Главные вкладки

    Модифицированная коррекционно-развивающая программа по работе с дошкольниками с ОВЗ.
    рабочая программа по психологии по теме

    Шарипова Ирина Финасовна

    на 1 год обучения. Возраст 3-6 лет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_mladshiy_shkolnik.docx69.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗВОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «САВИТАР» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА АГИДЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                     Директор МАОУ ДОД ЦДО

                                                                                     для детей «Савитар»

                                                                                     ____________ Р.Н. Шугаепов

                                                                                     «__»_______________201_г.

    Коррекционно-развивающая программа по работе с дошкольниками с ОВЗ

    На 1 год обучения

    Возраст детей 3-6 лет

                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                                         педагогического совета ЦДО для детей

                                                                             протокол №___от «__»___20__г.

                                                                                                ВЫПОЛНИЛ:

                                                                                                      Педагог-психолог

                                                                                                  Шарипова И.Ф.


    Содержание программы:

    1. Пояснительная записка……………………...…………………………………….3

    2. Учебно-тематический план.  ………………………...…………………………...6

    3. Содержание программы………………………………………………….……..…7

    4. Методическое обеспечение программы…………………………………………15

    5. Литература, использованная для разработки программы………………………18

    6. Литература, рекомендуемая для детей и родителей…………………………….19


    Пояснительная записка

    Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей – инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни,  на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.

    Реабилитация детей-инвалидов включает в себя комплексную систему педагогических, медицинских, социально-экономических мероприятий. Вместе с тем на сегодняшний день не преодолена дистанцинированность социума от сущности людей с особыми потребностями. Центрированная на «дефекте» коррекционная педагогика подходит к воздействию на ребенка с точки зрения его болезни, а закрытая субкультурная система социального образования лишает его полноценной социализации. Развитие ребенка как личности, ориентированной на нормы и ценности социального общества возможна лишь в благоприятных условиях открытости интегрированности системы.

    Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности  человека, направленный на познание и оценку самого себя через других людей. Общение удовлетворяет особую потребность человека – взаимодействие с другими. Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Поэтому важным моментом в развитии речевых навыков, мотивационной, волевой,  эмоциональных сфер, а также развитии креативности,  его личностных особенностей, межличностных отношений становиться знание норм общения и понимание их необходимости и ценности.

    Уважая права человека, имеющего инвалидность, мы должны создавать такую социальную политику, которая бы предоставила всем равные возможности в развитии и проявлении своих потенциальных способностей и талантов, так как дети с ОВЗ такие же способные и талантливые, как и обычные дети.

    Цели: удовлетворить познавательную потребность ребенка; с другой стороны, сделать акцент на развитии творческого потенциала, а также на укреплении психологического здоровья малыша и его социальной адаптации.

    Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

    Обучающие:

    • Обогащение словарного запаса ребенка;
    • Формирование элементарных математических представлений и навыков счета,  знакомство с буквами и слогами;

    Развивающие:

    • Развитие психических процессов вашего ребенка: памяти, внимания, речи, воображения, восприятия;
    • развитие игровых навыков;
    • развитие мелкой и общей моторики, координации движений;
    • развитие у детей навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями;
    • Способствовать развитию взаимоуважения, взаимодоверия, сочувствия;
    • Способствовать развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств;

    Воспитательные:

    • Воспитание чувства терпимости;
    • Формирование у детей положительных черт характера на примере героев произведений детской литературы;
    • Воспитание интереса к совместной деятельности;
    • Воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе;
    • Воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

    Отличительная особенность программы

    Опыт и анализ работы показывает, что детям с ОВЗ, не посещающими дошкольного учреждения, не хватает того комплекса мероприятий и занятий, которые бы способствовали всестороннему развитию каждого ребенка.

    Специалистами в области психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов было отмечено, что изменение психики больных  детей вызваны не только нарушениями внутренних условий организма под влиянием болезни, но главным образом из-за депривации – обеднения  эмоциональной жизни ребенка по причине сниженных возможностей  и ограниченного круга общения. Следовательно, нормализация психических процессов, расширение их жизненного пространства и как можно более полная адаптация в обществе в дальнейшем в большой степени определяется внешним воздействием. При работе по данной программе учитывается разная степень заболевания, понимания и усвоения материала, замедленный темп усвоения информации,  предусматривается работа по организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей, формированию атмосферы, способствующей адаптации и интеграции детей с ОВЗ, познанию и воспитанию собственной личности.

