МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для дошкольников
рабочая программа на тему

Терешкевич Оксана Валерьевна

Программа нацелена на создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Александровского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Александровский районный центр дополнительного образования

«ДАР»

         

                                                                                             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ   ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 «Путь к себе»

срок реализации 1 год

для детей: 3-4,5 лет

Автор:

педагог дополнительного образования

Терешкевич Оксана Валерьевна

 высшей  квалификационной категории

г. Александров

2016 г.

Пояснительная записка

Проблема изучения внутреннего мира ребёнка в психолого-педагогической науке и практике обозначилась сравнительно недавно. Долгое время залогом успешной работы с детьми считался запас знаний, умений и навыков, который получает ребёнок на каждой ступени обучения: дошкольное учреждение - школа – ВУЗ. Однако социальные изменения в современном обществе потребовали от образования формирование новых ценностных ориентиров, центром которого становится личность и её внутреннее содержание. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). На первый план выходит процесс воспитания личностного «Я», создание условий для формирования таких качеств как индивидуальность, креативность и мобильность.        Основы, определяющие развитие успешности, закладываются в дошкольном возрасте. Этот важный этап в жизни делает детей полноценными личностями, открывает новые возможности для овладения общечеловеческими ценностями, вызывает потребность в познании и эмоциональном освоении мира.

В современном образовательном пространстве отводится не мало важная роль психологическому сопровождению процесса обучения и воспитания детей. Оно необходимо для сохранения и укрепления психологического здоровья подрастающего поколения. Психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Психологически здоровый человек – это, прежде всего человек творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир, адекватно приспосабливающийся как к благоприятным, так и неблагоприятным условиям, воздействиям.

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей-теоретиков (В.А.Ананьев, А. Н. Леонтьев, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В этих исследованиях здоровый человек - это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его  критерием гармонию между ребенком и социумом. Данные выводы послужили предпосылкой для создания  программы Хухлаевой О.В., Хухлаевой О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников».

Взяв за основу данную разработку, я составила модифицированную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Тропинка к своему Я» для дошкольников в возрасте от 3 до 4,5 лет.   Нормативной правовой основой для составления программы  послужили   методические рекомендации, разработанные  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384)).  Она направлена на создание условий сохранения и формирования психологического здоровья дошкольников и  призвана обеспечить  их внутреннее эмоциональное благополучие средствами психолого-профилактической работы.

Программа носит психолого-педагогическую направленность, потому как обеспечивает развитие адекватного социального поведения у дошкольников, формирует у них положительное самоотношения и отношения к другим людям, раскрывает  внутренний потенциал в разных видах детской деятельности.

Актуальность данной программы заключается в том, что она помогает найти решение проблемы для  психопрофилактики психологического состояния здоровых детей-дошкольников в образовательных учреждениях дополнительного образования, снизить риск отрицательно влияющих факторов (социально-культурных, социально-психологических и   социально-экономических) на  психологическое здоровье ребенка.

Цель  программы – создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников средствами психопрофилактических мероприятий.

Задачи:

обучающие

- обучение положительному самоотношению и принятию других людей

- обучение рефлексивным умениям

- формирование потребности в саморазвитии

- содействие росту, развитию детей

развивающие

- развитие эмоциональной сферы личности ребёнка

- развитие волевой сферы личности ребёнка

- развитие познавательной активности

- развитие когнетивных способностей

воспитывающие

- воспитывать желание следовать духовно-нравственным ориентирам.

Отличительная особенность программы заключается в том, что в неё используется система упражнений и игровых заданий, которые призваны, с одной стороны, решить проблему укрепления психологического здоровья дошкольников, а с другой, помогает познавательному развитию детей и активизации их способностей к познанию.

Дошкольное детство самый продуктивный в развитии ребёнка, когда  складывается личность, самоосознание и мироощущение ребёнка. Эти процессы обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление, речь и память ребенка.

К трем годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, уменьшается чувство зависимости от родителей, появляется желание «отдалиться» с матерью и быть  независимым. Мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Это позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. Кроме того, в этом возрасте уже возникает  потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому следует, как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. У дошкольников помимо основных возрастных личностных новообразований должно быть сформировано и психологическое здоровье: саморегулируемость, приятие себя и окружающих, потребность в саморазвитии, рефлексия. Эти качества помогут ребёнку быстро адаптироваться к условиям дальнейшего обучения.

Все эти возрастные, гендерные и психологические особенности детей дошкольного возраста были учтены при составлении программы.

Новизна модифицированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путь к себе» заключается в том, что основная программа дополнена диагностическими и мониторинговыми мероприятиями, которые позволяют отследить психическое здоровье детей и определить направления дальнейшего психологического сопровождения. Этим создаются оптимальные условия для укрепления психологического благополучия детей, их всестороннего, полноценного развития, формирования основных новообразований, успешной адаптации к меняющимся условиям.  

 Исходя из вышесказанного, практическая значимость программы заключается в том, что позволяет через групповую работу, учитывающую специфику дошкольного возраста обучить детей социально приемлемым способам самоутверждения и самовыражения,  полноценному общению, положительному восприятию себя, адекватному поведению  в соответствии с окружающими  условиями и событиями, поддержанию положительного эмоционального фона, оптимистического настроя, воспитать доброжелательное отношение к окружающим, развить способность к эмоциональному сопереживанию.

Адресат программы:  предназначена для детей дошкольного возраста, которые начинают обучение с 3 до 4.5 лет в учреждениях дополнительного образования.  

Сроки реализации программы. Режим занятий. Программа рассчитана на один год обучения. Занятия  осуществляется 2 раза в неделю по 30 минут. Общее годовое количество часов – 36.

