Доклад «Связь уроков математики с уроками труда в школе»
статья по математике
Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач коррекционной школы. Курс математики должен дать учащимся такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь.
Педагогические и психологические исследования показывают, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, даже обладая знаниями, не могут ими воспользоваться при решении трудовых задач. У них не возникает ассоциаций между определёнными математическими понятиями, закономерностями и теми жизненными явлениями, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения трудовых операций. На уроках математики надо создавать такие ситуации, в которых бы эти ассоциативные связи создавались.
Так на уроках математики я даю для решения задачи, которые возникают на уроках труда в мастерских, на промышленном предприятии, где учащиеся проходят производственную практику.
При изучении темы «Нахождение части числа» на уроках решаются задачи из практики работы в швейной мастерской.
1. Длина окружности шеи мальчика 36 см. Для построения чертежа выкройки необходимо узнать, чему равна полуокружность шеи мальчика?
Решение.
Читаем условие задачи, объясняем непонятные слова и указываем, зачем необходимы требуемые в задаче сведения. Затем следует решение.
1). Чему равна полуокружность шеи?
36 см : 2 = 18см
Ответ: полуокружность шеи мальчика равна 18см.
2. Окружность груди девочки 96 см. Для построения чертежа выкройки необходимо найти, чему равна ¼ полуокружности груди?
Решение.
1). Чему равна полуокружность груди?
96 см : 2 = 48 см.
2). Чему равна ¼ полуокружности груди?
48 см : 4 = 12 см
Ответ: ¼ полуокружности груди девочки равна 12 см.
При изучении действий с именованными числами можно предложить учащимся задачи из практической работы в столярной и швейной мастерской. Например, такие задачи:
1. Крышка сиденья табурета имеет форму квадрата со стороной 34см 8 мм. Сколько таких сидений можно выпилить из листа фанеры, имеющего форму квадрата со стороной 1м 50см, если на пропил идёт 2 мм?
Решение.
Учитель восстанавливает в памяти учащихся понятия «квадрат», «сиденье», «пропил». Выполняется вместе с учениками чертёж.
Используя чертёж, ученики решают задачу следующим образом:
1) Чему равна длина стороны сиденья вместе с пропилом?
34 см 8 мм + 2 мм = 34 см 10 мм = 35 см
2) Сколько раз сторона сиденья вместе с пропилом уложится по краю листа фанеры?
150 см : 35 см = 4 (ост. 10 )
3) Сколько всего сидений можно вырезать из листа фанеры?
4 шт. х 4 шт. = 16 шт.
Ответ: из данного листа фанеры можно вырезать 16 сидений.
2. Сколько потребуется ступенек для лестницы длиной 2м 34см, если ширина ступеньки 4 см, а расстояние между ступеньками и от концов лестницы до ступенек 3 дм?
Решение.
(Анализируя условие задачи и сделав чертёж, учитель проставляет на нём размер длины лестницы (2 м 34 см), затем от конца лестницы до ступеньки откладывает отрезок и проставляет размер 30 см, к отложенному отрезку присоединяет другой отрезок, равный ширине ступеньки (4 см ). Для того, чтобы ученики яснее представили себе расположение ступенек и расстояние между ними, а также от концов лестницы до ступенек, учитель к имеющимся ступенькам пририсовывает ещё несколько ступенек).
1) Чему равна длина лестницы без расстояния от конца её до первой ступеньки?
234 см – 30 см = 204 см
2) Чему равна длина промежутка между ступеньками вместе с шириной ступеньки?
30 см + 4 см = 34 см
3) Сколько необходимо иметь ступенек для лестницы?
204 см : 34 см = 6 ступ.
Ответ: для лестницы потребуется 6 ступенек.
3. В школьной мастерской для работ на пришкольном участке надо изготовить 8 граблей. Длина колодки граблей 60 см, длина основания каждого зуба 1 см 5 мм, расстояние от основания крайнего зуба до конца колодки 3 см, расстояние между основаниями зубьев равно 6 см. Сколько зубьев необходимо изготовить для всех граблей?
Решение.