    Ключевые понятия

    Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или оценочного характера;

    Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики;

    Лепка — придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.;

    Разви́тие ре́чи — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества;

    Счёт —вычисление, определение каких-либо количественных показателей или перечисление элементов последовательности чисел;

    Программа реализуется в четыре блока. Первый блок включает в себя диагностику и формирование группы. Второй включает в себя 2 основных раздела. Третий блок – диагностика в середине года. Курс занятий завершается четвертым блоком, в который входит повторная диагностика детей с целью оценки эффективности программы.

    Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

    При работе по данной программе учитывается возрастные особенности детей. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 3 до 5 лет.

    Режим занятий

    Занятия проходят  2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30-35 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 72.

    Ожидаемые результаты:

    В результате воспитанники должны ЗНАТЬ:

    Геометрические фигуры – круг, шар, квадрат, куб, овал, прямоугольник;

    Буквы алфавита;

    Понятие "один - много", "столько же", «больше», «меньше», поровну», «уже», «шире», «выше», «ниже», Длиннее, короче, «раньше», «позже», «вверху», «внизу», «слева», «справа», «посередине», «внутри», «снаружи», «впереди», «сзади», ;

    Предлоги «На», «над», «под»;

    Эмоции радость, страх, злость;

    Счет от 1 до 5;

    Сказку «Колобок», "Петушок и бобовое зернышко";

    Должны УМЕТЬ:

    Сравнивать предметы больше – меньше;

    Считать до 5;

    Узнавать чувства по лицу, голосу;

    Прогнозируемые результаты и способы проверки:

    Структура  диагностического обследования состоит из трех срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч), в середине и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).

    Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента воспитанников от общего количества детей в группе, которые улучшили показатели от начала к концу совместной работы.

    Для контроля эффективности програмы используются следующии методы психологической диагностики:

    • Метод наблюдений;
    • Психологическая беседа, интервью;
    • Психологические тесты:
    • Методика «Летает, ездит, плавает»;
    • Методика «Нелепица»;
    • Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор;
    • Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;
    • Постройка пирамиды;
    • Опросник адаптации для детей и родителей;


    Учебно-тематический план

    Название темы

    Количество часов

    всего

    теоретические

    практические

    1

    Раздел 1. Счёт

    10

    21

    31

    2.

    Раздел 2. Развитие речи

    10

    21

    31

    3

    Диагностика

    0

    6

    6

    Итого

    20

    52

    72


    Содержание тем

    Тема

    Содержание

    Часы

    Формы работы

    Методическое обеспечение

    Счёт

    30

    1

    Знакомство с понятиями "один - много";

    Проект: Тема "Чувства". Работа с гербарием. Создание коллективного сказочного дерева;

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Бумага, клей, карандаш, ручка, картинки с эмоциями, карточки с понятиями "один - много"

    2

    Сравнение совокупностей предметов по кол-ву. Понятие "столько же". 
    Проект: Тема "Веселые - грустные". Рисование: осваиваем технику "Примакивание".

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Бумага, клей, карандаш, ручка, картинки с эмоциями, карточки с понятиями «столько же»

    3

    Столько же. Больше. Меньше.

    Проект: Тема "Веселые - грустные". Мастерская: панно "Дерево".

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Бумага, клей, карандаш, ручка, картинки с эмоциями, карточки с понятиями "больше», «меньше»

    4

    Столько же. Больше. Меньше. 

    Проект: Тема "Веселые - грустные". Мастерская: Мозаика из пуговиц

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Бумага, клей, карандаш, карандаш, картинки с эмоциями, карточки с понятиями "больше», «меньше»

    5

    Столько же. Больше. Меньше. 

    Проект: Тема "Веселые - грустные". Рисование: Дорожка из осенних листьев.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Бумага, клей, карандаш, карандаш, картинки с эмоциями, карточки с понятиями "больше», «меньше», сухие осенние листья

    6

    Счёт: Свойства предметов. Счет до двух. 
    Проект: Музыкальный урок. Мастерская: Веселая мозаика.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Бумага, клей, карандаш, карандаш, картинки для счета

    7

    Счёт: Счет до двух. Цифры 1 и 2. 
    Проект: Тема "Страшный - веселый". Мастерская: Венок из осенних листьев.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Бумага, клей, карандаш, картинки для счета, картинки с эмоциями, сухие осенние листья

    8

    Счёт: Длиннее, короче. 
    Проект: Тема "Радуется - боится". Рисование: Лебедь.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Бумага, клей, карандаш, картинки с эмоциями, картинки для понятия «длиннее», «короче» 

    9

    Счёт: Круг. 
    Проект: Тема "Радость, страх, злость". Рисование: образы неба.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Круг из картона, карточки эмоций, краски, бумага, карандаш

    10

    Счёт: Шар. 
    Проект: Развитие тактильных ощущений и позитивных черт характера. Рисование: Облака.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Шарообразные предметы, бумага, карандаш, вата, клей