Формой организации образовательного процесса  являются групповые занятия. Формируются группы не более 12 человек. При формировании группы проводится собеседование для определения первоначального уровня развития ребенка. В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической позы, психогимнастики, релаксационные упражнения, игровые задания, тренинги и подвижные игры. Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально. Поощряется выполнение самостоятельной работы. Обязательны домашние задания и творческие упражнения.

Ожидаемые результаты к концу обучения:

  • ребёнок будет знать свои персональные данные ( имя, пол, возраст);
  • ребёнок будет уметь передать заданную эмоцию;
  • ребёнок будет иметь представление об основных эмоциональных состояниях (грусть, злость, обида, радость, забота);
  • у ребёнка будет сформирована способность к эмоциональному сопереживанию, состраданию, стремлению помочь другим;
  • у ребёнка будет сформировано положительное эмоциональное принятие других людей и уважительное к ним отношение;
  • ребёнок будет адекватно себя вести  в соответствии с окружающими  условиями и событиями;
  • ребёнок расширит представления о жизни животных, явлениях природы, взаимоотношениях между людьми;
  • у ребёнка будет сформирована познавательная активность;
  • ребёнок научится эмпатии  и сопереживанию.
  • ребёнок будет понимать своё эмоциональное состояние  и состояние других людей.

Формы аттестации и контроля.

  • Текущий контроль (систематическое наблюдение на занятиях).
  • Промежуточный контроль (игровые и творческие задания)
  • Итоговый контроль (диагностика, игры).
  • итоговые занятия,
  • открытые занятия для педагогов, родителей,
  • анализ диагностики психологического здоровья дошкольников, наблюдения за деятельностью, общением детей в повседневной жизни

Диагностика проводится по следующим направлениям:

  1. системность диагностики познавательного роста обучающихся в области их  психологической грамотности;
  2. изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.);
  3. система оценки развития  у детей познавательной и психо-эмоциональной сферы развития

Критерии и система оценки усвоения программного содержания.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используется  промежуточный  контроль(декабрь) и итоговый (май) – диагностика по критериям психологического здоровья (Тест «Пиктограммы», наблюдение за эмоциональным состоянием детей в группе, методика «Изучение  эмоций», методика «Два дома», методика изучения эмоционального самочувствия ребёнка в группе, тест «Лесенка» , «Грустный-весёлый» и др.). По итогам проводимого обследования составляется психологический и эмоциональный портрет ребенка. Главным критерием усвоения программы является наличие психологического здоровья у ребёнка. А это значит, что он обладает психоэмоциональным иммунитетом к стрессовым ситуациям в окружающей среде. Его уровень тревожности низкий, самооценка адекватна, а уверенность в нормальном состоянии.

Содержание программы:

Учебный план

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теория

Практика

Формы аттестации и контроля

1.

Дни открытых дверей

4

-

4

Комплектация групп

2

Вводное занятие.

         «Моё Я»

1

-

1

игра

3

I.Раздел

«Чувства. Введение в мир психологии»

6

1

5

Игровые и творческие задания

 «Чувства нужно уметь распознавать»

5

1

4

Игровые и творческие задания

 «Полезные чувства: радость, любовь и забота»

3

1

2

Игровые и творческие задания

«Вредные чувства: злость,

                                      обида, грусть

3

1

2

 «Ссора.

          Какие чувства приводят к ссоре »

3

1

2

Игровые и творческие задания

           «Чувства и природа»

3

1

2

Игровые и творческие задания

4

II. Раздел

                   «Я чувствую, значит, живу»

24

8

16

Игровые и творческие задания

5

III. Раздел

                   «Кто вокруг нас?»

12

4

8

Игровые и творческие задания

6

Досугово-воспитательная деятельность

8

-

8

Всего:

72

часа

18

часов

54

часа

                         

Содержание образовательной программы

1. Дни открытых дверей

Содержание: знакомство с программой «Подсолнухи»; режимом работы; расписанием. Набор учащихся; формирование групп

2. «Моё «Я»» - вводное занятие

Содержание: игры – знакомства; знакомство с кабинетом; выработка общих правил для учащихся. Техника безопасности, пожарная безопасность.

Контроль: Игровые и творческие задания

I.Раздел

«Чувства. Введение в мир психологии»

3. Тема 1 «Весёлый-грустный»

Содержание: Познакомить с понятиями «чувства», «эмоции». Учить понимать и выражать грусть, веселье. Развивать эмпатию у детей. Развивать уменияе распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства  других людей, качества характера.

4. Тема 2 «Страшный-весёлый»

Содержание:Развивать умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков. Формировать представление о неприятных чувствах как о естественных реакциях психики на различные ситуации. Знакомить со способами снятия напряжения.

Контроль: Игровые и творческие задания

«Чувства нужно уметь распознавать»

5.Тема 1 «Радость, страх, злость»

Содержание: Развитие умения  распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства  других людей, качества характера. Способствовать снижению уровня страха. Познакомить с причинами появления радости, страха и злости. Учить справляться со стрессовыми ситуациями. Формировать умение справляться со злостью, выплёскивать свои отрицательные эмоции.

6.Тема 2 «Узнаю чувства по голосу»

Содержание: Учить понимать настроение человека по внешним признакам. Выстраивать своё поведение с учётом увиденного и услышанного. Тренировать наблюдательность. Учить различать голосовые оттенки.

7.Тема 3 «Узнаю чувства по лицу »

Содержание: Учить понимать настроение человека по внешним признакам. Выстраивать своё поведение с учётом увиденного и услышанного. Тренировать наблюдательность. Познакомить с мимикой лица.

