Кейс по теме "Процентное отношение двух чисел"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Белогородцева Елена Александровна

В кейсе содержатся 3 урока по теме "Процентное отношение двух чисел": 1 урок ознакомления с новым материалом, 2 урок закрепления изученного материала, 3 урок обобщения и систематизации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс: «Процентное отношение двух чисел».

Вид кейса: печатный.

Тип кейса: практический.

Цель: выявить у шестиклассников уровень развития учебно-логических, учебно-информационных и учебно-организационных универсальных  учебных действий, а именно: умения делать вывод на основе предположений и несложных умозаключений; умения систематизировать материал на основе установления родовидовых  отношений; умения осуществлять логическое действие «сравнение» по самостоятельно выбранным критериям; умения осуществлять логическое действие «классификация»; умения осуществлять перевод текста в различные таблицы, схемы и модели; умения самостоятельно осуществлять контроль учебных действий.

Урок 1

1. Организационный момент (1 минута)

2. Проверка домашнего задания (3 минуты)

3. Актуализация опорных знаний (5 минут)

Описание ситуации: На уроке математики к шестиклассникам обратилась кандидат в президенты школьной республики «Триумф» Помозова Алена с просьбой о помощи. Необходимо в рамках предвыборной кампании определить, на сколько процентов изменится количество голосов, если к набранным 112 из 250 голосов учащихся добавить хотя бы половину голосов шестиклассников, а также выяснить, будет ли этого достаточно для победы на выборах.

Давайте поможем Алене справиться с данной проблемой. Может, у кого-то есть проверенный способ, как решить данную проблему?

Цель:  вспомнить правила перевода десятичных дробей в проценты (Игра «Найди пару» https://learningapps.org/display?v=p7v9npjg523).

  1. Перевести в проценты:
  1. 0,02; 2) 0,2; 3) 2; 4) 0,002; 5) половина; 6) четверть;

7) три четверти; 8) треть; 9) десятина; 10) пятая часть.

В первую очередь, когда переводим дробь в проценты, нужно вспомнить основные определения и правила.

Процентом называют одну сотую часть величины или числа.

Чтобы найти 1% от величины, надо разделить величину на 100.

Чтобы записать % в виде десятичной дроби или натурального числа, надо число, стоящее перед знаком %, разделить на 100.

Чтобы записать десятичную дробь или натуральное число в процентах, надо число умножить на 100 и к результату приписать знак %.

Чтобы найти процент от числа, надо разделить данное число на 100 и умножить на количество процентов.

Чтобы найти процент от числа, надо перевести количество процентов в дробь, и умножить данное число на найденную дробь.

Чтобы найти число по заданному количеству процентов, надо данное число разделить на количество процентов и умножить результат на 100.

Чтобы найти число по заданному количеству процентов, надо перевести количество процентов в дробь и разделить заданное число на найденную дробь.

Учащиеся «собирают» правила на интерактивной доске (индивидуальное задание) или игра «Заполнить пропуски» https://learningapps.org/watch?v=pkf3f6pha23  (индивидуально или пара учащихся).

В то же время остальные учащиеся, работая в парах, выполняют задание «Определи тип задачи». https://learningapps.org/watch?v=pcnmvpwu523

Нахождение процента от числа

Нахождение числа по проценту

Новый тип задач

  1. В магазине куртки продавались по цене 8000 руб. за одну куртку. Летом на эту цену стала действовать скидка в 20%. Сколько рублей составляет скидка?
  2. Мама получила премию 180 руб. На подарок дочери она потратила 1% этой премии. Сколько рублей стоит подарок?
  3. В палатку завезли 850 кг огурцов. Покупатель взял для соления 3% всех огурцов. Сколько килограммов огурцов было куплено?
  4. Бригаде поручили отремонтировать участок дороги длиной 760 м. Сколько метров дороги они отремонтируют, когда выполнят 30% задания?
  5. Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60% имели высшую категорию качества. Сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?
  1. Сколько человек было в кино, если 1% всех зрителей составляет 7 человек?
  2. Ученик прочитал 138 страниц, что составляет 23% числа всех страниц в книге. Сколько страниц в книге?
  3. Инженер получил за изобретение премию. 15% премии он передал в Детский фонд. Какую премию получил инженер, если в Детский фонд он передал 120 рублей?
  4. Применяя интенсивную технологию, бригада изготовила сверх плана 250 деталей, перевыполнив тем самым план на 5%. Сколько деталей изготовила бригада?
  5. Автотурист проехал в первый день 120 км, что составляет 15% всего намеченного пути. Какой длины намеченный путь?
  1. В школе 700 учащихся. Среди них 357 мальчиков. Сколько процентов учащихся этой школы составляют мальчики?
  2. У Гриши было 80 р. Он купил тетрадь за 10 р. Сколько процентов своих денег потратил Гриша на тетрадь?
  3. Сколько процентов соли содержит раствор, приготовленный из 35 г соли и 165 г воды?
  4. Из 200 арбузов 16 оказались незрелыми. Сколько процентов всех арбузов составили незрелые арбузы?
  5. В книге 640 страниц. В первый день Лида прочитала 32 страницы. Сколько процентов от всей книги составляет прочитанная часть?

