛАЙД № 9,10,11,12 

Редут – Полевое укрепление

Лафет – станок для крепления ствола артиллерийского орудия

Бивак – стоянка войск под открытым небом

Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи

Улан и драгун – солдаты кавалерии

Картечь — артиллерийский снаряд для близкого расстояния.

Третий чтец

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

- Кто знает, почему русские войска отступали?

Война началась внезапно. Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свою армию на Москву 24 июня 1812 года французские войска перебрались через реку Неман и вторглись на территорию России. «Не пройдёт и месяца, как мы будем уже в Москве»- любил повторять Наполеон. Почему так был уверен в победе Наполеон?

Слайд № 13- 14. Каждая группа решает по две задачи. Напечатать 4 карточки по 2 задачи.

1) Пехота — 72000 человек

Кавалерия — в 4 раза меньше, чем

Артиллерия — на 4000 человек меньше, чем

Казаки — в 2 раза меньше, чем

Ратники ополчения — 9000 человек

Какова численность русской армии накануне Бородинского сражения?

2) Пехота — 90 000 человек

Кавалерия — 1/3 пехоты

Артиллерия — девятая часть от пехоты.

Инженерные войска — в 10 раз меньше, чем артиллерия

Какова численность французской армии  накануне Бородинского сражения?

 СЛАЙД № 15 (редут русских войск)

Четвертый чтец

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Как вы понимаете выражение «ушки на макушке»?

Учитель (рассчитать площадь, занимаемую русскими войсками)

- А теперь попробуем определить площадь редута французских и русских войск. Приглашаем 4 человек к  доске,  решаем следующие 3 задачи:

1) Позиции русских растянулись на 10 км по фронту и на 5 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями русских (выразить в гектарах).

2) Позиции французов растянулись на 6 км по фронту и на 4 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями французских войск

(выразить в гектарах). Во сколько раз позиции русских больше позиций французов?

3) Бородинское поле расположено в 12 км от города Можайска и в 110 км от города Москвы. На сколько км расстояние до Москвы больше, чем до Можайска? Какую часть составляет 12 км от 110 км ?

4) Французская армия двигается со скоростью 11 км/ч, русская армия, двигаясь навстречу французам со скоростью на 2 км/ч большей, через сколько часов они встретятся, если между ними 12 км.

Два дня велась перестрелка, все ждали основного боя. Найдите в тексте, как ведут себя французы перед решающим сражением и как ведут себя русские.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус…

Тяжело в ученье, легко в бою, — говорил А. В. Суворов, учитель Кутузова.

Малограмотных солдат обучали по –умному, т. к. солдаты не понимали, где право и лево, им приматывали к ногам сено и солому, и тренировали в маршировке.

Представьте себя на месте новобранцев. Встаньте. Шагом марш

СЛАЙД №16 (маршировка )

Физкультминутка.

Сено, солома, сено, солома.

Трусость и лень оставляем дома.

Будем учиться, будем стараться

Сильных врагов нам не стоит бояться

Каждый в душе готовился к кровопролитному бою, и все понимали, что погибнут в этом бою, но враг не пройдёт.

Учитель. (о числе погибших со стороны французских и русских). Решим следующие задачи, где сказано о числе погибших.

СЛАЙД № 9.(бой, где драгуны…) Найдите описание боя.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Какие средства выразительности использует автор при описании боя.

(сравнения, эпитеты, звукопись, аллитерацию)

Страшно представить, как всё происходило в тот день 6 сентября. Вот как вспоминает этот бой один из очевидцев: «Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском».

(можно показать Слайды из фильма)

Вот затрещали барабаны и отступили басурманы. (враги)

Тогда считать мы стали раны, товарищей считать.

Дома вы подготовили самостоятельно задачи по данной тематике. Заслушаем их.

СЛАЙД № 17 (Триумфальная арка)

Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.

Учитель (задача про Триумфальную арку)

В оформление Триумфальной арки входят 8 плит, часть из которых являются барельефами, а на остальных нанесены надписи. Сколько плит каждого вида украшают сооружение, если известно, что барельефов в 3 раза больше, чем плит с текстами.