Рассматривая чертёж, убеждаемся в том, что сумма расстояний от двух крайних зубьев до концов колодки равна расстоянию между двумя зубьями.
Следовательно, зубьев должно быть столько, сколько раз длина основания одного зуба вместе с расстоянием между зубьями содержится в длине колодки.
1) Чему равна длина основания зуба вместе с промежутком между зубьями?
1 см 5 мм + 6 см = 7 см 5мм
2) Сколько зубьев необходимо для одних граблей?
60 см : 75 мм = 600 мм : 75 мм = 8 зубьев
3) Сколько зубьев необходимо для 8 граблей?
8 зуб. Х 8 = 64 зуб.
Ответ: для изготовления 8 граблей необходимо иметь 64 зуба.
4. Сколько потребуется ткани шириной 80 см для того, чтобы сшить простыню шириной 1м 58см и длиной 2м 21см, если на закладку концов идёт по 2см, а на продольный шов по 1см от каждой полосы?
Решение.
Прочитав условие задачи, выполняем на доске чертёж простыни с раскладкой ткани, проставляя размеры, указанные в задаче.
Обращаю внимание учеников на продольный шов.
Ставим вопросы и решаем:
1) Чему равна ширина всей ткани, идущей на пошив простыни вместе с закладками на продольный шов?
1м 58см + 1см + 1см = 1м 60см
Сравнивая размеры ширины материала с шириной куска ткани, узнаем:
2) Сколько полос ткани шириной 80см уложатся в ширине всего изделия?
160см : 80см = 2 полосы
Рассматривая чертёж простыни, устанавливаем, что такое закладка концов простыни. После этого ставим вопрос:
3) Чему равна длина одной полосы простыни?
2см+2м 21см + 2см = 2м 25см.
Зная, что у нас должно быть две полосы, узнаем:
4) Сколько всего ткани пойдёт на простыню?
2м 25см х 2 = 4м 50см
Ответ: на простыню пойдёт 4м 50см ткани.
5. Сколько ткани шириной 1м следует купить для того, чтобы сшить пододеяльник длиной 1м 98см и шириной 98см, если на боковые швы и на подшивку краёв по концам идёт по 2см?
Решение.
Прочитав условие задачи, учащиеся под руководством учителя делают на доске чертёж, проставляя нужные размеры.
Разбираем, что такое подшивка края. Далее рассуждаем:
- Если длина пододеяльника 1м 98см, а на подшивку края требуется ещё 2 см, то можно узнать, сколько пойдёт ткани на одну сторону пододеяльника вместе с закладкой? Как?
1м 98см + 2см = 2м
- Сколько сторон у пододеяльника?
- Две.
- Если на подшивку одной стороны пододеяльника требуется 2м, а сторон у него две, то можно узнать, сколько всего ткани пойдёт на пододеяльник? Как?
2м х 2 = 4м
Ответ: для такого пододеяльника надо иметь 4м ткани шириной 1метр.
Знания, полученные на уроках труда, а также трудовые навыки, использованные на уроках математики, повышают интерес учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению этого предмета, показывают жизненную необходимость математических знаний.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/12/06/11_2.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/22/picture-50516.jpg)
доклад Формирование ключевых компетенций на уроках математики
В данном докладе раскрыты основные вопросы математики, показывающие связь теории с практикой,указаны основные компетенции, задачи,умения,навыки при изучении математики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175882-1357845098.jpg)
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
Презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики".
Эта презентация к докладу: "Формирование ключевых компетенций на уроках математики"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-390120-1390574949.jpg)
Доклад. Роль игровых элементов на уроках математики в подготовке компетентностного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения
задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей студентов, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости применять знания в нестандартных ситуациях. Это возм...
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-929641-1496771875.jpg)
Связь уроков математики с уроками труда в коррекционной школе 8 вида
Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач коррекционной школы. Курс математики должен дать учащимся такие знания, умения и навыки, которые помогут лу...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/16/picture-1387637-1645027989.jpg)
Доклад «Организация устных упражнений на уроке математики в начальной школе»
Организация устных упражнений на уроке математики в начальной школе...