    11

    Счёт: Шире, уже. 
    Проект: Тема "Радость, страх, злость". Рисование: Божья коровка.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Картинки с понятиями «шире», «уже», карточки эмоций, картинка божьей коровки

    12

    Счёт: Счет до трех. Число 3. 
    Проект: Тема "Узнаю чувство по голосу". Рисование: Красно солнышко.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, картинки для счета, краски, бумага, карандаш

    13

    Счёт: Цифра 3. 
    Проект: Лаборатория: Термометры. Мастерская: зимние пейзажи из ваты.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    картинки для счета, термометры, картинки из ваты, бумага, клей, вата

    14

    Счёт: На, над, под. 
    Проект: Театральный урок: репетиция сказки "Колобок". Мастерская: Ежик из мандарина.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Текст сказки «Колобок», мандарин, картинки для понятия «на», «над», «под», маски животных по сказке колобок

    15

    Счёт: Выше, ниже. 
    Проект: Театральный урок: постановка сказки "Колобок". Мастерская: Рождественская птичка (*Поделка "Серебряный ангел").

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Текст сказки «Колобок», картинки для понятий «выше», «ниже», цветная бумага, ножницы, клей, маски животных по сказке колобок

    16

    Счёт: Раньше, позже. 
    Проект: Музыкальный урок. Рисование: Поросенок Пятачок.

    1

    пояснение, беседа, вопрос, ответ, напоминание, обыгрывание

    бумага, карандаш, краски, музыка, картинка пятачка, картинки для понятия «раньше», «позже»

    17

    Счёт: Счет до четырех. Число 4. Цифра 4. 
    Проект: Тема "Узнаю чувство по лицу". Рисование: Заяц - Длинные уши.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, картинки для счета, картинку зайца, бумага, карандаш, краски

    18

    Счёт: Квадрат. 
    Проект: Тема "Узнаю чувство по походке". Тренировка тактильных ощущений. Мастерская: Изразцы на счастье.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Картинку квадрата, карточки эмоций, бумага, карандаш

    19

    Счёт: Куб. 
    Проект: Тема "Забота". Рисование: получение зеленого, оранжевого и голубого цветов.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Фигуру куба, бумага, карандаш, краски

    20

    Счёт: Вверху, внизу. 
    Проект: Тема "Радость, любовь". Рисование: Радуга.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    бумага, карандаш, краски, рисунок радуги, картинки с понятиями «вверх», «внизу»

    21

    Счёт: Слева, справа, посередине. 
    Проект: Тема "Кто как обижается". Мастерская: Аппликация с использованием стружек.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    картинки с понятиями «слева», «справа», «посередине», карточки эмоций, стружка, бумага, клей, карандаш

    22

    Счёт: Счет до пяти. Число и цифра пять. 
    Проект: Тема "Пожалей обиженного". Рисование: фантазии из кляксы.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    картинки для счета, карточки эмоций, бумага, карандаш, краски, трубочки

    23

    Счёт: Внутри, снаружи. 
    Проект: Музыкальный урок. Мастерская: Коллаж.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    бумага, карандаш, цветная бумага, клей, ножницы, картинки с понятиями «внутри»,  «снаружи»

    24

    Счёт: Впереди, сзади. 
    Проект:Тема "Поссорились - помирились". Рисование: Золотые яблоки.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    бумага, карандаш, краски, картинки с эмоциями, картинка с золотыми яблоками, картинки с понятием «впереди», «сзади»

    25

    Счёт: Пара. 
    Проект: Тема "Разозлился - поссорился". Рисование: Чудо-Цветок

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    бумага, карандаш, краски, карточки эмоций, картинки с понятием «пара»

    26

    Счёт: Овал. 
    Проект: Тема "Помирились все". Рисование: Винни-Пух.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Рисунок «Винни-Пуха», бумага, карандаш, краски, фигура из картона овал

    27

    Счёт: Прямоугольник. 
    Проект: Тема "Природа умеет чувствовать". Рисование: Музыкальные зарисовки.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    бумага, карандаш, краски, фигура из картона прямоугольник, музыка

    28

    Счёт: Числовой ряд. 
    Проект: Тема "Чувства природы". Рисование: веточка рябины.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    картинки для счета, бумага, карандаш, краски, веточка  рябины

    29

    Счёт: Порядковый счет. 
    Проект: Театральный урок: репетиция сказки "Петушок и бобовое зернышко". Рисование: Золотая рыбка.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    картинки для счета, бумага, карандаш, краски, рисунок золотой рыбки, текст сказки «Петушок и бобовое зернышко», маски

    30

    Счёт: Игра - путешествие. 
    Проект: Рисование: Цветы весны. Театральный урок: постановка сказки "Петушок и бобовое зернышко".