8.Тема 4 «Узнаю чувства по походке »

Учить понимать настроение человека по внешним признакам. Выстраивать своё поведение с учётом увиденного и услышанного. Тренировать наблюдательность. Познакомить с языком жестов.

Контроль: Игровые и творческие задания

«Полезные чувства: радость, любовь и забота»

9.Тема1«Забота»

Содержание: Содействовать проявлению заботливого отношения к близким. Учить проявлять участие, оказывать помощь и поддержку, понимать необходимость заботы для окружающих.

10.Тема 2 «Любовь»

Содержание: Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развивать навыки саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. Учить понимать и проявлять чувство эмоциональной привязанности.

11.Тема 3 «Радость»

Содержание: Формировать умение выражать свои чувства, согласовывать их с чувствами окружающих.

Контроль: Игровые и творческие задания

«Вредные чувства: злость,

                                      обида, грусть »

12.Тема 1 «Злость»

Содержание: Развивать умения  распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства окружающих. Научить справляться с негативными эмоциональными проявлениями, предвидя их отрицательные последствия

13.Тема 2 «Обида»

Содержание: Развивать умения  распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства окружающих. Научить справляться с негативными эмоциональными проявлениями, предвидя их отрицательные последствия

14.Тема 3 «Грусть»

Содержание: Развивать умения  распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства окружающих. Научить справляться с негативными эмоциональными проявлениями, предвидя их отрицательные последствия. Тренировать способам переключения эмоциональных переживаний.

Контроль: Игровые и творческие задания

«Ссора.

          Какие чувства приводят к ссоре »

15.Тема 1 «Поссорились-помирились»

Содержание: Приобретение  умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество. Учиться анализировать свои и чужие поступки. Делать выводы. Осуществлять примирение.

16.Тема 2 «Давайте жить дружно »

Содержание: Учить поддерживать доброжелательные отношения с окружающими путём сотрудничества и обоюдного взаимопонимания.

Контроль: Игровые и творческие задания

«Чувства и природа»

17.Тема 1 «Природа умеет чувствовать»

Содержание: Развивать наблюдательность за сезонными явлениями в природе, погодными изменениями и природными явлениями. Учить находить сходство и различие в характерах природы и человека, эмоциональном настроении и состоянии.

18.Тема 2 «Умеет ли плакать природа»

Содержание: Развивать наблюдательность за сезонными явлениями в природе, погодными изменениями и природными явлениями. Учить находить сходство и различие в характерах природы и человека, эмоциональном настроении и состоянии.

19.Тема 3 «Радуюсь вместе с природой»

Содержание: Развивать наблюдательность за сезонными явлениями в природе, погодными изменениями и природными явлениями. Учить находить сходство и различие в характерах природы и человека, эмоциональном настроении и состоянии.

Контроль: Игровые и творческие задания

II. Раздел

                   «Я чувствую, значит, живу»

20.Тема 1 «Кто я?»

Содержание: Формирование внутренней позиции  на уровне положительного отношения к себе. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение  уверенности в себе и развитие самостоятельности. Усвоение понятия «способности», исследование своих способностей и возможностей. Осознание своей уникальности и неповторимости.

21.Тема 2 «Мальчики и девочки»

Содержание: Знакомство с различиями между мальчиками и девочками. Изучение особенностей поведения и эмоционального содержания.

22.Тема 3 «Я хозяин своих чувств»

Содержание: Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Учить уважительно относиться к собственным чувствам и чувствам других.

23.Тема 4 «Я учусь не драться»

Содержание: Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. Учить преодолевать физическую агрессию, сдерживать негативные эмоции, тренировать силу воли и выдержку.

24.Тема 5 «Я не обзываю других»

Содержание: Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. Учить преодолевать вербальную агрессию, сдерживать негативные эмоции, тренировать силу воли и выдержку.

25.Тема 6 «Я не обижаю других»

Содержание: Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

26.Тема 7 «Я учусь не обижаться»

Содержание: Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. Учить понимать поведение других людей, объяснять причины проявления недоброжелательного отношения к себе.

27.Тема 8 «Я- хороший!»

Содержание: Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. Учиться совершать хорошие поступки, положительно одобряемые окружающими. Формировать самооценку.

28.Тема 9 «Я люблю свою семью»

Содержание: Осознание тёплых отношений, эмоциональной привязанности к родителям, сопоставление их со своими возможностями и желаниями, участливом проявлении к ним. Знакомство с понятиями «семейные ценности», «семейные традиции».

29.Тема 10 «Меня любит семья»

Содержание: Учить понимать и принимать любовь близких, ценить и дорожить доверительными  отношениями в семье.

30.Тема 11 «Я люблю людей»

 Содержание: Обучение способам разрешения конфликтов с родителями.

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

31.Тема 12 «Герой и подвиг»

Содержание: Сформировать представление о геройстве на литературных примерах с целью знакомства с понятиями «самопожертвование» и «Любовь к ближнему»

32.Тема 13«Земля – наш общий дом»

Содержание: Учить уважать природные богатства нашей Земли. Актуализировать бережное отношение к своему окружению.

33.Тема 14 «Страна Хорошо»

Содержание: Игровая программа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

34.Тема 15 « Что значит быть счастливым?»

Содержание: Творческое рассказывание  детей о собственных представлениях о счастье.

35.Тема 15 «Счастье -  быть полезным!»

Содержание: Учить понимать необходимость взаимовыручки и эмоциональной поддержки для близких.

Контроль: Игровые и творческие задания

III. Раздел

                   «Кто вокруг нас?»

36.Тема 1 «Мой мир»

Содержание:

37.Тема 2 «Моё окружение»

Содержание:

38.Тема 3 «Кто мой друг?»

Содержание: Установление  дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Сформировать представление о необходимости поддерживать продолжительные дружеские отношения на основе общих интересов и взглядов.