4. Изучение нового материала (10 минут):

Чтобы помочь Алене, надо составить отношение количества голосов, уже отданных за нее к общему количеству голосов и выразить это отношение в процентах.

  1. 112:250*100%=44,8% голосов уже отдано за Алену.

Найденное отношение называется процентным отношением двух чисел.

В 6 классе 30 учащихся, значит, если половина класса отдадут голоса за этого кандидата, то количество голосов увеличится на 15.

  1. 112+15=127 (голосов) – будет отдано;
  2. 250+30=280 (голосов) – всего;
  3. 127:280*100%≈45,4% голосов будет отдано;
  4. 45,4% - 44,8%=0,6% - разница.

Ответ: на 0,6% увеличится количество голосов.

Формулируем правило: чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо их отношение умножить на 100 и к результату дописать знак %.

Отвечаем на вопрос, что показывает процентное отношение двух чисел?

Процентное отношение показывает, сколько процентов одно число составляет от другого.

Формулируем название нового типа задач – задачи на нахождение процентного отношения двух чисел.

5. Групповая работа (10 минут).

1) Изобразите с помощью моделей правило решения простейших задач на  нахождение процента от числа.

1 случай:__________________________________________________

2 случай:__________________________________________________

2) Изобразите с помощью моделей правило решения простейших задач на  нахождение числа по проценту.

1 случай:__________________________________________________        

2 случай:__________________________________________________

3) Изобразите с помощью моделей правило решения простейших задач на  нахождение процентного отношения двух чисел.

1 случай:__________________________________________________

2 случай:__________________________________________________

8) Дайте несколько советов Алене.

6. Самостоятельная работа (10 минут).

Решить по одной задаче из каждой группы.

7. Рефлексия (4 минуты). Советы Алене.

8. Постановка домашнего задания (2 минуты)

Выполнить мини-проект «Процентное отношение двух чисел».



Предварительный просмотр:

Урок 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП (30 минут). От каждой группы нужно разработать и предоставить на уроке не менее пяти рекомендаций к системе подготовки решения заданий данного типа. Показать ваше преимущество. Каждой команде нужно решить предоставленные задания.

Задание для выполнения (приложение 4)

Актуализация знаний – выполнение упражнения «Составь слова» https://learningapps.org/watch?v=ppy5dogd523

Группа 1:  

Тест 1

Сравните два математических объекта по их существенным свойствам: и 325%.  Запишите 2 сходства и 2 отличия у этих объектов.

Сходства:

___________________________

___________________________

Отличия:

___________________________

___________________________

Тест 2

Даны числа: 1; 0,25; 100%; 25%; .

Распределите их на две группы так, чтобы их объединяло общее свойство. Дайте название каждой группе.

Название -

Название -

Тест 3

  1. Поставьте в соответствие текст задачи и решение:

Текст задачи

Решение

Правило

  1. У Маши было 120 рублей. За 96 рублей она купила маме подарок. Какой процент денег истратила Маша на подарок?
  1. 120:100*96

  1. У Маши было 120 рублей. Она купила маме подарок, истратив на него 96% всей суммы. Сколько рублей потратила Маша на подарок маме?

2. 120:96*100

  1. Маша потратила на подарок маме 120 рублей, что составило 96% имевшейся у нее суммы. Сколько денег было у Маши первоначально?

3. 96:120*100

  1. Прочитайте нижеприведенные правила и проверьте правильность выполненной работы. В третьей колонке таблицы напишите номер правила, на которое вы опирались при проверке. Если обнаружили ошибку, зачеркните ее, сверху напишите новый ответ.
  1. Чтобы найти процент от числа, надо разделить данное число на 100 и умножить на количество процентов.
  2. Чтобы найти число по заданному количеству процентов, надо данное число разделить на количество процентов и умножить результат на 100.
  3. Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо их отношение умножить на 100 и к результату дописать знак %.

