Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная разноуровневая программа «Ментальная арифметика»
рабочая программа по математике (5 класс)

Климовец Екатерина Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная разноуровневая  программа «Ментальная арифметика» разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_mentalnaya_arifmetika.docx260.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная разноуровневая  программа «Ментальная арифметика» разработана в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

        Программа имеетестественнонаучную направленность.

        Программа "Ментальная арифметика" — это система развития головного мозга, посредством использования специальных счёт - Абакуса.

        Абакус позволяет решать арифметические задачи любой сложности.

        Программа основана на применении уникальной методики гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.

Актуальность программы.

        Глобальные вызовы современному образованию призывают педагогическое сообщество искать новые формы раскрытия потенциала каждого ребенка. Сегодня, для достижения высоких метапредметных результатов, у детей необходимо развивать способность к многомерному мышлению.

 Это обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Потребность общества в людях, способных нестандартно решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности постоянно растет. Социальный заказ государства и общества на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит перед современной педагогикой задачу по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через внедрение инновационных образовательных технологий, привлечение ресурсов дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов работы.

        Актуальность разноуровневой программы «Ментальная арифметика» заключается в предоставлении всем детям, желающим посещать одноименное творческое объединение, возможности занятий независимо от способностей и уровня общего развития и предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

 Программа полностью соответствует современным вызовами востребована детьми и родителями.

        Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на умственное развитие детей.

        В программе используются новые формы обучения устному счёту, с помощью специальных счет –Абакус.

 Считается, что каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое позволяет развить творчество, образное восприятие и мышление. Левое полушарие в ответе за логическое мышление. Работа на Абакусе тренирует полушария головного мозга. Этот предмет позволяет ребенку совершенно свободно складывать и вычитать. Данная программа способствует развитию умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах, Абакусе,без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счет в «умe».         

Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера.

        Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями.

        Программа "Ментальная арифметика" рассчитана на два уровня сложности:

1. «Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. «Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

        Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся навыков абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также для повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволяет формировать, развивать, корректировать эти навыки, а также легко включиться в процесс обучения.

При проведении занятий предусмотрено использование различных педагогических технологий (технология группового обучения, технология коллективного взаимодействия, технология игровой деятельности, коммуникативная технология, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология, дистанционные образовательные технологии), которые обеспечиваютпрочные результаты обучения.Используемые формы и методы организации учебного процесса создают совокупность условий для развития обучающихся.

        Ментальная арифметика способствует:

  • Развитию межполушарного взаимодействия;
  • Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;
  • Развитию уверенности в собственных силах;
  • Улучшению внимательности и концентрации внимания.

        Ключевым преимуществом занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить математические способности, используются задания на логику и пространственное мышление. С помощью развивающих игр тренируется смекалка, внимание и наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения.

        В данной программе соблюдаются последовательность, целесообразность, логичность при переходе от одной темы к другой, принцип от простого к сложному, изучение следующей темы плавно вытекает из изучения предыдущей.

Адресат программы.

Программа «Ментальная арифметика» рассчитана на детей в возрасте от 8 до 12 лет.

Программа является доступной:

- для детей сограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,не имеющих противопоказаний для занятий данным видом деятельности(посредством применения специального оборудования);

-для детей, проявляющих выдающиеся способности(посредством применения заданий повышенной сложности);

- длядетей,  проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдалённых территориях(посредством использования дистанционных образовательных технологий);

 -для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

        Объем программы - 81 час.

Срок реализации – 1 год.

Режим занятий - занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа (27 недель) и 1 раз в неделю по 3 часа (9 недель).

Формы организации образовательного процесса:очная, групповая.

Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, развивающие игры.

Цель программы: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на Абакусе.

        Задачи программы:

Образовательные:

- обучать технологии работы на Абакусе;

- совершенствовать вычислительные навыки с помощью арифметических счет Абакус;

- обучать умению выстраивать мысленную картину чисел на Абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти;

- расширять кругозор обучающихся.

Развивающие:        

- развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;

- развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

- развивать познавательную активность через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода.

Воспитательные:

- формировать мотивацию на получение дополнительных знаний;

- мотивировать инициативность и самостоятельность;

- способствовать формированиюуверенности в себе;

- содействовать воспитанию гармоничной, стрессоустойчивой личности ребенка;

-формировать потребность в сотрудничестве, взаимодействии  со  сверстниками,  умение  подчинять  свои  интересы определенным правилам.