39.Тема 4 «Трудное чувство «дружба»

Содержание: Развитие умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

40.Тема 5 «Что мешает дружить?»

Содержание: Рассказать о возможных причинах ссор и непонимания в отношениях. Научить способам преодоления конфликтов.

41.Тема 6 «Чем помочь другу?»

Содержание: Сформировать представление о «настоящей дружбе».

42.Тема 7 «Как помочь грустному другу?»

Содержание: Развитие умения  распознавать и описывать эмоций и чувства  других  людей, проявлять заботу и помогать справиться со стрессовыми ситуациями.

43.Тема 8 «Как помочь сердитому другу?»

Содержание: Развитие умения  распознавать и описывать эмоций и чувства  других  людей, проявлять заботу и помогать справиться со стрессовыми ситуациями.

44.Тема 9 «Сила человека-сила его воли»

Содержание: Познакомить с понятием «сила воли». Учить проявлять волевые усилия при необходимости. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

45.Тема 10«Трудности. Как их преодолеть?»

Содержание: Учить способам преодоления трудностей. Формирование установки на здоровую психическую жизнь с положительными эмоциями и реализация её в реальном поведении и поступках.

Контроль: Игровые и творческие задания

 Досугово-воспитательная деятельность.

Тематические праздники, конкурсы, посещение спектаклей и выставок.

Условия реализации программы

                           Методическое обеспечение образовательной программы

В процессе групповой работы используются приёмы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В основном это разработки автора программы «Тропинка к своему Я». (О. Хухлаева) В программу включено много упражнений, дающих возможность решать различные программные  задачи, и осуществлять коррекционную работу с детьми. В работе используются различные психологические приёмы: 

Ролевые игры помогают детям лучше прочувствовать жизненные ситуации, в которые они попадают. Умение примерять на себя различные роли помогают детям формировать социальный иммунитет и лучше ориентироваться в особенностях поведения и характеров живых существ и отдельных предметов.
Дошкольники начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые меняются по степени сложности с  их взрослением (походить как медведь, попрыгать как лягушки). Важным является  и упражнении менять голос, подражая кому-то. (порычи, погавкай. Мяукай радостно – грустно, прочирикай, как будто боишься).
Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных, чьи характеры и поведение противоположны.(лиса и заяц, кошка-мышка), героев сказок (Кощей, Бабы Яги, Мальчик с пальчик ), различных ролей (мама, президент, друг), неодушевлённых предметов (стул, шапка, мотоцикл). Вхождение в роль сопровождается и мимикой, и жестами.

 В качестве психодрамы может быть разыгрывание ситуаций расправы с пугающими объектами.  При этом  используется чередование ролей (нападающего и жертвы), либо моделируется ситуация подвига и включается эмоциональное сопереживание объектам нападения. Интересно и результативно проходят пальчиковые драматизации, то есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами или пальчиковым театром. Используя маски и костюмы применяется элемент стилизованной театрализации.

Психогимнастические игры помогают создавать среду, в которой дети, путём включения в разные виды деятельности, изменяют себя и своё отношение к чему-либо, понимают и принимают систему ценностей для жизни в социуме.

 В психогимнастических играх у детей формируются:
а) принятие своей личности;
б) принятие своего характера;
в) осознание своего существования;
г) знакомство с правами и обязанностями.

Коммуникативные игры, используемые в программе делятся на три группы:

  1. игры, направленные на формирование у детей умения принимать другого человека
  2. игры и задании на развитие коммуникативности;
  3. игры, обучающие сотрудничать.

Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные и «мысленные картинки».

Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания какой-то ситуации

Невербальные игры предполагают изображение детьми живого существа или неживого предмета.

Достаточно часто могут использоваться «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (шум воды,  грома, голосов птиц, леса) представляют картинку, а затем описывают её . Задание может усложнятся тем, что детям даётся определённая тема для картинки (например тема ссоры, радости). Мысленная картинка может «оживляться». Разыграть сюжет можно пригласить детей.

Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие развитию волевой сферы. Для её формирования дошкольникам вводятся понятия «хозяин своих чувств»

Задания с использованием терапевтических метафор. Главная особенность этого приёма заключается в поиске и нахождении ресурсов внутри себя – открытие в себе новых возможностей, необходимых для разрешения смоделированной  проблемной ситуации. Перед детьми ставится условная затруднительная ситуация - метафорический конфликт, или  случай, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (страхи, печаль), из которой они должны найти выход, используя свои знания и возможности. Важно помочь ребёнку  пережить приход ситуации успеха, когда он сам смог найти выход.

Таким образом, у ребёнка формируется «механизм самопомощи»: для разрешения конфликта ищи силы в самом себе и ты сможешь победить трудности.

Эмоционально-символичекие методы основываются на представлении К. Юнга и его последователей о том, что изображение символов отражает состояние психики человека. Рисование, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует лучшему пониманию внутреннего мира ребёнка, его эмоциональности.

Релаксационные методы. В программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники.(по Н. Стрельниковой)

Метод нервно-мышечной релаксации помогает достигать состояние расслабления  путём чередования сильного напряжения и быстрого расслабления разных мышц тела и лица. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.

Материально-техническое обеспечение

1. Дидактический материал:

- плакаты, картины с изображениями животных и их детёнышами, разными видами транспорта, природы, цветов, различных ситуаций, героями сказок;

- фотографии с изображением различных эмоциональных состояний;

- подборка игр на эмоционально-волевое развитие, на развитие коммуникативных навыков, терапевтических сказок;

- карточки с изображением эмоций;

- разрезные картинки;

-аудиозаписи спокойной музыки, звуков природы.