Задание 4

Семья Ивановых планирует купить натяжной потолок у одной из трёх компаний. Длина комнаты 7,5 м и ширина 4,2 м. Цена натяжного потолка и специальные условия всей покупки приведены в таблице. Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки? Какой процент ежемесячного семейного бюджета вынуждены будут потратить на натяжной потолок Ивановы, если папа зарабатывает 30000 рублей в месяц, а мама 20000 рублей?

Название компаний

Цена

(руб. за м²)

Специальные условия

Компания «Потолочки-потолки»

340

Скидка 10% при заказе от 10 000 рублей. Акция действует до 01.01.2024

Компания «Мастер +»

290

Скидка 13% при заказе от 7 000 рублей. Акция действует до 31.12.2023

Компания «Потолковый»

400

Скидка 23% Акция действует до 25.12.2023

Группа 2:

Тест 1

Сравните два математических объекта по их существенным свойствам: 0,25 и 25%.  Запишите 2 сходства и 2 отличия у этих объектов.

Сходства:

___________________________

___________________________

Отличия:

___________________________

___________________________

Тест 2

Даны числа: 2; 2,7; 200%; 43%; ; 12,5%.

Распределите их на две группы так, чтобы их объединяло общее свойство. Дайте название каждой группе.

Название -

Название -

Тест 3

  1. Поставьте в соответствие текст задачи и решение:

Текст задачи

Решение

Правило

  1. У Миши было 180 рублей. За 72 рубля он купил папе подарок. Какой процент денег истратил Миша на подарок?
  1. 180:100*72

  1. У Миши было 180 рублей. Он купил папе подарок, истратив на него 72% всей суммы. Сколько рублей потратил Миша на подарок папе?

2. 180:72*100

  1. Миша потратил на подарок папе 180 рублей, что составило 72% имевшейся у него суммы. Сколько денег было у Миши первоначально?

3. 72:180*100

  1. Прочитайте нижеприведенные правила и проверьте правильность выполненной работы. В третьей колонке таблицы напишите номер правила, на которое вы опирались при проверке. Если обнаружили ошибку, зачеркните ее, сверху напишите новый ответ.
  1. Чтобы найти процент от числа, надо разделить данное число на 100 и умножить на количество процентов.
  2. Чтобы найти число по заданному количеству процентов, надо данное число разделить на количество процентов и умножить результат на 100.
  3. Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо их отношение умножить на 100 и к результату дописать знак %.

Задание 4

Строительный подрядчик планирует купить линолеум  у одной из трёх компаний. Длина комнаты 7,5 м и ширина 4,2 м. Цена линолеума  и специальные условия всей покупки приведены в таблице. Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки? Какой процент бюджета, выделенного на ремонт квартиры потратит подрядчик, если на одном счету подрядной организации 10000 рублей, а на втором – 40000 рублей?

Название компаний

Цена

(руб. за м²)

Специальные условия

Компания «Добрый пол»

950

Скидка 13% при заказе от 15 000 рублей. Акция действует до 01.03.2024

Компания «Строительный двор»

650

Скидка 7% при заказе от 10 000 рублей. Акция действует до 01.01.2024 

Компания «Перестройка»

553

 Скидка 11% при заказе от 8 000 рублей. Акция действует до 31.12.2023

Группа 3:

Тест 1

Сравните два математических объекта по их существенным свойствам: 1,4 и 140%.  Запишите 2 сходства и 2 отличия у этих объектов.

Сходства:

____________________________

____________________________

Отличия:

__________________________

___________________________

Тест 2

Даны числа: 100%; 0,4%; ; 20%; 0,004; 1.

Распределите их на две группы так, чтобы их объединяло общее свойство. Дайте название каждой группе.

Название -

Название -

Тест 3

  1. Поставьте в соответствие текст задачи и решение:

Текст задачи

Решение

Правило

  1. У Маши было 170 рублей. За 68 рублей она купила альбом. Какой процент денег истратила Маша на покупку?
  1. 170:100*68

  1. У Маши было 170 рублей. Она купила альбом, истратив на него 68% всей суммы. Сколько рублей потратила Маша на покупку?

2. 170:68*100

  1. Маша потратила на альбом 170 рублей, что составило 68% имевшейся у нее суммы. Сколько денег было у Маши первоначально?