    2

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Карта для путешествий, бумага, карандаш, краски, текст сказки «Петушок и бобовое зернышко», маски, картинки цветов

    Развитие речи

    30

    1

    Знакомство с буквой "А". Сказка "Доктор Айболит". 

    Проект: Тема "Чувства". Работа с гербарием. Создание коллективного сказочного дерева

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «А», текст сказки «Айболит», цветная бумага, карандаш, клей, ножницы

    2

    Знакомство с буквой "Л", тема: Лето. 

    Проект: Тема "Веселые - грустные". Рисование: осваиваем технику "Примакивание".

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «Л», картинки лета,  бумага, краска, карандаш

    3

    Знакомство с буквой "Д", тема: Деревья

    Проект: Тема "Веселые - грустные". Мастерская: панно "Дерево".

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «Д», бумага, клей, цветная бумага, ножницы

    4

    Знакомство с буквой "Т", тема: Тишина. 

    Проект:Тема "Веселые - грустные". Мастерская: Мозаика из пуговиц

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «Т», пуговицы

    5

    Знакомство с буквой "О", тема: Осень. 

    Проект: Тема "Веселые - грустные". Рисование: Дорожка из осенних листьев.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «О», высушенные осенние листья, клей, бумага

    6

    Развитие речи: Знакомство с буквой "У", тема: Улыбка.

    Проект: Музыкальный урок. Мастерская: Веселая мозаика.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «У», музыкальное сопровождение, мозаика

    7

    Развитие речи: Знакомство с буквами "И, Й", тема: Инструменты. 
    Проект: Тема "Страшный - веселый". Мастерская: Венок из осенних листьев.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «И, Й», картинки инструментов, бумага, высушенные осенние листы, клей

    8

    Развитие речи: Знакомство с буквой "П", тема: Птицы. 
    Проект: Тема "Радуется - боится". Рисование: Лебедь.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «П», картинка лебедя, птиц, бумага, краски

    9

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Б", Тема: Бабочки. 
    Проект: Тема "Радость, страх, злость". Рисование: образы неба.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «Б», картинка бабочки, бумага, краски

    10

    Развитие речи: Знакомство с буквой "М", тема: Мама. 
    Проект: Развитие тактильных ощущений и позитивных черт характера. Рисование: Облака.

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «М»,  бумага, краски

    11

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Н", тема: Насекомые. 
    Проект: Тема "Радость, страх, злость". Рисование: Божья коровка.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «Н», бумага, краски, картинка Божьей коровки

    12

    Развитие речи: Знакомство с буквой "С", тема: Солнышко. 
    Проект: Тема "Узнаю чувство по голосу". Рисование: Красно солнышко.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «С», бумага, краски

    13

    Развитие речи: Знакомство с буквой "З", тема: Зима. 
    Проект: Лаборатория: Термометры. Мастерская: зимние пейзажи из ваты.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «З», термометр, вата, бумага, клей

    14

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Г", тема: Грибы. 
    Проект: Театральный урок: репетиция сказки "Колобок". Мастерская: Ежик из мандарина.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Г», картинки грибов, мандарины, бумага, краски

    15

    Развитие речи: Знакомство с буквой "К", тема: Краски. 
    Театральный урок: постановка сказки "Колобок". Проект: Мастерская: Рождественская птичка (*Поделка "Серебряный ангел").

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «К», бумага, краски, текст сказки «колобок», маски, клей, цветная бумага, ножницы

    16

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Х", тема: Хоз. двор (Домашние животные). 
    Проект: Музыкальный урок. Рисование: Поросенок Пятачок.

    1

    пояснение, беседа, вопрос, ответ, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Х»,  картинки животных домашних, артинка пяточка, бумага, краски, музыка

    17

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Ж", тема: Животные. 
    Проект: Тема "Узнаю чувство по лицу". Рисование: Заяц - Длинные уши.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «Ж», картинки животных, зайца, бумага, краски

    18

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Ш", тема: Шутки, шалости. 
    Проект: Тема "Узнаю чувство по походке". Тренировка тактильных ощущений. Мастерская: Изразцы на счастье.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «Ш», бумага

    19

    Развитие речи: Знакомство с буквами "Е, Ё", тема: Сказка про ёжика Витю. 
    Проект: Тема "Забота". Рисование: получение зеленого, оранжевого и голубого цветов.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Е, Ё», текст сказки про ежика Витю, бумага, краски

    20

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Р", тема: Радуга. 
    Проект: Тема "Радость, любовь". Рисование: Радуга.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки эмоций, карточки с буквой «Р», Рисунок радуги, бумага, краски