2.Оборудование:

 - детские стульчики и столы, мольберты, маркерные доски

-наглядный материал (картинки и репродукции)

 - игрушки (мягкие и резиновые)

 -куклы БИ-БА-БО

 -спортивный инвентарь (мячи разного размера и цвета, обручи, гимнастические скамейки)

- канцелярские принадлежности (карандаши, альбомы, клей, ножницы, цветная бумага)

- музыкальные инструменты

- мультимедийное оборудование

- записи инструментальных композиций «Классика детям»

Список литературы

для педагога

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья.- СПб., 1998

2. Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». -М.: Академия, 2000. - 256 с.

3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

4. Мухина В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия»,»2003.- 456с.

5.Обухова Л.Ф. Детская психология. -М.: Российское педагогическое агентство, 1999, -285 с.

6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.- 425 с.

7.Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до 7 лет. - М., 1994.- 264

8. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …докт. психол. наук. М., 2001.- 142с.

9.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1995

10. Юраш А.Г. Актуальность охраны психологического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества// Психологическая газета, 1997, № 10(25)

Интернет-ресурсы

http://www.apkppro.ru 

http://www.curator.ru 

http://www.edu.-all.ru 

http://www.vidod.edu.ru 

Список литературы

для детей

1. Г.Е Акимов Расту,играю, развиваюсь! Екатеринбург «У-Фактория»,2005г.

2. Г.Г. Сартан Тренинг самостоятельности у детей, Москва, «Сфера»,2002г.

3. М.А. Панфилова Лесная школа. Коррекционные сказки, Москва, «Сфера», 2002г.

4. С.В. Маланов Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста,Москва,2001г.

5.С.В. Крюкова Здравствуй, я сам! Москва, «Генезис»,2002г.

Тесты для детей дошкольного возраста. Сборник. Москва, «Сфера»,  2015 г.

Интернет-ресурсы

http://skazkater.narod.ru 

http://vschool.km.ru

http://www.babylib.by.ru 

http://www.danilova.ru 

http://detskiy-mir.net


                                               Приложение № 1

Педагогические показатели психического здоровья 
и благополучия дошкольников

(Е. В. Агафонова, И. Б. Куркина, Т. К. Марченко):

• Поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям.

• Социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения.

• Положительный эмоциональный фон, оптимистичный настрой, способность к эмоциональному сопереживанию.

• Равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность.

• Доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Уровни психологического здоровья детей

(По данным И.В.Дубровиной, О.В.Хухлаевой)

1. Креативный уровень (ребенок - творец, идеальный уровень, выражающий совершенную степень психологического здоровья его высший уровень, созидательный). Это дети, счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровых в психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Таких детей около 5-7% в детском коллективе.

2. Адаптивный уровень. В целом это адаптивные дети, но в результате тестирования выявляющие отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью, конформностью. Это группа относительного риска, составляет около 80% учащихся, представляет средний уровень психического здоровья.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень. Это низкий уровень психологического здоровья. Это дети, не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, не владеющие системой, механизмами защиты. Они бесконечно меняют мир вокруг себя и при этом не способны к самоизменению в связи с требованиями социума (ассимиляционное преобладание). Или же имеют эпатажное поведение, аффектированные капризы (аккомодативное преобладание). Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям. Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем.

Приложение № 2

                    Тест-опросник родительского отношения к ребенку

Если вы согласны с высказыванием, то обведите в кружок его номер.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю свои долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если он его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8  Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально - чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям.
27.Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за стоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 Ключи к опроснику
1. шкала. "Принятие - отвержение"
"да" - 4,8,10,12,14,15,16,18,23,24.26,29,39,40,42,44,46,47,49,51,52,55,60;
"нет" -3,20,27.37,38,43,45,53,56;
Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.
По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.
2 шкала
. "Кооперация" 4 6, 9, 21,25, 31,33,34,35,36.
3 шкала.
"Симбиоз": 1,5.7,28,32,41,58.
4 шкала.
"Авторитарная гиперсоциализация": 2,19,30,48,50,57,59.
5-я шкала.
"Маленький неудачник": 9,11.13,17,22,28,54,61.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируются как:
1 - отвержение,  2-  социальная желательность,  3 – симбиоз,  4 –гиперсоциализация,
5 - инфантилизация.

"Принятие - отвержение" - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

"Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка. Старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

"Симбиоз" - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т.е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставит ребенку самостоятельности никогда.

"Авторитарная гиперсоциолизация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его успешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей  жизни и строго контролировать его действия.

                                                                                                   

Приложение № 3

Карта проведения наблюдения

Ф.И.О., возраст _______________________________________________________

Дата проведения наблюдения_________________ время проведения___________

Воспитатель__________________________________________________________

Вид деятельности: игровая, режимный момент (какой?), прогулка, вид занятия, свободная и т.д ________________________________________________________

Дополнительные сведения (период адаптации, после болезни, обычно)_________

Дополнительный фон ( после праздника, эмоционального занятия, досуга, другое________________________________________________________________)