Подведение итога урока.

Используя математические знания, мы ещё лучше проанализировали текст и глубже сумели понять чувство гордости и уважения поэта к народу – победителю

Итог урока.

Оценки.

Домашнее задание: придумать задачи о бородинском сражении, красочно оформить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не будь на то Г осподня воля, Не отдали б Москвы !

Слайд 2

Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя быть достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Наполеон Бонапарт

Слайд 3

1812, 1814, 1841

Слайд 4

Шпаргалка 100+1/20 от 100 = Д 68:4 =Н 12*1/6 от 12 =В 1200:6 =Б 13 равно 1/3 этого числа=Р 120-1/2 от 120 =Ц 54+15 =И 89-63 =О 11-6 =Ф 20*1/5 от 20 =А 77:1/11 от 77 =Х Тема урока : 200 – 26 – 39 – 26 – 105 – 69 – 17 – 26 24 60 – 69 – 5 – 39 – 80 – 11

Слайд 5

Лермонтов Михаил Юрьевич (в ночь со 2 на 3(15).10. 1814, Москва (в доме генера-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот) — 15(27).07.1841, Пятигорск), русский поэт. По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров П.А. Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Бородино в цифрах

Слайд 6

По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором поколении, принявшие Православие. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.

Слайд 7

Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера".

Слайд 8

Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта: «Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала...»

Слайд 9

(Устный счёт) Год написания вы легко вычислите, выполнив эти задания. 1) В каком году была первая Отечественная война? 2) В каком году родился М.Ю. Лермонтов? 3) В каком году написано стихотворение «Бородино», если Лермонтову было 23 года?

Слайд 10

Редут

Слайд 11

Лафет Картечь

Слайд 12

Бивак Кивер

Слайд 13

Уланы и драгуны

Слайд 14

Пехота — 72000 человек Кавалерия — 1/4 пехоты Артиллерия — на 4000 человек меньше, чем кавалерия Казаки — 1/2 артиллерии Ратники ополчения — 9000 человек Какова численность русской армии накануне Бородинского сражения?

Слайд 15

Пехота — 90000 человек Кавалерия — 1/3 пехоты Артиллерия — девятая часть от пехоты Инженерные войска — в 10 раз меньше, чем артиллерия Какова численность французской армии накануне Бородинского сражения?

Слайд 16

1) Позиции русских растянулись на 10 км по фронту и на 5 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями русских (выразить в гектарах). 2) Позиции французов растянулись на 6 км по фронту и на 4 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями французских войск (выразить в гектарах). Во сколько раз позиции русских больше позиций французов? 3) Бородинское поле расположено в 12 км от города Можайска и в 110 км от города Москвы. На сколько км расстояние до Москвы больше, чем до Можайска? 4) Французская армия двигается со скоростью 11 км/ч, русская армия, двигаясь навстречу французам со скоростью на 2 км/ч большей, через сколько часов они встретятся, если между ними 12 км.

Слайд 17

Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя быть достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Наполеон 5) Французская армия потеряла в Бородинском сражении 35 тысяч человек, а русская армия 45 тысяч. Во сколько раз потери русских больше потерь французов.

Слайд 18

Тяжело в ученье, легко в бою, — говорил А. В. Суворов, учитель Кутузова. Малограмотных солдат обучали по –умному, т. к. солдаты не понимали, где право и лево, им приматывали к ногам сено и солому, и тренировали в маршировке. Представьте себя на месте новобранцев. Встаньте .Шагом марш Сено, солома, сено, солома. Трусость и лень оставляем дома. Будем учиться, будем стараться Сильных врагов нам не стоит бояться

Слайд 19

Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке. Задача про Триумфальную арку В оформление Триумфальной арки входят 8 плит, часть из которых являются барельефами, а на остальных нанесены надписи. Сколько плит каждого вида украшают сооружение, если известно, что барельефов в 3 раза больше, чем плит с текстами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»

Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета».  В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...