    21

    Развитие речи: Знакомство с буквой "В", тема: Вежливость. 
    Проект: Тема "Кто как обижается". Мастерская: Аппликация с использованием стружек.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «В», картинки вежливости, цветная бумага, клей, ножницы, стружки

    22

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Ф", тема: Фантазии. 
    Проект: Тема "Пожалей обиженного". Рисование: фантазии из кляксы.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Ф»,бумага, краски, карточки эмоций

    23

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Ч", тема: Человек. 
    Проект: Музыкальный урок. Мастерская: Коллаж.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Ч»,бумага, краски, цветная бумага, клей, ножницы

    24

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Щ", тема: Щедрость. 
    Проект: Тема "Поссорились - помирились". Рисование: Золотые яблоки.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Щ», картинка щедрости, бумага, краски

    25

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Ц", тема: "Цветик-семицветик". 
    Проект: Тема "Разозлился - поссорился". Рисование: Чудо-Цветок

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Ц», бумага, карандаш, картинки эмоций

    26

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Э", тема "Эльфы, сказочные существа". 
    Проект: Тема "Помирились все". Рисование: Винни-Пух.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Э», картинки эльфов и сказочных существ, карточки эмоций, картинки Винни-Пуха, бумага, краски

    27

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Ю", тема: Времена года. 
    Проект: Тема "Природа умеет чувствовать". Рисование: Музыкальные зарисовки.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Ю», картинки времена года, музыка, бмага, краски

    28

    Развитие речи: Знакомство с буквой "Я", тема: Ягоды, фрукты. 
    Проект: Тема "Чувства природы". Рисование: веточка рябины.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Я», картинки ягод, фрукты, бумага, краски, веточка рябины, карандаш

    29

    Развитие речи: Знакомство с буквами "Ь, Ъ, Ы", тема: Рыбы, Сказка о Рыбаке и рыбке. 
    Проект: Театральный урок: репетиция сказки "Петушок и бобовое зернышко". Рисование: Золотая рыбка.

    1

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    карточки с буквой «Ь,Ъ,Ы», текст сказки "Петушок и бобовое зернышко", маски, текст сказки о Рыбаке и рыбке

    30

    Развитие речи: Повторение алфавита, тема: Весна, признаки весны. 
    Проект: Рисование: Цветы весны. Театральный урок: постановка сказки "Петушок и бобовое зернышко".

    2

    беседа, вопрос, ответ, пояснение, напоминание, обыгрывание

    Алфавит,  текст сказки "Петушок и бобовое зернышко", маски, краски, бумага

    Изучение личности ребенка с ОВЗ

    Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

    6

    Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

    Тетради, бланки

    Итого

    72


    Методическое обеспечение программы.

    Формы, методы работы.

    Занятия с детьми с ОВЗ проходят в форме игр с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные), этюдов, импровизаций, чтений художественных произведений, обсуждений, беседах, дискуссиях. Так же широко используется изобразительная деятельность, игры с реальными предметами, картинками, мозаикой, задания в тетради, дидактические игры, дыхательная гимнастика и проч.

    Каждое занятие можно условно разделить на три этапа. Первый этап необходим для того, чтобы сплотить группу, настроить на занятия,  сформировать уверенное поведение, поднять самооценку. Занятие в группе начинается с ритуала приветствия. Он помогает снять напряжение, повысить интерес ребенка к занятию, настроить детей на совместную работу. Второй этап – собственно развивающий – содержит игры и упражнения для формирования и коррекции различных компонентов когнитивной сферы. Заканчивается занятие подведением итогов, обсуждением результатов работы детей, ритуалом прощания.

    Представленные в программе материалы делятся на три базовые составляющие: Обучение счёту, Развитие речи и Проект.

    Обучение счёту.

    В данном разделе используется сочетание методики Л.Г. Петерсона с заданиями и упражнениями, направленными на:

    - Формирование навыков чувствования различных временных отрезков, таких как минута, две минуты, три минуты, полминуты;

    - Развитие фантазии и воображения с помощью цикла авторских упражнений под общим названием "Клуб Фантазёров";

    - Умение нестандартно мыслить и находить правильное решение (система ТРИЗ);

    - В процессе обучения мы делаем акцент не только на зрительном восприятии, но также на слуховом и тактильном (ощущение от прикосновения).

    Развитие речи.

    Блок "Развитие речи" реализует следующие задачи:

    - Знакомство детей с буквами и звуками русского языка;

    - Развитие мелкой моторики;

    - Развитие речи и словарного запаса ребенка;

    - Усвоение основных морально-нравственных постулатов, дающих ребенку определенные жизненные ориентиры и способствующих воспитанию позитивных привычек и черт характера;

    - Основы логопедии и развитие артикуляционного аппарата.

