Методическая разработка Тема урока: «Точка. Линии: кривая и прямая. Отрезок. Луч.»
план-конспект урока по математике

Курзанцева Елена Михайловна

Цели урока:

*дать учащимся первичные представления о кривой линии, прямой линии, отрезке, луче;

*продолжить работу по усвоению учащимися состава чисел 2 – 5;

*продолжать пропедевтику темы «Задача».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка Курзанцевой Елены Михайловны

Тема урока: «Точка. Линии: кривая и прямая. Отрезок. Луч».

Цели урока:

*дать учащимся первичные представления о кривой линии, прямой линии, отрезке, луче;

*продолжить работу по усвоению учащимися состава чисел 2 – 5;

*продолжать пропедевтику темы «Задача».

Ход урока:

1. Физкультурная зарядка.

2. Речевая физкультминутка.

№п/п

Действия учителя

Действия обучающихся

1этап

Организационный момент

Проверили готовность на парте и повторили правила посадки учащихся.

2этап

Изучение нового материала:

1. Знакомство с новыми понятиями.

На доске изображено несколько разных линий.

Кривые, прямые, отрезки, точки.

Учитель просит уч-ся внимательно посмотреть на доску и сказать, что они заметили.

(Изображения, учителем  размещаются по группам для определения темы урока).

- Кто догадался и назовёт тему нашего урока?

В результате беседы под руководством делятся изображения на 4 группы:

Точки, кривые линии, прямые линии, отрезки.

2.Графическое изображение изученных линий.

Практически: (учитель на ватмане № 1 на доске чертит линии)

- Чем прямая линия отличается от кривой?

- Каким чертёжным инструментом нужно воспользоваться, чтобы начертить прямую линию?

- Как вы думаете, почему линейку так назвали?

- Про линейку есть стихотворение:

   Я  - линейка,

  Прямота – моя главная черта.

Перед вами листочки в клетку.

- Возьмите синий карандаш, линейку  и начертите  прямую линию. А кривую линию начертите красным карандашом.

- Нужна ли линейка, для того, чтобы начертить кривую линию?

- Поставьте на листочке точку.

- Как вы думаете, сколько прямых линий можно провести через одну точку?

- Проведите через точку одну прямую линию.

- Можно провести ещё прямые линии?

- Проведите.

- Какой вывод можно сделать?

- Как вы думаете, можно ли через одну точку провести бесконечно много кривых линий?

- Попробуйте это сделать.

- Какой вывод можно сделать?

Дети на листочках в клетку.

Линейкой.

Дети чертят линии на листе в клетку.

Высказывания детей.

Дети чертят линии на листе в клетку.

Через одну точку можно провести бесконечно много прямых линий.

Дети чертят линии на листе в клетку.

Через одну точку можно провести бесконечно много кривых линий.

3этап

Физкультминутка  для рук интерактивная.

Повторение движений за экраном.

- А теперь на втором листочке поставьте две точки.

- Сколько прямых линий можно провести через эти две точки?

- Проведите прямую линию.

- Проведите ещё одну прямую линию через эти же точки.

- Получилось ли у вас это сделать? Какой сделаем вывод?

- Поставьте ещё две точки в ваших тетрадях.

- Сколько кривых линий можно провести через них?

- Попробуйте провести кривую линию.

- Можно ещё провести? Проведите и сделайте вывод.

- Поднимите глазки и посмотрите на стену перед собой. Найдите девочку в левом уголочке, в правом уголочке, в центре стены.

- Я вам на парту положила третьи листочки, где уже проведена прямая линия. Поставьте на ней две точки. Выделите цветным карандашом часть линии между точками.

- Как называются эти линии?

(Учитель помогает сделать вывод: отрезок – это часть прямой линии. Отрезок имеет начало и конец, то есть ограничен с двух сторон точками, в отличие от прямой линии, которая не имеет ни начала, ни конца, то есть бесконечна.)

- Перед вами жёлтый пластилиновый кружок и ватные палочки. Что можно сделать из этих предметов?

- Какой стороной удобнее крепить палочки к солнышку? Закрепите. А теперь посмотрите внимательно на вашу поделку.

- Кто заметил новую линию? Перед вами луч, который ограничен с одного конца, как у солнышка. Лучик солнца летит к земле, пока чего-нибудь не коснётся.

- Сколько ограничений у лучика?

Учитель на магнитах закрепляет ватман № 2 с прямыми и кривыми линиями под номерами.

- Проверим, что же вы сегодня узнали? Разделите все линии на две группы. Назовите их номера. (Учитель пишет номера на доске).

- Каких ещё линий нет?

Учитель на магнитах закрепляет ватман № 3 с отрезками и лучами под номерами.

- Назовите номера отрезков и лучей?

Высказывания детей.

Дети пытаются выполнить задание учителя и приходят к выводу, что это сделать невозможно.

Через две точки можно провести только одну прямую.

Проводят.

Через две точки можно провести много кривых линий.

Отрезки. Потому что их отрезали от прямой линии.

Солнышко лучистое.

Ваткой.

Одно.

Прямые линии 2, 3, 5.

Кривые линии 1,4.

Отрезков и лучей.

Отрезки 1,3,4.

Лучи 2,5.

4этап

Физкультминутка для ног и туловища (интерактивная).

Повторение движений за экраном.

5этап

Пропедевтика темы задача.

- Счёт цепочкой для повторения состава чисел 2 – 5.

- Посмотрите на картинки. Какое задание будем выполнять?

- Составьте рассказы и поставьте к ним вопросы.

- Какое числовое выражение соответствует первому рисунку?

- Какое числовое выражение соответствует второму рисунку?

- Какие числовые выражения оказались «лишними»?

- Составьте рассказ к выражению 5 – 1 = 4

Было 4 цыплёнка. Прибежал ещё один. Сколько цыплят стало.

4+1=5

Было 5 утят. Два утёнка ушло. Сколько осталось утят?  5-2=3

4-1=3       5-1=4

6этап

Составление и чтение равенств.

- Составьте выражения в соответствии с рисунками.

(Добиваться от учащихся чтения записанных выражений разными способами).

Запись только на доске.

6этап

Итог урока.

- Какие открытия сегодня сделали?

- Какая линия называется прямой?

- Что такое «отрезок»?

- Сколько прямых линий можно провести через одну точку?

- Через две точки?

Узнали о прямой, кривой линии, отрезке и луче.

Ограниченная часть прямой линии.

Много.

Одну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема урока : "Моя Школа. Present Progressive Tense"

Представляю свою разработку урока по английскому языку для 6 класса попо п попопо ппппааПМАССС...

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Методическая разработка интегрированного урока по алгебре и информатике в 9 классе с использованием табличного процессора Exсel по теме: «Уравнения прямой, параболы, гиперболы» Учебник:Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова Алгебра. 9 клас

В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий  (ИТ). Исполь...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Построение чертежа прямой юбки»

Методическая разработка открытого урока по теме: «Построение чертежа прямой юбки»...

Методическая разработка дистанционного урока в 6 классе на тему "Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности"

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Обучающие:- Определить все варианты возможного расположения двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности;- Развитие математического мышления.- Ра...

Методическая разработка к уроку по геометрии по теме "Объем прямой призмы и цилиндра"

Форма урока: комбинированный урокТип урока: Урок повторного  контроля знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала.Цели урока:обучающая: усовершенствование умений решать задачи...