Планируемые результаты освоения программы.

        Предметные результаты.

        К концу обучения обучающиеся должны знать: основную терминологию по всем разделам программы, иметь представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции.

Обучающийся должен уметь: работать на Абакусе, совершать арифметические действия на Абакусе и ментально, выполнять упражнения на развитие логического мышления.

        Метапредметными результатами освоения программыявляется формирование универсальных учебных действий (УУД):

– в сфере познавательных УУД обучающиеся научатсяосуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

– в сфере коммуникативных УУД обучающиеся научатсявести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

– в сфере регулятивных УУД  обучающиесянаучатсяставить учебную цель, планировать ее реализацию, организовывать свое рабочее место.

        Личностными результатами освоения программы являются:

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; усвоение правил поведения на дорогах, на льду, правил пожарной безопасности, электробезопасность;

- формированиеморального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным  поступкам;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- развитие психофизических и эмоциональных характеристик личности: памяти, внимания, волевых качеств, логического и пространственного воображения.

Формы подведения итогов реализации программы.

        1. Промежуточная аттестация (практическая работа).

        2. Итоговая аттестация (арифметический диктант).

Результативность освоения программы определяется следующими способами проверки: опросы, наблюдения, практические работы.

Учебный план.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

 1.

Вводное занятие.Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция.

2

1

1

Тестирование

  2.

Знакомство с числами 1-4 и 5-9 на Абакусе.

11

4

7

Наблюдение, работа с таблицами

  3.

Набор чисел от 10 до 99.

10

2

8

Наблюдение, решение примеров

  4.

Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на Абакусе.

10

4

6

Наблюдение, решение примеров

 5.

Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата».

12

3

9

Наблюдение, практическая работа

6.

Сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга»

12

3

9

Наблюдение, решение примеров

7.

Сложение и вычитание комбинированным методом

12

4

8

Наблюдение, практическая работа

8.

Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.

9

2

7

Наблюдение, решение примеров

9.

Итоговое занятие.

3

1

2

Арифметический диктант

Тестирование

Итого:

81

24

57

Содержание учебного плана.

        1. Вводное занятие. Знакомство с ментальной арифметикой (2 часа)

        Теория.

Правила внутреннего распорядка обучающихся, правила ТБ на занятиях, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения, антитеррористическая техника безопасности, электробезопасность. Тематический план занятий на год. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция. Правила передвижения косточек, использование большого и указательного пальцев (1 час).

        Практика.

Знакомство с детьми. Экскурсия по учреждению. Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы. Тестирование.(1 час).

«Стартовый уровень» - работа с «земными косточками»;

«Базовый уровень» - работа с «земными» и «небесными» косточками.

        2. Знакомство с числами 1-4 и 5-9 на Абакусе (11 часов)

        Теория.

Изучение чисел 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе  чисел 5-9 (4 часа).

        Практика.

Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9 (7 часов).

«Стартовый уровень» - прибавление и вычитание «земных» и «небесных» косточек отдельно, работа с таблицами Шульте 3х3;

«Базовый уровень» - работа с «земными» и «небесными» косточками как отдельно, так и вместе. Работа с таблицами Шульте 4х4.

        3.Набор чисел от 10 до 99 (10 часов)

        Теория.

Определение чисел 10-99 с Абакуса (2 часа).

        Практика.

Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах10-99 (8 часов).

«Стартовый уровень» - прибавление и вычитание десятков и единиц к ним; «Базовый уровень» - прибавление и вычитание двухзначных чисел.

        4. Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на Абакусе (10 часов)

        Теория.

Определение чисел с Абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999 (4 часа).

        Практика.

Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999.. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999 (6 часов).

«Стартовый уровень» - прибавление и вычитание сотен, десятков и единиц; работа с таблицами Шульте 4х4;

«Базовый уровень» - прибавление и вычитание трехзначных чисел. Работа с таблицами Шульте 5х5.

        5. Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» (12 часов)

        Теория.

Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5.Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5 (3 часа).

        Практика.

Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» (9 часов).