    При обучении дети преимущественно прорабатывают основные темы, необходимые для расширения словарного запаса и кругозора. На уроках обсуждаются такие темы, как "животные", "птицы", "деревья", "насекомые", "рыбы", "цветы", "цвета", "времена года" и т.д. Здесь же проходит первое интуитивно-эмоциональное знакомство с русским алфавитом. Посредством тактильных ощущений дети запоминают начертания букв и вырабатывают позитивное отношение к их изучению.

    В этом блоке представлено огромное разнообразие заданий: работа с загадками, стихами, сказками, речевые игры, просмотры диафильмов и видеоматериалов, театральные постановки.

    Проект.

    В мире, где человек зачастую не знает, из чего приготовлены те или иные продукты-полуфабрикаты, как и откуда в его дом поступает вода и электричество, из чего сделаны синтетические ткани, - дети чувствуют себя особенно неуверенно. Им необходимо знать, как построить дом, испечь хлеб, соткать полотно. Дети хотят знать, как устроен мир, в который они пришли, и потому в нашей программе важное место занимает блок занятий под названием "Проект".

    "Проект" - это комплекс занятий, на которых дети учатся понимать и любить окружающий их мир. В этой теме представлены следующие разделы:

    -"Лаборатория" - На этих занятиях дети поставят элементарные опыты с водой, воздухом, землей и огнем, познакомятся с миром растений и научатся делать гербарии, а также изучат устройства бытовых приборов и инструментов, таких как градусник, лупа, часы, бинокль, компас, миксер;

    - "Мастерская" - Здесь дети изготавливают поделки из природных материалов, постигают основы лепки, живописи, аппликации, мозаики ;

    - "Самообслуживание" - Здесь ребята учатся завязывать узелки и бантики, застегивать пуговицы, складывать одежду, мыть посуду, чистить зубы и убираться. Особые "кулинарные" уроки научат детей готовить простейшие кулинарные шедевры;

    - "Музыка и театр". На этих уроках дети познакомятся с основами ритма, научатся играть на простейших музыкальных инструментах и слушать других. Кроме того, 9 уроков посвящено театральному искусству, где дети попробуют себя с роли актеров, участвующих в постановках игрового, кукольного и теневого театров;

    -"Психологические уроки" - научат ребят понимать свои эмоции и справляться со страхами и фобиями. Кроме того, в процессе занятий у детей формируется позитивная "Я"-концепция, а также умение работать в коллективе.

    В программе использованы элементы методик Марии Монтессори, Вольфдорфской системы, методики Л.Г. Петерсона, О. Хухлаевой, Е. Железновой, Т. Копцевой. Каждое занятие обязательно содержит блок игр, развивающих внимание, память, мышление, фантазию, речь.

    Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе «Копилка» тренера.

    К основным методикам организации учебно-воспитательного процесса относятся:

    1. Словесные: педагогическая оценка, поощрение, вопросы, указания, объяснение, пояснение, общение шепотом, рассказ, создание проблемной ситуации, проговаривание, эмоциональное восклицание, рекламная деятельность (Ребята, сегодня нас ждет…);

    2. Наглядные: Наблюдение за предметом, за действием персонажа, реклама продукта предстоящей деятельности, приемы поощрения;

    3. Игровые: дидактические игры, воображаемые ситуации в развернутом виде, игры с движениями, неожиданные звуковые сигналы, игры путешествия, игры-инсценировки, игры-драматизация;

    4. Практические: поручения, помощь герою, помощь руководителю, забывчивый руководитель, ошибающиеся педагоги, упражнения(конструктивные, подражательные, творческие), показ работ друг другу, соревнование, «раскрыть тайну», загадки, загадывание слова, фокусы, эксперименты, опыты, исследовательские задачи, общение жестами.

    Дидактический материал:

    N п/п

    Название

    1.  

    Картотека на коррекцию и развитие мышления

    Картотека на коррекцию и развитие памяти

    Картотека на коррекцию и развитие воображения

    Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук

    Картотека пальчиковых гимнастик

    Картотека на коррекцию и развитие внимания

    Картотека дыхательных гимнастик

    Игры на коррекцию внимания

    Картотека минут релаксации

    10 

    Диагностический набор

    11 

    Разрезные картинки разной конфигурации

    12 

    Набор геометрических форм и предметов

    13 

    Картотека с целью коррекции и развития эмоциональной сферы

    14 

    Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся

    Материально-технические условия.

    1. Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер.
    2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
    3. Материалы для занятий: тетради в клетку 18 листов; цветные карандаши (12 цветов); краски; ручки шариковые; бумага для ксерокса.

    Литература, использованная для разработки программы.

