Внеурочная деятельность как элемент внешней оценки образовательных достижений учащихся
статья по математике (8 класс)

Волкова Ольга Владимировна

В последнее время серьезно изменяются представления о том, какой должна быть математическая подготовка в основной школе.  Модернизация системы образования и появление новых образовательных ориентиров не могли не коснуться и школьного математического образования. На первый план выходят задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как элемент внешней оценки образовательных достижений учащихся.

В последнее время серьезно изменяются представления о том, какой должна быть математическая подготовка в основной школе.  Модернизация системы образования и появление новых образовательных ориентиров не могли не коснуться и школьного математического образования. На первый план выходят задачи формирования интеллектуальной, исследовательской культуры школьников.

     Совершенно очевидно, что система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ по математике. Исходя из требований ФГОС понятие результаты образовательной деятельности обучающихся предполагает предметные, метапредметные и личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающихся.

           Говоря об образовательных достижениях мы рассматриваем достижения учащихся планируемых результатов по математике с учетом: владения предметными понятиями и способами действия, умения применять знания в новых условиях, системности знаний. При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях, но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.

При этом приоритетными в диагностике предметных результатов становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учащимся в ходе решения информационного продукта: вывода, оценки, модели и т.п. Именно эта составляющая в последнее время выходит на первый план. Индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект внешней оценки.

             Хочу остановиться на одном из аспектов внешней оценки достижений результатов учащихся и их оценки качества образования – это внеурочная деятельность, которая включает участие в олимпиадах и конкурсах. Олимпиадное движение оказывает положительное воздействие на становление личности ребенка, воспитывая при этом ответственность за начатое дело, аккуратность, трудолюбие и целеустремлённость. Олимпиады дают учащемуся свободу выбора, они способны поддержать и развить не только интерес к школьному предмету, но ориентировать ребенка на самостоятельную деятельностную активность в процессе подготовки ответов к вопросам по темам школьной программы, в работе с дополнительным научным материалом повышенной сложности. Участники олимпиады, применяют накопленный багаж знаний, логическое мышление, эрудицию и интуицию в незнакомых, нестандартных ситуациях  - все это способствует расширению научно-исследовательского кругозора ученика.

Всемирная информационная паутина сети Интернет предлагает современному образовательному сообществу привлекать в своей работе дистанционные предметные олимпиады, конкурсы и викторины в целях актуализации интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дистанционная олимпиада — это эффективный способ выявления, поддержки и дальнейшего развития природного потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности носит и психологический характер, так как способствует нерешительным, робким, застенчивым ребятам проявить свои возможности, заявить о себе, самоутвердиться.

Ежегодно в России проводится огромное количество школьных олимпиад для детей с 1 по 11 класс. Их популярность из года в год только возрастает.  Учащиеся нашей школы принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, но многие из них уже стали традиционными: «Кенгуру», «Ребус», «Олимпус», олимпиады проекта Учу.ру, кроме того ученики нашей школы выступают с исследовательскими работами на научно-практических конференциях различного уровня.

Но стоит отметить об одном важном аспекте участия в олимпиадах - поступление в лучшие ВУЗы через олимпиады. Школьнику, способному показать на ЕГЭ результат 75+, нет смысла заниматься одной лишь подготовкой к ЕГЭ — следует также готовиться к олимпиадам по математике и активно участвовать в них.

Серьёзная подготовка к олимпиадам и активное участие в них намного важнее и полезнее обычной подготовки к ЕГЭ. Имеется целый ряд причин для того, чтобы сконцентрировать свое внимание именно на олимпиадах:

‒ подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение математики и физики плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач; такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в вузе;

‒ готовясь к олимпиадам, вы автоматически получаете исчерпывающую информацию и учебный материал к ЕГЭ, причём на гораздо более высоком уровне;

‒ диплом победителя и призера олимпиады обеспечит льготы при поступлении (по профильному предмету).

            В заключении следует отметить, что олимпиадное движение оказывает существенную поддержку в становлении ценностного и целостного мировоззрения школьника, представляют собой сложный, но единый и слаженный механизм деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на обучение и воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы оценки образовательных достижений учащихся

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности, и образо...

Технология «Портфель ученика» как способ оценки образовательных достижений учащихся

Презентация о технологии "Портфель ученика" как способе оценки образовательных достижений учащихся...

Августовское совещание учителей математики и информатики Аксубаевского муниципального района " Оценка образовательных достижений учащихся по математике"

Оценка предметных результатов обучения (2 слайд)Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для дан...

Система оценки образовательных достижений учащихся в образовательном учреждении

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учащимися образовательной программы основного общего образования (далее – система оценки) является составляющей частью целевого раздела образ...

Система оценки образовательных достижений учащихся по английскому языку в соответствии с ФГОС

Как организовать проверку знаний, чтобы она выполняла все возложенные на нее функции? Как правильно определить место и время проверки и оценки  на уроке? Какие методы и методические приемы исполь...

Внеурочная деятельность как элемент внешней оценки образовательных достижений учащихся

В последнее время серьезно изменяются представления о том, какой должна быть математическая подготовка в основной школе.  Модернизация системы образования и появление новых образовательных ориент...