«Стартовый уровень» - прибавление и вычитание «5» в разряде единиц;

«Базовый уровень» - прибавление и вычитание «5» в разрядах единиц, десятков и сотен.

        6. Сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга» (12 часов)

        Теория.

Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10 (3 часа).

        Практика.

Решение примеров на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга» (9 часов).

«Стартовый уровень» - применение формул добавления чисел 1-9 в разрядах единиц и десятков; упражнения на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга» в разряде десятков;

«Базовый уровень» - применение формул добавления чисел 1-9 в разрядах единиц и десятков и сотен; упражнения на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга» в разряде десятков и сотен.

        7. Сложение и вычитание комбинированным методом (12 часов)

        Теория.

Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом (4 часа).

        Практика.

Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (8 часов).

«Стартовый уровень» - сложение и вычитание комбинированным методом в три действия.

«Базовый уровень» - сложение и вычитание комбинированным методом в пять действий.

8.Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел (9 часов)

        Теория.

Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом (2 часа).

        Практика.

Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (7 часов).

«Стартовый уровень» - сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга» комбинированным методом в три действия. Работа на вычисление без Абакуса в три действия.

«Базовый уровень» - сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга» комбинированным методом в пять действия. Работа на вычисление без Абакуса в пять действий.

9. Итоговое занятие (3 часа)

Теория.

Обобщение пройденного материала(1 час).

Практика.

Итоговое тестирование(2 часа).

Календарный учебник график.

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Место проведения

Форма

Контроля

1.

Сентябрь

05.09.

15.00-15.40

15.50-16.30

Вводное занятие.  Правила внутреннего распорядка обучающихся. Правила  ТБ на занятиях. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения. Антитеррористическая ТБ. Электробезопасность.

2/0

Теория

Фронтальный опрос

12.09.

15.00-15.40

15.50-16.30

Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция.

1/1

Теория/практика

Беседа

19.09.

15.00-15.40

15.50-16.30

Изучение чисел 1-4 на абакусе.

1/1

Теория/практика

Фронтальный опрос

26.09

15.00-15.40

15.50-16.30

Добавление и вычитание на Абакусе  чисел 1-4.

1/2

Теория/практика

Опрос

2.

Октябрь

03.10

15.00-15.40

15.50-16.30

Изучение чисел 5-9 на Абакусе.

0/2

Практика

Наблюдение

10.10.

15.00-15.40

15.50-16.30

Добавление и вычитание на Абакусе  чисел 5-9.

1/1

Теория/практика

Опрос

17.10.

15.00-15.40

15.50-16.30

Набор чисел от 10 до 99.

1/1

Теория/практика

Опрос

24.10.

15.00-15.40

15.50-16.30

Определение чисел с Абакуса.

1/2

Теория/практика

Опрос

31.10

15.00-15.40

15.50-16.30

Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

0/2

Практика

Наблюдение

3.

Ноябрь

07.11.

15.00-15.40

15.50-16.30

Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99.

0/3

Практика

Наблюдение

14.11.

15.00-15.40

15.50-16.30

Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на Абакусе.

1/1

Теория/практика

Фронтальный опрос

21.11.

15.00-15.40

15.50-16.30

Определение чисел с Абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999.

1/1

Теория/практика

Опрос

28.11

15.00-15.40

15.50-16.30

Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999.

1/1

Теория/практика

Наблюдение

4.

Декабрь

05.12.

15.00-15.40

15.50-16.30

Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999.

1/1

Теория/практика

Наблюдение

12.12.

15.00-15.40

15.50-16.30

Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999.

0/2

Практика

Наблюдение

19.12.

15.00-15.40

15.50-16.30

Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999.Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999.

1/1

Теория/практика

Опрос, наблюдение

26.12.

15.00-15.40

15.50-16.30

Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Новогодняя викторина.

1/2

Теория/практика

Фронтальный опрос,

рефлексия.

5.

Январь

16.01.

15.00-15.40

15.50-16.30

Базовые упражнения на сложение.

0/2

Практика

Наблюдение

23.01.

15.00-15.40

15.50-16.30

Формулы вычитания чисел 1-4.

1/1

Теория/практика

Опрос, наблюдение

30.01.

13.50-14.30

14.40-15.20

15.30-16.10

Базовые упражнения на вычитание с 5. Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата».

0/3

Практика

Наблюдение

6.

Февраль

06.02.