3. 68:170*100

  1. Прочитайте нижеприведенные правила и проверьте правильность выполненной работы. В третьей колонке таблицы напишите номер правила, на которое вы опирались при проверке. Если обнаружили ошибку, зачеркните ее, сверху напишите новый ответ.
  1. Чтобы найти процент от числа, надо разделить данное число на 100 и умножить на количество процентов.
  2. Чтобы найти число по заданному количеству процентов, надо данное число разделить на количество процентов и умножить результат на 100.
  3. Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо их отношение умножить на 100 и к результату дописать знак %.

Задание 4

Семья Петровых планирует купить натяжной потолок у одной из трёх компаний. Длина комнаты 7,5 м и ширина 4,2 м. Цена натяжного потолка и специальные условия всей покупки приведены в таблице. Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки? Какой процент ежемесячного семейного бюджета вынуждены будут потратить на натяжной потолок Петровы, если папа зарабатывает 35000 рублей в месяц, а мама 15000 рублей?

Название компаний

Цена

(руб. за м²)

Специальные условия

Компания «Потолочки-потолки»

360

Скидка 10% при заказе от 10 000 рублей. Акция действует до 01.01.2024

Компания «Мастер +»

270

Скидка 13% при заказе от 7 000 рублей. Акция действует до 31.12.2023

Компания «Потолковый»

450

Скидка 23% при заказе от 15 000 рублей.  Акция действует до 25.12.2023

Группа 4 :

Тест 1

Сравните два математических объекта по их существенным свойствам: 0,035% и 3,5.  Запишите 2 сходства и 2 отличия у этих объектов.

Сходства:

___________________________

___________________________

Отличия:

___________________________

____________________________

Тест 2

Даны числа: 20%; 2,7; 270%; 60%; ; 0,2.

Распределите их на две группы так, чтобы их объединяло общее свойство. Дайте название каждой группе.

Название -

Название -

Тест 3

  1. Поставьте в соответствие текст задачи и решение:

Текст задачи

Решение

Правило

  1. У Миши было 190 рублей. За 76 рублей он купил блокнот. Какой процент денег истратил Миша на покупку?
  1. 190:100*76

  1. У Миши было 190 рублей. Он купил блокнот, истратив на него 76% всей суммы. Сколько рублей потратил Миша на покупку?

2. 190:76*100

  1. Миша потратил на покупку блокнота 190 рублей, что составило 76% имевшейся у него суммы. Сколько денег было у Миши первоначально?

3. 76:190*100

  1. Прочитайте нижеприведенные правила и проверьте правильность выполненной работы. В третьей колонке таблицы напишите номер правила, на которое вы опирались при проверке. Если обнаружили ошибку, зачеркните ее, сверху напишите новый ответ.
  1. Чтобы найти процент от числа, надо разделить данное число на 100 и умножить на количество процентов.
  2. Чтобы найти число по заданному количеству процентов, надо данное число разделить на количество процентов и умножить результат на 100.
  3. Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо их отношение умножить на 100 и к результату дописать знак %.

Задание 4

Строительный подрядчик планирует купить линолеум у одной из трёх компаний. Длина комнаты 7,5 м и ширина 4,2 м. Цена линолеума и специальные условия всей покупки приведены в таблице. Во сколько рублей обойдётся наиболее дешёвый вариант покупки? Какой процент бюджета, выделенного на ремонт квартиры потратит подрядчик, если на одном счету подрядной организации 20000 рублей, а на втором – 30000 рублей?

Название компаний

Цена

(руб. за м²)

Специальные условия

Компания «Добрый пол»

850

Скидка 13% при заказе от 10 000 рублей. Акция действует до 01.03.2024

Компания «Строительный двор»

760

Скидка 7% при заказе от 11 000 рублей. Акция действует до 01.01.2024 

Компания «Перестройка»

590

 Скидка 11% при заказе от 8 000 рублей. Акция действует до 31.12.2023

                Каждая команда предоставляет решение своих заданий, предлагает свои рекомендации, показывая их преимущество (9 минут).

Рефлексия (5 минут). Учащиеся совместно с учителем обсуждают уровень достижения поставленных целей. Отвечают на такие вопросы, как:

1. Понравилось ли вам работать с кейсом в команде?

2. Справились ли вы с темпом урока?

3. Что вызывало у вас затруднения?

4. Что вам понравилось на уроке?