Если параметр проявляется, то указывается в какой ситуации

  1. Ориентирование на требования педагога

      Не подчиняется ________________________________________________________

      Ситуативно (когда)______________________________________________________

      Полностью подчинён____________________________________________________

      2. Избирательность в отношении к разным педагогам

      Не проявляется_________________________________________________________

Проявляется (как?)______________________________________________________

3. Умение регулировать эмоции

Не владеет регуляцией___________________________________________________

Импульсивность в пределах нормы (указать ситуацию)_______________________

Может «отложить» эмоциональное проявление______________________________

4. Зависимость от оценки других

Не зависим от оценок____________________________________________________

Зависим от оценки педагога______________________________________________

Зависим от оценки сверстников___________________________________________

5. Включённость в деятельность группы

Играет один (какое время дня)____________________________________________

Наблюдает со стороны__________________________________________________

Играет избирательно ___________________________________________________

Играет со всеми (вид игры, длительность)__________________________________

6. Целенаправленность поведения

Мало целенаправленное_________________________________________________

В основном цель удерживает, хотя отвлекается_____________________________

Целенаправленное поведение____________________________________________

7. Адекватность бытовым, игровым ситуациям

Адекватен_____________________________________________________________

Отказ от игры (интуитивное понимание отторжения)_________________________

Неадекватность, импульсивность_________________________________________

Манера действий адекватна, хотя импульсивна______________________________

8. Импульсивность

Наличие выраженной импульсивности, непоследовательность _________________

Ситуативно регулируется внешним контролем_______________________________

Регулируется внешним контролем__________________________________________

Расторможенность_______________________________________________________

Присутствует некоторый уровень произвольности____________________________

Высокий уровень психической активности__________________________________

9. Особенности аффективного и эмоционального поведения

Психический тонус пассивный_____________________________________________

Психический тонус активный, требует динамичности_________________________

Часто сниженное настроение______________________________________________

Эмоциональный фон ровный, чуть повышен_________________________________

Чрезмерно повышенное настроение________________________________________

10. Адекватность аффективных реакций

Адекватность____________________________________________________________

Не типичная (при агрессии молчит, не реагирует)_____________________________

Проявляет агрессию в ответ на обиду________________________________________

Старается построить отношения____________________________________________

Эмоциональная пассивность, подчиняемость__________________________________

Нет дистанции в общении со взрослым_______________________________________

Умеет понять эмоции другого, попытка объяснить_____________________________

11.Появление утомления

Постоянно утомлён_______________________________________________________

Утомление проявляется в начале недели, дня_________________________________

Утомление в конце недели, дня_____________________________________________

Особые отметки _________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Общие выводы_________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Приложение № 4

Тест Пиктограммы

Цель: изучение восприятия детьми графического изображения эмоций

Наблюдение

Наблюдая определенные ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детьми воспитателю необходимо обращать внимание на следующее:

  • хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга,
  • как дети включаются в игровое обучение,
  • принимают чужую инициативу или сопротивляются ей,
  • кто из детей находился в центре игры, а кто молча наблюдает издали,
  • какие отношения преобладают - добрые или конфликтные,
  • какие эмоции преобладают - положительные или отрицательные.

Методика  Изучение социальных эмоций

Диагностический материал: Вопросы и жизненные ситуации.

Проведение исследования: Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии.

Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал?

Почему?

2. Можно ли обижать животных?

Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми?

Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват?

Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают?

Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку?

Почему?

Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций.

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала,… Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Обработка данных: При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей.

                                                                                                                 Приложение № 5

Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Тест для определения эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада

  1. Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе,  рады?
  2. Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?
  3. Имеет ли ребенок право на выбор деятельности? 
  4. Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?
  5. Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами,  пособиями, игрушками?
  6. Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?
  7. Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?
  8. Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности как в общении, так и уединении?
  9. Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?
  10. Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?
  11. Ощущает ли себя достойным человеком?
  12. Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?
  13. Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?
  14. Уверен ли ребенок в том, что послушание — его главное достоинство в детском саду?
  15. Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?
  16. Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?

           Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 ответили отрицательно то ребёнок в Вашей группе испытывает эмоциональное благополучие, что является основой и физического, и психического здоровья.
         
Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 16, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то ни о каком эмоциональном благополучии не стоит и говорить. Вероятно Ваши дети часто плаксивы, обидчивы или агрессивны, раздражительны? Это результат травмирующей  эмоциональной обстановки. ЗАДУМАЙТЕСЬ.

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

            Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.
           Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
         Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
         Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания

Тип самооценки

1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Неадекватно завышенная самооценка

2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Завышенная самооценка

3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Адекватная самооценка

4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Заниженная самооценка

           Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
         Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
         Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
         Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Методика «Цветик-семицветик»


Цель: диагностика направленности личности, ценностных ориентаций детей.

Порядок исследования. Детям читают (вспоминают) сказку В.Катаева «Цветик-семицветик». Возможен просмотр мультфильма. Затем индивидуально у каждого ребенка спрашивают, какие желания загадал бы он.

Обработка результатов: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу, сгруппировать по -

материальные желания – …………………………;

 нравственные – ……………………………………;

 познавательные - ………………………………….;

разрушительные - ………………………………… .

Методика «Какой Я?»

Цель: предназначена для определения самооценки ребенка 5-6 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов.
        Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Протокол методики «Какой я»

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

2

Добрый

3

Умный

4

Аккуратный

5

Послушный

6

Внимательный

7

Вежливый

8

Умелый (способный)

9

Трудолюбивый

10

Честный

  • 10 баллов – очень высокий
  • 8-9 баллов – высокий
  • 4-7 баллов – средний
  • 2-3 балла – низкий
  • 0-1 балл – очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Методика на исследование самосознания (Непомнящая Н.И.)

Эксперимент проводится в форме свободной, непринужденной беседы взрослого с ребенком. К этому времени у детей возникает достаточно доверительное отношение к экспериментатору, с которым они уже не раз занимались, общались в группе.

Перед началом беседы создается доброжелательная атмосфера, взрослый демонстрирует положительное отношение к любым ответам ребенка, побуждая его этим к искренности. Всякий ответ экспериментатор просит ребенка обосновать, разъяснить, что тот понимает, употребляя те или иные обозначения. Тем самым выясняются причины предпочтений, оценок, трудностей ребенка, характер его отношений с другими. Особенности самосознания в основных сферах жизнедеятельности ребенка выявлялись через сопоставление с соответствующими особенностями поведения детей в реальных ситуациях. Вопросы группировались по основным сферам жизнедеятельности ребенка. Первую группу (А и Б) составили вопросы, относящиеся к ценностной сфере, вторую (В) – вопросы из сферы деятельности, третью (Г) – вопросы из сферы межличностных отношений.