15.00-15.40

15.50-16.30

Сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9.

1/1

Теория/практика

Беседа

13.02.

15.00-15.40

15.50-16.30

Базовые упражнения на сложение с 10.

1/2

Теория/практика

Опрос

20.02.

15.00-15.40

15.50-16.30

Формулы вычитания с 10 методом.

1/1

Теория/практика

Опрос

27.02.

15.00-15.40

15.50-16.30

«Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10.

1/1

Теория/практика

Наблюдение, беседа

7.

Март

06.03.

15.00-15.40

15.50-16.30

Решение примеров на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга».

0/2

Практика

Наблюдение

13.03.

15.00-15.40

15.50-16.30

Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом  «Помощь друга».

0/3

Практика

Наблюдение, беседа

20.03.

15.00-15.40

15.50-16.30

Сложение и вычитание комбинированным методом.

1/1

Теория/практика

Наблюдение, беседа

27.09.

15.00-15.40

15.50-16.30

Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом

1/1

Теория/практика

Наблюдение

8.

Апрель

03.04.

15.00-15.40

15.50-16.30

Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом.

0/2

Практика

Беседа, наблюдение

10.04.

15.00-15.40

15.50-16.30

Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.

0/2

Практика

Наблюдение

17.04.

15.00-15.40

15.50-16.30

Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.

2/1

Теория/практика

Опрос, наблюдение

24.04

15.00-15.40

15.50-16.30

Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом.

0/2

Практика

Опрос, наблюдение

9.

Май

01.05.

15.00-15.40

15.50-16.30

Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом.

0/2

Практика

Опрос, наблюдение

08.05.

15.00-15.40

15.50-16.30

Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы.

0/2

Практика

Беседа, наблюдение

15.05.

15.00-15.40

15.50-16.30

Выполнение заданий, решение примеров.

0/2

Практика

Наблюдение

22.05

15.00-15.40

15.50-16.30

Выполнение заданий, решение примеров.

0/2

Практика

Рефлексия

29.05

15.00-15.40

15.50-16.30

Итоговое занятие.

1/2

Теория/практика

Рефлексия

Условия реализации программы.

Для реализации Программы необходим отдельный  учебный кабинет, который  должен быть оснащен мебелью и специальным оборудованием: стол учительский, столы ученические, стулья, книжный шкаф, тумба для пособий, учебная доска, флеш-карты от 0 до 99, маленькие ученические Абакусы, большой демонстрационный Абакус (учительский), телевизор, ноутбук, музыкальные колонки, песочные часы.

Методическое обеспечение.

Информационное обеспечение.

Для успешной реализации программы на учебных занятиях используются:

- лекционные материалы, методическая литература;

- материалы упражнений (на межполушарное взаимодействие, на развитие мелкой моторикии др.), игр,заданий;

- дидактические материалы (бланки, таблицы,схемы и т.д.) (Приложение 1).

        Алгоритмы деятельности: организационно-мотивационная часть, актуализация знаний по теме занятия, информационная часть, усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания обучающимися материалов занятия, практические задания, тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, анализ успешности достижения цели занятия, рефлексия, итоговая часть.

        Для работы с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами и с детьми, проявляющими выдающиеся способности, используются разноуровневые задания, а также инновационные формы организации занятий, которые способствуют созданию рабочей атмосферы и сотрудничества.

Техническое оснащение занятий:

- индивидуальныеАбакусы;

- флеш-карты;

- настольные игры;

- ноутбук;

- канцелярские принадлежности.

Для доступности данной программы детям с ограниченными возможностями здоровья и детям - инвалидам предусмотрено использование специального оборудования:

- доска интерактивная MimioBoard 78";

- клавиатура Clevy с большими кнопками;

- акустическая система Sven 2.0 SPS-702;

- комплект CD-дисков с релаксационной музыкой.

Для достижения поставленных цели и задач используются различные формы и методы:

1. Словесные методы обучения:

- лекция;

- инструкция;

- объяснение;

- беседа;

- диалог с обучающимися, обучающиеся друг с другом;

- консультация.

        2. Наглядный метод обучения:

- наглядные материалы: флеш-карты, таблицы, изобразительные пособия и др.

- счеты Абакус.

3. Методы практическо-ориентированной деятельности работы:

- упражнения;        

- письменная работа: конспект, заполнение таблиц, схем.