Постановка домашнего задания (1 минута). Продолжение работы над мини-проектом.



Предварительный просмотр:

Урок 3

  1. Индивидуальная работа с кейсом (40 минут)

Отметьте правильные решения знаком «+»,

неправильные решения знаком «-»

  1. Стоимость проезда в Нижнем Новгороде на автобусе по транспортной или банковской карте 30 рублей, а за наличный расчет – 35 рублей. На сколько процентов стоимость проезда за наличный расчет дороже стоимости проезда по карте.
  1. 1) =; х==85%;

2) 100% - 85%=4%

2. 1)  

2) 116% - 100%=16%

  1. Семья нижегородцев Алексеевых состоит из трех человек: мама, папа и дочь – студентка. Мама работает 5 дней в неделю с понедельника по пятницу и ездит на работу и обратно на автобусе без пересадок, оплачивая проезд банковской картой. Папа работает по графику: 2 дня рабочих, два дня выходных, и так же ездит на работу и обратно на автобусе без пересадок за наличный расчет. Дочь учится в университете 6 дней в неделю, с понедельника по субботу и добирается к месту учебы и обратно на метро. Определите, какой процент семейного бюджета был потрачен в семье Алексеевых на транспортные расходы в декабре 2023 года, если папа зарабатывает 50000 рублей в месяц, мама – 30000 рублей, а дочь получает стипендию в размере 10000 рублей. Ответ округлите до десятых. Для справки: стоимость проезда в метро 50 рублей, 1 декабря 2023 года – пятница, рабочий день для всей семьи.
  1. 1) (21*30+16*35+26*50)*2=4980 (р.)

2) 50000+30000+10000=90000 (р.)

3) 4980:90000*100%≈5,5%

  1. 1) (21*35+16*30+26*50)*2=5030 (р.)

2) 50000+30000+10000=90000 (р.)

3) 5030:90000*100%≈5,6%

  1. На сколько процентов уменьшится расход на транспорт из семейного бюджета, если дочь будет ездить в университет и обратно на автобусе, оплачивая проезд транспортной картой?
  1. 1) (21*30+16*35+26*30)*2=3940 (р.)

2) 50000+30000+10000=90000 (р.)

3) 3940:90000*100%≈4,4%

4) 5,5%-4,4%=1,1%

  1. 1) (21*35+16*30+26*35)*2=4250 (р.)

2) 50000+30000+10000=90000 (р.)

3) 4250:90000*100%≈4,7%

4) 5,6%-4,7%=0,9%

  1. Рефлексия (3 минуты).

За каждую задачу можно получить от 0 до 3 баллов:

0 баллов – к задаче не приступал или сделано все неверно;

1 балл – попытка выполнения задания, но имеются ошибки в решении;

2 балла – задание выполнено с полным развёрнутым решением.

Отметка «5» - 7-9 баллов;

Отметка «4» - 5-6 баллов;

Отметка «3» - 4-3 баллов;

Отметка «2» - меньше 3 баллов.

  1. Постановка домашнего задания. Окончание работы с мини-проектом. Подготовка к защите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отношение двух чисел

Представленная презентация разработана в виде вспомогательного элемента для уроков математики 5-6 классов при изучении или повторении темы "Отношение двух чисел"...

Урок по теме "Отношение двух чисел"

План – конспект урока Тема урока  «Отношение двух чисел».       ФИО (полностью) Масалкина Надежда Александровна   Место работы МБОУ «Большесо...

Технологическая карта урока математики в 6 классе. "Нахождение отношений двух величин. Масштаб "

Технологическая карта урока математики в 6 классе «Масштаб» Пунанцевой Валентины Алексеевны, учителя математики МБОУ «СОШ № 5» г. Северодвинска - урок закрепления знаний, позволяет повторить с учащими...

Урок "Отношение двух величин" с использованием карточек Учи.ру

laquo;Отношение двух величин». 6 классУМК Дорофеев Г.В. и др....

Урок математики в 6 классе "Отношение двух чисел"

Урок освоения новых знаний по теме "Отношение двух чисел"...

Задачи по математике 6 класса "Процентное отношение двух чисел"

Подбор задач по теме "Процентное отношение двух чисел"...

конспект урока математики в 6 классе по теме: "Процентное отношение двух чисел»

Цель:  1)  ввести понятие процентное отношения двух чисел; определить, что показывает отношение; показать, где применяется процентное отношение двух чисел;2) формировать вычислительные ...