    1. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб.,1994.
    2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)
    3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей./Под ред. проф. Т.Б. Филичевой.— М.:"Гном-Пресс",1999.—64с.
    4. Боскин Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.
    5. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. – 2002. – №6 – с. 116-122.
    6. Игры, обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского. – М., 1994.
    7. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с
    8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: Просвящение, 19990.- 191 с.
    9. Лаврова Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90 с
    10. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1999.
    11. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1992.
    12. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с центральным поражением. – М., 1981.
    13. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для вузов /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003.
    14. Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
    15. Специальная дошкольная педагогика. Учеб. пособие для вузов /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
    16. Щеткина Г.Ф.Основы обучения и воспитания детей с комплексными дефектами: Учебно-методические рекомендации. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007.
    17. http://festival.1september.ru/articles/210412/
    18. http://detirazumeiki.9bb.ru/viewtopic.php?id=1760

    Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

    1.        А.Р. Маллер. "Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей". М.: АПК и ПРО, 2002. -64с.;

    2.        Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью.  Минск: БелАПДИ, 1996.— 108 с.;

    3.        Аппе Ф.  Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д. В. Ермолаева.  М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия);

    4.        Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Морозова С.С. Издательство: Владос, 2010, с. 176.;

    5.        Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.СПб.: Питер, 2008, с.320.;

    6.        Баенская Е.Р. Помощь в воспита-нии детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст).  М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.;

    7.        Баум Хайке.  Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, 2002.— 144 с.;

    8.        Бациев В., Дименштейн Р., Кантор П., Ларикова И. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот». — М.: Теревинф, 2007. – 112 с.;

    9.        Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.;

    10.        Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. / Пер. с англ. О.Ю. Поповой – Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.– 112 с. – (Особый ребенок);

    11.        Бирте Борре, Кристер Ларссон и Гуннар Франсом. Эпилепсия. Вопросы и ответы. Минск: БелАПДИ;

    12.        Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Издательство: Academia, 2003, с. 144.;

    13.        Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. "Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях".М.: Изд-во Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008.—208 с.;

    14.        Валентина Ласлоцки. «Мой маленький Будда». Теревинф, 2009.;

    15.        Вейс Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой.М.: Московский Центр вальдорфской  педагогики, 1992, 168 с.;

    16.        Вернер Дэвид. "Реабилитация детей-инвалидов". «Филантроп», 1995;

    17.        Визель Т.Г. Аномалии речевого развития. (В помощь родителям). Издательство: М., В. Секачёв, 2011, с.46.;

    18.        Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Коняева Н.П. , Никандрова Т.С. Издательство: Владос, 2010, с. 199;

    19.        Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. Янн П.А. Издательство: Academia, 2003, с. 248;

    20.        Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Бгажнокова И.М. , Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Издательство: Владос, 2010, с. 239;

    21.        Гальего Р. Я сижу на берегу. М.: Лимбус Пресс, 2005. - 356 с.;

    22.        Грин Росс В.  Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. Пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. М.: Теревинф, 2008. – 264 с.;

    23.        Грэндин Т., Скариано М.   Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма;

    24.        Гудхарт П. Джинни и ее дракончик. Пер. с англ. О. Белозерова; М.: ОГИ, 2002. — 120 с. — (Мы вместе);

    25.        Дети - "тюфяки" и дети - "катастрофы".  Мурашова Екатерина. Издательство: Рама Паблишинг, 2010;

    26.        Дети с комплексными нарушения-ми в развитии: педагогическая помощь.    Жигорева М.В. Издательство: Academia, 2006, с. 240;

    27.        Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. Издательство: НИИ школьных технологий, 2008, с.192;

    28.        Дети с синдромом Ретта.  Под ред. М.С. Дименштейн. Перевод с франц. Н. Ливандовской, Ю. Пузырей, В. Архангельской.М.: Теревинф, 2009. - 264 с.;

    29.        Дилигенский Н. "Слово сквозь безмолвие". М.: Центр лечебной педагогики, 2000, с.96;

    30.        Доман  Глен  "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" Рига, Теревинф, Juridiskais birojs Vindex, SIA, 2007, 329с;

    31.        Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Автор: Головчиц Л.А. Издательство: Владос, 2010, с. 319;

    32.        Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек: повесть. М.: Дет. лит., 1975. – 185 с.: ил.;

    33.        Зимина Л.: Солнечные дети с синдромом Дауна.М.: Эксмо, 2010;

    34.        Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Автор: Баряева Л.Б. , Овчинникова Т.С. , Черная О.В.  Издательство: Каро, 2010,  с. 248;

    35.        Издательство: Каро, 2005, с. 336;

    36.        Исенина Е.И. "Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни". М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. — 80 с;

    37.        Каган Г. Окно в другое измерение.Иеру салим: Филобиблон, 2009. – 52 с., фото;

    38.        Карвасарская Е.Е.   Книга: "Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы… Книга для тех, чья жизнь связана с аутичны-ми детьми."  М.: Генезис, 2010;

    39.        Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми.  М.: Теревинф, 2003.— 70 с.;

    40.        Каролина.  Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Аттермиер С.М. , Дженс К.Г. , Джонсон-Мартин Н.М. , Хаккер Б.Дж.