А. Осознание своих предпочтений, при ответах на общие вопросы:

  1. Что ты больше всего на свете любишь?
  2. Что для тебя самое главное?
  3. Что ты больше всего любишь делать?
  4. Как ты считаешь, ты хороший мальчик (девочка)? Почему?
  5. А как считает воспитательница?
  6. Другие дети? Почему?

Ответы на вопросы 4–6 и их обоснования выявляют содержание, которое вкладывает ребенок в такое постоянно употребляемое понятие, как «хороший». Кроме того, через различия в ответах на такие вопросы, заданные в общей и более конкретной форме, а затем заданные: а) в прямой, открытой и б) скрытой (косвенной форме), выявлялись особенности оценки себя самим ребенком и представлений о такой оценке другими лицами.

  1. Ты себя считаешь умным мальчиком (девочкой)?

Ответы на этот вопрос и их обоснования позволяли раскрыть, что 6-летний ребенок понимает под словом «умный». Например, вкладывает в него типично «дошкольное» содержание (слушается, не дерется и т. д. либо хорошо занимается, все правильно делает, умеет читать и т. д.) как качеств, значимых для подготовки к школе или начала обучения в ней.

Б. Осознание предпочитаемой сферы, жизнедеятельности

(«Неопределенный рассказ»)

Экспериментатор, чтобы создать мотивировку, говорит ребенку: «Ты уже большой, можешь многое делать, много умеешь. Вашей группе хотят поручить сделать разные дела. Но для этого нужно:

  1. узнать хорошенько, для кого надо делать, что делать, какие вещи, какими они должны быть;
  2. подумать о том, что и как делать, что для этого нужно;
  3. затем все это надо как следует сделать;
  4. сделав, отнести тем, для кого эти вещи делались».

Ребенок должен повторить рассказ взрослого. Уже при повторении часто ребенок невольно акцентирует наиболее значимые для себя моменты ситуации, представленной в достаточно общей и неопределенной форме. Воспроизводя рассказ, дети могут часто что-то пропустить и добавить то, чего не было, скажем при значимости отношений с другими добавляют: «Отнести вещи тем, кому делали, и послушать, что те скажут, как их похвалят» и т.п. В таких случаях экспериментатор повторяет свой рассказ до тех пор, пока ребенок не начнет воспроизводить его, ничего не пропуская.

После этого у ребенка спрашивают: «Что бы ты больше всего из этого хотел делать?» Одни дети хотят делать одно, другие – другое, а некоторые – все. По ответу на такой вопрос можно судить, какая сторона неопределенной ситуации, моделирующей возможную реальную ситуацию, наиболее значима для ребенка. Узнать, для кого делаешь, и отдать – при значимости отношений; делать все, обычно еще добавляются подробности, – при значимости деятельности или «делания»; подумать – при значимости сферы познания, осознания.

При ответе ребенка, что он хочет делать все, экспериментатор варьирует свой рассказ, говоря, что то-то сделают ребята из другой группы. При ответе ребенка, что он будет делать все остальное, в зависимости от его обоснования своего ответа можно говорить о значимости для ребенка всех сфер жизнедеятельности, универсальности его ценностности.

В. Осознание своей деятельности. Общие вопросы:

  1. Что ты любишь больше всего делать? Почему? А что еще ты любишь делать? Почему? И т.д.
  2. Что у тебя лучше всего получается?
  3. Что у тебя хуже всего получается?

По всем вопросам проводится беседа, выясняется, почему ребенок отвечает именно так, что позволяет выяснить особенности осознания своей деятельности при таких общих вопросах. Конкретные вопросы.

Экспериментатор просит ребенка рассказать все, что дети делают дома. в детском саду, в школе. Помогает ему вспомнить разные дела и занятия. После этого взрослый спрашивает, что из перечисленного ребенок любит больше всего (меньше всего), и просит обосновать свой ответ. Взрослый задает также и альтернативные вопросы: «Что ты больше любишь – убирать. или дежурить, занятия или играть?» и т.д. Предлагаются альтернативные вопросы, и когда выясняется, почему ребенку нравится делать одно и не нравится делать другое. В ответах ребенка обращается внимание на то, как он обосновывает свое позитивное или негативное отношение. Например, нравится лепка потому, что как хочешь, так и сделаешь; математика – потому, что нужно отвечать как следует; конструирование – потому, что люблю руками делать, а на других занятиях надо думать, это я не люблю; не нравится «Родное слово» потому, что стесняюсь перед всеми ребятами придумывать рассказ.

После такой беседы экспериментатор по очереди называет каждое из занятий, спрашивая ребенка, нравится ли ему этим заниматься. И опять-таки просит обосновать, почему что-то нравится или не нравится. Затем ребенка спрашивают, какие игры он больше любит, почему, какое из домашних дел ему нравится.

В ответах ребенка фиксируется устойчивость предпочтений определенных видов деятельности, выявляются последовательность дел — от наиболее предпочитаемых к наименее, степень осознания предпочтений и их причины, осознание ребенком своих возможностей, трудностей (т. е. осознание соотношения между «Я» идеальным и «Я» реальным). Полученные в беседе данные сопоставляются с особенностями реальной деятельности, выявленными с помощью наблюдений и анализа поведения ребенка в группе, характеристик воспитателей и родителей и по данным специальных экспериментов.

Г. Осознание себя и других в отношениях с другими.