4. Проектный метод:

- моделирование ситуаций;

- планирование своей деятельности.

5. Игровой метод:

- настольные игры.

6. Психологические и социологические методы:

- анкетирование;

- психологические тесты.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимодействия, технология игровой деятельности, коммуникативная технология, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология, дистанционные образовательные технологии.

Контрольно-измерительные материалы.

        Программа объединяет теоретический, практический и контрольно-итоговый учебный материал.

        Программа предусматривает три уровня усвоения учебного материала: 1 уровень усвоения – низкий; 2 уровень усвоения – средний; 3 уровень – высокий. В основе определения уровня усвоения программы лежит методика Буйловой Л.Н., личностные и метапредметные результаты усвоения программы определяются путем наблюдения, анкетирования, тестирования(Приложение 2).

Список литературы.

  1. Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей – URL: https://litportal.ru/avtory/kuralay-eruskyzy-zhunisbekova/kniga-mentalnaya-arifmetika-metodicheskoe-posobie-dlya-prepodavateley-i-roditeley-769165.html
  2. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mentalnaya-arifmetika-kak-netraditsionnyy-metod-obucheniya-ustnomu-schyotu-doshkolnikov

        3. Артур Бенджамин, Майкл Шармер «Магия чисел. Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы». Издательство Манн, Иванов и Фербер. 2013г., 500с.

        4. Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, 2014, 68 с.

        5. Ментальная арифметика «Абакус» Сборник заданий 1, 2014, 84с.

        6.http://www.abakus-center.ru/

Приложение 1

Дидактические материалы

Таблица Шульте3х3

http://naymenok.ru/wp-content/uploads/2018/10/tablitsyi-shulte-dlya-detey.jpgи др.

Таблица Шульте4х4

и др.

Таблица Шульте 5х5

http://4.bp.blogspot.com/-YjPY0U0cME0/T3JMJdf7rCI/AAAAAAAAAEs/gqRhS5iPrTY/s1600/%25E2%2588%25866.pngи др.

Упражнение «Алфавит»

Учащиеся громко произносят верхнюю букву в паре и поднимают, соответственно, правую руку, если снизу буква «П», и левую руку, если снизу буква «Л». Если буква «В», то одновременно поднимают обе руки вместе.  

Тренировочные задания

Простое сложение и вычитание

Совокупность операций простого сложения и вычитания чисел

1-1=

2-2=

3-3=

4-4=

5-5=

6-6=

7-7=

8-8=

9-9=

9-3=

6-1=

6-5=

7-2=

7-5=

8-3=

8-5=

9-4=

9-5=

5-5=

9-2=

10-10=

11-11=

12-12=

13-13=

14-14=

15-15=

16-16=

17-17=

18-18=

19-19=

21-1=

22-2=

23-3=

24-4=

25-5=

26-6=

27-7=

28-8=

29-9=

30-30=

11-11=

66-66=

22-22=

77-77=

33-33=

88-88=

44-44=

99-99=

55-55=

44-22=

16+13=

17-12=

15+14=

16-11=

21+13=

27+11=

28+11=

21+21=

15+34=

25+24=

38+11=

49+50=

76+12=

47+51=

17+21=

56+21=

64+15=

36+52=

25+24=

39+10=

12+17=

13+16=

15+14=

35+50=

13+21=

25+13=

23+16=

12+30=

32+17=

22+27=

18+31=

27+51=

13-11=

23+25=

17+12=

44+55=

43+51=

53+11=

42+55=

17+61=

25+12=

22+27=

25+11=

44+55=

53+31=

54+15=

11+21=

15+34=

16+33=

54+15=

43+51=

23+25=

14+25=

55+44=

64+25=

13+25=

34+15=

25+11=

38-11=

13+21

11+11=

22+22=

66+11=

77+11=

88+11=

3+1=

1+3=

5+1=

2+1=

55+11=

55+11=

28+11=

622+12=

413+21=

55+1=

117+11=

118+331=

228+111=

331+111=

222+111=

121+111=

555+444=

765+111=

353+141=

221+118=

11-11=

66-66=

22-22=

77-77=

33-33=

3-1=

11-1=

14-1=

84-1=

88-88=

67-11=

28-11=

622-12=

443-21=

44-44=

97-81=

624-121=

228-111=

331-111=

88-88=

121-111=

781-231=

766-111=

413-211=

876-321=

Примеры на сложение    формула  «Младшие товарищи»