    41.        Кафенгауз Б.Ю. Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания. М.: практическая медицина, 2008. – 208 с., 34 илл.;

    42.        Качесов В. А.   ДЦП. Основы интенсивной реабилитации. Издательство: ЭЛБИ-СПб .,  2005, с. 130.;

    43.        Келлер Е.А. История моей жизни. Перевод с английского Е.Ф.Левиной, Изда-тельство: Захаров, 2003г., 270 стр.;

    44.        Киз Д. Цветы для Элджернона.  Пер. с англ. С. Шарова. – М.: ЭКСМО; Спб.: Домино, 2007. – 313 с.;

    45.        Киллили М. Детский церебраль-ный паралич: История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь: Повесть. Пер. с англ. И. Сендерихиной. СПб.: Питер КОМ, 1998. –288 с.;

    46.        Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. Л.В. Хариной. – М.: Теревинф, 2006. – 112 с.;

    47.        Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Перевод с немецкого К. А. Шарр, М., Тере-винф, 2010, с. 240;

    48.        Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2004, с.136.;

    49.        Кондуктивная педагогика А.Пете: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Финк А. Издательство: Academia, 2003, с. 136.;

    50.        Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Дружинина Л.А. Издательство: Экзамен, 2006, с. 156.;

    51.        Кочеткова Н.А., Аксёнова Е.В., Петренко В.М.   Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи. Издательство В. Секачев, 2011, с.136.;

    52.        Крапивин В. Самолет по имени Сережка. Издательство: Центрполиграф, Москва, 2001;

    53.        Крапивин В.П. Та сторона, где ветер: повесть. М.: Дет. лит., 1985. – 286 с.;

    54.        Красный Ю. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Издательство 000 «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» Москва, 2006, 204 стр.;

    55.        Кроуфорд Ч. Бег на трех ногах: повесть.  Пер. с англ. М. Литвиновой. – М.: Дет. лит, 1980. – 111 с.;

    56.        Кулидж С. Что Кейти делала. М.: АСТ, Астрель, 2010г. 832 стр.;

    57.        Леймбах М. Дэниэл молчит. Пер. с англ. Е. Ивашина. - М. : Фантом-Пресс, ЭКСМО, 2008. - 352 с. - (Воспитание чувств);

    58.        Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье". М. Просвещение, 1991, -319 с.;

    59.        Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Теревинф, 2009, с. 144.;

    60.        Литтл Д. Неуклюжая Анна. Пер. с англ. О. Бухиной;  худож. М.Патрушева. - М. : Центр "Нарния", 2005. - 240с.: ил. - (Тропа Пилигрима);

    61.        Литтл Д. Слышишь пение?Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М. Патрушева. – М.: Центр «Нарния», 2006. – 314 с.;

    62.        Лупан Сесиль  Поверь в свое дитя. Пер.  Дюшен Е. И., Издательство: Азбука, 2010 г.;

    63.        Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.;

    64.        Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М.: ОГИ, 2003. – 372 с. – (Мы вместе).;

    65.        Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. Степанова О.А. Издательство: Academia, 2003, с. 272.;

    66.        Методика обучения глухих детей произношению. Волкова К.А. , Казанская В.Л. , Денисова О.А. Издательство: Владос, 2008, с. 224.;

    67.        Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Головчиц Л.П. , Носкова Л.П.  Издательство: Владос, 2004, с. 344.;

    68.        Монтессори-терапия. Опыт и перспективы развития. Изд. В. Секачев, 2010, с. 160;

    69.        Моржина Елена. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. Теревинф, 2006г.;

    70.        Тамара Крюкова.  Костя+Ника Издательство: Аквилегия-М, 2009, с.320.;

    71.        Э.И Леонгард.  Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. II Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве" , М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.–80 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

    Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

    Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 4-5 лет (включительно)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей, профилактической и прсветительской работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ОНРПрограмма предназначена для детей 4-5 лет (включительно)...

    Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет (включительно)

    Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительскойющей работыв группе компенсирующей направленностидля детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 5-6 лет (включител...

    Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактической и просветительской работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-8 лет (включительно)

    Рабочая программа коррекционно-развивающей,профилактическойи просветительской работы в группекомпенсирующей направленности для детей с ТНРПрограмма предназначена для детей 6-8 лет (вклю...

    Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".

    Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...