Вопросы о личностных качествах:

  1. Как ты считаешь, ты добрый мальчик (девочка)? Почему?
  2. Что такое добрый человек?
  3. Что такое злой человек?
  4. Тебя хвалят? Кто? За что?
  5. Бывает, что тебя ругают? Кто? Когда? Почему?
  6. Кто тебе в группе больше всех нравится?
  7. Меньше всех нравится?
  8. Кого ты больше всего жалеешь?
  9. Если бы ты увидел(а), что мальчик (девочка) плачет, что ты сделал(а) бы? Что почувствовал(а) бы?
  10. Кто у вас в группе самый добрый?
  11. Кто у вас в группе самый злой?
  12. Есть такой человек, на которого ты хотел(а) бы быть похожим(ей)? Бели ребенок понимает этот вопрос как внешнее сходство, то объясняется, что имеется в виду. После этого задаются такие вопросы: а ты такой(ая) же? Чем не такой(ая) же?

Все свои ответы ребенок должен обосновать. При этом выясняется осознание им своих личностных качеств и отношения к себе, что понимает ребенок под такими словами, как «добрый» и «злой» и т.п., предпочтение им определенных лиц, сопоставление себя с ними, наличие идеала, осмысляется или нет другой человек, а если осмысляется, то что при этом оказывается значимым, какие личностные качества, например заступиться за друга для ребенка важнее, чем то, что другой не шалит.

После беседы и ответов на вопросы взрослый просит ребенка вообразить ситуации, аналогичные тем, которые имели место реально в эксперименте на отношение «Я – другой». Ребенку напоминается о том, как он помогал малышу убрать и помыть детали «Конструктора». Затем ему говорится: «Если тебя спросят, ты хочешь помочь малышам или...» При этом перечисляются дела в порядке усиления их значимости для ребенка. По значимости при всех различиях предлагаемые дела можно выстроить следующим образом (от менее значимых к более):

  1. что-то доделать; предлагается, например, доделать вертушки, дописать палочки и кружочки и т.п.;
  2. писать буквы, чтобы в школе успевать;
  3. дело, которое ребенок делать не хочет, но взрослый просит его сделать, говоря, например: «У тебя лучше получается» и т.п.;
  4. дело, от которого ребенок отказывается, но взрослый говорит, что об этом просили воспитательница, один из родителей, дети, тот, на которого ребенок хотел походить (дается в последовательности от более значимого к менее значимому лицу).

Наиболее типичные приемы усиления значимости таковы: «Воспитательница будет недовольна, если ты этого не сделаешь», «Петя скажет, что ты плохой мальчик, потому что...», «Тебя будут ругать», «Тебе не разрешать играть с ребятами». (При ценностности отношений с другими и значимости отношения Других к себе такая оценка очень важна.).

Воображаемые ситуации аналогичны реальным, имевшим место в эксперименте на отношение «Я – другой», в них также вводится дефицит времени, конфликт ситуаций своей и другого. Но в данном эксперименте можно более тонко проанализировать значимость для ребенка отношения к нему разных лиц. Скажем, вводятся такие ситуации:

  1. Ребята писали палочки и не закончили. Что ты хочешь – закончить писать палочки или учиться буквы писать, чтобы в школе успевать?
  2. Воспитательница сказала, что нужно сделать то-то и то-то. (Предлагается дело, которое ребенок отказывается делать.)
  3. Предлагается сделать то, о чем просила воспитательница, или то, что хотела бы мама ребенка (два дела несовместимы), т.е. задается конфликт ситуаций.
  4. Предлагается сделать то, о чем просила воспитательница или мама (в зависимости от выбора в ситуации 3), и то, что понравится детям, а ребенок этого делать не хочет, т.е. конфликт ситуаций усиливается.
  5. Предлагается сделать то, что ребенок делать отказывается, но что понравится тому, на кого хотел бы походить ребенок.

Конфликт ситуаций может усиливаться и за счет роста негативной оценки значимых для ребенка лиц. Например, ребенку говорится, что воспитательница будет недовольна, будет ругать, скажет, что он плохой мальчик, если не сделает этого, или что дети не станут играть с ним.

При конфликте ситуаций очень важно, чтобы ребенок ответил на вопрос: «А что бы в такой-то ситуации предпочел бы тот, на кого ребенок хотел бы быть похожим?» При этом фиксируется, как меняется выбор испытуемого. и меняется ли он вообще. При исследовании самосознания важно также фиксировать, как меняются выбор ребенком ситуаций, содержание в степень осознанности этого выбора в зависимости от уровня неопределенности ситуации: от сугубо идеальных, общих ко все более конкретным. Следует иметь в виду, что расхождения, противоречия в самосознании в зависимости от указанного движения являются одной из специфических характеристик детей 6-ти лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДекоративно – прикладное  творчество – самое  древнее  искусство  на  земле.  Его  роль  велика  не  только  в...

Модифицированная (адаптированная) общеразвивающая программа клуба "Менеджмент"

Здравствуйте! Мои публикации вам будут интересны и полезны. С уважением Шомбул А.Д....

дополнительная общеразвивающая программа "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР и ЗПР"

Программа расчитана на детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития...

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа "ЭДЕЛЬВЕЙС" художественной направленности.

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа "ЭДЕЛЬВЕЙС"художественной направленности....

Дополнительная Общеобразовательная (общеразвивающая) программа по развитию социального и эмоционального интеллекта дошкольников «Я, ты, мы»

  Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» имеет социально-педагогическую направленность. Программа дополнительного образования «Я, ты, мы» - это курс разв...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ."

Программа пропагандирует здоровый образ жизни и служит средством профилактики и коррекции здоровья. Особое внимание уделяется формированию правильной осанки, воспитанию и развитию основных физических ...