Форм  +1=+5-4

 +2=+5-3

 +3=+5-2

 +4=+5-1

4+1=

24+1=

14+31=

44+11=

114+221=

224+121=

334+551=

444+111=

234+111=

341+511=

453+121=

344+511=

3+2=

13+2=

33+2=

53+22=

23+12=

13+32=

113+12=

123+12=

133+321=

533+222=

313+232=

123+222=

333+222=

453+242=

331+212=

2+3=

23+3=

22+3=

43+33=

23+13=

22+33=

13+33=

212+313=

223+331=

622+333=

323+233=

222+333=

333+333=

453+523=

331+313=

4+4=

11+4=

11+44=

24+44=

44+44=

14+44=

114+224=

111+444=

231+444=

341+444=

453+444=

453+444=

344+144=

334+114=

224+224=

Примеры на вычитание, формула  «Младшие  товарищи»

Форм   -1=-5+4

  -2=-5+3

  -3= -5+2

  -4= -5+1

5-1=

15-11=

25-11=

65-11=

55-11=

65-51=

655-11=

857-17=

758-112=

751-211=

225-111=

155-111=

555-111=

453-411=

453-212=

571-121=

856-116=

5-2=

15-12=

25-22=

55-22=

65-12=

65-22=

655-22=

857-122=

751-221=

575-222=

225-112=

856-622=

571-211=

365-112=

555-222=

453-122=

545-212=

5-3 =

15-13=

25-23=

65-13=

55-33 =

65-53 =

655-33=

857-131 =

751-231 =

575-311 =

225-113=

774 -113=

856-633 =

571-311 =

365-153 =

555-333=

 453-133=

545-313=

5-4 =

15-4 =

25-4 =

65-4 =

65-44=

55-44 =

57-47 =

58-44 =

751-241=

755-444=

856-446 =

571-421=

178-144 =

555-444 =

453-433=

543-242=

178-144=

Решение примеров на сложение  формула   «Старшие товарищи»

+9= +10-1

+8= +10-2

+7= +10-3

+6= +10-4

+5 = +10 -5

4+9=

3+9=

9+9=

8+9=

14+19=

12+19=

19+29=

16+19=

39+99=

79+19=

189 + 199 =

571 + 219 =

571 + 219 ==

111 +779=

111 + 999=

666 + 999=

919 + 919=

4+8=

3+8=

9+8=

74+8=

14+18=

44+88=

74+18=

23+88=

63+18=

86+82=

21+82=

28+18=

624 + 188=

134+188=

444 + 888=

222 + 188=

999 + 888

4+7=

3+7=

9+7=

8+7=

14+7=

53+17=

19+27=

18+27=

39+57=

73+17=

89+77=

831+751=

132 + 571=

444 + 777=

247 + 171=

999 + 777=

918 + 751 =

4+6=

9+6=

19+6=

59+6=

14+16=

54+16=

94+66=

42+61=

44+66=

99+66=

64+16=

579+216=

141+167=

410+622=

144+166=

999+666=

919+626=

7+5=

6+5=

9+5=

18+5=

67+55=

95+54=

76+15=

59+25=

39 + 55 =

86 + 51 =

87 + 52 =

517 + 571 =

622 + 511=

779 + 555=

171 + 253=

889 + 555=

919 + 515=

+4= +10 -6

+3= +10 -7

+2= +10 -8

+1 = +10 -9

6+4=

9+4=

19+4=

56+4=

82+45=

56+14=

96+64=

75+42=

82 + 45=

99 + 44 =

69 + 14 =

571 + 146 =

167 + 141=

677 + 410=

166 + 144=

999 + 444=

611+453=

8+3=

7+3=

19+3=

28+3=

87+33=

92+35=

77+13=

199+33=

86+32=

187+ 133=

169 + 113 =

831+311 =

571 + 131 =

777 + 333 =

727 + 313 =

171 + 132 =

171 + 132 =

8+2=

18+2=

19+2=

18+12=

29+12=

82+22=

99+22=

881+22=

289 + 122 =

898 + 222 =

289 + 122 =

838 + 152 =

288 + 622 =

888 + 222 =

828 + 212 =

999 + 222 =

909 + 232 =

9+1=

19+1=

29+1=

59+1=

99+1=

91+11=

19+21=

29+11=

39+51=

91+12=

79+11=

209 + 571 =

139+ 571=

779 + 111=

191+212=

999+ 111=

919 + 121=

Решение примеров на вычитание  формулой «Старшие  товарищи»

Формула

 -9=-10 +1

Формула

  -8 = -10 +2

Формула

  -7 = -10 +3

Формула

 -6 = -10 +4

Формула

 -5 = -10 +5

12-9=

13-9=

17-9=

18-9=

227-99=

217-99=

377-99=

466-99=

138-99=

548 - 19 =

655 - 99 =

766 - 99 =

127-19=

471-199=

2437-299=

6211-999=

7533-999=

12-8=

16-8=

17-8=

26-8=

27-18=

37-28=

46-38=

95-38=

47-18=

67-58=

86-28=

96-38=

127-18=

471 – 188=

427 – 288=

751 – 188=

751 – 188=

10-7=

11-7=

15-7=

16-7=

155-77=

355-77=

255-77=

360-77=

415-77=

216-77=

115-77=

116-77=

105 – 77=

453 – 173=

355 – 177=

955 – 777=

915-777=

10-6=

45-6=

65-6=

75-6=

225-16=

235-16=

345-26=

485-26=

130-16=

545 – 16=

645 – 36=

690 - 56 =

575-516=

4555-666=

2635-616=

6780-1126=

9551-5661=

12-5=

13-5=

14-5=

21-5=

232-25=

232-15=

383-25=

442-35=

133-115=

442-135=

641-125=

742-215=

427-155=

4271 - 571 =

2637 – 555=

3522 – 505=

3522 – 505=

Формула

 -4 = -10 +6

-3 = -10 +7

-2 = -10 +8

-1 = -10 +9

12-4=

11-4=

22-4=

32-4=

221-44=

217-41=

322-44=

911-44=

138-42=

428 – 145=

722 – 144=

761 – 154=

481-124=

1212 – 444=

2437 – 246=

6712 – 144=

9833 – 1144=

12-3=

11-3=

21-3=

22-3=

221-33=

217-131=

322-113=

421-131=

322-133=

421- 131=

722-133=

741-123=

401-333=

221 – 133=

717-132=

2312-133=

6822 – 1233=

11-2=

21-12=

31-22=

41-32=

221-12=

217-122=

331-122=

411=222=

131-22=

431-122=

621-112=

911-322=

881-222=

812-622=

717-122=

2131-222=

9311-1122=

20-1=

30-21=

40-31=

60-51=

140-11=

220-111=

320-111=

400-211=

130-101=

402-110=

700-111=

800-211=

470-111=

1071-171=

1600-511=

2610-601=

9200-1111

Показатели(оцениваемыепараметры)

Критерии

Степеньвыраженностиоцениваемогокачества

Возможноекол-вобаллов

Методыдиагностик

1

2

3

4

5

ПРЕДМЕТНЫЕ        РЕЗУЛЬТАТЫ

Ι. Теоретическаяподготовкаребенка:1)

Соответствие теоретическихзнаний ребенка программнымтребованиям;

  • Низкийуровень(ребеноковладелменее1\2 объема знаний, предусмотренныхпрограммой);
  • Среднийуровеньобъемусвоенныхзнанийсоставляетболее1\2);

● Высокий  уровень (ребенок освоилпрактическивесьобъем знаний, предусмотренныхпрограммойзаконкретныйпериод).

1

5

10

Наблюдение,тестирование,контрольныйопросидр.

2. Владениеспециальной терминологией

Осмысленностьиправильностьиспользования специальнойтерминологии

  • Низкий уровень (ребенок, как правило,избегаетупотреблятьспециальныетермины);
  • Средний уровень (ребенок сочетаетспециальнуютерминологиюсбытовой);
  • Высокий уровень(специальныетерминыупотребляет осознанно и в полномсоответствиисихсодержанием)

1

5

Собеседование

10

ΙΙ. Практическаяподготовкаребенка:

1. Практическиеумения и навыки,предусмотренныепрограммой

Соответствие практических уменийинавыков программных требованиям

  • Низкий уровень(ребеноковладелменеечем1\2предусмотренныхуменийинавыков);
  • Среднийуровень(объемусвоенныхуменийинавыковсоставляетболее1\2);
  • Высокий уровень (ребенок овладелпрактическивсемиумениямиинавыками,предусмотренными программой законкретныйпериод).

1

5

10

Контрольноезадание

Приложение 2

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • Низкий уровеньумений(ребенок

испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

  • Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • Высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

1

5

10

Контрольноезадание

3.Творческиенавыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • Низкий уровень (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
  • Средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
  • Высокий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

5

10

Контрольноезадание

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛ ЬТАТЫ

ΙΙΙ. Метапредметные

результаты:

Учебно-интелектуальныеумения:

3.1.1.Умение подбирать и анализировать

специальнуюлитературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

  • Низкий уровень умений(обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

●  Высокий уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

1

5

10

Анализисследовательскойработы

3.1.2.Умение

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни по аналогии с п.3.1.1.

1 - 5 - 10

пользоваться

компьютерными

источниками

информации

3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу  (проводить самостоятельные

учебныеисследования)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни по аналогии с п.3.1.1.

1 - 5 - 10

  1. Учебно-

коммуникативныеумения:

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи

обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Уровни по аналогии с п.3.1.1.

  Уровни по аналогии с п.3.1.1.

Уровни по аналогии с п.3.1.1.

1 - 5 - 10

Наблюдение

  1. Учебно-

организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место.

3.3.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

3.3  3.3.3.Умение аккуратно вывыполнять работу

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Аккуратность и ответственность в работе

Уровни по аналогии с п.3.1.1.

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

1 - 5 - 10

Наблюдение

ЛИЧНОСТНЫЕ

РЕЗ УЛ ЬТАТЫ

Личностныерезультаты:

  1. Формированиеконтрольно-оценочнойдеятельности

  • Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности;
  • оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин не удач в учебной деятельности.

Низкий–средний – высокий уровни

1 - 5 - 10

  • Методика«КтоЯ?»;
  • «Лесенка» (В.Г.Щур);
  • «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (М.Кун);

  1. Мотивацияучебнойдеятельности

  1. Психологический комфорт обучающегося в группе

  1. Отношениекнравственнымценностям
  • Положительное отношение к процессу познания;
  • Желаниеполучитьбольшезнаний.

  • Благоприятный психологический климат на занятии;
  • Учащийся на занятии чувствует себя свободно, без напряжения, проявляет инициативу и творчество.

  • Различение основных нравственно-этических понятий;
  • Готовностьвлюбой

ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

  • проявление

доброжелательности,

доверия, взаимопомощи вокружающей

действительности.

Низкий–средний-высокий уровни

Низкий–средний– высокий уровни

Низкий–средний–высокий уровни

1 - 5 - 10

1 - 5 - 10

1 - 5 - 10

  • Опросник мотивации (Р.И.Бардина);
  • Рефлексивнаясамооценкаучебнойдеятельности.
  • Опросникмотивации;
  • Шкала

Выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксенозовой).

  • ТестЛюшера;
  • Графическиетесты
  • Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы

(модифицированнаязадачаЖ.Пиаже).

  • Анкета «Оцени поступок» (поЭ.Туриелю)
  • Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г.Асмолов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для дошкольников

Программа нацелена на создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДекоративно – прикладное  творчество – самое  древнее  искусство  на  земле.  Его  роль  велика  не  только  в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа естественно-научной направленности «Юный математик»

Дополнительная  образовательная  программа «Юный математик» предназначена для детей 14-15 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень сво...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Ментальная арифметика»

Актуальность программы.Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприяти...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности дистанционного обучения «Ментальная арифметика»

Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду. А выполнение арифметических действий над ними  приводит к результату, на основании которого мы принима...

Дополнительная общеобразовательная программа (модифицированная/ адаптированная) «Мел\' не - Мастерица».

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников младшего и среднего звена по декоративно – прикладному искусству и направлена на формирование эстетического восп...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дистанционная программа «Занимательная арифметика»

Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с возрастными  и психологическими особенностями детей 7-10 лет, с учебной нагрузкой 1 учебный час в неделю (продолжительность у...